|
Насилие - это моральное воровство. У нас не сформирована позиция в отношении насилия.Автор статьи: Казанкова Юлия Викторовна
Хочу привлечь ваше внимание этим постом к данной теме! Насилие – тема широкая, насилие есть во всех сферах нашей жизни, мы можем встретиться с ним в любых отношениях: начиная с отношений между властями и народом, заканчивая отношениями в семье. Но об этом не говорят… Говорят о чем угодно: как достичь этого и того, как научиться зарабатывать деньги, соблазнять мужчин, удовлетворять друг друга в сексе. А как защищать себя, противостоять насильственным действиям, понимать мотивы насильника – об этом мало или не явно. Ситуация имеет свои причины: современный мир – эпоха нарциссизма, тут и там гонки за достижениями, которые требуют от тебя умений, достижений, и в фокус попадают в основном такие моменты, как грамотная самопрезентация, постановка и достижение целей. Вопрос с насилием же обстоит таким образом: у нас нет четкой позиции по этому вопросу: какие действия считать нормой, а какие нарушением чужих прав. Мнения в основном делятся на тех, кто хорошо понимает механизмы агрессивного насильственного отношения друг к другу и не считает важным их обсуждать (да и просто об этом неприятно говорить). И вторая часть – те, кто плохо понимают мотивы насильника, что эти мотивы в принципе существуют, и воспринимают давление и притязания по отношению к себе как наказание за свои ошибки, как поведение, которое надо терпеть, понимать и принимать. Вот эта вторая категория чаще и страдает в жизни по туманным и непонятным для себя причинам. Насилие или абьюз – это использование одним человеком другого в качестве некоего ресурса. Сюда же относится понятие «вампиризм» - речь о тех людях, внимание которых сосредоточено не на своем развитии, не на способах создания в жизни той ситуации, которая их будет удовлетворять, а на способах получения ресурсов для жизни от других людей. Грубо говоря: я не буду решать свой вопрос, а как-то перестрою других под свои интересы. Перед нами все время стоит сложный вопрос: удовлетворить свои интересы без ущерба другому – найти взаимовыгодное решение. Вот тут стоит говорить о личностных границах. У одних эти границы выходят далеко за пределы своей личности и заползают конкретно на личность другого, у других напротив границы сильно разрушены и сужены – «заходи кто хочет». В правовом государстве на сегодня хорошо сформирована позиция в отношении имущественных и физических границ: воровство, убийство, нанесение физических повреждений - уголовно наказуемые действия. Я не беру сложности судебной системы, в которой по разным причинам происходят порой чудеса, я говорю о том, что каждый из нас хорошо знает, что проникнуть на чужую территорию и взять там что-то – это воровство и нарушение закона, что покушение на чужую жизнь – так же нарушение закона. А вот о том, как относиться к покушению на личностные границы - личность другого человека (в том числе внутри семьи), ходят разные толки, и четкой понятной позиции нет. Есть масса примеров, когда человек может подвергнуться моральному и даже физическому насилию в семье, и, в конечном счете, общественность колеблется, кого-же назначить виновным, весомая часть встает на сторону насильника. Как-то я услышала высказывание, что муж может побить жену за то, что она не помыла посуду - и это нормально, дескать всякое в жизни бывает… Когда мы встречаем примеры семей, в которых один супруг на протяжении длительного времени оскорбляет и принижает другого, то мнения делятся все тем же образом: одни считают, что жертва сама виновата, т.к. позволяет это, или провоцирует, вторые не очень понимают, как и почему это происходит. Дело в том, что те, кто винит жертву в том, что она не защищается, не редко понимают, как мыслит насильник, что мотивы насильника прямо-таки корыстны, что его интерес четко заключается в принижении достоинства другого с целью получения своей выгоды. Под выгодой можно понимать самые разные вещи: моральное удовлетворение, возможность сорвать зло и облегчиться, или может быть заставить другого делать то, что хочет первый. Проще говоря, у нападающего в голове есть четкая схема, что, нападая, он получит что-то от своей жертвы, но говорит он вслух не так, говорит примерно так: «ты виноват(та)», «ты неадекватный(ая)», «не красивый/глупый/плохо разбираешься/плохо умеешь» и прочее… После того, как в жертву «впрыснули дозу вербального яда», жертва постепенно становится «обездвижена» (как у насекомых). Ну а как она может отстаивать свою позицию, делать так как считает нужным, если она не права, если она глупая, неадекватная, неумеха и т.д. После этого обесценивания нападающий или преследователь может уже получить желаемое, например, заставить сделать то, что ему нужно, или на более тонком уровне: обвинив жертву, снять с себя чувство вины за проблемы и сложности, поднять свой статус (я лучше тебя), получить дозу внимания от жертвы, энергетическую подпитку и т.д. А вот распространенный пример домашнего насилия - воспитание: бить детей или орать на них – считается, что это мера наказания, еще более интересная мера наказания – оскорбления. Т.е. по мнению большого количества людей, если назвать ребенка дураком и бездарем, он чему-то научится, кроме мысли о том, что он – дурак и бездарь. Другие родители просто хотят сделать детей очень удобными и покладистыми. Но вот парадокс: если начальник за просроченную работу или опоздания побьет своего сотрудника – это чудовищное нарушение прав, а если мама отхлещет ремнем ребенка, который не сделал уроки – это норма.
Я хочу сказать, что оскорбления, принижение достоинства и другие проявления морального натиска – это моральное воровство, а не мера наказания!!! Нарушение границ личности равно по силе ущерба нарушению имущественных или физических границ.
Аргументирую: Положим, когда 1 человек наносит удар ножом в тело другого, нам всем хорошо известно, какие последствия внутренних повреждений наступят. А теперь давайте представим, у человека есть не только физическая оболочка, но еще ментальная (моральная-информационная) – границы его личности. Какие последствия наступят, если нанести удар по ней? Пример такого удара: человек обладает таким качеством как пунктуальность, но его близкие не хотят вникать и разбираться какими там качествами он фактически обладает, и в моменты волнения при риске опоздать куда-то начинают говорить ему, что придут не вовремя ПО ЕГО ВИНЕ, хотя это не так. Мы видим конкретный пример внедрения в границы личности ложных характеристик – ложных идей о ней. Подобно тому, как в организм внедряются паразиты, которые там жить не должны. Соответственно целостность данной структуры будет нарушаться. Со временем человек начнет терять понимание какой он на самом деле, если регулярно давать ему ложную обратную связь. Следующее, что будет происходить, если подобные внедрения не прекратятся или усилятся: от тяжелых неприятных мыслей о себе он начнет переживать и страдать эмоционально, что скажется на его контактах с окружающими людьми – стыд робость проявить себя в значимые моменты, агрессия в целях самозащиты на почве стыда и вины, попытки приукрасить себя или скрыть от общественности и т.д.. Следующий этап за этим – психосоматика – реакция тела на тяжелые эмоциональные состояния или хронические напряжения. Так мы по цепочке приходим к разрушению человека на физическом уровне… Что и требовалось доказать: моральный ущерб равен по силе материальному. Или можно усилить эту идею: Человек, совершающий эмоциональное насилие, делает шаги, которые становятся предпосылкой к разрушению социально-общественной жизни личности, а как следствие психологического и физического здоровья, что в свою очередь является катализатором процесса умирания. Кстати, какой выход теперь у того «изнасилованного», которому за себя очень стыдно? Либо терпеть и давить это все втихую и мучиться, либо агрессивно нападать на других в целях защиты своего раненного достоинства, либо можно еще чего-нибудь крепенького выпить вечерком после работы, что бы прошла боль в груди, изводящие мысли и эмоции – «сняться» на профессиональном языке, кто знает – тот поймет. Когда рушится самооценка, искажаются представления о себе, человек, начинает опираться на эти искаженные представления и формирует свою жизнь уже исходя из них. Что в его жизни может сложиться иначе или не сложиться никогда, если он имеет искаженное представление о себе? Брак? Возможность встретить своего человека? Друзей, партнеров по делу? Найти себя в профессиональном плане?
Как к этому всему относиться. По поводу воровства у нас хорошо сформирована позиция: мы знаем, что любого из нас могут ограбить – так устроен мир, в нем есть «злые люди». Мы знаем это и оберегаем себя заведомо – ставим замки, решетки, заборы и сигнализацию. И если кто-то подвергается нападению, то все знают, что виноват вор, который полез на границу чужой территории. По поводу морального насилия: многие люди не в курсе, в принципе, такой возможности, как быть «морально ограбленными», поэтому они не простраивают психологических защит, не формируют негативного отношения к насильственному поведению, и чувствуют себя виноватыми в том, что на них совершалось нападение, ищут в себе причины и недостатки. Таким образом, на основании доводов, которые я привожу, предлагаю считать, что: - совершение эмоционального насилия - столь же тяжкое преступление, как совершение кражи или нанесения физического ущерба, - восприниматься в обществе должно таким же образом, как и другие нарушения законодательных норм, - это должны понимать, и те, кто позволяет себе нарушение чужих границ, и те, чьи границы нарушаются – понимание прав и допустимых норм для обеих сторон, - судить эти действия необходимо так же, как и уголовно наказуемые – ответственность - без различных поблажек в виде: «у него же было трудное детство…».
И для большего уточнения приведу данный материал. Всемирная организация здравоохранения определяет «насилие» как «преднамеренное применение физической силы или власти, действительное или в виде угрозы, направленное против себя, против иного лица, группы лиц или общины, результатом, которого являются (либо имеется высокая степень вероятности этого) телесные повреждения, смерть, психологическая травма, отклонения в развитии или различного рода ущерб».
Классификация уровней домашнего насилия норвежской исследовательницы Евы Линдгрен: 1. Насмешки и высмеивание недостатков 2. Недооценка роли значимости личности 3. Контроль в сфере отношений 4. Контроль в сфере интересов 5. Территориальный контроль 6. Экономический контроль 7. Игнорирование и бойкот 8. Шантаж 9. Физическое насилие 10. Сексуальное насилие
Классификация насилия Аскандаровой Эсины Энверовны (фрагмент статьи): с. ПРЕНЕБРЕЖЕНИЕ – в контексте детской психологии это хроническое нежелание родителя или опекуна обеспечить основные потребности ребенка в пище, одежде, жилье, медицинском уходе, образовании, защите и присмотре.
Право каждого человека на свободу от насилия и защиту от него предусмотрены Конституцией Российской Федерации:
Ссылка на статью целиком: https://users.livejournal.com/-esina/234657.html Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|