|
Насилие - обыденный шок! Разнообразие видов насилия между людьми.Автор статьи: Печеник Анна Семеновна
Эта статья может показаться с лишком насыщенной различными научными терминами, но я не хочу её показывать только психологам. Хочу рассказать как можно большему количеству людей о проблеме насилия в семье, о том, что оно транслируется из поколения в поколение... и о том, что у нас есть ВЫБОР! прервать эту цепь и сделать наших детей и внуков и правнуков и .... более счастливыми! Начнем с расмотрения различных типов и видов насилия, какое оно бывает, как проявляется. Типология насилия весьма обширна и многообразна. Можно классифицировать насилие по видам причиняемого ущерба, например физическое и психологическое насилие; по формам насильственного взаимодействия (убийство, террор, изнасилование и.т.д.); по субъектам конфликтного взаимодействия (насилия в межличностных, межгрупповых, межгосударственных и иных конфликтах). Крайними формами проявления насилия являются различного рода войны, геноцид, террор, массовые убийства людей. Одним словом, насилие имеет столь же многообразную типологию, как и формы взаимодействия людей. (Козырев Г.И. Проблема насилия в теории, в массовом сознании и реальной жизни // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. №6. 2000 С. 85-100. ) Однако для исследования проблемы более продуктивным является иной подход к классификации насилия. В основе его лежит разграничение насилия на два основных вида: прямое насилие и структурное насилие. (Козырев Г.И. Проблема насилия в теории, в массовом сознании и реальной жизни // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. №6. 2000 С. 85-100.) Прямое насилие предполагает непосредственное воздействие субъекта на объект (убийство, телесные повреждения, задержание, изгнание и.т.д.). Структурное насилие — это создание определенных условий (структуры), ущемляющих потребности и интересы людей, например эксплуатация человека человеком в обществе. Значительный интерес для исследования проблемы представляет типологизация насилия, предложенная Д. Галтунгом (см. табл.). [Галтунг Д. Культурное насилие // Социальные конфликты: экспертиза, прогнозирование, технологии разрешения. Вып. 8. М. 1995. С. 37. Проще всего нам оказывается опознать насилие над личностью – когда один человек или группа причиняют вред и боль другому. Последствия этого - физические, психологические, духовные или материальные – для нас очевидны. Другой вид насилия – так называемое «структурное насилие» - имеет место, когда сама социальная система эксплуатирует некоторых людей для выгоды других. Этот вид насилия причиняет те же виды вреда, но не отдельным индивидуумам, а целым группам. Структурное насилие создает социальную несправедливость. В таблице прямое и структурное насилие сочетаются с четырьмя классами основных потребностей (выживание, благополучие, идентификация, свобода). Десоциализация означает вытеснение из собственной культуры. Ресоциализация — вынужденная интеграция с другой культурой. Таблица. Типологизация насилия. По мнению П. Шихирева, историю развития социальных конфликтов и применяемых в них форм насилия можно разделить на три основных этапа. [Шихирев П. Психика и мораль в конфликте // Общественные науки и современность. 1992. № 3. С. 28—29.] Первый связан с применением прямого физического насилия. Первобытный человек стремился уничтожить другого индивида или группу, если они мешали ему жить. В период рабовладения человек дошел до понимания того, что более выгодно не убивать противника, а заставлять его работать на себя. Второй этап — политический. Суть его заключается в доминировании одних социальных групп над другими. На этом этапе действует принцип "согласись, а то убью". Третий, экономический этап основан на широком взаимовыгодном социальном обмене. Главный принцип взаимодействия на этом этапе — "дай это, а я тебе дам то". Параллельно этим трем способам разрешения социальных конфликтов (физическому, политическому, экономическому) формировались идеологические и моральные принципы взаимодействия людей на основании этнических, ценностных и правовых норм. К настоящему времени в психологии сложилась эмпирическая типология форм «violence & abuse & neglect», которую составляют: 1) физическое насилие - преднамеренное манипулирование телом человека (ребенка или взрослого) как объектом, приводящее к нанесению физических повреждений различной степени тяжести; к физическому насилию относятся не только побои, но и ограничения в еде и сне, вовлечение в употребление алкоголя и наркотиков и т.п.; 2) сексуальное насилие - преднамеренное манипулирование телом человека (ребенка или взрослого) как сексуальным объектом, приводящее к вовлечению в сексуальные действия с целью получения сексуального удовлетворения или какой-либо иной выгоды; к сексуальному насилию относится не только сексуальное совращение, но и вовлечение в проституцию, порнобизнес и т.п.; 3) психологическое насилие (поведенческое, вербальное, интеллектуальное, эмоциональное и проч.) - преднамеренное манипулирование человеком (ребенком или взрослым) как объектом, игнорирование его субъектных характеристик (свободы, достоинства, прав и т.п.), разрушающее отношения привязанности между людьми, или, напротив, фиксирующее эти отношения и приводящее к различным деформациям и нарушениям психического (поведенческого, интеллектуального, эмоционального, волевого, коммуникативного, личностного) развития; 4) психопатическое (связанное со структурой личности, зависимое поведение). Подробная классификация видов и форм насилия представлена на этой схеме. Соотношение трех данных форм «abuse & neglect & violence» таково: между данными понятиями существуют отношения по типу включения. Психологическое насилие является «почвой» и «ядром» насилия, его исходной формой, на основе которой возникают физическое, сексуальное и психопатическое насилие (см., например, П. Дейл, С. Харт, М. Брассард и др.). (Орлов А. Б. Психологическое насилие в семье - определение, аспекты, основные направления оказания психологической помощи // Психолог в детском саду, 2000, №2-3.) Статистика российских служб экстренной психологической помощи (Телефонов доверия) свидетельствует, что: а) в 80% случаев обращений речь идет о семейном насилии; б) самой распространенной формой семейного насилия является психологическое насилие (см. Всероссийский конкурс памяти Матери Терезы. Программа «Детство без насилия и жестокости», 1998). Во многом аналогичны соотношения форм насилия в США: так, лишь 14% обращений за помощью - это обращения в связи с сексуальным насилием (данные US Department of Health and Human Service цит. по R.Lawson et.al., 1998, p.370). Спектр психологического насилия включает: а) активный аспект психологического насилия - психологические воздействия (угрозы, унижения, оскорбления, чрезмерные требования, чрезмерная критика, ложь, изоляция, запреты на поведение и переживание, негативное оценивание, фрустрация основных нужд и потребностей и т.п.); б) пассивный аспект психологического насилия - психологические эффекты (утрата доверия с себе и миру, диффузная самоидентичность, полезависимый когнитивный стиль, внешний локус контроля, беспокойство, тревожность, нарушения сна и аппетита, депрессия, агрессивность, уступчивость, угодливость, коммуникативная некомпетентность, низкая самооценка, склоннсть к уединению, суицидальные наклонности, задержки физического и психического развития, личностная психопатология различной этиологии - наркотические зависимости, булимия, анорексия, нарциссические, мазохистские, множественные, пограничные и прочие личностные расстройства, амбулаторная шизофрения, соматические и психосоматические заболевания - язва желудка, аллергии, избыточный вес, нервные тики и т.п.; опыт психологического насилия в семье в некоторых случаях приводит к ранней интериоризации паттерна отношений «насильник - жертва», к его фиксации на физиологическом уровне с последующей трансформацией ряда базовых потребностей, оформляющейся впоследствии в таких эксквизитных психических и поведенческих расстройствах как садомазохизм и серийные убийства (А.Стевенс, Й.Прайс, А.Миллер и др.); в) интерактивный аспект психологического насилия - психологические взаимодействия (доминантность, аффективность, непредсказуемость, непоследовательность, неадекватность, непринятие со стороны насильников и субординированность, бесчувственность, ригидность, безответственность, неуверенность, беспомощность, самоуничижение со стороны жертв насилия). Разведение активного, пассивного и интерактивного аспектов психологического насилия позволяет использовать в данной области более дифференцированную терминологию: насилие - это специфические интерперсональные формы поведения; невротизация - это специфические интраперсональные формы отреагирования на насилие (Захаров А.И. и др.); неадекватное (или патогенное) родительствование и супружество - это специфические интерперсональные формы коммуникации в семье, проявляющиеся на одном своем полюсе в насилии и «перпитрейтеризации» (от англ. perpetrator - преступник) участников общения, а на другом полюсе в их невротизации и «виктимизации» (от англ. victim - жертва) (Дж.Боулби, Соколова Е.Т., и др.). Stop the cycle В психологической науке существуют следующие модели насилия в семье (см. Д.Иваниек, К.Брон, Р.Лэнг, А.Миллер, и др.): а) психопатические модели, центрированные на предрасположенностях к насилию взрослых (алкоголь, наркотики, низкая самооценка, аэмпатичность, коммуникативная некомпетентность, социальная изолированность, социальные, психологические и психиатрические проблемы, депрессивность, отсутствие самоконтроля, суицидальные наклонности, агрессивность, ранняя беременность матери, потеря ребенка и т.п.) и детей (недоношенность, болезненность, нежеланность, физические и психические недостатки и т.п.); б) социальные модели, объясняющие насилие внешними (социальными) факторами и условиями, такими как бедность, низкий уровень дохода, безработица, социальная изоляция и закрытость семьи, перенаселенность, низкий образовательный и культурный уровень и т.п.; в) психосоциальные модели, стремящиеся интегрировать психологические и социальные факторы насилия; в данных моделях факторы насилия подразделяются на структурные, ситуативные и коммуникативные, причем именно коммуникативные факторы являются ключевыми и определяющими проявления насилия в семье: особенности межличностных взаимодействий являются либо «ингибитором», либо «катализатором» действия структурных и ситуативных факторов насилия, в последнем случае наблюдается эскалация насилия или «принудительная спираль насилия» (Паттерсон). Одна из основных тенденций в области психологического изучения насилия в семье состоит в разработке проблематики межличностных детско-родительских и супружеских взаимоотношений, развивающихся по типу неадекватного (патогенного) родительствования и супружества, блокирующего нормальное функционирование семьи. Неадекватное (патогенное) родительствование и супружество представляют собой континуумы интерперсональных коммуникативных паттернов, описывающийся различными авторами как «депривация - симбиоз» (Е.Т.Соколова, С.В.Ильина, и др.), «отвержение - гиперопека» (В.И.Гарбузов) и оформляющийся в виде специфического семейного стиля жизни, приводящего к эскалации и межпоколенной трансляции насилия. Проблематика психологических механизмов, составляющих основу феноменологии неадекватного (патогенного) родительствования и супружества, центрируется (при всем своем многообразии) на механизмах условного принятия и условного самопринятия. В первом случае речь идет об интерперсональных (коммуникативных) психологических механизмах (от идентификации до отвержения), тогда как во втором - о механизмах интраперсональных (о психологических защитах по типу диссоциации и вытеснения). Таким образом, структурирование проблематики насилия в семье приводит к следующим выводам: · Наиболее сущностным и генетически исходным типом насилия является психологическое насилие; · Наиболее важным и исходным аспектом психологического насилия является его интерактивный аспект, т.е. неадекватное (патогенное) родительствование и супружество; · Базовым психологическим механизмом неадекватного (патологического) родительствования и супружества является механизм самонепринятия; · Генетически исходным является самонепринятие по типу негативного оценивания (запрета) проявлений (поведенческих, интеллектуальных, коммуникативных, эмоциональных, личностных) собственного Я. · Предельной формой самонепринятия является непринятие своей жизни, негативное оценивание жизни, запрет на жизнь (ср., идеи расколотого Я по Р.Лэнгу и негативной психологии по А.Менегетти). Важно подчеркнуть, что личный опыт насилия - и для жертвы, и для насильника - это всегда травмирующий опыт, делящий их жизни на “до” и “после”. Особенность насилия в семейном контексте - и для насильника, и для жертвы - состоит в необходимости продолжать общение, сохранять и поддерживать систему межличностных взаимоотношений. Важнейший психологический эффект любой ситуации насилия - синдром посттравматического стресса, проявляющийся спектром таких симптомов как: навязчивые воспоминания и сны; повышенная тревожность; скрытность и стремление к одиночеству; аэмоциональность; склонность к депрессии и употреблению наркотических средств; немотивированная жестокость, агрессивность и аутоагрессивность; суицидальные тенденции. Посттравматический стресс - нормальная реакция человека на ненормальную ситуацию насилия. Вместе с тем это фиксированная реакция, сохраняющаяся иногда на многие годы и крайне затрудняющая, искажающая и нарушающая нормальную человеческую жизнь, к тому же способствующая трансляции и эскалации насилия и жестокости. В книге Кэйтэ Вайнгартен Обыденный шок и варианты свидетельствования насилию (“Common Shock: Witnessing Violence Every Day - How We Are Harmed, How We Can Heal” (2003)) автор говорит, что когда мы наблюдаем ситуацию насилия, это является для нас обыденным шоком. Обыденным – потому, что это имеет место постоянно, везде, в любом сообществе. Шоком – потому, что, какой бы ни была наша реакция, эта ситуации потрясает нас, воздействует на разум, тело и дух. Эта реакция парадоксальна: чем больше насилия и поругания мы видим, тем меньше мы откликаемся на это. Обыденный шок возникает при свидетельствовании насилию и поруганию. Таким образом, как можно понять из сказанного выше, насилие "предается по наследству" и стало обыденным в нашем обществе. Как же остановить этот круговорот? Предлагаю каждому начать с себя, со своей семьи! Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|