|
Архетип Великой МатериАвтор статьи: Панина Ирина Николаевна
Друзья, я продолжаю тему о Таро. Системе соответствий символов различным Архетипам, комплексам и космогоническим мифам. То есть, коллективному бессознательному. Сегодня я собираюсь осветить такой неоднозначный архетип, как Великая Мать – породительница всех Форм. Интересно, что в колоде Таро этому архетипу соответствуют сразу две карты, подчеркивая его двойственность. Задача презентации этого архетипа очень сложная, поскольку, уровень Великой Матери находится за завесой Бездны, то есть выше рационального понимания. Поэтому, при прочтении этой статьи, я вас прошу опираться не на разум, а на чувства. Понимание – имя этой Сфиры на каббалистическом Древе Жизни, а вот понять ее полностью, нам не дано. Говорят, что понимание некоторых вещей возможно только через парадокс. И парадоксами полна двойственность этого архетипа. Начнем с того, что Мать представлена двумя полярностями. Как Пожирающая мать (здесь можно проследить аллюзию на Сфинкса, если кто-то помнит, что она женского рода), и Порождающую мать, Природу. В некоторых религиях сохранилась эта двойственность женского архетипа. Вспомним Изиду и Нефтиду. Плодородную жену Осириса Изиду, которая увенчана рогами коровы и является плодовитой и плодородной Матерью, и бесплодную Нефтиду, которая не в состоянии зачать, а уж когда смогла, то родила она не кого-нибудь, а самого Анубиса – бога Смерти. Немного пояснений о положении этого Архетипа на Древе жизни прольют чуть больше света на понимание его двойственной природы. В дальнейшем мы увидим, что эта мифлогема проявляется и в христианском мифе о рождении Христа. Итак, рассмотрим верхнюю триаду Сфирот. Она нам повествует о рождении «старых» богов из точки света Кетер – первой Сфиры Древа Жизни. Миф повествует о том, что из «ничто» образовалась точка –Кетер. Затем она «распалась» на две полярности – белую и черную, мужскую и женскую, свет и тьму. Все очень похоже на все мировые религии и космогонические мифы о создании Вселенной мужским и женским принципом. Чистая энергия имеет белый цвет (Сфира Хокма, «мужская», как мудрость), это символизирует распространение энергии, лучистость, экспансию, распыление, и так далее. Можно проследить аллюзию на Большой Взрыв. А процесс обретения формы – это «стягивание» энергии в «черную дыру», ее поглощение, собирание и оформление, овеществление. Эта Сфира имеет черный цвет. Если исходить из законов физики, то аналогия такая: белый цвет состоит из всех цветов радуги, и все их отражает. А черный цвет также содержит в себе все цвета радуги, только он их поглощает. Поэтому так сложно в триаде Высших отделить Сфиры друг от друга. Они взаимосвязаны более, чем можно это предположить. Например, сфира Хокма имеет имя женского рода, а представляет мужской принцип. А свира Бина – обитель Великой Матери имеет женское имя, но представлена Сатруном, или Кроносом, убийцей своих детей. В индуистской традиции Шакти (женщина) – это динамический принцип, но атрибутируется она сфире Бина (принципу формы), а Шива (мужчина) выступает как Великий Отец. Шакти в индуизме, имея несколько ипостасей, наиболее полно и ужасно отражает принцип порождения и поглощения. Есть картинка, довольно неприглядная, на которой изображена Кали (женская ипостась божества, представляющая богиню смерти), которая, совокупляясь с Шивой, одновременно поедает его внутренности. Жутко, я согласна. Кстати, Кали изображается обычно Черной богиней. А как же Мать-сыра-земля? Она, между нами, тоже черная. И также и родит и поглощает своих детей. Цикличность этого процесса - и есть биение жизни. Рождение и смерть – вот две ипостаси Великой Матери. Ведь антитеза смерти не «жизнь», антитеза смерти «рождение». Подательница жизни – Великая Мать, дает нам форму (физическое тело), а значит, обрекает на неминуемую смерть, поскольку все оформленное, живущее физически, должно умереть со временем. Время- Кронос (Сатурн) – и есть жуткая ипостась Ужасной Матери. Кстати, может быть, поэтому, в иудео-христианской парадигме Женский принцип соотносится с Дьяволом? Хорошенькое дело, женщина - подательница Смерти. Однако, в раннем христианстве есть текст, повествующие о двойственности архетипа Матери. Мария укоряет Крест, на котором распят ее Сын, Христос, за то, что перекладина Креста - плохая Мать, не то, что сама Мария, которая родила своего Сына и кормила его. На что Крест отвечает ей, что та родила его как человека, а вот как Бога родила его именно Крест. Кстати, в гностических текстах указано, что крест был сделан из кипариса – дерева, атрибутированного Бине (Великой Матери), и даже сейчас многие верующие носят кипарисовый крестик, правда, не знают почему крест должен быть именно кипарисовым. Чуть отступлю в сторону и скажу, что те, кто носит в качестве ожерелья «сердечко», так же не ведают, что творят. Разве ТАК выглядит сердце человека? Сердечко – это стилизованная головка Лингама. (Мужского полового органа). В древней Греции младенцам вещали как оберег фигурки фаллоса, как символа любви, жизни и здоровья, отсюда и традиция. Итак, в колоде Таро Ахретипу Великой Матери атрибутированы две карты. Если рассматривать Таро с точки зрения юнгианского анализа, то всю колоду можно рассмотреть как процесс рождения и индивидуации Человека. Ведь, согласно изумрудным скрижалям Гермеса – что вверху, то и внизу. И возникновение Вселенной повторяет свой путь в развитии каждого из нас. Вот, например, Шут. Он может быть соотнесен с младенцем в утробе матери. Это нулевой Аркан в английской школе Таро. Маг – это младенец, обладающий магическим сознанием. Что такое магическое сознание? Это когда все желания и повеления исполняются без слов. Стоит только сморщить носик – и теплая сися с молочком уже во рту. И пеленочки сменились, и на ручках покачали. Все случается по одному желанию, магическим образом. А дальше… кого первым видит маленький Человек? Свою Мать, правильно. она –Кормящая, любящая, заботливая. Это Аркан Императрица. Третий Аркан. Воплощение Венеры, самой любви. Но, кстати… ведь Венера, да и все Богини Любви, как это ни странно, были также богинями погребального культа. Здесь есть над чем подумать. А до того, как Мать стала кормить своё дитя, она его…о, ужас!.. Родила. Чем обрекла на смерть. Такой вот парадокс. И этот парадокс воплощается во втором Аркане - Верховной Жрице. Это тот единственный Путь ( а мы уже знаем, что Пути на Древе – это Старшие Арканы), который соединяет Сфиру Христа, как Сына Бога, с Триадой Высших, пересекая Бездну. Это то Понимание Космических законов, которое говорит о единстве смерти и рождения. Если взглянуть на мельничное колесо (водяной мельницы), то лопасти его то погружаются в воду, то «погружаются» в воздух. Лопасть «умирает» для стихии воды и «рождается» в стихии воздуха. Великая Мать-Земля рождает урожай и принимает своих детей обратно в свое лоно. И пару слов и символизме цвета. Черный и Белый – надмирные цвета, содержащие в себе весь спектр остальных цветов радуги. Кроме голубого. Это цвет (или серебрянный) невидимой Сфире на Древе, именуемой Даат - Знанием. Именно через эту Сфиру проходит путь Великой и Ужасной Матери. Надеюсь, это короткое и поверхностное путешествие по Древу Жизни было для вас познавательным. Если вопросов осталось больше, чем получено ответов – я вас поздравляю. Ваша Ирина Панина. Вместе мы отыщем путь к вашим скрытым возможностям! Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|