Особенности эмоциональной сферы в среднем детстве. Часть IV.

А сегодня я хотел бы поднять тему, вопросами по которой часто озадачиваются родители будущих первоклассников. Правда, их вопросы узконаправленны и вполне конкретны – «Готов ли мой ребенок к школе?», «А если он будет плакать и ему не будет нравится в школе?» или «Вдруг его будут обижать?». Для того, чтобы ответить на эти вопросы. Необходимо знать – а как вообще развивается эмоциональная сфера у младших школьников? Этой теме и будет посвящена моя сегодняшняя заметка.

Психологическая готовность к школьному обучению является одним из основных итогов эмоционального развития в дошкольном возрасте. Нас интересует, в первую очередь, эмоциональная зрелость, обозначающаяся как способность ребенка регулировать свои импульсивные реакции, а также удерживать свое внимание и деятельность на чем-либо не особо привлекательном (учеба, счет, письмо) в течение относительно продолжительного отрезка времени. Заметные изменения в произвольной регуляции своей деятельности у детей в возрасте 6-7 лет обусловлены также тем, что в этот период активно формируется и созревает передняя ассоциативная область коры головного мозга (бо́льшая часть лобной области), отвечающая за регуляцию и программирование деятельности.

При нормативном развитии ребенок, попадая с новую социальную ситуацию, требующую от него нормированного распорядка дня, организации произвольности и ответственности за дисциплину, не чувствует никакого дискомфорта, и адаптация происходит без каких-либо проблем.

Ведущий тип деятельности сменяется с игрового на учебный, где необходимо подчинятся новым правилам. Ребенок чувствует большую ответственность от возложенных на него требований, пусть даже и предъявлены они в самой мягкой форме. Акцент теперь делается на «ты должен», а не «ты хочешь». С другой стороны, теперь ребенок чувствует себя намного взрослее – «Уже большой, уже в школу ходишь». Это придает ему значимость в своих собственных глазах и укрепляет самооценку.

Конфликт между ощущением большого груза ответственности и чувства гордости за себя формируют состояние, называемое фрустрацией (столкновение с субъективно/объективно непреодолимым препятствием на пути к достижению цели). Фрустрация может послужить причиной регрессивного поведения, которое я затрагивал в прошлой заметке, протестных реакций, асоциального поведения и т.д.

Новизна социальной ситуации также заключается в том, что ребенку необходимо хоть как-то взаимодействовать с социумом, а точнее – с одноклассниками, которые чаще всего уже знакомы ему с детского сада, но иногда ребенок попадает в незнакомые коллективы, а также с педагогами.

При общении со сверстниками ребенок попадает в двоякую ситуацию – с одной стороны утверждается идея формального равенства (все дети – ученики, должны придерживаться правил, единых для всех и каждого), с другой – все дети абсолютно разные по уровню интеллектуального, эмоционального, общего психологического, речевого развития. Ребенку довольно трудно сразу адекватно воспринять все различия, поэтому характер взаимодействия между такими детьми может приобретать вид агрессии, капризов (плач и крики) и т.д.

Несмотря на кажущиеся трудности и «сплошной негатив» от таких социальных взаимодействий, они необходимы ребенку как воздух. Именно так ребенок получает опыт социализации, социализации эмоций, развивает социальный и эмоциональный интеллект. Если ребенок не получит такого опыта сейчас, то в подростковом возрасте (о котором мы поговорим в следующий раз) его родителей ждет большой сюрприз, и он будет неприятным. А самому ребенку во взрослом возрасте будет тяжело налаживать контакты, он будет замкнутым и неуверенным в себе.

Эмоциональное взаимодействие с педагогами также является необычайно важным для ребенка. В этом возрасте ребенок ориентируется на эмоционально значимого взрослого, коим является педагог, с которым он проводит большую часть времени. Ребенок впитывает не только фактическую информацию, но и эмоциональное отношение к ней со стороны педагога, формируя эмоционально-ценностное отношение к миру.

В младшем школьном возрасте у ребенка развивается самолюбие, выражающееся в стремлении ребенка самоутвердиться и соперничестве с другими.

Развивается и чувство ответственности, помогающее ребенку соотносить свое поведение и деятельность с актуальной социальной ситуацией.

Чувство доверия и способность к сопереживанию помогают детям относиться друг к другу внимательнее и доброжелательнее.

Помимо этого, дети учатся тому, что помимо их мнения, желаний и потребностей есть также и другие. Это помогает развить толерантное отношение к другим и критическую оценку своих мыслей и поступков.

Что интересно, ребенок практикует две системы отношений – дисциплинированное поведение с принятием ответственности и равноправное и равноценное отношение к сверстникам. Ребенка не тревожит и не беспокоит такая двойственная система эмоциональный отношений до наступления подросткового возраста, о котором мы поговорим в следующей заметке.

Оригинал статьи будет выложен на странице: https://www.facebook.com/profdiag/

Особенности эмоциональной сферы в среднем детстве Часть IV



Просмотров: 512
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Ребенок, о котором заботилась мать, будет чувствовать себя непобедимым.
  • Как понять, что ваш ребенок будет счастлив в жизни, если ему, всего, 5 лет
  • Что будет, если не будет осознанности, контакта и ответственности в работе с телом?
  • У Вас будет ребенок
  • Когда у меня будет ребенок...
  • У вас будет ребенок. Как убрать бесплодие.
  • Я не была готова, что у меня будет ребенок...
  • “Ну и что, что мой ребенок тревожный? Он будет полицейским/врачом/пожарным и точка!”
  • Насилие в школе. Ребенок-жертва и ребенок-агрессор. Роль учителей и родителей.
  • Почему ребенок ругается с учителями? Причины плохого поведения ребенка в школе
  • Приемный ребенок в школе: отношение учителя и одноклассников, страхи родителей
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Почему ребенок не слушается? Неспослушный ребенок - уставший ребенок?
  • О поощрении и наказании ребенка в дошкольном и младшем школьном возрасте
  • Ребенок и смерть. Часть 5. Как рассказать ребенку о смерти родного человека
  • Ребенок не от мужа. Муж узнал,что ребенок не от него....
  • Ребенок и смерть. Часть 1. Ребенок в зоологическом музее
  • Как себя чувствует ребенок в утробе?
  • Дорогой, у нас будет ребенок! Эй, дорогой, ты куда!? История о сбежавшем муже.
  • "Когда же, наконец, у тебя будет ребенок?"
  • "Мой ребенок будет таким, как я хочу!"
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • Как определить, готов ли Ваш ребенок к школе: вопросы к психологу.
  • Моё тело - это Ребенок... и этот ребенок женского пола))
  • Развитие и становление ребенка как личности. Часть 2 - Кто такой ребенок?
  • Что делать, если ребенок много времени проводит за компьютером?
  • Показатели развития ребенка в старшем дошкольном возрасте.
  • Девчонки и мальчишки, а также их родители… А также родители родителей
  • Девчонки и мальчишки, а также их родители… А также родители родителей
  • Если ребенок с задержкой речевого развития...



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь