Конкуренция матери с маленькой дочкой: можно ли избежать этого.

В психологии принято называть нашу детскую часть Внутренним Ребенком. Внутренний Ребенок сохраняет в себе весь опыт, особенности, радости и проблемы, которые были в реальном детстве человека.
Когда у женщины появляется ребенок, ее детская часть активизируется. Женщина смотрит на своего малыша, бессознательно вспоминая свое детство. Если ее Внутренний Ребенок чувствует себя желанным, любимым, принятым в своей семье, прежде всего мамой, взгляд женщины, направленный на свое дитя, наполняется любовью и радостью. Если детство женщины было наполнено непониманием, отвержением, обидами, ее Внутренний Ребенок невольно вступает в конкуренцию с ребенком реальным.
У женщины возникает злость на ребенка, которому надо давать то, чего ей самой не хватало: внимание, заботу, поддержку, и т.д. Но, появившаяся злость противоречит представлению женщины о «хорошей и правильной» маме. Возникает внутренний конфликт между желанием быть «хорошей» мамой и заниматься только ребенком и желанием уделять внимание себе, чтобы восполнить потребности Внутреннего Ребенка.
Женщина может пытаться спрятать, подавить свои чувства, но, ее злость все равно проявляется, например, в избегании общения с ребенком, перепоручении заботы о нем няне, бабушке, детским учреждениям и т.д.
Иногда на фоне внутреннего конфликта возникает симптом, чаще всего какая – либо болезнь. Это позволяет женщине «законным» путем перетянуть внимание с ребенка на себя.

Пример из практики.

 После рождения дочери, уже два года, Анна постоянно находится в состоянии тревоги. Ее беспокоят панические атаки.

- Родив дочку, я хотела убежать от суеты и деятельности, отказаться от работы и погрузиться в радости материнства, но, тревога не дает мне спокойно жить. Первый раз паническая атака случилась, когда я кормила ребенка грудью. Возникло удушье, жар в голове. Муж вызвал скорую. В больнице провели обследование. Оказалось, что все хорошо, я абсолютно здорова. Я постоянно чувствую себя плохой матерью. Находясь с дочкой, я раздражаюсь на нее, почему – то постоянно раздражаюсь. А, находясь на работе чувствую вину за то, что «бросаю» ее, оставляя с няней. Хотелось бы понять причину панических атак и избавиться от них.

На основании услышанного, я попросила Анну нарисовать деятельность, материнство и панические атаки.

У Анны получилось три рисунка. Вот первый из них – деятельность.

Конкуренция матери с маленькой дочкой можно ли избежать этого
Деятельность – это дом, а Анна в нем – цветок в горшке, стоящий на подоконнике. Цветок чувствует себя защищенно, греется на солнышке, а обитатели дома ухаживают за ним.

И действительно, на работе Анна чувствует себя защищенно. Ее все любят, ценят, уважают.

Второй рисунок - материнство.

 
Материнство – водяная лилия. Цветок очень похож на предыдущий. Только за лилией никто не ухаживает, она расположена не на земле, а на воде. Внутри лилии, по мнению Анны, формируется жизнь. Функция цветка – давать поддержку возникшей жизни, но, цветку этого не хочется. Лилия чувствует себя одинокой. Это чувство хорошо знакомо Анне. Все детство она играла одна, а мамы рядом не было. Мама была на работе.

При сравнении двух рисунков становится очевидно, что на работе Анна чувствует себя комфортнее, чем в роли матери. Но, признать это – означает для Анны стать такой же, как ее мать. Для Анны это неприемлемо.

Третий рисунок - панические атаки.

 
Панические атаки – неконтролируемое пламя, очаг которого неизвестен. Когда Анна смотрит на рисунок пламени, у нее возникает тревога. На фоне тревоги появляется образ чертенка, который знает все болевые точки Анны, чертенок «дергает» молодую женщину, питаясь ее злостью и раздражением.

 

- Он ведет себя, как ребенок, требующий внимания, - вдруг с удивлением проговорила Анна.  – Он страдает от отсутствия родительской любви, и становится злым ребенком - чертенком.
- Что чувствуешь к нему?
- Я ему сочувствую, понимаю его. Мне в детстве тоже очень не хватало внимания. Мама все время работала, а я оставалась одна. Сейчас мне кажется, что чертенок – это я, моя игнорируемая детская часть, которая протестует против того, что ее не замечают.
- Что хочешь сейчас?
- Я хочу превратить чертенка в ребенка, в девочку.



- Привлекать внимание можно не только через негатив, как это делает чертенок, но и другими способами. Может быть ты подскажешь, какими?
- Можно попросить маму надеть мне нарядное платье, повязать бантики, купить воздушные шарики, надуть их.



- Что меняется для девочки, когда на ней нарядное платье, бантики?
- Она чувствует себя очень красивой девочкой.
- Что она получает при появлении шариков?
- Шарики – это праздник, радость.
- Что дают девочке цветы?
- Цветы означают, что она – любимая девочка.

Чтобы помочь своему Внутреннему Ребенку, Анне необходимо активизировать свою Заботливую Родительскую часть, делая самой себе то, что в детстве ожидалось от мамы. То, что по – настоящему приносит радость и удовольствие ее детской части.

Маленькой Анне приносило удовольствие наряжаться, надевать платье и бантики, то есть выглядеть красиво. В детстве появление этой красоты зависело от мамы, сейчас Анна может создать свой внешний облик сама. Она сама может создавать праздник и себе и своим близким, может украшать свою жизнь цветами и в прямом и в переносном смысле.

Так как реальная мама Анны была холодной, а Внутренняя мать – это аналог реальной, Анне очень трудно стать и для себя, и для дочери заботливой мамой. Но, это можно сделать понемногу, «мелкими шашками» меняя поведение.

Каждый раз, когда Анна будет заботиться о себе, значимость ее Внутренней Заботливой Матери будет немного увеличиваться. А Внутренний Ребенок будет чувствовать себя все более любимым и нужным. И тогда ему уже не потребуется конкурировать с ребенком реальным – маленькой дочкой Анны.

Для принятия собственного ребенка необходимо принять Ребенка Внутреннего, то есть, осознавать и удовлетворять собственные потребности, лояльно относиться к собственным ошибкам и недочетам. Когда Внутренний Ребенок чувствует себя «достаточно хорошим», и женщине легко быть «достаточно хорошей» мамой.
Другие статьи о работе с внутренними фигурами:
 Как вернуть части личности, когда – то потерянные «Внутренним ребенком».
Как Внутренняя женщина влияет на щедрость мужчины.
Статья о работе с паническими атаками  - Когда молчит рот, говорит тело


Просмотров: 630
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Когда Внутренний ребенок может помочь. Алгоритм работы с Внутренним ребенком.
  • Когда женщина чувствует себя счастливой?
  • Как себя чувствует ребенок в утробе?
  • Когда ребенок не может постоять за себя
  • Как чувствует себя психолог, когда клиент перестает появляться ?
  • Когда психолог чувствует себя неудачником. Что с этим делать?
  • Внимание мужчины на женщине, когда внимание женщины на себе
  • Если Вас недолюбили в детстве, станьте для себя самой лучшей мамой
  • Когда начинать разговаривать с ребенком внутри себя (мамам будущим и настоящим)
  • Сам себя достал! Как речь человека, произнесённая даже внутри себя, может создавать ему же проблемы.
  • Если ребенок не может постоять за себя.
  • Если ребенок не может себя заставить
  • Ребенок, о котором заботилась мать, будет чувствовать себя непобедимым.
  • ОБЕСЦЕНИВАНИЕ СЕБЯ НА РАБОТЕ: или как стать себе родной матерью
  • Когда мама взаимодействует не с реальным ребенком, а со своим представлением о нем
  • Ребенок для себя: как, когда, зачем
  • «Сейчас я чувствую себя маленькой девочкой, которая стоит у окна, плачет и ждёт родителей»
  • Откуда происходит умение любить себя. Мой Внутренний ребенок.
  • Глава 2. Как себя чувствует человек, который заболел
  • Плачущий, травмированный, контролирующий внутренний ребенок или как научиться любить себя.
  • Почему ребенок в детском саду может вести себя иначе, чем дома?
  • 3 способа не выйти из себя, когда ребенок доводит
  • Найти себя настоящего. «Раненый внутренний ребенок» или психологические травмы детства.
  • Как чувствует себя моя самооценка ?
  • Как вернуть части личности, когда – то потерянные «Внутренннм ребенком».
  • быть хорошей мамой... для себя
  • Чувствует ли себя мужчина в безопасности?
  • Когда жизнь говорит сама за себя..
  • Вопрос читателя: как правильно вести себя, когда ребенок ревет и психует?
  • Как себя вести, когда у ребенка начался переходный возраст?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь