профилактика нервно-психического напряжения у социальных работников

Профилактика нервно-психического напряжения у социальных работников

 

Взгляд на социального работника как на человека, не имеющего права на ошибку, затрудняет его профессиональный и личностный рост, приводит к эмоциональному сгоранию. Право помогать другому эмоционально незрелому человеку дает ощущение власти и непогрешимости, которое действует как наркотик. Противопоставить этому можно только осознание собственного несовершенства и готовность к изменениям.

         В каждом коллективе есть люди, способные к профессиональному и личностному росту, свободные от догм и стереотипов. Именно они помогают своим клиентам преодолеть проблемы. Этим людям удается не только сделать помощь людям более эффективными, но и получать удовольствие от своей работы. Изучение их личностных особенностей, а также анализ результатов отечественных и зарубежных исследований позволило выделить блок профессионально важных качеств, среди которых такие, как ценностные ориентации, психоэмоциональное состояние, самооценка и уровень субъективного контроля.

            На основе этих параметров был создан психологический портрет социального работника. Хороший социальный работник справедлив и честен перед собой, своими клиентами и коллегами, он чувствует состояние другого человека, умеет наладить контакт с каждым человеком. Он гибок, то есть, способен проявлять большую жесткость или мягкость в зависимости от ситуации. Он умеет задавать вопросы, может показать свою компетентность, при этом, демонстрируя желание помочь.

Суммируя качества, необходимые для эффективной работы социального работника, выделим следующие:

1. Принятие каждого человека, признание и уважение его как личности,

2. Благополучное психоэмоциональное состояние.

3. Позитивное самовосприятие.

4. Личностно ориентированный подход, гибкость, спонтанность поведения.

5. Ответственность.

Эмоциональное выгорание – это неминуемое последствие неадекватного разрешения стресса на рабочем месте и профессионального кризиса. Непрекращающееся воздействие на человека стрессовых ситуаций приводит к интеллектуальному, душевному и физическому переутомлению.

Вместе с тем каждый социальный работник ощущает влияние таких характеристик деятельности как:

- высокая интенсивность общения с людьми и дефицит времени в работе с клиентами;

- принятие решения в условиях недостоверной информации (т.е. обмана со стороны клиента);

- повышенная критичность (открытые нападки) со стороны клиента;

- роль «козлов отпущения» - работники выступают как объект, на который население «сбрасывает» свои негативные эмоции из-за сложившейся в стране ситуации и положения, в котором они оказались.

Практика показывает, что подобные вопросы ориентированы главным образом на выявление актуального эмоционального состояния (тревожности, депрессивности, общего самочувствия и др.) либо конкретных эмоциональных характеристик личности (эмоциональной направленности, тревожности фрустрированности, агрессивности и др.) с помощью опросников.

Методические подходы следующие:

  1.              I.                  Использование методик, направленных на выявление нервно-психического напряжения, приводящих к эмоциональному «выгоранию» у сотрудников. Индивидуальный подход к процессу выявления и оказания помощи гражданам, испытывающим эмоциональное напряжение. Автоматизация процедуры тестирования может обеспечить возможность многократного использования данных, внесенных в информационную систему.
  2.           II.                  Использование психокоррекционных методик, направленных на минимизацию нервно-психического напряжения, оказание психологической помощи.

Нервное напряжение является одним из самых энергоемких процессов у человека в период активности. Существуют различные способы снижения уровня нервного напряжения. В силу того, что в процессе эволюции (развития) нервное напряжение тесно сопрягалось с мышечным, одним из таких способов достижения нервно-психической релаксации является мышечная релаксация, то есть полное расслабление мышц тела. Нервное напряжение хоть и порождает мышечное, но привычно существующая активность даже некоторых мышечных групп (так называемые "мышечные зажимы") поддерживает существование непродуктивного нервного напряжения в тех ситуациях, когда оно уже перестало быть целесообразным. Длительно существующее нервное напряжение чревато срывом нервной деятельности.

Лечебный эффект, основанный на действии релаксации, заключается в достижении состояния покоя и отдыха (нервно-психической релаксации), ведущим в свою очередь к восстановлению сил и энергии.

 

Алгоритм работы с людьми, испытывающими нервно-психическое напряжение:

  • Ø предварительный контакт с человеком, обратившимся за помощью;
  • Ø выполнение клиентом нескольких предварительных условий;
  • Ø диагностика;
  • Ø индивидуальная (или в микрогруппе) беседа с клиентом о характере его проблемы;
  • Ø групповая беседа о сущности проблемы и о путях ее преодоления;
  • Ø индивидуальные указания (отдельным участникам работы);
  • Ø ведение клиентами дневников самонаблюдения;
  • Ø представление письменных отчетов консультанту.

            С содержательной стороны она представляет собой решение ряда комплексных психолого-педагогических задач, осуществляемое консультантом в рамках нескольких базовых методологических принципов.                                                                                                    

Для выявления нервно-психического напряжения можно использовать диагностики:

1. Наблюдение за клиентом. Цель: выявить наличие проблем у специалиста по социальной работе, определить общее эмоциональное состояние и составить психологический портрет.

2. Опрос, анкетирование. Цель: собрать необходимую информацию эмоциональных характеристик личности (эмоциональной направленности, тревожности фрустрированности, агрессивности и др.).

3. Использование психологических методик. Цель: изучить степень нервно-психического напряжения и эмоционального выгорания для определения профилактических мер.

         Множество методик для выявления и оценки уровня нервно-психического напряжения можно разделить на четыре группы.

         Первая группа включает методики, основанные на естественной зависимости между свойствами нервной системы человека и его темпераментом.

         Вторую группу представляют опросники, которые позволяют судить о свойствах темперамента по его практическим действиям и реакциям человека на различные жизненные ситуации.

         К третьей группе методик относятся разного рода тесты - опросники, проективные и др., позволяющие детально исследовать те или иные черты эмоциональной сферы человека, давая им развёрнутую содержательную (качественную) характеристику и количественную оценку степени их развитости.

            Наконец, четвёртая группа включает в себя тесты, основу которых положено то или иное теоретическое представление о структуре личности. Они обычно содержат в себе множество подшкал, позволяющих одновременно оценивать различные личностные качества, входящие в соответствующую структуру.

Для оценки динамики позитивных изменений в психо-эмоциональном состоянии можно использовать следующие диагностические методики:

  1. Двухфакторная модель экстравертированности и нейротизма Г.Айзенка.
  2. Методика самооценки психических состояний (по Г. Айзенку)
  3. Диагностика состояния фрустрированности Вассермана-Бойко.
  4. Шкала самооценки тревожности (Спилбергера-Ханина).
  5. Оценка нервно-психического напряжения (Т.А.Немчин)
  6. Модифицированная форма B опросника FPI.

 

 

 



Просмотров: 393
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Ребенку исполнился 1 год! Диагностика нервно-психического развития.
  • Нервно-мышечная релаксация по Джекобсону для детей
  • ЛФК. Важность сведение на минимум психического напряжения.
  • Нервно-мышечная релаксация
  • Нервно-мышечная релаксация по Джейкобсону (с видео).
  • Роль созависимости в формировании нервно-психических расстройств
  • Модель диагностики уровня психического состояния клиента
  • Комплексный подход к лечению пограничных нервно-психическими расстройств
  • Простые техники релаксации - помощь в состояниях тревоги, напряжения, стресса, при нарушениях сна.
  • Дождь: техники работы по снятию эмоционального напряжения.
  • Проявления агрессивности у дошкольников. Некоторые упражнения для снятия психомышечного напряжения
  • Как с помощью эфирных масел можно определить психологическое состояние человека?
  • Аутотренинг для снятия мышечного и эмоционального напряжения
  • Забытый СПОСОБ избавления от Подавленности, ТРЕВОЖНОСТИ и Напряжения
  • Профилактика эмоционального напряжения и срывов
  • Метод регуляции уровня эмоционального напряжения «Маяк»
  • Снятие псхо-эмоционального напряжения через физическое расслабление мышц. (Инструкция к применению)
  • Супер упражнение для тренинга: знакомство, диагностика, снятие напряжения
  • Стресс: 3 эффективных упражнения для снятия эмоционального и физического напряжения
  • 5 способов избавляться от нервного напряжения.
  • Понимание организма человека как единства психического и телесного
  • Простая методика для снятия напряжения.
  • Как работает механизм психосоматики некоторые советы для снятия напряжения в теле
  • Способы снятия эмоционального напряжения
  • Комплекс упражнений для освобождения от напряжения и тревоги перед сном.
  • РЕГУЛЯЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ КАК КОМПОНЕНТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ЮНЫХ ХОККЕИСТОВ
  • Упражнения для снятия напряжения
  • 3 Телесные практики для снятия напряжения
  • Как проверить себя на уровень напряжения/зажатости? Стресс-тест д-ра Хасая Алиева
  • Упражнение для снятия тотального напряжения "А, пофиг"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь