Когда мать (не)выполняет функции Эго для своего ребёнка. Начало пути индивидуации.

 

Этап психической жизни новорожденного и затем младенца можно определить, как период вылупления (по аналогии с цыплёнком) индивидуального сознания из коллективного бессознательного. Новорожденный пребывает в состоянии инстинктивного времяпрепровождения. При этом ухаживающий за ним взрослый, осознаёт он это или нет, берёт на себя функцию Эго малыша, который в свою очередь, прямиком транслирует в мир волю своей Самости.

 Можно сказать, что отношения дитя-мать – это отношения Бог-человек. Мать (или любой другой взявший на себя её функции) помогает Богу (Самости младенца) начать осознавать себя. Мать оказывается перед необходимостью угадать волю младенца, почувствовать его потребности и удовлетворить их, избавляя таким образом малыша от невероятных страданий, которые пришлось бы пережить младенцу, не будь рядом Слышащих голос его Самости опекунов…

Детка всё-равно страдает, к сожалению. (Страдание - необходимое условие развития личности.) А вот опекун находится рядом, чтоб страдания переживались младенцем, как выносимые.

Как только Мать понимает, что её ребёнок страдает (плачет), она приходит и делает всё возможное, чтобы плач прекратился и сменился состоянием довольства.

 Так и функционирует человеческое Эго: замечает физический или психический дискомфорт, определяет его источник, а затем предпринимает усилия, чтобы дискомфорт устранить.

Вот творение девушки, пожелавшей начать цикл юнгианской песочницы в День своего восемнадцатилетия.

Когда мать не выполняет функции Эго для своего реб нка  Начало пути индивидуации

Здесь мы можем видеть обслуживающие требовательную Самость комплексы, наиболее проявленным среди которых является Материнский Комплекс.

Я отнесла данную песочную композицию именно к началу пути индивидуации, к благополучию периода новорожденности, потому что угол реальной матери ещё не заполнен.  В то время как угол архетипической матери велик и обилен.

Мы можем также видеть представленный в верхнем левом углу активно исследующий, наблюдающий, способный действовать отцовский комплекс или, выражаясь языком юнгианской психологии - Анимус. Это, предположительно, материнский Анимус, т.к. в центре комплекса – женская фигурка.

Эта песочница благополучная.

Бывает, к сожалению, ситуация, когда мать по той или иной причине оказывается не способной слышать голос Самости своего малыша. Такая мать может и своей собственной Самости не слышать. Она не способна распознавать свои переживания, бессознательные установки. Может, её инстинкты подавлены слишком жёсткой моралью или наоборот управляют ею помимо её воли...

Тогда новорожденный может оказаться глубоко погружённым в своё бессознательное, не формируя связи с реальностью. Пребывая из-за этого в ситуации непрекращающегося страдания, от которого и защититься то может только как можно дольше оставаясь бессознательным.

Вот песочница человека с подобным опытом.

При такой бессознательности матери вполне возможна ситуация, когда мать и ребёнок меняются местами, и малыш начинает функционировать в качестве Эго матери, а его собственная Самость лишается необходимого для её обслуживания комплекса Я (Эго). Вернее, Эго-комплекс ребёнка лишается возможности использовать энергию для развития своей личностной идентичности. У ребёнка тогда формируется так называемое фиктивное Я.

Песочница, построенная девочкой с фиктивным Я, несмотря на обилие ярких красок вызывает чувство тяжести и застоя. Девочке тяжело. Она даже выглядит, как маленькая старушка.


Это мокрая песочница. Инстинкт индивидуации этой девочки оказался намного сильнее инстинкта индивидуации автора предыдущей песочницы. Сформировалось довольно устойчивое Эго. Но это Эго, к сожалению, невротическое, т.к. обслуживает чужую Самость.

 

Период вылупления сознания постепенно сменяется периодом формирования индивидуального сознания, в течение которого человеку приходится не просто формировать свои представления о себе и мире, но и научиться дифференцировать свои представления и представления других людей. И в этом ему помогает голос его Самости, который он со временем научается слышать.



Просмотров: 770
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Я ужасная мать...Так ли это.. Комплекс идеальной матери,
  • Я хочу убить свою мать, и выйти замуж за своего отца. Комплекс Электры
  • Жуткая история Джипси Роуз: хороший ребёнок – больной ребёнок, хорошая мать – мёртвая мать
  • Должна ли мать любить своего ребёнка?
  • "Лишь бы не как мать". Негативный материнский комплекс.
  • Ребенок для матери или мать для ребенка?
  • Недоступный родитель, преисполненный важности, создаёт ребёнка, который не может найти «своего пути»
  • Негативный материнский комплекс в процессе индивидуации женщины.
  • Созависимая мать второго типа(употребляющая мать)
  • Женские Архетипы. Мать Земная и Мать Великая.
  • Ненасытная мать, или Истерический невроз матери взрослой дочери
  • Мать психотика: варианты поведения матери, ведущие к тяжелой патологии ребенка
  • Психологическое единство «мать-дитя» в период грудного вскармливания
  • Можно ли ненавидеть свою мать?
  • Можно ли ненавидеть свою мать
  • Как приличная мать может уставать от своих детей?
  • Охота на тигра. Психотерапевтическая сказка о принятии своей самости.
  • Мать играющая...Мать отвергающая
  • Когда в глазах тревога: кто такая тревожная мать?
  • О чем же думает мать, когда сидит дома и ничего не делает?
  • Отношения «мать-дочь», как определяющий фактор развития будущей женщины
  • Мать и сын – можно ли помочь?
  • Женщина. Мать. Дочь. Кто вы для своего мужчины?
  • Что делать, когда плохие отношения с матерью? – Нам поможет Божья Мать. Интересные феномены
  • Желание видеть мать счастливой
  • Как мать портит личную жизнь своего сына
  • Три ипостаси разведённой женщины. Мать своего мужа.
  • Вопрос — ответ: Не разрешаю себе злиться на мать. Злюсь на себя
  • Что происходит, когда мать кричит?
  • Проблемы переедания: не такая мать, не такой отец.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь