Влияние скрытых форм насилия на формирование эмоциональной сферы ребенка

  

Влияние скрытых форм насилия на формирование эмоциональной сферы ребенка
Всем известно, что такое насилие, о явных и характерных признаках насилия, а также последствия насилия и ее влияние на судьбу человека. Когда мы говорим про насилие, мы подразумеваем явные, видимые формы, т.е. физическое насилие, психологическое насилие, сексуальное, пренебрежение нуждами ребенка или человека. Это то, что видно неворужонным глазом. Я же в свою очередь, изучив детскую литературу, обучаясь на различных курсах, а также на практике в работе с детьми пришла к выводу, что помимо таких явных форм насилия существуют скрытые формы насилия, которые мы, взрослые люди, не считаем, не воспринимаем как одну из форм проявления насилия. Впоследствии, такие скрытые формы насилия оказывают не менее значительное влияние на формирование не только эмоциональной сферы ребенка, но и на личность в целом.
Под скрытыми формами насилия, я буду подразумевать, и описывать в данной статье, не только преднамеренное, но в большей степени непреднамеренное воздействие, которое негативно влияет на человека.
К одной из скрытых форм насилия можно отнести травму развития. Травма развития – это не разовое событие, это то что было регулярно. Самые сильные травмы развития связаны с детско- родительскими отношениями, так как ребенок перед родителями открыт и уязвим. Никто так не умеет манипулировать ребенком как родитель. Можно представить, что родившийся ребенок – это чистый лист бумаги, в норме по мере развития и взросления ребенка лист бумаги таким и должен остаться, но как правило, этот белый лист бумаги родители исписывают, а нередко могут и «помять». Например: если родители написали на листе – ОТВЕРЖЕНИЕ, то в последующем ребенок будет притягивать к себе отвержение (Я должен быть отвержен, потому, что….). Лишение родительской любви в младенческом и отроческом возрасте, с одной стороны способствует развитию неутолимого эмоционального голода, а с другой – неумолимо искажает формирующийся образ Я. Нестабильность и «ненадежность» эмоциональных отношений делает перцептивный (лат. perceptio— восприятие и socialis — общественный) — восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов (других людей, самих себя, групп, социальных общностей и т.п.), эмоционально-чувственный образ Другого неконстантным (константа – лат. постоянная), «флуктуирующим» (Флуктуация (от лат. fluctuatio — колебание — термин, характеризующий любое колебание или любое периодическое изменение), в восприятии ребенка от «тотально плохого» ( отвергающего и наказывающего) к «тотально хорошему» (любящему и принимающему) или навсегда становится чужим и потенциально угрожающим.
В ситуации депривации (лат.deprivatio — потеря, лишение чего-либо) малыш, активно исследующий окружающий мир и испытывающий потребность в поддержке взрослого, обнаруживает лишь пустоту, безразличие, неизвестность. Подобного рода эмоциональные отношения приводят к формированию широкого круга психопатологий, центральным переживанием в которых являются страхи потери, смерти, пустоты.
Поскольку взрослый человек проходит несколько этапов взросления, то самый первый этап, на котором происходит скрытая форма насилия – это младенчество. Но еще находясь в утробе матери ребенок может получить, травму, а по сути насилие – это когда мама не желает своего ребенка, не принимает его. И когда ребенок достигает подросткового возраста у него возникает вопрос «БЫТЬ или НЕ БЫТЬ», который будет существовать на протяжении всей его жизни. Данный этап можно обозначить как потребность в существовании. Ощущение себя нежеланным вызывает в ребенке глубокое чувство вины и стыда за свое существование. Ощущение своей малоцености уничижает ребенка, поэтому многие из них даже не противятся насилию над собой.
Пример из практики: на консультацию ко мне пришла девушка, с проблемой депрессивного состояния и просила помочь ей выбраться из этого состояния.
Психолог: Как вы понимаете, что у Вас именно депрессивное состояние?
Клиентка: Я не хочу никуда выходить. Не хочу видеть людей, вступать с ними в диалог. Они меня сильно раздражают. Мне не уютно находиться в общественных местах. Мне хочется плакать, по отношению к близким проявляю агрессию. Мне кажется, что меня не любят или уделяют недостаточной любви и заботы, по ночам мне часто сняться кошмары. Часто размышляю на тему смерти.
Психолог: В чем по-Вашему проявляется недостаток любви по отношению к Вам?
Клиентка: Мне хочется, чтобы мой муж всегда был со мной рядом, заботился обо мне. (Дальше в ее речи проскальзывает интонация маленького обиженного ребенка).
В последующих встречах и разговорах выяснилось, что это брошенный ребенок, и воспитанный абсолютно чужой семьей. Еще в утробе матери этот ребенок был нежеланным, а потом еще и брошенным. Чем и объясняется депрессивное состояние клиентки, а так же не желание жить. В процессе психологической работы с ней была изменена жизненная установка, посланная от матери «НЕ ЖИТЬ», на установку «ЖИТЬ».
Следующая потребность брать-отдаватьм (первые годы жизни ребенка). Здесь может возникнуть следующая травма развития – если мама начинает игнорировать потребности ребенка, то в последующем ребенок начинает игнорировать себя. Это может привести к формированию у ребенка таких эмоций как – недоверие, настороженность, агрессию, депрессивное состояние. Если мама наоборот гиперопекала ребенка, не сводила с него глаз, пылинки сдувала, в последующем у таких детей возникает страх поглощения, высокий уровень тревожности, это люди которые обеспечивают всю жизнь безопасность.
Важным этапом развития для ребенка является автономия (1-3 года). Здесь травма развития связанна с сепарацией (отделением), так как родители могут травмировать автономию ребенка, нарушив его границы. На данном этапе развития маме необходимо научиться поддерживать два процесса: приближение – отдаление. Также здесь необходимо обозначить следующую форму нанесения травмы – это эмоциональный симбиоз, который приводит к искажениям образ Я, как и депривация. Эмоциональный симбиоз представляет собой одну из форм взаимозависимости, связанной одной с переживаниями полного «слияния» и «растворения» в Другом, когда границы Я утрачиваются. А симбиотическая связь матери и ребенка характеризуется отсутствием, стиранием в сознании родителя границ между «Я» и «моим ребенком».
Следующим этапом, где может возникнуть травма развития - это любовь и сексуаьность (3-6 лет). Здесь важную роль играет признание ребенка, подтверждение его самоценности от родителя противоположенного пола. Маме необходимо признать самоценность сына, а папе – дочки. В противном случае можно нанести травму, которая в последующем может начать проявляться в беспорядочных связях с мужчинами, если это девочка, а мальчик может начать «перебирать» девушек.
Таким образом, завершая свою статью с уверенностью могу сказать так или иначе все мы в детстве были травмированы, но у каждого из нас свои травмы. На мой взгляд, важно быть ни хорошим, ни плохим родителем, важно осознавать к каким последствиям может привести поступок, совершаемый по отношению к ребенку, за которого ответственность несем мы с Вами, и к чему эти последствия в дальнейшем могут привести.
Литература
1. Боулби, Дж. Привязанность / Дж. Боулби. - М.: Гардарика, 2003. - 370 с.
2. Брутман, В.И. Формирование привязанности матери к ребенку в период беременности / В.И. Брутман, М.С. Радионова // Вопросы психологии. - 1997. - №7. - С. 38-47.
3. Захаров, А.И. Ребенок до рождения и психотерапия последствий психических травм / А.И. Захаров. – СПб.: Питер, 1998. – 260 с
4. Ильина С.В. Влияние пережитого в детстве насилия на возникновение личностных расстройств // Вопросы психологии. 1998. № 6. С. 65 –75.
5. Кон, И.С. Совращение детей и сексуальное насилие в междисциплинарной перспективе / И.С. Кон // Социальная и клиническая психиатрия. Т.8. - 1998. - №3. - С. 82-92.

 Татьяна Алексеева, г.Йошкар - Ола

 

 

 



Просмотров: 504
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Секции и кружки для ребенка. Как психолог может определить направления развития ребенка
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • Научите ребенка защищаться! Правила для ребенка по предупреждению секс.насилия
  • Насилие без насилия. "Мне это кажется?"
  • дети - это инопланетяне... или как мне понять своего ребенка
  • Игнорирование ребенка как форма насилия
  • Страх смерти своего ребенка - это про ребенка?
  • Если вы кричите на ребенка: последствия для его психики и влияние на формирование черт личности
  • Когда можно крестить ребенка, чтобы это не стало для него стрессом?
  • Что делать, когда хочется наорать на ребенка, но понимаешь, что это плохо?
  • Родительская ответственность. Или — как мне «заставить» ребенка делать то, что я хочу?
  • Тревожность ребенка. Что это ? И как помочь с ней справится.
  • Как мама может избавить своего ребенка от психологической травмы?
  • Педофилия. Что это такое и как обезопасить своего ребенка.
  • Насилие - это моральное воровство. У нас не сформирована позиция в отношении насилия.
  • Важные этапы развития ребенка от зачатия до 15 лет. Что важно сформировать на каждом из них?
  • Хочу ребенка. Или что влияет на способность женщины к зачатию и вынашиванию ребенка.
  • 11 признаков компьютерной зависимости у ребенка или как узнать, что ваш ребенок зависим от компьютера?
  • Психологическая травма у ребенка. Что могут родители
  • Уберечь ребенка от сексуального насилия.
  • Родители, для меня это важно!Советы глазами ребенка.
  • Влияние матери на формирование идентичности ребенка в русле психодинамического подхода
  • Что такое «уход в ребенка» и чем это чревато для малыша
  • Что такое «уход в ребенка» и чем это чревато для малыша
  • Как решить водить ребенка в кружок или нет, когда ребенок не хочет?
  • Проблема ребенка это моя проблема или все же ребенка?
  • Сад и огород - что они дают для развития ребенка?
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Родитель-нарцисс. Феномен нарциссического расширения и его влияние на формирование SELF ребенка.
  • Комплекс игр и упражнений для развития двигательной сферы ребенка 3-5 лет



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь