Воспитание и насилие. Есть ли общее и где границы.

Cвязь между этим понятиями есть. Воспитание - процесс обучения молодого индивида культурным формам поведения. Эти формы поведения по сути являются чуждыми индивиду. Воспитание направлено на то, чтобы с одной стороны заменить инстинктивные формы удовлетворения потребностей социальными формами, то есть теми которые приняты в данной национальной культуре и в данной социальной прослойке, а с другой стороны создать новые потребности, которые по сути уже сами социальные и для которых в свою очередь также есть принятые формы поведения.
Я исхожу из факта, что культура вещь необходимая и неизбежная. И любой индивид рождающийся в наше время определенно будет вынужден адаптироваться к тому, что ему придется обучаться жизни в том обществе куда он попал.
Таким образом, мы имеем тот факт, что ребенок неизбежно подвергается принуждению. Но является ли это насилием ?
Как правило, если ребенок принимает правила игры без сильного сопротивления, то мы называем это воспитанием, если же ребенок возмущен и борется за свое видение и свои действия, то фактически он заявляет о том, что его границы нарушены и далее любое действие родителей становится насилием в их глазах , глазах окружающих, а то и глазах закона.
Однако если задуматься, то почему в одних случаях ребенок принимает внешнее принуждение, а в других нет?
Начнем с того, что взрослые всё же опытнее, они лучше осведомлены о потребностях и возможностях ребенка, а значит при желании они могут использовать так называемые хитрости воспитания - отвлечь, заинтересовать, опираясь на существующий интерес, манипулировать своим отношением, стимулировать предлагая вознаграждение, угрожать и т.д. Причем здесь нет хороших и плохих методов. Все они могут быть использованы во благо, а могут быть использованы во вред. В одни времена приняты одни способы воздействия, в другие времена правила меняются .
Даже физические наказания по сути трудно разграничить, шлепок по попе - плохо, а шлепок по рукам ? а встряхивание, дабы привести в чувство? - тут многие засомневаются. Хотя есть исследования, которые доказывают, что тряска детей, воспринимается ими более травматично (как психологически так и физиологически - страдают мозговые структуры) чем банально осуждаемый всеми шлепок по попе.
Однако отсутствие физического насилия проблему не решает. Например, ребенок 6-7 лет который пишет "мама мыла раму" уже третий час. Или ребенок 4-5 лет который тянет шпагат через боль или повторяет сложный акробатический элемент 38-ой раз. При этом упомянутые дети иногда искреннее полагают, что это ОНИ хотят этого достичь. Тогда как налицо неадекватность планки поставленной ребенку и злоупотребление доверием и привязанностью, подавление воли ребенка и реализация своих грандиозных идей.
Для меня граница в вопросе воспитание или насилие в следующих моментах:
- анализ своих эмоций. Если есть злость и раздражение, значит воспитание отложено и пошла агрессия. Часто эта агрессия возникает не сразу, а в ответ на сопротивление ребенка, на свое бессилие, в любом случае, как только она возникла необходима остановка.
- оценка актуальных возрастных возможностей ребенка. Самое простое это табличка из любой книжки по возрастной психологии, которая говорит, что дети в этом возрасте обычно могут делать, именно обычно и чаще всего, а не как Петя/Маша из соседнего подъезда. Одаренность конечно греет душу, однако не всегда соответствует реальности. Другая сторона медали если ребенок сильно отстает от возрастной нормы, то в 99% случаев это не имеет отношения к лени, а связано либо с задержкой психофизиологического развития, либо с педагогической запущенностью, в любом случае, методы коррекции должны быть специальными, а прессование лишь усугубляет ситуацию.
- принятие неизбежности факта сопротивления ребенка и его учет, то есть поддержка и принятие личности ребенка, его чувств и переживаний, гибкость в выборе мотивации, средств и сроков достижения результата. При этом гибкость ни в коей мере, не означает отказ от намерений взрослого, она конечно усложняет работу, и иногда увеличивает время и не позволяет достигнуть всего и сразу, однако личность ребенка этого однозначно стоит.
В заключении хочется отметить, что фактически проявление насилия к ребенку напрямую связано со зрелостью и осознанностью взрослого и его возможностей контроля за своим поведением. А поскольку таких приближенных к идеальным качествам взрослых крайне мало, по факту все дети в той и ли иной степени подвергаются насилию, в благородном деле социализации и культурного воспитания.
Но, как ни крути, гуманизм все же проникает в наши умы и сердца и поэтому со временем наше общество все больше формирует нормы воспитания, избегающие насилия. Эти внешние рамки воспитывают уже нас взрослых, и оказывается, что наши возможности контроля своего поведения гораздо больше, чем нам кажется и чем на хочется.
Если вы не хотите кричать на ребенка и бить его, просто не делайте этого.



Просмотров: 471
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Бедность, отсутствие заботы или стиль воспитания - что есть насилие в отношении ребенка?
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Почему мужчины мечтают о сексе втроем. Что это значит и чем его заменить, если это твой мужчина!?
  • Как понять, что ваш ребенок будет счастлив в жизни, если ему, всего, 5 лет
  • Что делать, если ребенок отказывается есть.
  • Что может помочь если папа ушел из семьи, где есть особый ребенок?
  • Как поставить ребенку границы поведения и при этом не сломать его личность?
  • Как быть если дети выросли и сказали, что в их жизни больше нет места для тебя, мама
  • Ребенок с отцом – это хорошо! А что делать, когда его нет рядом?
  • Как быть если отношения есть, а секса нет и даже не хочется?
  • Как быть, если ребенок не ценит то, что Вы для него делаете
  • Что делать, когда хочется наорать на ребенка, но понимаешь, что это плохо?
  • Что делать, если «всё не так» и чтоб «приняли таким, какой есть».
  • Все, что у нас есть, - это отношения
  • Что стоит за аппетитом: почему вам все время хочется есть?
  • Разводиться или нет, если уже есть дети?
  • Что есть сон, а что реальность, и есть ли между ними грань?.... А может все наоборот и спим мы наяву?
  • как быть, если ребенок что-то украл?
  • Есть ли корреляция поведения матери с характером взрослого ребенка?
  • 11 признаков компьютерной зависимости у ребенка или как узнать, что ваш ребенок зависим от компьютера?
  • Почему дети врут? Что делать, если ребенок обманывает?
  • Психологические трудности после рождения ребенка и с чем они могут быть связаны.
  • Что делать, если все идет не так, как хочется?
  • Что делать, если Вы думаете, что не любите своего ребенка?
  • Ребенок говорит, что его не любят. Что делать
  • Время - это самое дорогое что у нас есть.
  • Что делать, если ребенок плачет при расставании
  • Если сил ни на что нет, что делать, как быть? Или, здравствуй, депрессия...



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь