Особенности оказания психологической помощи подросткам с задержкой психического развития.

Особенности оказания психологической помощи подросткам с задержкой психического развития в условиях школы.

Одной из актуальных проблем современной школы является проблема повышения эффективности учебно-воспитательного процесса и преодоление школьной неуспеваемости. Ее решение предполагает совершенствование методов и форм организации обучения, поиск новых, более эффективных путей формирования знаний, которые учитывали бы реальные возможности обучающихся и условия, в которых протекает их учебная деятельность. Особенно актуальной эта проблема становится в связи с появлением альтернативных учебных заведений и введением государственных стандартов на все виды образования. Происходящие социально-экономические изменения в жизни нашего общества, постоянное повышение требований к уровню общего образования обострили и проблему школьной неуспеваемости. Практика показала, что, несмотря на большое внимание, уделяемое совершенствованию содержания образования и методик обучения, оснащению школьных кабинетов современными техническими средствами обучения, улучшению условий труда педагогов, учить всех и учить хорошо при существующей традиционной организации учебного процесса невозможно.

Количество обучающихся, которые по различным причинам оказываются не в состоянии за отведенное время и в необходимом объеме усвоить учебную программу, постоянно увеличивается и, по данным разных исследователей, колеблется в пределах 20% – 30% общего числа детской популяции младшего школьного возраста. По данным Министерства образования РФ, 78% школьников нуждаются в специальных формах и методах обучения. Одной из основных причин, способствующих появлению в общеобразовательных школах неуспевающих детей, является задержка их психического развития. В психологической литературе термин ЗПР имеет массу различных модификаций, возникающих в процессе выявления той или иной психопатологии у детей группы риска. Однако, все они сводятся к выделению одной глобальной характеристики психики обучающихся – к их отставанию, застревание на определенных этапах становления и созревания.

Задержка психического развития не возникает в подростковом возрасте. Появление отдельных черт отставания от нормально развивающихся сверстников происходит ещё в раннем детстве. Многое в данном аспекте зависит от семьи. При своевременно начатой коррекционной работе с ребёнком, задержка психического развития, как таковая, может быть нивелирована. Однако, к сожалению, не все родители предают значение особенностям психического развития своих детей. Многие даже не задумываются о том, что их дети в силу тех или иных причин становятся неуспевающими в младших классах, приобретают черты, характерные для формирования задержки психического развития.

К числу основных механизмов становления и развития психики и личности младших школьников с ЗПР можно отнести преобладание в картине поведенческих реакций иждивенческой установки, которая характеризуется отсутствием интереса к процессу обучения и к учебной деятельности, как к таковой. Данная проблема осложняется тем, что основным ведущим видом деятельности младшего школьника является именно учебная деятельность. В дальнейшем, при отсутствии своевременной квалифицированной помощи, ЗПР усугубляется появлением отставания в формировании тех или иных навыков. В частности, в подростковом возрасте ведущей деятельностью является общение – установление контактов со сверстниками и взрослыми людьми. От умения завоевать свою социальную позицию в подростковом возрасте зависит очень многое в жизни подростка: формируются симпатии и антипатии, дружеские привязанности и интересы обучающихся, но отсутствие грамотной и своевременной психологической помощи подросткам с ЗПР приводит к тому, что они замыкаются в себе, уходят в себя, в свой внутренний мир.

Таким образом, неуспеваемость, возникающая на начальных этапах обучения, создает реальные трудности для нормального развития подростка, так как, не овладев основными умственными операциями и навыками в начальной школе, подростки с ЗПР не справляются с возрастающим объемом знаний в средних классах и вследствие усугубляющихся трудностей на последующих этапах выпадают из процесса обучения. В связи с наличием подобной проблемы, необходимо правильно и своевременно диагностировать причины неуспеваемости в каждом индивидуальном случае и по возможности устранять или корригировать их последствия. Это поможет снизить количество детей с ЗПР и будет способствовать их успешной адаптации в социуме.

С этой целью, на базе МБОУ «СОШ №40 имени Вячеслава Токарева» предпринята попытка оказания психологической помощи подросткам с ЗПР, обучающихся в классах коррекции. На базе нашего образовательного учреждения была разработана программа КОМПЛЕКСНОГО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ С ОСЛАБЛЕННЫМ ЗДОРОВЬЕМ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ. Целесообразность оказания помощи детям, относящимся к данной группе, объясняется тем, что задержка психического развития подростка напрямую связана с наличием у обучающихся тех или иных отклонений психического и физического планов развития, характеризующих ослабление как психического, так и физического здоровья подростка в целом.

Актуальность разработки программы комплексного психолого-педагогического сопровождения подростков с ослабленным здоровьем в условиях нашего образовательного учреждения определяется тем, что изменение социально-экономической ситуации в России в последние десятилетия привело к появлению и обострению различных проблем, касающихся появлению в школах детей с ослабленным здоровьем. Вследствие чего значительные модификации претерпевает система образования и, в первую очередь, осуществляется поиск новых подходов, ориентированных на создание необходимых условий, обеспечивающих полноценное развитие личности подростков, в том числе с ослабленным здоровьем, и их самореализацию в обществе. Во многом данная проблема определяется тем, что в настоящее время в образовательных учреждениях ещё недостаточно разработана система комплексного психолого-педагогического сопровождения подростков с ослабленным здоровьем. Это объясняется тем, что в процессе школьного обучения таких детей педагогами предъявляются требования к ним, идентичные требованиям к обычным подросткам, не имеющим в картине психических проявлений разного рода отклонений, застреваний. В подобной ситуации, подростки с ослабленным здоровьем находятся на более низкой стадии психического развития, так как в силу тех или иных причин, они в своём развитии просто не успевают за своими сверстниками, которые не имеют каких-либо отклонений в картине психического развития. Это приводит к тому, что подростки с ослабленным здоровьем, чаще всего, занимают изолированную позицию, сущность которой заключается в том, что у ребёнка не наблюдается какого-либо ярко выраженного физического дефекта, препятствующего его адаптации в обществе. Однако подростки данной категории уходят в себя, в свой внутренний мир и, чаще всего, становятся изгоями в обществе сверстников.

В свою очередь, наличие подобных искажений в картине психических проявлений формирует определенный склад личности, когда мы имеем дело с разного рода комплексами неполноценности, с неадекватно сформированным образом себя, как личности, как гражданина общества. Наличие выше описанных особенностей, наряду с проживанием подростками с ослабленным здоровьем кризиса подросткового возраста, накладывающего отпечаток на картину психического развития и становления, приводит к дезадаптации обучающихся не только в системе школьного обучения, но и впоследствии оказывает негативное воздействие на всю жизнь уже взрослого человека. Говоря о нарушениях такого плана, можно отметить, что изначально подростки, не имеющие определенного физического дефекта, но требующие к себе особого отношения со стороны педагогов, попадают в так называемые коррекционные классы, в которых создаются условия для полноценного развития их психики и личности. Однако основной и глобальной проблемой классов коррекции в системе школьного образования является недостаточное развитие в них системы слаженного психолого-педагогического сопровождения обучающихся, имеющих ослабленное здоровье. Это приводит к тому, что обучение в классах коррекции затрудняет процесс адаптации – приспособления ребёнка с ослабленным здоровьем к постоянно меняющейся жизненной ситуации в целом и накладывает неизгладимый след на картину психического и личностного становления обучаемых.

Таким образом, современная ситуация общественного развития способствовала введению в образовательную среду особого процесса, который в разных источниках получил название «поддержка» или «сопровождение».

В связи с этим, идея сопровождения ребенка в образовательной среде является актуальной проблемой психолого-педагогической теории и практики. Из всех социальных институтов общества, таких как семья, детский сад, школа, именно образовательные учреждения являются тем базисным институтом, который в существующих условиях призван выступать в роли организатора образовательной среды. Эффективным методом решения актуальных задач сохранения здоровья, развития и образования детей является организация непрерывного комплексного психолого-педагогического сопровождения подростков с ослабленным здоровьем, обучающихся в классах коррекции, на всём их пути прохождения образовательного пространства. Необходимость организации психолого-педагогического сопровождения вызвана тем, что дети с нарушениями в здоровье могут оказаться частично не способными к образованию, а в дальнейшем и к трудовой деятельности в целом.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ.

Оказание всестороннего психологического содействия подросткам с ослабленным здоровьем в процессе их успешной адаптации к постоянно меняющейся жизненной ситуации, а также выбора ими своего дальнейшего жизненного пути.

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

1. Снятие внутренних психологических зажимов у подростков с ослабленным здоровьем, приводящих к развитию различных поведенческих установок, препятствующих адаптации в социуме;

2. Формирование у подростков с ослабленным здоровьем стратегии адекватного отношения к себе, как к полноценному человеку, с помощью расстановки ценностных приоритетов;

3. Формирование у подростков мотивационной готовности к обучению в школе, как к неотъемлемому пути их адаптации в социуме;

4. Развитие познавательных интересов у подростков с ослабленным здоровьем, способствующих самостоятельному выбору будущей профессии по окончанию школы;

5. Выявление личностной направленности подростков с ослабленным здоровьем, влияющей на формирование предпочитаемого вида профессии в будущем.

6. Формирование коммуникативной компетентности у обучающихся в различных жизненных ситуациях, способствующей успешности адаптации и самореализации в социуме;

7. Нивелирование негативных эмоциональных состояний, таких, как тревога, агрессия, разного рода немотивированные страхи, препятствующих установлению контакта со сверстниками.

Специфика проводимой работы заключается в том, что сама программа психолого-педагогического сопровождения подростков с ослабленным здоровьем в условиях школы заключается в том, что дети, обучающиеся в коррекционных классах, требуют использования в работе психолога индивидуального подхода, заключающегося в создании всестороннего содействия на сильные и слабые стороны каждого обучающегося. В настоящее время, на базе МБОУ «СОШ №40 им. В. Токарева» впервые предпринята попытка ведения не только психологического сопровождения обучающихся с ослабленным здоровьем, но и педагогического. Данное нововведение объясняется тем, что на базе нашего учебного заведения, наряду с проведением уроков по психологии для нормально развивающихся детей подросткового возраста, нами разработана система уроков по психологии для детей, обучающихся в коррекционном классе. Однако специфика такого рода обучения сводится к выбору оптимальных методов обучения данной категории детей. Это объясняется тем, что не все методы и методики преподавания подходят для обучающихся коррекционных классов: необходимо варьирование методов преподавания и совмещение педагогического и психологического аспектов преподавания психологии детям с ослабленным здоровьем.

Таким образом, обучение детей с ослабленным здоровьем проводится при использовании специально разработанных нами занятий с элементами тренинга, на которых каждый ребёнок сможет отреагировать своё внутреннее психологическое напряжение, а также сможет принять себя таким, какой он есть на самом деле: со своими достоинствами, особенностями и недостатками. Благодаря занятиям с элементами тренинга, возможно и формирование образа себя у обучающихся в различных жизненных ситуациях, что является неотъемлемым компонентом их адаптации в школьной ситуации и дальнейшей социализации по окончанию школы.

Реализация программы психолого-педагогического сопровождения подростков с ослабленным здоровьем осуществляется нами на базе МБОУ «СОШ №40 им. В. Токарева». В настоящее время коррекционно-развивающая работа планируется с седьмым классом коррекции, численность которого составляет 9 человек, имеющих разные уровни развития психики и личности в целом. Однако, несмотря на это, программа рассчитана на три года обучения: с седьмого по девятый класс (включительно). При этом каждый год психолого-педагогического сопровождения преследует свои цели и задачи и имеет свои разделы, включающие различные психологические техники. Каждый курс занятий с элементами тренинга для подростков с ослабленным здоровьем включает в себя 35 уроков (часов).

Этапы работы:

  1. Диагностический. Проведение первичной диагностики направлено на выявление у подростков с ЗПР имеющихся трудностей и проблем психологического характера, связанных с отставанием от развития нормально развивающихся сверстников.
  2. Консультационный этап. Цель проводимой работы на данном этапе сводится к проведению разноплановых психологических бесед с обучающимися, в связи с выявленной проблемой на основе проведенного первичного диагностического обследования.
  3. Коррекционный этап. Сам по себе термин коррекция с психологической точки зрения обозначает исправление, искоренение в картине психики подростка тех или иных нарушений. Так, в процессе реализации коррекционного этапа, на занятиях с элементами тренинга мы формируем навыки коммуникативного взаимодействия как со взрослыми, так и со сверстниками, приёмы самостоятельного совладания со стрессовой ситуацией, интерес к учебной деятельности.

Контрольный этап. Цель проводимой работы – проведение контрольного диагностического обследования подростков класса коррекции, направленного на выявление произошедших изменений в картине психических поведенческих реакций. Реализация выше описанных этапов работы способствует повышению уровня успешности адаптации подростков с ЗПР в социуме и исключает необходимость их обучения именно в коррекционных интернатах со специально созданными условиями. Благодаря реализации программы комплексной психолого-педагогической помощи подросткам с ослабленным здоровьем в условиях школы, возможно формирование полноценной зрелой личности, способной адекватно оценивать себя в различных жизненных ситуациях.

В настоящее время, на базе МБОУ «СОШ №40» имени Вячеслава Токарева с обучающимися 7 «Д» класса (класс коррекции) проводятся занятия с элементами тренинга. Специфика таких занятий заключается в том, что дети сидят в кругу и при помощи различных психологических техник, применяемых психологом в своей работе, учатся самостоятельно преодолевать возникающие трудности. Так, к числу основных трудностей можно отнести различные страхи обучающихся, связанные с ответами у доски на уроках, ярко выраженным стеснением общения не только со взрослыми людьми, но и со сверстниками, различные тревожные состояния, частая смена настроения, вспышки немотивированной агрессии и многое другое. Важным моментом проводимой работы с подростками с ЗПР является установление контакта с психологом. Для того, чтобы коррекция тех или иных отклонений в картине психического развития подростка осуществлялась эффективно, необходимо именно доверительное общение с психологом. В своей работе мы можем отметить, что контакт с детьми установлен. Они охотно идут на занятия и выстраивают доверительные отношения со специалистом. Для наших детей психолог – это старший мудрый друг, который даст нужный совет, ответит на интересующий вопрос. Это человек, к которому можно прийти с любой проблемой, даже с минимальной и незначительной, и не быть осужденным или непонятым. В настоящее время, мы находимся только в начале пути, так как подростки с ЗПР, обучающиеся в 7 «Д» классе (класс коррекции) находятся на начальной стадии формирования психики и личности, а именно на первом году обучения. Однако, это не мешает нам прогнозировать успешность проводимой работы, так как уже сейчас в картине психики подростков с ЗПР наметились основные механизмы, направленные на повышение уровня успешности адаптации в социуме.

ЛИТЕРАТУРА.

  1. Аверин В.А. Психология детей и подростков; учебное пособие - 2е изд., перераб.- СПБ: Изд-во Михайлова В.А.; 1998.
  2. Аксенова Ю.А. Символы мироустройства в сознании детей. Екатеринбург: Деловая книга, 2000.
  3. Александровская Э. М. и др. Психологическое сопровождение школьников: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Э. М.
  4. Александровская, Н. И. Кокуркина, Н. К. Куренкова - М.: Академия. - 2002. - 208 с.
  5. Алешина М. В. Педагогическая поддержка стиля учения школьников: Дисс. .канд. пед. наук. Саратов, 1999. - 200 с.
  6. Анохина Т. В. Педагогическая поддержка как реальность современного образования // Новые ценности образования: забота -поддержка консультирование / Сб. ст. - Вып. 6. - М.: Инноватор, 1996. -195 с.
  7. АнуфриевА.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения.-3е изд., - М.: Издательство "Ось - 89", 2001.
  8. Бедерханова В. П. Педагогическая поддержка индивидуализации работы // Классный руководитель. М. - 2000. - № 3. - С. 39-50.
  9. Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. -М.: Совершенство, 1998.-298 с.
  10. Битянова М. Р. Профессиональные задачи психолога в системе учебных отношений и целей // Школьный психолог. 2000. - № 44.
  11. Богданович В.Н. Психокоррекция в повседневной жизни. СПб.: Респекс, 1995.
  12. Бойкова С. В. Педагогическая поддержка дезадаптированных подростков в современной школе: Дисс. .канд. пед. наук. Омск, 2002.
  13. Бондаревская Е. В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания // Педагогика. 1995. - № 4. - С. 29-36.
  14. Волкова А. И. Психологическая поддержка развития личности ребенка как стратегия личностно-развивающегося взаимодействия: Дисс. .канд. психол. наук.- Р н/Д, 1998.
  15. Выготский JI.C. Проблемы дефектологии. М.: Просвещение, 1995.
  16. Газман О. С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема // Новые ценности образования: десять концепций и эссе.-М., 1995.-Вып. 3.-С. 58-64.
  17. Глазкова Т. В. Педагогическое сопровождение личностного развития учащегося в общеобразовательной школе: Дисс. .канд. пед. наук. -Иркутск, 2004.
  18. Гончарова Е. Л., Кукушкина О. И. Реабилитация средствами образования: особые образовательные потребности детей с выраженными нарушениями в развитии. ИКП РАО, Москва.
  19. Гордеева А. В. Реабилитационная педагогика в образовательном процессе. М., 1995.
  20. Дворецкая Т. В. Модель психологического сопровождения учащихся в условиях общеобразовательной школы // Психология в школе: практический психолог профессия нового века: материалы VI Всероссийской конф. СПб., 2001.
  21. Дронова Е. Н. Социально-педагогическая поддержка подростков в деятельности социально-педагогической общеобразовательной школы: Дисс. .канд. пед. наук. арнаул, 2004.
  22. Евтихов О.В., Трепашко Т.В. Грааль мудрости. Кн.1-2. СПБ.: Речь, 2005.
  23. Климов Е.А. Как выбрать профессию. М.1991.


Просмотров: 641
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • «Специфика развития личности и коррекция поведения детей и подростков, больных эпилепсией»
  • Опыт работы службы психолого-педагогического сопровождения в школе
  • Особенности развития и воспитания детей на отдельных возрастных этапах до начала обучения в школе
  • Особенности общения детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста
  • Задержка психического развития у детей
  • Особенности социально – доверительных отношений у детей, с депривацией психического развития.
  • Особенности детей с задержкой психического развития
  • Особенности формирования самосознания подростков, обучающихся в образовательных учреждениях разного типа
  • Из опыта организации психолого-педагогического сопровождения инвалидов в БПОУ «ОКПТ»
  • Что смартфоны делают с психическим здоровьем подростков
  • Основные направления коррекционной помощи детям с задержкой психического развития
  • Организация индивидуального обучения одаренных детей (в системе дополнительного образования)
  • Анализ семейного воспитания и соц.-психологической адаптации у подростков-сиблингов и единственных детей
  • Гимнастика для мозга - эффективный инструмент для развития и обучения детей
  • Духовные психолого-ориентированные практики воспитания детей и подростков
  • Психолого-педагогическая характеристика младших подростков
  • Особенности познавательной сферы подростков в условиях развивающего обучения
  • Опыт психолого-коррекционной работы по методу символдрама в режиме школьного сопровождения психолога
  • Задержка психического развития
  • Задержка психического развития (ЗПР).
  • Особенности развития детей, имеющих задержку развития.
  • Врач сказал - у вашего ребенка задержка психического развития.
  • Задержка психического развития. С любовью и заботой.
  • Аутизм, гиперактивность, задержка психического развития-диагностика
  • Современные представления о социально-психологической адаптации подростков
  • Использование игровых методов в работе по адаптации обучающихся с ОВЗ
  • Особенности личностной саморегуляции подростков, учащихся в разных профилях обучения
  • Взаимосвязь ранних стадий развития и психических заболеваний подростков
  • Роль раннего вмешательства в коррекции отклоняющегося развития детей
  • Программа содействия гармонизации развития психических процессов детей - сирот. С примерами упражнений.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь