О роли матери в воспитании ребёнка

Дети часто ведут себя как мама. А для детей подросткового возраста мать  является образцом для подражания. Когда мама приводит подростка на консультацию за руку и говорит:«Сделайте что-нибудь, не подчиняется, ведёт себя безобразно. Вечно где-то болтается». Вот это уже тревожный звонок  и нужно быстрее «нырять» в семейную ситуацию и исследовать, что происходит в семье.

 Однажды мне посчастливилось исследовать личные дела подростков, имеющих нарушение закона. Большая часть из них  вполне  из благополучных материально обеспеченных семей. Изучая результаты тестирования я столкнулась с болью и страданиями этих детей. Во всех случаях один и тот же призыв - призыв к любви. Как правило все эти дети испытывают дефицит настоящей родительской любви, тепла, доброты, заботы. А угон автомобилей, мелкие кражи, употребление алкоголя и т. п это всего лишь призыв детей  обратить внимание на себя . Они привыкли с раннего детства противопоставлять себя окружению, бороться за себя. Импульсивное поведение при низкой подчиняемости, склонность к прогулам и агрессивным поступкам, вплоть до явных злобных хулиганских действий говорит о стремлении к самоутверждению. Как правило такой тип характерен для мальчиков, растущих в неполных семьях, но бывает встречается и среди девочек.

 Самосознание ребёнка формируется через анализ своих чувств, мнений и поступков, их сравнение с переживаниями, мыслями и поведением окружающих лиц, однако личность ещё слабо интегрирована. В качестве интегрирующего фактора выступает стиль воспитания, идущих от окружающих взрослых:  от матери, отца, учителей.

 Первостепенную роль в воспитании играет мать. Если мама с повышенной тревожностью, сверхответственная, альтруистически настроенная, то она чаще всего вредит своему ребёнку гиперопёкой и постоянными опасениями по любым поводам из страха, что с ним что-то случится. На каждом шагу ребёнок слышит предупреждения об опасности. Мать стремиться сделать всё сама, подменяя своими действиями побуждения ребёнка к самостоятельности. Такие мамы ни на минуту не оставляют своего ребёнка без присмотра. Они их встречают и провожают со школы, по вечерам вместе гуляют. Они могут проводить всё свободное время вместе. У этого ребёнка абсолютно нет своего личного пространства.  Тотальный контроль во всём. Сами того не осознавая, такие матери губят жизни собственных детей. В этом случае природой заложенное чувство тревожности, необходимое для выживания, раскачивается и заостряется до высокого уровня тревоги и в дальнейшем затрудняет жизненную адаптацию, превращая ребёнка в существо беспомощное, безвольное, зависимое от более сильных окружающих лиц.

 Если мать обладает избыточными чертами независимости,  беспечности, жажды самореализации, то её метод воспитания проявляется как попустительский. Ребёнок в такой ситуации растёт недисциплинированным, не знающим ограничений своим прихотям и капризам;он не приучается к усидчивости и труду. В дальнейшем его адаптация затруднена в связи с неразвитым самоконтролем и отсутствием норм поведения, выработанных в соответствии с моральными и нравственными ограничениями и принципами, принятыми в социуме.

 Если характер матери отличается выраженной несбалансированностью, чертами эмоциональной возбудимости, непоследовательностью требований, предъявляемых ребёнку, то её методы воспитания противоречивы и непоследовательны: за плохим поступком может не последовать порицание или наказание, а за хорошее поведение ребёнок не получит награды, поощрения. Такой метод воспитания не способствует интеграции личности.

 Порочный эффект описанных выше стилей воспитания следует иметь ввиду не только матерям, но и отцам, и учителям, так как их влияние на ребёнка чуть менее значимо, чем материнское, но тоже велико.

 Необходимо бережно относиться к самоуважению детей. У них неустойчивая самооценка и при этом неоправданно завышенные притязания. Ребёнок (подросток) ищет признания. Если ему привешен ярлык плохого ученика в школе и плохого ребёнка в семье. Он пойдёт туда, где ему скажут: «Ты хороший». Скорее всего, это будет дворовая или уличная компания, где его похвалят за умение пить, курить и красть. Ожесточённый, лишённый в детстве материнского тепла человек, вырастая, изначально не верит в доброту других людей, становится злобным эгоистом, не испытывающим любви ни к самому себе, ни к другим. Холодность взрослых вызывает у детей глубокую обиду. Нет ничего хуже, чем когда ребёнок (маленький или большой - это не имеет значения) считает, что его не любят, что он одинок и его никто не понимает.

 Только в семье ребёнок может получить заряд душевного тепла, необходимого для формирования в нём человечности.

 



Просмотров: 553
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Влияние особенностей воспитания на характер и поведение ребёнка.
  • Жуткая история Джипси Роуз: хороший ребёнок – больной ребёнок, хорошая мать – мёртвая мать
  • Какой Ваш стиль воспитания и как он повлияет на характер ребёнка?
  • Никогда не сравнивайте своего ребёнка с другими. Ваш ребёнок всегда лучше!
  • Надо заставить ребёнка учиться! Пусть ребёнок лучше умрёт, чем тройки будет в школе получать!
  • Как родителям защитить себя от «плохого» поведения ребёнка
  • Когда мать (не)выполняет функции Эго для своего ребёнка. Начало пути индивидуации.
  • Воспитание ребёнка в неполной семье. Нарушение половой идентификаци в неполных семьях.
  • Должна ли мать любить своего ребёнка?
  • Роли мужчины и женщины в семье и воспитании ребёнка
  • История одного ребёнка. Авторитарная бабушка и непослушный ребёнок.
  • Когда мама не принимает своего ребёнка
  • Особенности воспитания ребёнка. Часть 2. От полутора до шести лет
  • Особенности воспитания ребёнка. Часть 3. От шести до двенадцати лет
  • Проблемы воспитания. Как накормить ребёнка.
  • Негативные стереотипы воспитания ребёнка.
  • О роли матери и отца в воспитании детей.
  • "Солнечные дети - счастье в доме" или трудности воспитания ребёнка с ОВЗ
  • 7 правил воспитания счастливого и успешного ребёнка
  • Особенности воспитания ребёнка от рождения до полутора лет
  • Влияние перинатального периода на психику человека. Часть 2- Психоэмоциональная связь матери и ребёнка
  • “Сначала наденьте маску на себя, а потом на своего ребёнка»
  • Стили воспитания детей в семье
  • Внутренний Ребёнок нуждается в Вашей любви тогда, когда меньше всего её заслуживает.
  • Особенности воспитания в семье однополых детей
  • Воспитание детей. Про критику ребёнка
  • Проблема воспитания детей подросткового возраста
  • Психологическая связь матери и ребёнка.
  • Что делать, если ребёнка оставляют на второй год? Правовая памятка
  • Безусловная любовь как основное правило воспитания детей.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь