Расширяем своё "Я". Успешная методика диагностики отношений между Я и Другим Я

Подумаем сегодня над тем, как модель «Я» одного человека взаимодействует с миром и людьми.

В статье ранее https: //www.psyoffice.ru/article/96335/ я описала предполагаемую модель «Я» и его составляющие. Нам пригодится рисунок из той статьи (//www.psyoffice.ru/article/96335/), чтобы понять модель взаимодействия.

Первая социальная роль, с которой сталкивается человек – это «сынок» или «дочка». В семьях иногда не принято называть имя, потому «доча» или «сына» («доня», «сыночка») это обращение, которое слышит ребёнок. У некоторых в семье есть ребёнок «котик», «тигрик», «малыш», «пупсик». Одним словом, первая роль у человека – Ребёнок. И эту роль ребёнок осваивает на всех уровнях: на физическом, эмоциональном, интеллектуальном, убеждениями, деятельностью и волей и его высший смысл действиям – игра.

Наглядно уровни из прошлой статьи https://www.psyoffice.ru/article/96335/ покажу тут ещё раз:

Расширяем сво Я Успешная методика диагностики отношений между Я и Другим Я

Невозможно сказать, что каждая сфера осваивается в определённое время. Развитие идёт по всем уровням одновременно и какая-то сфера нагружена слишком, а какая-то бедно. Ребёнок осваивает тело (тепло, холод, голод, сытость, сухость, комфорт и дискомфорт, чистота и грязь и т.д.) и с этим же проявляет соответствующие эмоции. А так как ребёнок приходит в определённую культуру, речевые обороты, традиции и отношения в семье, то его ум фиксирует все и интроецирует, создавая убеждения и стиль поведения присущее именно в этой среде. О том, что делать с этими интроектами потом, я писала в одной из статей https://www.psyoffice.ru/article/96241/

Развитие мышления для Ребёнка один из важных процесс социализации в будущем. Хотя, сейчас уже доказано, что двоечники и троечники намного успешнее в бизнесе, в жизни, так как они лучше адаптированы.

Именно на сферу мышления родители направляют наибольшее внимание, тотально игнорируя все остальные сферы. Ребёнка ведут с пелёнок на раннее развитие, не давая ему побыть в предметно-действенном мышлении, в игре, с глазами матери.

Если предметно-действенное мышление было насильно заблокировано в детстве и заменено на символическое, и другие, то как переставленные части, оно всё равно проявится, как отложенное на потом событие. И вот, вдруг, подросток, с отличной логикой вдруг становится как маленький – манипулирует предметами, грызёт карандаши, швыряет предметы где попало. Если же и подростку предметно-действенное мышление блокируют, то оно появится в студенческой жизни, когда мамы и папы рядом не будет. И вот, студент-первокурсник или второкурсник уже скучает по своим игрушкам, машинкам, спит, объедается, а учиться для него архисложно.

Есть хорошая русская фраза «всему своё время» - надо дать возможность ребёнку развивать то мышление, которое на данный момент для него физиологично. Если это предметно-действенное – ИГРАЙТЕ! А вместе с игрой развиваются  эмоции, физический компонент и также мышление. Другое дело, когда развитием и игрой с ребёнком занимаются чужие дяди и тёти. Ребёнок, у которого задача быть в семье, быть в поле семьи, получает калейдоскоп чужих лиц, чужих смыслов, убеждений и ценностей, чужих откликов эмоций на разный лад. В результате он уже не соображает, где его семья, кто он сам, какая у него роль в данной семье и т.д. Мама, как мёртвый механический робот, папа вообще на работе. По факту у ребёнка с рождения нет образа семьи. Поэтому к школе у ребёнка не формируются очень многие важные базовые интроекты.Ребёнок воспринимает окружение как очередной сходняк роботов-функций. А подросток близких за людей не считает. То есть идёт тотальное разрушение объектных отношений у ребёнка в раннем возрасте. И делают это сами же родители ради "развития". Мама с телефоном в сайте Одноклассники - это уже культура, а мама играющая со СВОИМ ребёнком - это уже редкость.

Позже подключите сравнение, связывание событий прошлого с текущими, анализ, синтез и т.д.

Волевой компонент у Ребёнка развит очень хорошо. Стремление к желаемому любой ценой – на это нужна такая сильная воля! Но что делают родители? Они эту сильную волю отшибают напрочь: «Много хочешь – мало получишь», «денег нет», «потом», «отвянь» и прочее. Ребёнку блокируют энергию движения к желаемому, а соответственно волю. И вот, уже школьника не знаешь чем мотивировать, у него уже нет никаких желаний. Да, привык он уже годами, что хотеть – это получать боль. Кто добровольно хочет идти на боль? Мазохисты может быть. Но не все же такие.

Отложить желаемое – это взрослое образование. Отложить покупку путёвки и накопить деньги, на первом свидании не прыгать в постель, планировать свои дела – это возможность мозга зрелого. А Ребёнок хочет сейчас. Сколько у нас таких 30-50-летних детей? Захотел – тут же надо получить и чтобы дискомфорт убрали быстренько. И предложений много: быстрые техники помощи, мгновенные функции, кредиты, рассрочки, доступность благ. Не надо терпеть – бери сейчас, коли хочется! Инфантилизация взрослого населения стала политикой государства (и не только нашего). Даже в психотерапии всё хотят быстренько. Уберите мне эту фигню из чувства вины, стыда, проблему отношений и я пошёл. Думать и осознавать? Зачем? Если всё предлагают быстро, то есть поддерживают детскость во взрослом. Взрослый-ребёнок уже не способен на что-то, что нежелательно в этом государстве. Деже депутаты или участники передач ведут себя как дети: орут, не слушают друг друга, перебивают, дерутся, оскорбляют...

Нацеленность на развитие «Я» физического, без учёта развития других сфер, приводит к тому, что у ребёнка эмоции сужаются, мышление становится бедным. Соответственно и ценности, убеждения зависят от тех ситуаций, в которые семья погружает Ребёнка. И он будет всё воспринимать именно из той части, которая развита сильнее.

Необходимо учитывать и то, что у каждого родившегося свой набор ресурсов в каждой сфере. Кто-то физически слаб, а интеллект высокий, у кого-то сильны эмоции, а воля слабая. И тогда родители, развивая слабую сферу не учитывают, что сильная сфера развивается тоже, и она всё равно будет выше всегда. Если подавлять развитие одной сферы, усиливая другую – произойдёт срыв развития, а началом этого будет истощение.

Прожив роль Ребёнка, появляется роль Ученик. Если это в норме, то обучение начинается в конце пятого года жизни, в возрасте почемучки. Однако, это не всегда так. Роль Ученика начинается у деток в возрасте двух лет, когда он ещё своё тело-то как следует не освоил. И мы имеем опять перестановку фаз развития.

В процессе учёбы рождаются новые роли: Одноклассник, Друг, и др. Их также важно осваивать, чтобы научиться жить среди сверстников.

Роли Выпускник, Абитуриент, Студент, Специалист и т.д.

Роль Специалиста может делиться на подроль Начальник или Подчинённый и это уже разные социальные роли и задачи. Люди, которые занимаются творческим трудом или научные работники – это тоже социальные роли.

Интерес к противоположному полу и активность в этом направлении – это роль Жениха или Невесты, Мужа или Жены, Папы и Мамы.

И «Я» сексуальное может принимать различные формы.

И все эти роли объединяет Душа.

Роль может быть маленькой (то есть потребитель) и расходовать малое количество энергии ресурсов сфер (физического, эмоционального, интеллектуального, поведенческого и др.), а есть роли, которые расходуют огромное количество энергии. Например, это материнская ролевая функция.

И мы подошли к социальному слову «личность». Платонов формулирует понятие «личность» как психологическую структуру, состоящую из четырёх структур:

− нижний уровень – биологический (нервная система, тип, темперамент, пол, возраст и т.д.);

− уровень индивидуальных особенностей: физическое телосложение, тембр голоса и голосовые модуляции, способ проявления эмоций, интеллект, размер воли, способности, ощущения, восприятие, способ принятия и обработки информации и т.д.;

− индивидуальный опыт в семье и социальный опыт взаимодействия с другими;

− высший уровень – направление, влечение, интерес, взгляды, мировоззрение, идеалы (здесь можно говорить о работе интроектов или протест против них).

В платоновской структуре есть всё, о чём мы говорили. Можно добавить ещё Душу и точку «Я».

Итак, в личности может быть бесчисленное число ролей. Какие-то постоянные, какие-то используются по случаю, какие-то включатся в критической ситуации, что-то развито, а что-то не совсем.

Ощущения физического тела дают чувства, Чувства рождаются от оценки. Оценки рождаются от ситуации и волевых актов, а воля порождается убеждениями и ощущениями. Убеждения порождаются жизненными смыслами, а жизненные смыслы порождаются предназначениями и миссией, и что-то находится в Душе. Всё взаимосвязано.

А как социальные роли связаны друг с другом? Бывает, что одна социальная роль проявляется сильнее остальных, или происходит возврат к социальной роли, которая была когда-то (например, когда Я-взрослое слабеет с возрастом, а Я-детское актуализируется). Бывает так, что две роли проявляются одновременно (например, роль отца с ролью ребёнка или роль начальника с ребёнком). Почему происходит диффузия ролей?

И, наконец, семейные отношения. Семья это Он, Она и их ребёнок. Ребёнок на консультации – это тема отдельная. Нет проблемы у ребёнка – есть проблема проявления интроектов семьи в ребёнке.

А вот если на консультации Он и Она. Супруга в трех ролях: женщина, жена, мать. Супруг в ролях: мужчина, муж, отец.

Гармония, когда роли совпадают: женщина-мужчина; жена-муж; мать-отец.

А если так: женщина – подросток мужчина; женщина − отец; мать − муж

Возникают разногласия, усталость, раздражение и истощение.

Ещё добавляется роль бабушки и дедушки, по отношению к внукам. И страшновато, когда дедушка становится в роли отца своему внуку, а отца ребёнка смещают на роль ребёнка. А дальше, следите за мыслью: внук становится сыном дедушке, дедушка становится папой внуку. Если у дедушки есть дети, то и внук становится в один ряд с этими детьми. И тогда, предположим, у дедушки есть дочь, у которой сын (дедушке внук), а по факту, матери ребёнка это не ребёнок, а братик или сестра. Соперничество между детьми никто не отменяет, и вот мать уже раздражается на своего ребёнка, не как мать, а как сестра на младшего брата. Куда делся папа ребёнка? Папа либо болен смертельным заболеванием, потому что семья просто-напросто избавилась от него, как от главы семьи, либо деградирует, принимая алкоголь, либо сбегает из этой семьи. И вот женщина, идёт на консультацию, что её бросил муж? А он вообще ей муж? Если она с мужем в роли матери, то эти петли отношений ещё круче. Потому что женщина смещает с места матери свою свекровь... И пошло поехало. А если мужа дедушка сметил на роль ребёнка, то он опять становится братом своей жене, и тогда соперничество между мужем и женой, а по факту братом и сестрой, кто круче, становится на первое место. Отсюда ссоры, склоки, оскорбления, раздражение, истощение. И всем в этой семье плохо. Особенно ребёнку, место и роль которого не известна.

Смена ролей в семье всегда чревата страданиями, соматическими болезнями. Так, по моим многолетним наблюдениям, женщина, ставшая матерью для своей мамы, страдает кистами женской сферы и вплоть до онкологических заболеваний женской сферы. А сама мама, которая становится в роли ребёнка, страдает не только заболеваниями по-женски, но и нарушениями мышления. Могут присоединяться необычные для взрослого заболевания. Был случай ветрянки у женщины 58 лет, за которой, ухаживала её дочь, командовала и контролировала как мать маленького ребёнка.

Если жена становится матерью своему мужу, потому что он ведёт себя спонтанно и протестно, как подросток, то может быть фиброзно-кистозная мастопатия у женщины, а у мужчины появятся эмоциональные нарушения по женскому типу или регресс в детское поведение.

Я не говорю, что у всех так. У каждого свой случай. Я описываю случаи из практики, где в процессе долгого исследования выявлены такие нарушения в семье.

 Давайте посмотрим на схему:

               ОН                                                              ОНА

      муж (добытчик)                                           жена (хозяйка)

  1. смыслы                                                         1. смыслы
  2. воля, поведение, действия                         2. воля, поведение, действия
  3. убеждения и ценности                                3. убеждения и ценности
  4. мышление, интеллект                                 4. мышление, интеллект
  5. эмоциональная сфера                                5. эмоциональная сфера
  6. физическая сфера                                      6. физическая сфера

 

Каждая сфера может иметь свою оценку и окрашивание положительно или отрицательно. И благодаря этой схеме можно посмотреть, на какой из сфер ОН и ОНА не сходятся. Для кого-то нарушены смыслы, у кого-то нестыковка по эмоциональной сфере. Там где разногласия, там векторы идут в разные стороны.

Можно предложить каждому оценить свою сферу и сферу партнёра в баллах от минус 10 до плюс 10. Если есть минус, то это говорит об отторжении, а цифра о степени отторжения.

Этот способ помогает точечно определить, на какой сфере происходят наибольшие разногласия, где один отдаёт больше, чем получает. И тогда мы работаем только с этим уровнем разногласий, поправляя роль.

А какую методику использовать? Здесь вы берёте за основу направление психотерапии, точно зная, как в конкретном направлении понимается психика, что такое норма и что такое патология в рамках этого направления, а затем выбираете метод и методику. Об этом у меня есть скайп-вэбинар «Психолог начинает принимать клиентов. Как провести ПЕРВУЮ консультацию» где мы говорим о направлениях психотерапии и базовых понятиях нормы и патологии, поэтому здесь описывать нет надобности.

 Бонус всё-таки для вас будет!

Кто был на собраниях сетевого маркетинга? Чем они вам запомнились? Мне запомнилось собрание тем, что там постоянно говорят "давайте похлопаем!" и все бурно аплодируют и говорят "у-у-у-у-у".

Чтобы снять напряжение по поводу нестыковки вашей сферы со сферой другого, сделайте тоже самое! Правда, наедине с собой, а не в присутствии кого-то. Подумали о нестыковке - аплодируйте и гудите. Тогда приходит понимание, что вы аплодируете той вселенной, в которой ваши законы не работают, она просто есть. А в этом разнообразном мире имеет право жить любое существо из любой вселенной со своими законами! И за то, что вы с этой вселенной столкнулись, аплодируйте и себе тоже.



Просмотров: 532
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • «Она как ребёнок!» Что происходит с человеком, когда родитель вдруг становится беспомощным
  • Если вы не довольны тем, как у ребёнка что-то получается не так хорошо, как вам бы хотелось.
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Как понять кто я для него: мама, дочка или любимая женщина? Что делать чтобы быть любимой женщиной?
  • Она не хочет роста и сепарации, потому что это лишает её материнской роли и собственной значимости.
  • Что может помочь если папа ушел из семьи, где есть особый ребенок?
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • Женские и мужские роли в отношениях и семье. Что это такое в реальной жизни?
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Если в ваших отношений есть все это, тогда вам действительно очень повезло
  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"
  • Как не набрать лишний вес, или избавиться от него, если он уже есть?
  • Почему мужчины мечтают о сексе втроем. Что это значит и чем его заменить, если это твой мужчина!?
  • Роли детей в родительской семье: какая роль была у вас?
  • Что делать, если «всё не так» и чтоб «приняли таким, какой есть».
  • Что происходит, если женщина раньше времени решила, что этот мужчина и есть её единственный
  • "Где в теле Вы чувствуете это?" Что делать, если ощущений нет?
  • Мысли материальны! Я всегда знала, что именно так все и будет. Мне это снилось!
  • Семья - это театр? Определите свою роль в семье.
  • Что значит принимать ребёнка таким, какой он есть?
  • Мать и Дитя. мама есть но мамы нет. Как это можетбыть?
  • Роль отца в раннем развитии ребёнка и его сепарации от родителей.
  • Почему ваш мужчина может продолжать мастурбировать и смотреть порно, даже если у него уже есть Вы
  • Смысла нет или Зачем что-либо делать, если мы всё равно умрем?
  • Ребёнок болеет. Роль семьи, роль питания.
  • Какая роль значимее в вас: мать, жена или женщина?
  • Что будет, если не развить у ребёнка эстетические потребности?
  • Как быть если дети выросли и сказали, что в их жизни больше нет места для тебя, мама
  • Роль дедушки и бабушки в воспитании ребёнка



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь