|
профилактика нервно-психического напряжения у социальных работниковАвтор статьи: Ермакова Елена Юрьевна
Профилактика нервно-психического напряжения у социальных работников
Взгляд на социального работника как на человека, не имеющего права на ошибку, затрудняет его профессиональный и личностный рост, приводит к эмоциональному сгоранию. Право помогать другому эмоционально незрелому человеку дает ощущение власти и непогрешимости, которое действует как наркотик. Противопоставить этому можно только осознание собственного несовершенства и готовность к изменениям. В каждом коллективе есть люди, способные к профессиональному и личностному росту, свободные от догм и стереотипов. Именно они помогают своим клиентам преодолеть проблемы. Этим людям удается не только сделать помощь людям более эффективными, но и получать удовольствие от своей работы. Изучение их личностных особенностей, а также анализ результатов отечественных и зарубежных исследований позволило выделить блок профессионально важных качеств, среди которых такие, как ценностные ориентации, психоэмоциональное состояние, самооценка и уровень субъективного контроля. На основе этих параметров был создан психологический портрет социального работника. Хороший социальный работник справедлив и честен перед собой, своими клиентами и коллегами, он чувствует состояние другого человека, умеет наладить контакт с каждым человеком. Он гибок, то есть, способен проявлять большую жесткость или мягкость в зависимости от ситуации. Он умеет задавать вопросы, может показать свою компетентность, при этом, демонстрируя желание помочь. Суммируя качества, необходимые для эффективной работы социального работника, выделим следующие: 1. Принятие каждого человека, признание и уважение его как личности, 2. Благополучное психоэмоциональное состояние. 3. Позитивное самовосприятие. 4. Личностно ориентированный подход, гибкость, спонтанность поведения. 5. Ответственность. Эмоциональное выгорание – это неминуемое последствие неадекватного разрешения стресса на рабочем месте и профессионального кризиса. Непрекращающееся воздействие на человека стрессовых ситуаций приводит к интеллектуальному, душевному и физическому переутомлению. Вместе с тем каждый социальный работник ощущает влияние таких характеристик деятельности как: - высокая интенсивность общения с людьми и дефицит времени в работе с клиентами; - принятие решения в условиях недостоверной информации (т.е. обмана со стороны клиента); - повышенная критичность (открытые нападки) со стороны клиента; - роль «козлов отпущения» - работники выступают как объект, на который население «сбрасывает» свои негативные эмоции из-за сложившейся в стране ситуации и положения, в котором они оказались. Практика показывает, что подобные вопросы ориентированы главным образом на выявление актуального эмоционального состояния (тревожности, депрессивности, общего самочувствия и др.) либо конкретных эмоциональных характеристик личности (эмоциональной направленности, тревожности фрустрированности, агрессивности и др.) с помощью опросников. Методические подходы следующие:
Нервное напряжение является одним из самых энергоемких процессов у человека в период активности. Существуют различные способы снижения уровня нервного напряжения. В силу того, что в процессе эволюции (развития) нервное напряжение тесно сопрягалось с мышечным, одним из таких способов достижения нервно-психической релаксации является мышечная релаксация, то есть полное расслабление мышц тела. Нервное напряжение хоть и порождает мышечное, но привычно существующая активность даже некоторых мышечных групп (так называемые "мышечные зажимы") поддерживает существование непродуктивного нервного напряжения в тех ситуациях, когда оно уже перестало быть целесообразным. Длительно существующее нервное напряжение чревато срывом нервной деятельности. Лечебный эффект, основанный на действии релаксации, заключается в достижении состояния покоя и отдыха (нервно-психической релаксации), ведущим в свою очередь к восстановлению сил и энергии.
Алгоритм работы с людьми, испытывающими нервно-психическое напряжение:
С содержательной стороны она представляет собой решение ряда комплексных психолого-педагогических задач, осуществляемое консультантом в рамках нескольких базовых методологических принципов. Для выявления нервно-психического напряжения можно использовать диагностики: 1. Наблюдение за клиентом. Цель: выявить наличие проблем у специалиста по социальной работе, определить общее эмоциональное состояние и составить психологический портрет. 2. Опрос, анкетирование. Цель: собрать необходимую информацию эмоциональных характеристик личности (эмоциональной направленности, тревожности фрустрированности, агрессивности и др.). 3. Использование психологических методик. Цель: изучить степень нервно-психического напряжения и эмоционального выгорания для определения профилактических мер. Множество методик для выявления и оценки уровня нервно-психического напряжения можно разделить на четыре группы. Первая группа включает методики, основанные на естественной зависимости между свойствами нервной системы человека и его темпераментом. Вторую группу представляют опросники, которые позволяют судить о свойствах темперамента по его практическим действиям и реакциям человека на различные жизненные ситуации. К третьей группе методик относятся разного рода тесты - опросники, проективные и др., позволяющие детально исследовать те или иные черты эмоциональной сферы человека, давая им развёрнутую содержательную (качественную) характеристику и количественную оценку степени их развитости. Наконец, четвёртая группа включает в себя тесты, основу которых положено то или иное теоретическое представление о структуре личности. Они обычно содержат в себе множество подшкал, позволяющих одновременно оценивать различные личностные качества, входящие в соответствующую структуру. Для оценки динамики позитивных изменений в психо-эмоциональном состоянии можно использовать следующие диагностические методики:
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|