Влияние скрытых форм насилия на формирование эмоциональной сферы ребенка
Всем известно, что такое насилие, о явных и характерных признаках насилия, а также последствия насилия и ее влияние на судьбу человека. Когда мы говорим про насилие, мы подразумеваем явные, видимые формы, т.е. физическое насилие, психологическое насилие, сексуальное, пренебрежение нуждами ребенка или человека. Это то, что видно неворужонным глазом. Я же в свою очередь, изучив детскую литературу, обучаясь на различных курсах, а также на практике в работе с детьми пришла к выводу, что помимо таких явных форм насилия существуют скрытые формы насилия, которые мы, взрослые люди, не считаем, не воспринимаем как одну из форм проявления насилия. Впоследствии, такие скрытые формы насилия оказывают не менее значительное влияние на формирование не только эмоциональной сферы ребенка, но и на личность в целом.
Под скрытыми формами насилия, я буду подразумевать, и описывать в данной статье, не только преднамеренное, но в большей степени непреднамеренное воздействие, которое негативно влияет на человека.
К одной из скрытых форм насилия можно отнести травму развития. Травма развития – это не разовое событие, это то что было регулярно. Самые сильные травмы развития связаны с детско- родительскими отношениями, так как ребенок перед родителями открыт и уязвим. Никто так не умеет манипулировать ребенком как родитель. Можно представить, что родившийся ребенок – это чистый лист бумаги, в норме по мере развития и взросления ребенка лист бумаги таким и должен остаться, но как правило, этот белый лист бумаги родители исписывают, а нередко могут и «помять». Например: если родители написали на листе – ОТВЕРЖЕНИЕ, то в последующем ребенок будет притягивать к себе отвержение (Я должен быть отвержен, потому, что….). Лишение родительской любви в младенческом и отроческом возрасте, с одной стороны способствует развитию неутолимого эмоционального голода, а с другой – неумолимо искажает формирующийся образ Я. Нестабильность и «ненадежность» эмоциональных отношений делает перцептивный (лат. perceptio— восприятие и socialis — общественный) — восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов (других людей, самих себя, групп, социальных общностей и т.п.), эмоционально-чувственный образ Другого неконстантным (константа – лат. постоянная), «флуктуирующим» (Флуктуация (от лат. fluctuatio — колебание — термин, характеризующий любое колебание или любое периодическое изменение), в восприятии ребенка от «тотально плохого» ( отвергающего и наказывающего) к «тотально хорошему» (любящему и принимающему) или навсегда становится чужим и потенциально угрожающим.
В ситуации депривации (лат.deprivatio — потеря, лишение чего-либо) малыш, активно исследующий окружающий мир и испытывающий потребность в поддержке взрослого, обнаруживает лишь пустоту, безразличие, неизвестность. Подобного рода эмоциональные отношения приводят к формированию широкого круга психопатологий, центральным переживанием в которых являются страхи потери, смерти, пустоты.
Поскольку взрослый человек проходит несколько этапов взросления, то самый первый этап, на котором происходит скрытая форма насилия – это младенчество. Но еще находясь в утробе матери ребенок может получить, травму, а по сути насилие – это когда мама не желает своего ребенка, не принимает его. И когда ребенок достигает подросткового возраста у него возникает вопрос «БЫТЬ или НЕ БЫТЬ», который будет существовать на протяжении всей его жизни. Данный этап можно обозначить как потребность в существовании. Ощущение себя нежеланным вызывает в ребенке глубокое чувство вины и стыда за свое существование. Ощущение своей малоцености уничижает ребенка, поэтому многие из них даже не противятся насилию над собой.
Пример из практики: на консультацию ко мне пришла девушка, с проблемой депрессивного состояния и просила помочь ей выбраться из этого состояния.
Психолог: Как вы понимаете, что у Вас именно депрессивное состояние?
Клиентка: Я не хочу никуда выходить. Не хочу видеть людей, вступать с ними в диалог. Они меня сильно раздражают. Мне не уютно находиться в общественных местах. Мне хочется плакать, по отношению к близким проявляю агрессию. Мне кажется, что меня не любят или уделяют недостаточной любви и заботы, по ночам мне часто сняться кошмары. Часто размышляю на тему смерти.
Психолог: В чем по-Вашему проявляется недостаток любви по отношению к Вам?
Клиентка: Мне хочется, чтобы мой муж всегда был со мной рядом, заботился обо мне. (Дальше в ее речи проскальзывает интонация маленького обиженного ребенка).
В последующих встречах и разговорах выяснилось, что это брошенный ребенок, и воспитанный абсолютно чужой семьей. Еще в утробе матери этот ребенок был нежеланным, а потом еще и брошенным. Чем и объясняется депрессивное состояние клиентки, а так же не желание жить. В процессе психологической работы с ней была изменена жизненная установка, посланная от матери «НЕ ЖИТЬ», на установку «ЖИТЬ».
Следующая потребность брать-отдаватьм (первые годы жизни ребенка). Здесь может возникнуть следующая травма развития – если мама начинает игнорировать потребности ребенка, то в последующем ребенок начинает игнорировать себя. Это может привести к формированию у ребенка таких эмоций как – недоверие, настороженность, агрессию, депрессивное состояние. Если мама наоборот гиперопекала ребенка, не сводила с него глаз, пылинки сдувала, в последующем у таких детей возникает страх поглощения, высокий уровень тревожности, это люди которые обеспечивают всю жизнь безопасность.
Важным этапом развития для ребенка является автономия (1-3 года). Здесь травма развития связанна с сепарацией (отделением), так как родители могут травмировать автономию ребенка, нарушив его границы. На данном этапе развития маме необходимо научиться поддерживать два процесса: приближение – отдаление. Также здесь необходимо обозначить следующую форму нанесения травмы – это эмоциональный симбиоз, который приводит к искажениям образ Я, как и депривация. Эмоциональный симбиоз представляет собой одну из форм взаимозависимости, связанной одной с переживаниями полного «слияния» и «растворения» в Другом, когда границы Я утрачиваются. А симбиотическая связь матери и ребенка характеризуется отсутствием, стиранием в сознании родителя границ между «Я» и «моим ребенком».
Следующим этапом, где может возникнуть травма развития - это любовь и сексуаьность (3-6 лет). Здесь важную роль играет признание ребенка, подтверждение его самоценности от родителя противоположенного пола. Маме необходимо признать самоценность сына, а папе – дочки. В противном случае можно нанести травму, которая в последующем может начать проявляться в беспорядочных связях с мужчинами, если это девочка, а мальчик может начать «перебирать» девушек.
Таким образом, завершая свою статью с уверенностью могу сказать так или иначе все мы в детстве были травмированы, но у каждого из нас свои травмы. На мой взгляд, важно быть ни хорошим, ни плохим родителем, важно осознавать к каким последствиям может привести поступок, совершаемый по отношению к ребенку, за которого ответственность несем мы с Вами, и к чему эти последствия в дальнейшем могут привести.
Литература
1. Боулби, Дж. Привязанность / Дж. Боулби. - М.: Гардарика, 2003. - 370 с.
2. Брутман, В.И. Формирование привязанности матери к ребенку в период беременности / В.И. Брутман, М.С. Радионова // Вопросы психологии. - 1997. - №7. - С. 38-47.
3. Захаров, А.И. Ребенок до рождения и психотерапия последствий психических травм / А.И. Захаров. – СПб.: Питер, 1998. – 260 с
4. Ильина С.В. Влияние пережитого в детстве насилия на возникновение личностных расстройств // Вопросы психологии. 1998. № 6. С. 65 –75.
5. Кон, И.С. Совращение детей и сексуальное насилие в междисциплинарной перспективе / И.С. Кон // Социальная и клиническая психиатрия. Т.8. - 1998. - №3. - С. 82-92.
Татьяна Алексеева, г.Йошкар - Ола