|
Методики для диагностики насилия в семье и определения психологического портрета абьюзера .Автор статьи: Мусаелян Елена Николаевна
Именно эта подборка рисуночных тестов разработана для возможности получить описание как общих интеллектуальных, личностных, эмоциональных особенностей человека-абьюзера, так и его проблем в различных жизненных сферах: семейной, сексуальной, социальной и межличностной. Хоть подборка и ориентирована для диагностики характеристик именно абьюзера или человека склонного к насилию в семье. Но по моему опыту, она очень хороша для работы со всеми членами семьи и определения механизмов взаимодействия их между собой. Различных скрытых мотивов и эмоционального состояния каждого. Лучше всего для диагностики брать карандаши М или М2, а цветных карандашей желательно, чтобы присутствовали палитре 18 цветов. Для начала в процессе диагностики важно проследить расположение элементов на листе. Сверху - вниз: я должен, я могу, я хочу. Слева на право: прошлое, настоящее, будущее. Используется серия рисуночных тестов: * Дом, дерево, человек * Несуществующее животное * Рисунок семьи * Семья животных. * Семья в образах сказочных героев Интересны не так известные методики, как их сочетание друг с другом. Методика "Рисунок семьи" несет социальный образ семьи: видимый, внешний. Методика "Семья животных" несет конформный образ семьи: инстинктивный, естественный. Методика "Семья в образах сказочных героев" несет идеальный образ семьи: ресурсный, желанный. А тест-рисунок "Несуществующее животное" довольно часто даже отдельно от этой подборки применяется как классический тест на склонность человека к агрессии и насилию. Интерпретация психолога и вопросы предъявляемые к рисунку. Дом, дерево, человек. Что происходит на рисунке? Какую ситуацию нарисовано? Происходит ли взаимодействие между человеком, деревом, домом? Какое? С чем (кем) ассоциируете дом, дерево, человека? Что они могут символизировать? Какое время года? Дом Кто хозяин дома? Хотите ли Вы быть хозяином дома (если клиент не назвал себя)? Сколько комнат в доме? Какая из них человека? Дом построен вблизи или вдали? Сколько лет дому? Дерево Нравится ли дереву здесь расти? Хватает ли ему воды? Хорошо ли о дереве заботятся? Чего хочется дереву? Какое дерево (молодое, старое, здоровое больное)? Сколько ему лет? Человек Кто это (парень, девушка)? Сколько ему лет? Живет ли он в этом доме? С кем? Что человек делает на этом рисунке? Какое у него настроение? Сколько ему лет? На что необходимо обратить внимание на рисунках семьи. Рисунок семьи Эстетика Размер рисунка Смещение композиции Расстояние между членами семьи Наличие дополнительных образов Контекст нарисованного (дома, за столом, на улице в городе, на природе) Семья животных Символическое значение нарисованных животных Характер взаимодействия между животными К какому виду относятся эти животные (например, на одном из рисунков девочкой были нарисованы змеи) Эмоциональное восприятие животных ("змеи холодные существа, которые не обращают внимание на своих детей" - игнорирование ребенка) Семья в образах сказочных героев К каким сказкам относятся сказочные герои, какова их характеристика Содержание творческого потенциала каждого героя, особенно персонажа, которым является автор Теневая сторона каждого героя и возможность его компенсации Характер взаимодействия героев между собой Перспектива взаимодействия вместе (могут ли они ужиться и т.д. Одна женщина-жертва нарисовала себя королевой, а мужа-тирана пиратом. На рисунке вышло наоборот))) Вопросы к методикам: Семья животных Кто нарисован на рисунке? Какие это животные? Каков у них характер? Что они любят, что нет? Какое настроение, чем занимаются? В каких отношениях между собой животные? (может кто-то кого-то преследует, охотится за кем-то) Часто ли они бывают вместе? Что самое главное для этих животных? Что с ними будет завтра? Несуществующее животное Как звать это животное? Где оно живет? Может с кем-то? Чем питается? Чем занимается? Что любит больше всего? Есть ли у него друзья? Кто они? Есть ли враги? Кто они? Чего оно боится? О чем мечтает? Какое у него настроение? Какого оно размера? Сколько ему лет? Далее клиенту для полной диагностики дается задание придумать сказку с этим животным. Жил-был ... ИТОГ Приведенные выше методики позволяют специалисту сориентироваться в психологических характеристиках личности, которая склонна к насилию в семье (или уже его совершает) и позволяет определить дальнейшую программу работы психолога с данным человеком. У ребенка позволяет как выявить возможность насилия в семье по отношению к нему, кто именно является источником насилия из членов семьи (иногда этим человеком даже может оказаться не мать и отец (отчим), а например человек, который с ними не живет (дядя, бабушка, дедушка, родной отец, а не отчим,живущий с матерью и т.д.).
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|