|
Особенности познавательной сферы подростков в условиях развивающего обученияАвтор статьи: Березина Марианна Вольдемаровна
Изучение творчества как деятельности результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей имеет научную и практическую актуальность в силу того, что именно индивидуальное своеобразие и творческая инициатива каждого человека, реализуемые им в личной профессиональной и общественных сферах являются существенным ресурсом развития общества. Современная школа призвана развивать творческую личность, обладающую творческим мышлением, которое характеризуется способностью к созданию субъективно нового продукта и предполагает наличие способностей, мотивов, знаний и умений и других новообразований в самой познавательной деятельности. Таким образом, главное требование современного общества к школе – это то, что обучение должно быть развивающим. Поэтому очень важно в условиях реализации в школьном преподавании принципов развивающего обучения обеспечить критерии оценки эффективности данного направления. Определение уровня развития мышления учащихся и есть один из видов такого контроля (Зак А.З.). Усилиями детских психологов (Л.А. Венгер, А. Я. Пономарев, В.В. Давыдов и др.) разработаны некоторые критерии для оценки мышления учащихся. Однако эти критерии больше пригодны для исследования познавательной сферы младших школьников. К тому же они не дают представлений об эмоционально-волевой сфере детей. Для диагностики познавательных процессов, и особенностей эмоциональной сферы учащихся средних и старших классов большой интерес представляют проективные методики: психодиагностическая методика швейцарского психиатра Германа Роршаха, основанная на истолковании испытуемым случайных форм, т.е. фигур, сформировавшихся случайным образом и методика «Пиктограммы» разработанная отечественным нейропсихологом А.Р. Лурией. Данные тесты используется в клинической практике, но особенно успешно можно применять их в системе образования педагогами-психологами. Результаты обследования позволяют исследовать структуру личности учащегося, особенности развития его познавательной сферы, способность к креативности, что позволяет составить прогноз дальнейшего обучения ребенка, поможет выявить и устранить причины, тормозящие творческий рост школьника. А также оказать помощь в выборе профиля деятельности. В качестве гипотезы данного исследования было выдвинуто предположение, что индивидально-психологические особенности подростков, обучающихся по программе развивающего обучения, успешных в школьной деятельности отличаются от психологических особенностей детей, посещающих массовые средние школы по диагностическим показателям, определяющим уровень сформированности наглядно-образного мышления, абстрактного мышления, воображения, особенностей эмоциональной сферы. В сравнительном исследовании принимали участие две группы школьников в возрасте от 13 – 16 лет. Экспериментальную группу составили 25 учеников гимназии №1584 и 10 учеников из частной школы «Алеф» г. Москвы, обучающихся по программе повышенной сложности с элементами развивающего обучения. Контрольную группу составили 35 подростков обучающихся в общеобразовательных и коррекционных классах массовой школы № 713 и в школе надомного обучения №359 г. Москвы. Диагностика психических функций с помощью теста Роршаха основана на анализе простейших продуктов творчества, в которых отражаются (проецируются) некоторые индивидуальные особенности личности, в частности определяет тип мышления, особенности эмоциональной сферы. В качестве объективной основы для выявления конкретных личностных качеств Роршах использует сферу перцепции. Установлено, что истолкование случайных форм определяется процессами восприятия и мышления. Испытуемым предъявляются 10 таблиц с изображением цветовых пятен, глядя на которые, он должен описать увиденные образы. Результаты обследования анализировались по нижеперечисленным критериям – диагностическим показателям. Ц (целое): большое количество целостных образов – показатель способности к теоретическому мышлению, высокий уровень символизации и обобщения, умение абстрагироваться. Д (деталь): большое количество деталей – показатель несформированности внимания, нарушение целенаправленности мышления, снижение уровня обобщения. ДМж : восприятие белых промежутков между деталями и построение по ним образов - показатель негативизма или оборонительной позиции испытуемого. Ф (форма): увиденный образ полностью определяется формой пятна – показатель на нарушение эмоциональной сферы, страхи, тревожность Дв (движение): ответы с усмотрением движения – показатель богатства и гибкости ассоциативного процесса; признак самостоятельной ассоциативной работы Цв (цвет): ответы с высоким процентом указаний на цвет являются свидетельством преобладания аффективных процессов над другими психическими процессами. Признак мпульсивности и отсутствия контроля Ж (животные): преобладание ответов этой категории указывает на слабо выраженную индивидуальность, стереотипное и стандартное мышление Ч (человек): показатель интереса к человеческим отношениям любого типа (благоприятным и неблагоприятным) Фан (фантазия): часто встречающиеся ответы такого типа расцениваются как склонность к фантазии и конфабуляции П (предмет): часто встречающиеся ответы с преобладанием предметных толкований расцениваются как склонность к аутизму, затруднённость в интерперсональных связях Ор (оригинальные ответы) – ответы адекватные по содержанию, но редко встречающиеся. По факту проведения обследования, в зависимости от процентного соотношения ответов по диагностическим показател стараться проявлять больше инициативы в решении творческих задач ям были выделены нижеперечисленные типы мышления и особенности эмоциональной сферы. Также для каждого типа мышления были даны соответствующие рекомендации по дальнейшему развитию и/или назначению психокоррекционных занятий. Тип А. Творческий склад ума: дивергентное мышление, направленное на получение целого веера правильных ответов. Высокий уровень способности к абстрагированию и символизации. Продуктивность деятельности – высокая. Тип В. Высокий уровень интеллекта: конвергентное мышление, направленное на получение единственно правильного ответа. Синтетический способ мышления. Продуктивность деятельности высокая. Тип С. Среднестатистическая норма, продуктивное мышление. Теоретический (аналитический) способ мышления. Тип D. Среднестатистическая норма. Интеллект конкретно-практический. Некоторая склонность к стандартному, стереотипному мышлению. Тип Е 1. Трудности концентрации и распределения внимания. Тип Е 2. Склонность к негативизму, протестным реакциям. Тип F. Импульсивность, эмоциональная лабильность. С помощью методики «Пиктограмма» были получены данные об уровне сформированности мыслительной деятельности учащихся: способность к абстрагированию, символизации, обобщению, способность к созданию творческого образа. Исследование показало, что существуют значительные различия между выборками практически по всем диагностическим показателям. В частности было выявлено, что из экспериментальной группы высоким уровнем интеллекта (тип В) обладают 20% детей, 3% имеют творческий склад ума (тип А), у 55% детей – среднестатистическая норма продуктивного мышления (тип С) и только у 20% наблюдается склонность к стандартному, стереотипному мышлению, трудности концентрации и распределения внимания, снижение уровня обобщения. В контрольной группе наблюдается следующее распределение: высоким уровнем интеллекта обладают всего 8% детей, среднестатистическая норма у 30%, 60% обладают стандартным мышлением, несформированным наглядно-образным мышлением, трудностями обобщения. Учащихся обладающих творческим мышлением в контрольной группе не выявлено. Интересен факт, что в контрольной группе обнаружен большой процент (10%) ответов с указанием на Фан (фантазия), что можно расценивать как склонность к патологическому фантазированию, конфабуляции, наличию трудностей психологических защит. Обследование с помощью методик пятна Роршаха и Пиктограмма позволили выявить особенности эмоциональной и личностной сферы учащихся. У подростков из экспериментальной группы была обнаружена некоторая склонность к импульсивности, эмоциональной лабильности (8%), которая проявлялась в виде большого количества ответов с высоким процентом указаний на цвет (Цв) в тесте Роршаха. Учащиеся контрольной группы по тесту Роршаха продуцировали большое количество ответов ДМж (восприятие белых промежутков между деталями и построение по ним образов), что является показателем негативизма и склонностью к протестным реакциям. Исследование методом Пиктограмма выявило наличие антисоциальных тенденций у 20% испытуемых. Таким образом, таким образом, на основании данного исследования можно сделать следующие выводы: Обследование с помощью проективных методик «Пятна Роршаха» и «Пиктограмма» позволяют исследовать структуру личности учащихся, особенности познавательной сферы, выявить наличие эмоциональных расстройств. Данные полученные при обследовании дают возможность разработать соответствующие рекомендации по дальнейшему развитию и /или назначению психокоррекционных занятий. Ученикам, обладающим дивергентным мышлением: - Идти по пути развития синтеза интуитивного и логического (рефлексивного) аспекта творческой деятельности. А также развивать выдержку, стараться уделять больше внимания к усидчивой и терпеливой конкретной работе. Школьникам, обладающим конвергентным мышлением: - Развитие эвристических компонентов в мышлении, способности к достижению инсайта (озарения). Разнообразить свою творческую деятельность, осваивать новые способы решения творческих задач. Всем остальным учащимся можно посоветовать стараться проявлять больше инициативы в решении творческих задач, развивать способность к абстрактному мышлению, формированию внутреннего плана действий. А также формировать произвольность, самоконтроль, коммуникативную функцию путём занятий с психологом. Для развития наглядно-образного мышления, воображения хорошо подходят занятия Арт-терапией. Для развития пространственных представлений и произвольности хороший эффект дают занятия телесно-ориентированной терапией. Учителям можно дать следующие рекомендации. В целях обеспечения более эффективного усвоения знаний применять принцип наглядности обучения (Ушинский К.Д., 1949 г.), в соответствии с которым процесс подачи материала строится не на отвлеченных представлениях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринятых ребенком. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|