Воспитание и насилие. Есть ли общее и где границы.

Cвязь между этим понятиями есть. Воспитание - процесс обучения молодого индивида культурным формам поведения. Эти формы поведения по сути являются чуждыми индивиду. Воспитание направлено на то, чтобы с одной стороны заменить инстинктивные формы удовлетворения потребностей социальными формами, то есть теми которые приняты в данной национальной культуре и в данной социальной прослойке, а с другой стороны создать новые потребности, которые по сути уже сами социальные и для которых в свою очередь также есть принятые формы поведения.
Я исхожу из факта, что культура вещь необходимая и неизбежная. И любой индивид рождающийся в наше время определенно будет вынужден адаптироваться к тому, что ему придется обучаться жизни в том обществе куда он попал.
Таким образом, мы имеем тот факт, что ребенок неизбежно подвергается принуждению. Но является ли это насилием ?
Как правило, если ребенок принимает правила игры без сильного сопротивления, то мы называем это воспитанием, если же ребенок возмущен и борется за свое видение и свои действия, то фактически он заявляет о том, что его границы нарушены и далее любое действие родителей становится насилием в их глазах , глазах окружающих, а то и глазах закона.
Однако если задуматься, то почему в одних случаях ребенок принимает внешнее принуждение, а в других нет?
Начнем с того, что взрослые всё же опытнее, они лучше осведомлены о потребностях и возможностях ребенка, а значит при желании они могут использовать так называемые хитрости воспитания - отвлечь, заинтересовать, опираясь на существующий интерес, манипулировать своим отношением, стимулировать предлагая вознаграждение, угрожать и т.д. Причем здесь нет хороших и плохих методов. Все они могут быть использованы во благо, а могут быть использованы во вред. В одни времена приняты одни способы воздействия, в другие времена правила меняются .
Даже физические наказания по сути трудно разграничить, шлепок по попе - плохо, а шлепок по рукам ? а встряхивание, дабы привести в чувство? - тут многие засомневаются. Хотя есть исследования, которые доказывают, что тряска детей, воспринимается ими более травматично (как психологически так и физиологически - страдают мозговые структуры) чем банально осуждаемый всеми шлепок по попе.
Однако отсутствие физического насилия проблему не решает. Например, ребенок 6-7 лет который пишет "мама мыла раму" уже третий час. Или ребенок 4-5 лет который тянет шпагат через боль или повторяет сложный акробатический элемент 38-ой раз. При этом упомянутые дети иногда искреннее полагают, что это ОНИ хотят этого достичь. Тогда как налицо неадекватность планки поставленной ребенку и злоупотребление доверием и привязанностью, подавление воли ребенка и реализация своих грандиозных идей.
Для меня граница в вопросе воспитание или насилие в следующих моментах:
- анализ своих эмоций. Если есть злость и раздражение, значит воспитание отложено и пошла агрессия. Часто эта агрессия возникает не сразу, а в ответ на сопротивление ребенка, на свое бессилие, в любом случае, как только она возникла необходима остановка.
- оценка актуальных возрастных возможностей ребенка. Самое простое это табличка из любой книжки по возрастной психологии, которая говорит, что дети в этом возрасте обычно могут делать, именно обычно и чаще всего, а не как Петя/Маша из соседнего подъезда. Одаренность конечно греет душу, однако не всегда соответствует реальности. Другая сторона медали если ребенок сильно отстает от возрастной нормы, то в 99% случаев это не имеет отношения к лени, а связано либо с задержкой психофизиологического развития, либо с педагогической запущенностью, в любом случае, методы коррекции должны быть специальными, а прессование лишь усугубляет ситуацию.
- принятие неизбежности факта сопротивления ребенка и его учет, то есть поддержка и принятие личности ребенка, его чувств и переживаний, гибкость в выборе мотивации, средств и сроков достижения результата. При этом гибкость ни в коей мере, не означает отказ от намерений взрослого, она конечно усложняет работу, и иногда увеличивает время и не позволяет достигнуть всего и сразу, однако личность ребенка этого однозначно стоит.
В заключении хочется отметить, что фактически проявление насилия к ребенку напрямую связано со зрелостью и осознанностью взрослого и его возможностей контроля за своим поведением. А поскольку таких приближенных к идеальным качествам взрослых крайне мало, по факту все дети в той и ли иной степени подвергаются насилию, в благородном деле социализации и культурного воспитания.
Но, как ни крути, гуманизм все же проникает в наши умы и сердца и поэтому со временем наше общество все больше формирует нормы воспитания, избегающие насилия. Эти внешние рамки воспитывают уже нас взрослых, и оказывается, что наши возможности контроля своего поведения гораздо больше, чем нам кажется и чем на хочется.
Если вы не хотите кричать на ребенка и бить его, просто не делайте этого.



Просмотров: 521
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Есть ли корреляция поведения матери с характером взрослого ребенка?
  • Бедность, отсутствие заботы или стиль воспитания - что есть насилие в отношении ребенка?
  • Меня били и ничего: в каком случае физические наказания ребенка могут привести к тяжелым последствиям.
  • Мой ребенок непоседа! Воспитание гиперактивного ребенка.
  • Что делать, если ребенок отказывается есть.
  • Как быть если отношения есть, а секса нет и даже не хочется?
  • Почему, если есть ребенок с особенностями, то нужна семейная терапия
  • Кем же вырастут наши дети? Воспитание современного ребенка
  • Зачем развивать ребенка в 1-3 года, если есть планшеты и телефоны?
  • Почему ребенок ругается с учителями? Причины плохого поведения ребенка в школе
  • Что может помочь если папа ушел из семьи, где есть особый ребенок?
  • Когда ребенок не хочет есть. Решение проблем пищевого поведения.
  • Семейное воспитание и нарушения пищевого поведения. Есть ли выход?
  • "Мой 2-х летний ребенок меня бьет". Из цикла "Агрессия ребенка"
  • Научите ребенка защищаться! Правила для ребенка по предупреждению секс.насилия
  • Как понять, что ваш ребенок будет счастлив в жизни, если ему, всего, 5 лет
  • Почему дети врут? Что делать, если ребенок обманывает?
  • Если сам не умеешь справляться с трудностями, то не требуй этого от ребенка.
  • Про границы, договоренности и наказания в деле воспитания ребенка
  • Если ваш ребенок в этом году идет в школу
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • Как быть, если в жизни ребенка не было отца или было "мало"
  • Домик личности ребенка, или как быть если я родитель?
  • Ребенок и школа. Развитие и воспитание воли у детей - 1.
  • Ребенок и школа. Развитие и воспитание воли у детей - 2.
  • Приятных снов! Упражнения, которые помогут, если ребенок плохо спит
  • Разводиться или нет, если уже есть дети?
  • Если у ребенка проблемы, то маме необходима поддержка.
  • « Кто отец ребенка?» — иногда лучше этого не знать.
  • Воспитание наших детей. Как НЕ сделать своего ребенка невротиком.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь