|
Особенности оказания психологической помощи подросткам с задержкой психического развития.Автор статьи: Криводонова Юлия Евгеньевна
Особенности оказания психологической помощи подросткам с задержкой психического развития в условиях школы. Одной из актуальных проблем современной школы является проблема повышения эффективности учебно-воспитательного процесса и преодоление школьной неуспеваемости. Ее решение предполагает совершенствование методов и форм организации обучения, поиск новых, более эффективных путей формирования знаний, которые учитывали бы реальные возможности обучающихся и условия, в которых протекает их учебная деятельность. Особенно актуальной эта проблема становится в связи с появлением альтернативных учебных заведений и введением государственных стандартов на все виды образования. Происходящие социально-экономические изменения в жизни нашего общества, постоянное повышение требований к уровню общего образования обострили и проблему школьной неуспеваемости. Практика показала, что, несмотря на большое внимание, уделяемое совершенствованию содержания образования и методик обучения, оснащению школьных кабинетов современными техническими средствами обучения, улучшению условий труда педагогов, учить всех и учить хорошо при существующей традиционной организации учебного процесса невозможно. Количество обучающихся, которые по различным причинам оказываются не в состоянии за отведенное время и в необходимом объеме усвоить учебную программу, постоянно увеличивается и, по данным разных исследователей, колеблется в пределах 20% – 30% общего числа детской популяции младшего школьного возраста. По данным Министерства образования РФ, 78% школьников нуждаются в специальных формах и методах обучения. Одной из основных причин, способствующих появлению в общеобразовательных школах неуспевающих детей, является задержка их психического развития. В психологической литературе термин ЗПР имеет массу различных модификаций, возникающих в процессе выявления той или иной психопатологии у детей группы риска. Однако, все они сводятся к выделению одной глобальной характеристики психики обучающихся – к их отставанию, застревание на определенных этапах становления и созревания. Задержка психического развития не возникает в подростковом возрасте. Появление отдельных черт отставания от нормально развивающихся сверстников происходит ещё в раннем детстве. Многое в данном аспекте зависит от семьи. При своевременно начатой коррекционной работе с ребёнком, задержка психического развития, как таковая, может быть нивелирована. Однако, к сожалению, не все родители предают значение особенностям психического развития своих детей. Многие даже не задумываются о том, что их дети в силу тех или иных причин становятся неуспевающими в младших классах, приобретают черты, характерные для формирования задержки психического развития. К числу основных механизмов становления и развития психики и личности младших школьников с ЗПР можно отнести преобладание в картине поведенческих реакций иждивенческой установки, которая характеризуется отсутствием интереса к процессу обучения и к учебной деятельности, как к таковой. Данная проблема осложняется тем, что основным ведущим видом деятельности младшего школьника является именно учебная деятельность. В дальнейшем, при отсутствии своевременной квалифицированной помощи, ЗПР усугубляется появлением отставания в формировании тех или иных навыков. В частности, в подростковом возрасте ведущей деятельностью является общение – установление контактов со сверстниками и взрослыми людьми. От умения завоевать свою социальную позицию в подростковом возрасте зависит очень многое в жизни подростка: формируются симпатии и антипатии, дружеские привязанности и интересы обучающихся, но отсутствие грамотной и своевременной психологической помощи подросткам с ЗПР приводит к тому, что они замыкаются в себе, уходят в себя, в свой внутренний мир. Таким образом, неуспеваемость, возникающая на начальных этапах обучения, создает реальные трудности для нормального развития подростка, так как, не овладев основными умственными операциями и навыками в начальной школе, подростки с ЗПР не справляются с возрастающим объемом знаний в средних классах и вследствие усугубляющихся трудностей на последующих этапах выпадают из процесса обучения. В связи с наличием подобной проблемы, необходимо правильно и своевременно диагностировать причины неуспеваемости в каждом индивидуальном случае и по возможности устранять или корригировать их последствия. Это поможет снизить количество детей с ЗПР и будет способствовать их успешной адаптации в социуме. С этой целью, на базе МБОУ «СОШ №40 имени Вячеслава Токарева» предпринята попытка оказания психологической помощи подросткам с ЗПР, обучающихся в классах коррекции. На базе нашего образовательного учреждения была разработана программа КОМПЛЕКСНОГО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ С ОСЛАБЛЕННЫМ ЗДОРОВЬЕМ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ. Целесообразность оказания помощи детям, относящимся к данной группе, объясняется тем, что задержка психического развития подростка напрямую связана с наличием у обучающихся тех или иных отклонений психического и физического планов развития, характеризующих ослабление как психического, так и физического здоровья подростка в целом. Актуальность разработки программы комплексного психолого-педагогического сопровождения подростков с ослабленным здоровьем в условиях нашего образовательного учреждения определяется тем, что изменение социально-экономической ситуации в России в последние десятилетия привело к появлению и обострению различных проблем, касающихся появлению в школах детей с ослабленным здоровьем. Вследствие чего значительные модификации претерпевает система образования и, в первую очередь, осуществляется поиск новых подходов, ориентированных на создание необходимых условий, обеспечивающих полноценное развитие личности подростков, в том числе с ослабленным здоровьем, и их самореализацию в обществе. Во многом данная проблема определяется тем, что в настоящее время в образовательных учреждениях ещё недостаточно разработана система комплексного психолого-педагогического сопровождения подростков с ослабленным здоровьем. Это объясняется тем, что в процессе школьного обучения таких детей педагогами предъявляются требования к ним, идентичные требованиям к обычным подросткам, не имеющим в картине психических проявлений разного рода отклонений, застреваний. В подобной ситуации, подростки с ослабленным здоровьем находятся на более низкой стадии психического развития, так как в силу тех или иных причин, они в своём развитии просто не успевают за своими сверстниками, которые не имеют каких-либо отклонений в картине психического развития. Это приводит к тому, что подростки с ослабленным здоровьем, чаще всего, занимают изолированную позицию, сущность которой заключается в том, что у ребёнка не наблюдается какого-либо ярко выраженного физического дефекта, препятствующего его адаптации в обществе. Однако подростки данной категории уходят в себя, в свой внутренний мир и, чаще всего, становятся изгоями в обществе сверстников. В свою очередь, наличие подобных искажений в картине психических проявлений формирует определенный склад личности, когда мы имеем дело с разного рода комплексами неполноценности, с неадекватно сформированным образом себя, как личности, как гражданина общества. Наличие выше описанных особенностей, наряду с проживанием подростками с ослабленным здоровьем кризиса подросткового возраста, накладывающего отпечаток на картину психического развития и становления, приводит к дезадаптации обучающихся не только в системе школьного обучения, но и впоследствии оказывает негативное воздействие на всю жизнь уже взрослого человека. Говоря о нарушениях такого плана, можно отметить, что изначально подростки, не имеющие определенного физического дефекта, но требующие к себе особого отношения со стороны педагогов, попадают в так называемые коррекционные классы, в которых создаются условия для полноценного развития их психики и личности. Однако основной и глобальной проблемой классов коррекции в системе школьного образования является недостаточное развитие в них системы слаженного психолого-педагогического сопровождения обучающихся, имеющих ослабленное здоровье. Это приводит к тому, что обучение в классах коррекции затрудняет процесс адаптации – приспособления ребёнка с ослабленным здоровьем к постоянно меняющейся жизненной ситуации в целом и накладывает неизгладимый след на картину психического и личностного становления обучаемых. Таким образом, современная ситуация общественного развития способствовала введению в образовательную среду особого процесса, который в разных источниках получил название «поддержка» или «сопровождение». В связи с этим, идея сопровождения ребенка в образовательной среде является актуальной проблемой психолого-педагогической теории и практики. Из всех социальных институтов общества, таких как семья, детский сад, школа, именно образовательные учреждения являются тем базисным институтом, который в существующих условиях призван выступать в роли организатора образовательной среды. Эффективным методом решения актуальных задач сохранения здоровья, развития и образования детей является организация непрерывного комплексного психолого-педагогического сопровождения подростков с ослабленным здоровьем, обучающихся в классах коррекции, на всём их пути прохождения образовательного пространства. Необходимость организации психолого-педагогического сопровождения вызвана тем, что дети с нарушениями в здоровье могут оказаться частично не способными к образованию, а в дальнейшем и к трудовой деятельности в целом. ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ. Оказание всестороннего психологического содействия подросткам с ослабленным здоровьем в процессе их успешной адаптации к постоянно меняющейся жизненной ситуации, а также выбора ими своего дальнейшего жизненного пути. ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ: 1. Снятие внутренних психологических зажимов у подростков с ослабленным здоровьем, приводящих к развитию различных поведенческих установок, препятствующих адаптации в социуме; 2. Формирование у подростков с ослабленным здоровьем стратегии адекватного отношения к себе, как к полноценному человеку, с помощью расстановки ценностных приоритетов; 3. Формирование у подростков мотивационной готовности к обучению в школе, как к неотъемлемому пути их адаптации в социуме; 4. Развитие познавательных интересов у подростков с ослабленным здоровьем, способствующих самостоятельному выбору будущей профессии по окончанию школы; 5. Выявление личностной направленности подростков с ослабленным здоровьем, влияющей на формирование предпочитаемого вида профессии в будущем. 6. Формирование коммуникативной компетентности у обучающихся в различных жизненных ситуациях, способствующей успешности адаптации и самореализации в социуме; 7. Нивелирование негативных эмоциональных состояний, таких, как тревога, агрессия, разного рода немотивированные страхи, препятствующих установлению контакта со сверстниками. Специфика проводимой работы заключается в том, что сама программа психолого-педагогического сопровождения подростков с ослабленным здоровьем в условиях школы заключается в том, что дети, обучающиеся в коррекционных классах, требуют использования в работе психолога индивидуального подхода, заключающегося в создании всестороннего содействия на сильные и слабые стороны каждого обучающегося. В настоящее время, на базе МБОУ «СОШ №40 им. В. Токарева» впервые предпринята попытка ведения не только психологического сопровождения обучающихся с ослабленным здоровьем, но и педагогического. Данное нововведение объясняется тем, что на базе нашего учебного заведения, наряду с проведением уроков по психологии для нормально развивающихся детей подросткового возраста, нами разработана система уроков по психологии для детей, обучающихся в коррекционном классе. Однако специфика такого рода обучения сводится к выбору оптимальных методов обучения данной категории детей. Это объясняется тем, что не все методы и методики преподавания подходят для обучающихся коррекционных классов: необходимо варьирование методов преподавания и совмещение педагогического и психологического аспектов преподавания психологии детям с ослабленным здоровьем. Таким образом, обучение детей с ослабленным здоровьем проводится при использовании специально разработанных нами занятий с элементами тренинга, на которых каждый ребёнок сможет отреагировать своё внутреннее психологическое напряжение, а также сможет принять себя таким, какой он есть на самом деле: со своими достоинствами, особенностями и недостатками. Благодаря занятиям с элементами тренинга, возможно и формирование образа себя у обучающихся в различных жизненных ситуациях, что является неотъемлемым компонентом их адаптации в школьной ситуации и дальнейшей социализации по окончанию школы. Реализация программы психолого-педагогического сопровождения подростков с ослабленным здоровьем осуществляется нами на базе МБОУ «СОШ №40 им. В. Токарева». В настоящее время коррекционно-развивающая работа планируется с седьмым классом коррекции, численность которого составляет 9 человек, имеющих разные уровни развития психики и личности в целом. Однако, несмотря на это, программа рассчитана на три года обучения: с седьмого по девятый класс (включительно). При этом каждый год психолого-педагогического сопровождения преследует свои цели и задачи и имеет свои разделы, включающие различные психологические техники. Каждый курс занятий с элементами тренинга для подростков с ослабленным здоровьем включает в себя 35 уроков (часов). Этапы работы:
Контрольный этап. Цель проводимой работы – проведение контрольного диагностического обследования подростков класса коррекции, направленного на выявление произошедших изменений в картине психических поведенческих реакций. Реализация выше описанных этапов работы способствует повышению уровня успешности адаптации подростков с ЗПР в социуме и исключает необходимость их обучения именно в коррекционных интернатах со специально созданными условиями. Благодаря реализации программы комплексной психолого-педагогической помощи подросткам с ослабленным здоровьем в условиях школы, возможно формирование полноценной зрелой личности, способной адекватно оценивать себя в различных жизненных ситуациях. В настоящее время, на базе МБОУ «СОШ №40» имени Вячеслава Токарева с обучающимися 7 «Д» класса (класс коррекции) проводятся занятия с элементами тренинга. Специфика таких занятий заключается в том, что дети сидят в кругу и при помощи различных психологических техник, применяемых психологом в своей работе, учатся самостоятельно преодолевать возникающие трудности. Так, к числу основных трудностей можно отнести различные страхи обучающихся, связанные с ответами у доски на уроках, ярко выраженным стеснением общения не только со взрослыми людьми, но и со сверстниками, различные тревожные состояния, частая смена настроения, вспышки немотивированной агрессии и многое другое. Важным моментом проводимой работы с подростками с ЗПР является установление контакта с психологом. Для того, чтобы коррекция тех или иных отклонений в картине психического развития подростка осуществлялась эффективно, необходимо именно доверительное общение с психологом. В своей работе мы можем отметить, что контакт с детьми установлен. Они охотно идут на занятия и выстраивают доверительные отношения со специалистом. Для наших детей психолог – это старший мудрый друг, который даст нужный совет, ответит на интересующий вопрос. Это человек, к которому можно прийти с любой проблемой, даже с минимальной и незначительной, и не быть осужденным или непонятым. В настоящее время, мы находимся только в начале пути, так как подростки с ЗПР, обучающиеся в 7 «Д» классе (класс коррекции) находятся на начальной стадии формирования психики и личности, а именно на первом году обучения. Однако, это не мешает нам прогнозировать успешность проводимой работы, так как уже сейчас в картине психики подростков с ЗПР наметились основные механизмы, направленные на повышение уровня успешности адаптации в социуме. ЛИТЕРАТУРА.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|