|
Психология развития ребенка. Созревание и потребности.Автор статьи: Каневская Татьяна Михайловна
На эти вопросы отвечает наука о развитии человека. Развитие начинается с зачатия и продолжается на протяжении всей нашей жизни. Связанные с развитием изменения являются более очевидными и более быстрыми в очень юном возрасте. СОЗРЕВАНИЕ И ПОТРЕБНОСТИ 1. Младенчество – это период, охватывающий 2 первых года жизни.
Внутренний мир малыша полон самых разных эмоций и чувств: радости, удивления, гнева, печали, страха и тревоги. С первых дней жизни ребенок начинает проявлять свое состояние через движения, крик, плач, улыбку. А родители учатся понимать эти первые «сигналы» детских переживаний. С самых первых дней жизни между ребенком и взрослым возникают невидимые нити эмоционально привязанности, начинается активное взаимодействие. Они учатся понимать и чувствовать друг друга. Переживания малыша на первом году жизни могут быть вызваны особенностями семейной среды. По мнению известного американского психолога Эрика Эриксона, на первом году жизни ребенок может переживать внутренний конфликт такого типа: «Стоит ли мне доверять окружающему миру?» Решение этого конфликта Эриксон связывает с качеством материнского ухода за младенцем. Если мать уверена в своем родительском опыте, последовательна и доброжелательна в отношениях с ребенком, то у малыша формируется чувство «внутренней определенности». Он совершенно естественно начинает доверять внешнему миру и себе. Постепенно учится устанавливать отношения с окружающими людьми, справляться с собственными биологическими побуждениями и регулировать свое самочувствие. Чувство недоверия ребенка к миру развивается, прежде всего, тогда когда имеет место ненадежность, личностная несостоятельность матери, которая отвергает ребенка или относится к нему противоречиво. Или когда мать отходит от ребенка, возвращаясь к тем занятиям, которые оставила на время беременности, или переключает все свое внимание на только что родившегося следующего ребенка. Или когда молодые мама и папа чувствуют себя неуверенно в роли родителей и др. Во всех этих и других случаях у маленького человека может развиться состояние тревожности, страха. Здесь нам всем надо помнить, что тревоги и беспокойства первых двух лет жизни не исчезают, а сохраняются в психике ребенка на долгие годы. Для молодой мамы будет лучше, если на некоторое время внешний мир поблекнет в ее глазах. Нужно прислушаться к себе, создать новую концепцию себя. Совместить старые представления о собственной женственности и новые переживания, которые дарит роль матери. Начинать постепенно развивать в себе возможность проявлять по отношению к ребенку нечто среднее между защитой и ограничениями, поддержкой и восхищением. Молодой отец будет чувствовать себя комфортно в новой роли, если научится держать ребенка на руках, пеленать, баюкать, заглядывать в детские глазки, играть с малышом. Даже если отец ощущает себя не очень уверенно в процедурах ухода за ребенком, он очень поможет своей жене, если побудет какое-то время с малышом, дав женщине необходимую ей передышку. В этом возрасте основное внимание следует уделять положительным потребностям ребенка. Наиглавнейшая из них – это потребность в нежной любви, которая передается главным образом через прикосновение, через чувство осязания. Если ребенку в этом возрасте уделяли много любви и внимания, он будет расти доверчивым к окружающим, ожидая от них дружеского участия, и сам будет с любовью относится к другим людям. Ни в коем случае нельзя забывать о том, что в младенчестве человек получает свои самые первые впечатления. Поэтому необходимо сделать все возможное для того, чтобы эти первые впечатления были тождественны чувствам безопасности, нежности и любви. В пору младенчества ребенка невозможно «избаловать». 2. Детство – это период от 3 до 12 лет. Детство включает в себя два периода: период раннего детства (от 2-3 лет до 6 лет) и среднее детство (от 6 до 12 лет). Именно в период детства у человека начинает формироваться личность, появляется взгляд на самого себя. В этот период ребенок учится социализации, то есть приобретает умение устанавливать связи с обществом и с другими людьми. Ребенок должен научиться делиться и сотрудничать с другими, должен навсегда покинуть эгоцентрический мир младенчества. Родители должны остерегаться двух крайностей – сверхопеки и безразличия. Дети, растущие в обстановке сверхопеки, для которых родители делают решительно все и всякое самостоятельное действие которых неизменно и неизбежно протекает под неусыпным родительским оком, будут лишены возможности научиться полагаться на свои собственные силы, то есть лишены необходимого условия их внутреннего роста. Они окажутся совершенно неподготовленными к каким либо лишениям и трудностям, так как им не была предоставлена возможность хотя бы однажды принять собственное решение. Дети, которых баловали в этот период, которым давалось все и не спрашивалось ничего, в дальнейшем, став взрослыми, часто оказываются предрасположенными к регрессии в виде инфантильных капризных требований внимания к своей персоне. Дисциплина – вот наиболее трудная проблема детства. Главное правило – давать указаний ровно столько, сколько представляется совершенно необходимым (не больше), и следить за тем, чтобы они выполнялись. Слишком большое число указаний совершенно справедливо покажется ребенку неразумным и неоправданным и будет вызывать только протест. В течение этого периода дисциплина, насаждаемая родителями, должна переходить в самодисциплину. Чувство доверия к себе, уверенность в себе, ощущение необходимости личной ответственности развиваются только тогда, когда ребенок имеет возможность сам реализовать их на практике. 3. Подростковый и юношеский возраст (от 12 до 21 лет). Переход к подростковому возрасту – остро протекающий период от детства к взрослости, в котором выпукло переплетаются противоречивые тенденции. Главный конфликт этого возрастного периода заключается в одновременном существовании двух тенденций – коллективизма («быть как все») и индивидуализма(быть не таким «как все»). Ведущие потребности подросткового возраста – в самоутверждении и общении со сверстниками. Юноша или девушка одновременно прилагают усилия к тому, чтобы их приняли другие (коллективизм), и в то же время ищут возможность стать самими собой (индивидуализм). Происходит изменение картины мира подростка, в частности, у него появляется новое видение себя во времени. Важнейшей особенностью подростков является постепенный отход их от прямого копирования оценок взрослых к самооценке, все большая опора на внутренние критерии. Представления, на основании которых у подростков формируются критерии самооценки, приобретаются в ходе особой деятельности – самопознания. Основной формой самопознания подростка является сравнение себя с другими людьми: взрослыми, сверстниками. Поведение подростка регулируется его самооценкой, а самооценка формируется в ходе общения с другими людьми. Отметим, что молодые люди в этом возрасте особенно чувствительны к малейшим пренебрежениям или критике в их адрес. Они крайне нуждаются в любви, ободрении, похвале и внимании. Хвастовство или стремление преуменьшить достоинства другого – всего лишь способ скрыть ощущение неуверенности в самом себе, поэтому не стоит придавать этому большого значения. Те, кто будет стремиться «сбить спесь» с молодого человека, окажут ему плохую услугу. Юность – это такое время, когда молодой человек больше всего нуждается в сочувствии исимпатии со стороны родителей. Чем больше юноша или девушка находят сочувствия и любви в своем собственном доме, в своей собственной семье, тем меньше они оказываются подверженными давлению со стороны группы своих сверстников. И тем менее они будут склонны к безоговорочному принятию ее сомнительных стандартов. Данный период отличается выходом ребенка на качественно новую социальную позицию, в которой формируется его сознательное отношение к себе как к члену общества. Самая серьезная проблема, которую предстоит решить молодому человеку или девушке (к 21 году), — это сепарация (отдельность) от родителей, окончательный переход уже во взрослую жизнь, чтобы начать жить самостоятельной, успешной жизнью: брать на себя ответственность за свои действия, делиться и сотрудничать, без зависти реагировать на авторитет других, выражать свои чувства здоровыми способами, уметь говорить «нет» и испытывать глубинную близость.Речь идет не о физическом, пространственном отдалении от родителей или разрыве межличностных отношений, а о развитии внутреннего чувства возможности нормального и полноценного функционирования независимо от матери и отца. В своих клинических исследованиях Берри и Дженей Уайнход установили, что успешному завершению сепарации-индивидуации препятствуют травмы развития (физическое, сексуальное, эмоциональное, духовное насилие; заброшенность, пренебрежение, отсутствие заботы). Взрослые, пережившие «травмы» в детстве, научаются строить физические и психологические стенки вокруг себя, чтобы защититься от встречи с чувствами, связанными с незажившими детскими переживаниями. Если были пережиты травмы заброшенности, отсутствие заботы и пренебрежения, то у человека развивается созависимое поведение (нерешительность, зависимость от людей, низкая самооценка, ранимость, некомпетентное поведение, депрессивная энергия, захлестывание чувствами, самоуничижение, жертвенность, угождение). Если человек пережил травмы насилия, то развивается противозависимое поведение (неузвимость, избегание чувств, сосредоточенность на себе, зависимость от деятельности или веществ, маниакальная энергия, избегание близости, величественность, контроль, раздражимость и обвинение окружающих). Также возможно и сочетание этих типов защитного поведения. В оптимальном варианте отношения сепарации и индивидуации разворачиваются одновременно, но могут и расходиться. Карл Юнг рассматривал процесс, называемый «индивидуацией»,как одновременно психологический и духовный. Он считал, что люди слишком привязаны к внешним атрибутам мира, что необходимо двигаться дальше общепринятой мудрости и религии, чтобы открыть «гносис» — знание сердца, который делает человека свободным. Юнг побуждал людей искать духовную истину внутри себя и видел в таком духовном рождении предпосылку завершения взрослым человеком процесса индивидуации. Психологическое рождение (М.Майер) — это наиболее важный процесс развития, который должен пройти и завершить любой человек на пути своего становления личностью, и дающий возможность переживать себя во всей своей уникальности, неповторимости, слышать свой ритм и голос своего сердца, быть себе тождественным и совершать авторские поступки, вести аутентичное свободное существование в человеческом сообществе, уметь переживать близость и привязанность, иметь смелость и мужество быть независимым и отдельным. Завершение процесса психологического рождения возможно в любом возрасте. Оно необходимо, чтобы человек стал способен быть индивидуальным существом и здоровой личностью. P.S. Отмечу, что приводимые здесь периоды и возрастные границы не являются универсальными, а просто лишь описывают общие схемы, используемые специалистами по развитию для изучения жизненного пути человека. Спасибо, за внимание к данной статье! Желаю успехов Вам и Вашим близким! Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|