|
О роли матери в воспитании ребёнкаАвтор статьи: Логинова Наталья Олеговна
Дети часто ведут себя как мама. А для детей подросткового возраста мать является образцом для подражания. Когда мама приводит подростка на консультацию за руку и говорит:«Сделайте что-нибудь, не подчиняется, ведёт себя безобразно. Вечно где-то болтается». Вот это уже тревожный звонок и нужно быстрее «нырять» в семейную ситуацию и исследовать, что происходит в семье. Однажды мне посчастливилось исследовать личные дела подростков, имеющих нарушение закона. Большая часть из них вполне из благополучных материально обеспеченных семей. Изучая результаты тестирования я столкнулась с болью и страданиями этих детей. Во всех случаях один и тот же призыв - призыв к любви. Как правило все эти дети испытывают дефицит настоящей родительской любви, тепла, доброты, заботы. А угон автомобилей, мелкие кражи, употребление алкоголя и т. п это всего лишь призыв детей обратить внимание на себя . Они привыкли с раннего детства противопоставлять себя окружению, бороться за себя. Импульсивное поведение при низкой подчиняемости, склонность к прогулам и агрессивным поступкам, вплоть до явных злобных хулиганских действий говорит о стремлении к самоутверждению. Как правило такой тип характерен для мальчиков, растущих в неполных семьях, но бывает встречается и среди девочек. Самосознание ребёнка формируется через анализ своих чувств, мнений и поступков, их сравнение с переживаниями, мыслями и поведением окружающих лиц, однако личность ещё слабо интегрирована. В качестве интегрирующего фактора выступает стиль воспитания, идущих от окружающих взрослых: от матери, отца, учителей. Первостепенную роль в воспитании играет мать. Если мама с повышенной тревожностью, сверхответственная, альтруистически настроенная, то она чаще всего вредит своему ребёнку гиперопёкой и постоянными опасениями по любым поводам из страха, что с ним что-то случится. На каждом шагу ребёнок слышит предупреждения об опасности. Мать стремиться сделать всё сама, подменяя своими действиями побуждения ребёнка к самостоятельности. Такие мамы ни на минуту не оставляют своего ребёнка без присмотра. Они их встречают и провожают со школы, по вечерам вместе гуляют. Они могут проводить всё свободное время вместе. У этого ребёнка абсолютно нет своего личного пространства. Тотальный контроль во всём. Сами того не осознавая, такие матери губят жизни собственных детей. В этом случае природой заложенное чувство тревожности, необходимое для выживания, раскачивается и заостряется до высокого уровня тревоги и в дальнейшем затрудняет жизненную адаптацию, превращая ребёнка в существо беспомощное, безвольное, зависимое от более сильных окружающих лиц. Если мать обладает избыточными чертами независимости, беспечности, жажды самореализации, то её метод воспитания проявляется как попустительский. Ребёнок в такой ситуации растёт недисциплинированным, не знающим ограничений своим прихотям и капризам;он не приучается к усидчивости и труду. В дальнейшем его адаптация затруднена в связи с неразвитым самоконтролем и отсутствием норм поведения, выработанных в соответствии с моральными и нравственными ограничениями и принципами, принятыми в социуме. Если характер матери отличается выраженной несбалансированностью, чертами эмоциональной возбудимости, непоследовательностью требований, предъявляемых ребёнку, то её методы воспитания противоречивы и непоследовательны: за плохим поступком может не последовать порицание или наказание, а за хорошее поведение ребёнок не получит награды, поощрения. Такой метод воспитания не способствует интеграции личности. Порочный эффект описанных выше стилей воспитания следует иметь ввиду не только матерям, но и отцам, и учителям, так как их влияние на ребёнка чуть менее значимо, чем материнское, но тоже велико. Необходимо бережно относиться к самоуважению детей. У них неустойчивая самооценка и при этом неоправданно завышенные притязания. Ребёнок (подросток) ищет признания. Если ему привешен ярлык плохого ученика в школе и плохого ребёнка в семье. Он пойдёт туда, где ему скажут: «Ты хороший». Скорее всего, это будет дворовая или уличная компания, где его похвалят за умение пить, курить и красть. Ожесточённый, лишённый в детстве материнского тепла человек, вырастая, изначально не верит в доброту других людей, становится злобным эгоистом, не испытывающим любви ни к самому себе, ни к другим. Холодность взрослых вызывает у детей глубокую обиду. Нет ничего хуже, чем когда ребёнок (маленький или большой - это не имеет значения) считает, что его не любят, что он одинок и его никто не понимает. Только в семье ребёнок может получить заряд душевного тепла, необходимого для формирования в нём человечности.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|