Негативный материнский комплекс в процессе индивидуации женщины.

Автор статьи: not

Краткое содержание сказки «Дюймовочка».

У одной женщины не было детей. Она пошла и рассказала о своей беде колдунье, которая дала женщине волшебное зёрнышко, из которого вырос цветок. Когда он распустился, оказалось, что внутри бутона сидела крошечная девочка, размером с дюйм. Ее прозвали Дюймовочкой. Её постелькою была скорлупа грецкого ореха, а одеялом служили лепестки розы. Дюймовочка была доброй девочкой, любила петь песни, мама души в ней не чаяла. Но однажды ее похитила старая жаба, она хотела, чтобы Дюймовочка стала женой ее сына. Но малышка не захотела этого. Тогда ее оставили сидеть на кувшинке, находящейся посреди реки, но рыбки перегрызли стебелек, и листик поплыл по реке. Потом майский жук унес Дюймовочку к себе на дерево и тоже захотел на ней жениться. Но другие жуки сказали, что она не красивая, и похожа на человека. Не состоявшийся жених отпустил Дюймовочку восвояси. Она прожила всё лето и осень в лесу, а зимой решила найти для себя какой-то тёплый приют, ведь было очень холодно. В поле за лесом Дюймовочка увидела мышиную норку, она попросилась на ночлег, и мышь ее оставила на всю зиму. Дюймовочке жилось хорошо, она была обеспечена всем необходимым, взамен убирала норку и рассказывала сказки. Мышь задумала женить своего соседа-крота на Дюймовочке. Но девочке совсем не хотелось этого. Когда крот пригласил к себе в гости мышь и Дюймовочку в одном из проходов они нашли ласточку. Они думали, что она была мертва. Но ласточка оказалась жива, девочка ухаживала за ней всю зиму. Весной ласточка предложила Дюймовочке полететь с ней, но девочка не захотела. Наступила осень, готовилась свадьба. Она должна была состоятся завтра. Дюймовочка вышла в последний раз посмотреть на солнечный свет и вдруг увидела ласточку, которая позвала девочку с собой в далёкие края, и та с радостью согласилась. Они прилетели в страну эльфов, один из них предложил Дюймовочке стать женой. И жили они долго и счастливо. А ласточка весной вернулась на родину.

Согласно содержанию этой сказки, одинокая женщина очень сильно хотела иметь детей, и она обратилась к колдунье, которая дала ей зернышко. По моим представлениям, зерно является неким символом самости, а земля олицетворяет символ матери. В результате, вырос цветок. Как будущий символ самости, он характеризует собой начало приобщённости, в процессе индивидуации, к формированию самостных символов. Часто Великий человек помещается в центре круга, разделенного на четыре части. Так и в этой сказке из цветка появляется маленькая прекрасная девочка, которую женщина назвала Дюймовочкой.

          С самых первых моментов своего появления ребенок был размещен в ненастоящем мире, где вместо кровати была скорлупа, постель из цветов. Незрелая психологически мать окружила маленькую девочку нереальным миром и к самой девочке относилась, как к игрушке. Часто таким детям приходится соответствовать ожиданиям своих матерей, в которых нет места проявлению ребенком его истинных желаний и чувств. Сложно представить, имела ли представление Дюймовочка, что ее ждет в будущем. Что мы видим в сказке, ребенок подолгу оставался один без присмотра, спала девочка у открытого окна, будто мать специально подвергала ее опасности. Мать не утруждала себя обеспечением девочке защиты и хорошего ухода. На итог, ребенка похитила семья жабы и ее сына.

          Порой Великая мать приходит в негативном образе, олицетворяя теневую сторону материнства, и она может открыто демонстрировать свои разрушительные способности, становясь ужасной матерью. Жаба олицетворяет негативный образ матери. Согласно тексту сказки, Дюймовочке помогают рыбки, которые, как элемент воды, связаны с Богиней-Матерью, прародительницей всего живого, что указывает на зарождающийся героический путь Дюймовочки. Дальше ее замечает жук, первая ассоциация, которая возникла, это жук-скарабей. Жук целыми днями перекатывает навозные шарики.

         Но, по контексту этой сказки, жук больше символизирует образ мужчины – дельца. Он производит впечатление мужчины, который знает, чего хочет и, в отличие от сына жабы, выглядит самостоятельным. Заметив красивую девочку, он проявляет знаки внимания, и у Дюймовочки помутнело сознание, она закрывает глаза на явные его несовершенства, игнорирует огромное различие между ними. Но, увы, Жук, который был очарован своей избранницей, попал под влияние общественного мнения и быстро обесценил Дюймовочку.

         Мужские образы символизируют образ Анимуса Дюймовочики. В сказке ничего не сказано об отце Дюймовочки. Что мы можем наблюдать в жизни, когда отца нет или он отстранен матерью из диадных отношений с дочерью или он самоотстранился.

          Но вернемся к сказке. После отказа жука Дюймовочка уходит в себя и пытается закрыться от мира. Она поселяется у Мыши под землей. Мышь, как и жаба, символизирует негативный аспект матери. Дюймовочка снова игнорирует недостатки Мыши, игнорирует ее примитивность. По-другому не скажешь, но кроме как мазохистическое удовольствие заставляет девочку во всем угождать своей новой «хозяйке». Мышь не отличается оригинальностью и хочет выдать ее замуж за слепого, но богатого Крота. По идее, здесь мы должны были наблюдать протест Дюймовочки, ее чувства. Но девочка покорно принимает решение Мыши, так как она не понимает свои чувства и не знает, как их выражать, она не сформирована эмоционально.

         Единственный ее импульсивный поступок - спасение замерзшей Ласточки. Она тайком таскает ей еду и делает ей подстилку из сухих листьев. Встреча с ласточкой - это встреча со своей раненной душой, со своими подавленными желаниями, исцеление ласточки - это еще и оживление мертвой матери. Когда ласточка выздоравливает, она предлагает девочке бегство. Но Дюймовочка не реагирует на призыв птицы. Ласточка как бы призывает ее делать то, что ей хочется, стать тем, кем она является. Но настоящий процесс индивидуации - это осознанное взаимодействие со своим внутренним центром (психическим ядром) или Самостью - обычно начинается с ощущения душевной боли, сопровождаемой страданием. Такой начальный толчок подобен своего рода «призыву», хотя мы не часто понимаем это. Эго, напротив, воспринимает его как помеху своей воле или желанию, проецируя обычно источник помехи на какой-либо посторонний объект. Или же внешне все выглядит благополучно, но в действительности человек изнывает от мертвенной скуки, опустошающей и лишающей смысла все вокруг.

         Но единственное, что Дюймовочка может себе позволить - это выйти перед самой свадьбой из-под земли и попрощаться с солнцем. Вот вроде бы путь открыт, есть возможность сбежать, но пассивность героини не дает ей сделать этот шаг самостоятельно. Но тут к ней возвращается Ласточка и уносит девочку в теплые края.

        В рамках психоаналитического подхода личность матери изучалась с точки зрения того, что она должна дать ребенку, и как отношение матери к ребенку влияет на его развитие. В то же время, как считают многие специалисты, упущением было то, что не рассматривалась психология материнства в структуре личности женщины. Однако, возможно это справедливо лишь отчасти. Какую-то часть этой проблемы все же можно проследить в работах Юнга К.Г., связанных с процессом индивидуации в целом и архетипе матери в частности.

         Прежде чем говорить об архетипе, необходимо затронуть важность образа матери в принципе. Он является первым человеческим образом, возникающим у ребенка с момента рождения. Самым первым ребенок распознает лицо матери и по мере развития, когда меняются его взаимоотношения с родителями, трансформируются связанные с ними представления и появляются новые образы, но образ матери, запечатленный на бессознательном уровне, продолжает оказывать влияние как в детстве, так и во взрослом периоде жизни личности.

         В контексте психических состояний важно отметить такое понятие, как материнский комплекс. Юнг определял его как совокупность чувственно окрашенных или тонированных идей, связанных с переживанием образа матери. Любая психика обладает данным комплексом - она получает информацию от переживаний личной матери и значащих контактов с другими женщинами.

       Что касается женщин, она может находиться в состоянии идентификации с материнским инстинктом и быть захваченной стремлением к власти, за счет чего вытесняет любовь.

         В понимании архетипа «Мать» немаловажную роль играет архетип «Ребенок». Он представляет собой образ одновременно прошедшего прошлого и предвосхищения будущего развития. Отследить его можно в процессе индивидуации, когда складываются все предпосылки для его появления. Данный архетип персонифицирует жизненную мощь вне ограниченного объёма сознания. Суть ее в пути, и возможностей, скрытых от сознания, и целостности, заключенной внутри самой природы. Активизация архетипа «Ребенок» осуществляется в сопровождении состояния порыва к самоосуществлению и исцеления через объединение противоположностей.

        Таким образом, с помощью краткого экскурса в психологию архетипов, можно сделать вывод о том, что архетип «Мать» напрямую связан с архетипом «Ребенок». То, какой архетип «Мать» присутствует у реальной матери, передается реальному ребенку, формируя его собственный архетип. Параллельно с этим формируется архетип «Ребенок», который определяет последующую жизнь человека. Место процесса индивидуации в этих сложных переплетениях сводится к тому, что именно посредством архетипа матери возможно выстраивание адекватных архетипов у ребенка, которые смогут оказывать позитивное влияние на будущее человека.

         При нарушении из-за травмы отношений мать-ребенок происходит трансформация: комплекс констиллируется в образ ужасной Матери и начинает оказывать воздействие на Эго, делая его страдающим, с отпечатком рока или горя. Соответственно, происходит сдвиг оси развития Эго-Самость. Он выражается в том, что формируется «темная Самость» или образ ужасной Матери, что вызывает протест против существования.

         То, что у индивида присутствует материнский комплекс, говорит о том, что он возник под влиянием матери. При этом энергию своих воздействий она черпает из архетипа матери. Привязанность ребенка к матери отражает связь с коллективным бессознательным.         В пубертатном периоде формирование поло-ролевой идентификации у девочек с негативным материнским комплексом происходит полное подчинение матери, присутствует инфантильность. Такие женщины  бессознательно отвергают свою мать, что означает отказ от своей глубинной сущности, источника жизни. Страх разрушения внутренней матери и ранняя идентификация с ней усиливают у девочки чувство пустоты, так как она опасается, что разрушает не только часть своего женского Я, но и мать, находящуюся внутри ее и дающую жизнь. Присутствие этого страха может усилить торможение творческих способностей. Страх женщин, вызванный тем, что им нечего сказать или показать, связан с внутренней атакой на их креативность, поскольку они чувствуют вину за разрушение продуктивного пространства матери. Все это выливается в расщепление личности на глубинном уровне.

         Здесь присутствует достаточное количество неосознаваемых процессов. Одновременно присутствует страх разрушить внутреннюю мать. При ранней идентификации с матерью страх усиливается вместе с ощущением пустоты. Это происходит из-за отвержения матери. Одновременно возникает чувство вины за такую разрушительную деятельность.

         Особо стоит отметить наличие такого феномена, как комплекс «мертвой» матери.  Речь идет о формировании комплекса под влиянием матери, которая находится в депрессии. У человека с данным комплексом происходит разделение души и тела, чувственности, нежности, блокируется любовь. Человек не способен долгое время поддерживать отношения с партнером, вовлекаться в них личностно, заботиться о другом. Женщины дистанцируются от отношений, стремясь к автономии, что приводит к постоянным конфликтам в семье.

         В целом идентификация с комплексом постоянно провоцирует неврозы. При этом сами комплексы не носят негативную окраску, отрицательными являются их последствия

          Комплекс ужасной матери, который является причиной формирования преследующего Эго болезненного комплекса, сопровождается расщеплением личности. На уровне архетипов этот процесс можно представить таким образом, что «сосуд» - символ женственности и способности принимать, а Эго – его проекция на психологическом уровне. Когда дочь лишена внимания и заботы матери, она также не может его дать, поскольку отчуждена от эмоций. Такая личность не способна сдерживать и обрабатывать материал бессознательного. В результате, как полагал Юнг К.Г., отмечается либо чрезмерная сексуальная активность, либо ее снижение.

         Не осознание данного комплекса мешает женщине самореализоваться, это может провоцировать определенные разрушительные эмоции и поведение. Неосознаваемый комплекс уходит вовне в виде проекций. Часто у таких женщин нет возможности отреагирований, так как весь негативный аспект матери был отщеплен и вытеснен в Тень, что приводит к формированию адаптационных защит и формирование Персоны.

         Несмотря на то, что полностью избавиться от комплексов невозможно, необходимо стремиться к их максимальному осознанию. Одновременно с негативной стороной, комплексы имеют позитивную сторону, которая выражается в том, что они лежат в основе развития личности, выступая в качестве драйверов.

         Преодоление комплексов представляет собой напряженный и болезненный процесс восстановления связи между бессознательным и сознанием. Борьба, которая сопровождает данный процесс, является свидетельством индивидуации. Через амплификацию сказки про Дюймовочку виден процесс развития индивидуации женщины  в разрешении конфликта между Персоной и Тенью, где важным является преодоление негативного архетипа матери.

         Все сказанное свидетельствует о высокой значимости проблемы материнского комплекса для личностного развития и необходимости его осознанного эмоционального преодоления.



Просмотров: 598
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Ребенок для матери или мать для ребенка?
  • Я ужасная мать...Так ли это.. Комплекс идеальной матери,
  • Как негативный образ матери влияет на вашу жизнь.
  • Архетип Ужасной матери: краткий обзор мифов.
  • Образ своей матери
  • Отличие я же матери от нормальной матери
  • Обжигающий взор матери или как рак кожи может быть связан с нарциссическим расщеплением личности…часть1
  • Обжигающий взор матери или как рак кожи может быть связан с нарциссическим расщеплением личности…часть2
  • От матери родной к матери-Вселенной
  • Мать психотика: варианты поведения матери, ведущие к тяжелой патологии ребенка
  • Образ матери и образ тела у женщин с наркотической зависимостью
  • Я хочу убить своего отца, и жениться на своей матери. Помогите, что мне делать?
  • Ненасытная мать, или Истерический невроз матери взрослой дочери
  • Архетип Матери.
  • Архетип Матери в сказкотерапии
  • Архетип Великой Матери
  • Четыре стадии сепарации сына от матери + пронзительное социальное видео по этой теме
  • Влияние матери на формирование идентичности ребенка в русле психодинамического подхода
  • О разделении ролей, часть 3: в чем разница между влиянием отца и матери?
  • Архетип Матери – прекрасный и ужасный
  • Комплекс Иокасты (влечение матери к сыну)
  • «Комплекс мёртвой матери» и её превратности А. Грина
  • Как дочь вышла замуж за маму. Сепарация женщины от матери.
  • Индивидуация путем уроборической интеграции архетипа Великой Матери, часть II
  • Индивидуация путем уроборической интеграции архетипа Великой Матери, часть III
  • Индивидуация путем уроборической интеграции архетипа Великой Матери, часть I
  • Материнство через принятие своей матери...
  • Снежная королева и Кай. Архетип Великой матери.
  • Дочки-матери. Три стадии развития отношений с мамой.
  • Любовные отношения, базовое доверие и архетип Великой Матери



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь