«Сейчас я чувствую себя маленькой девочкой, которая стоит у окна, плачет и ждёт родителей»

В процессе психологического консультирования довольно часто возникает феномен краткосрочной возрастной регрессии, т.е. непроизвольного возврата клиента в состояние, которое было в его прошлом и связано с каким-то событием или обстоятельствами жизни (совокупностью событий).

Так, в процессе беседы с психологом женщина средних лет «вдруг» начинает вести себя как маленькая девочка лет 5-6: изменяется тембр голоса, поза, движение рук и ног и т.д. Но после того, как беседа изменяет своё направление, эта женщина снова ведёт себя соответственно своему возрасту 1.

Следует отметить, что чаще всего клиенты психолога или психотерапевта «возвращаются» в детство, отрочество или раннюю юность, т.е. в период формирования своей личности. И это не случайно, так как в этот период личность наиболее уязвима, особенно в процессе взаимодействия и взаимоотношений с «другими значимыми», т.е. наиболее близкими и влиятельными людьми: родителями, бабушками и дедушками, братьями и сёстрами, учителями, друзьями и т.п.

Позднее, уже сформированная личность вырабатывает свой индивидуальный стиль взаимодействий и взаимоотношений, одна из функций которого – защита. Психологических травм становится меньше.

Психологические травмы, полученные в период формирования личности, имеют особое свойство – они задерживают развитие личности. Происходит это особым способом: личность как бы «раскалывается». Её основная, можно сказать «ядерная» часть, продолжает развиваться. А какой-то её фрагмент (Эго-состояние) как бы «застревает» в моменте (периоде) травмы. Тогда, например, где-то в душе человека сохраняется маленький страдающий ребёнок, о котором забыли все, в том числе и сам человек. И этот ребёнок как бы исключён, отвержен.

Конечно, такое застраивание отдельного Эго-состояния в травме, так или иначе, тормозит общее развитие личности. Насколько сильным будет это торможение, зависит от многих факторов, прежде всего силы травмы, количества травм, тематика травм. Так, например, особо сильное торможение вызывают травмы в связанные с вопросами оценки и самооценки.

Сила торможения может быть невелика, тогда заметить ее влияние на общее развитие довольно сложно. Но в отдельных случаях торможение, которое вызывает психологическая травма, настолько сильное, что личность так и не смогла полноценно и окончательно сформироваться. В таких случаях феномен возрастной регрессии как бы «расплывается», т.к. человек не иногда переходит в свое более ранее состояние, а наоборот, только иногда возвращается в свое взрослое состояние.

Человек, у которого есть психологические травмы, испытывает целый комплекс эмоций. Часть этих эмоций связана с содержанием психологической травмы, другая часть - с самим феноменом внутреннего отвержения: чувство одиночества, отверженности, безысходности и т.п. Кроме того, есть ещё один компонент – это неприязнь к себе в том состоянии, которое возникло в результате травмы: стыд, осуждение и т.п. Возникает этот компонент не сразу, а в период, когда травматическое воздействие закончилось, в процессе мысленного возврата к моменту психологической травмы и попытки как-то осмыслить себя, оценить своё поведение, свой характер, личность. Именно в таком случае, по нашему мнению, чаще всего возникает феномен нелюбви к себе.

Сам факт наличия эмоций, которые слабо соотносятся с реальными событиями жизни человека, указывает на то, что они могут быть связаны с Эго-состоянием, «зависшим» в психологической травме.

В завершение расскажу клиентскую историю, фраза из которой стала частью названия этой статьи. У этой женщины ввиду объективных обстоятельств родители были заняты на работе допоздна. Её довольно часто оставляли в детском саду на ночь. В какой именно день её оставят, не было заранее известно, родители могли прийти за ней довольно поздно. И вот когда воспитатели уходили по делам, девочка подходила к окну, плакала и ждала родителей. Потом она выросла и почти забыла об этом. Но в момент терапии она вдруг почувствовала себя стоящей у окна, плачущей и ожидающей родителей…

И тогда взрослая женщина извинилась перед самой собой, т.е. этой маленькой девочкой за то, что так надолго оставила её, пообещала никогда не оставлять её больше и попросила пойти с ней, в взрослую и интересную жизнь. Девочка какое то время плакала и злилась, но потом согласилась уйти вместе с собой взрослой… После сессии женщина почувствовала, что в её душе исчезла «пустота», которую она чувствовала много лет…

 

===========================================================

1 В системно-функциональном дизайне данный феномен относится к психологическим явлениям, которые связаны с временем и объединяются родовым понятием «психохронос».  



Просмотров: 653
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Часть 3. Психологические последствия психической травмы и передача травмы следующим поколениям
  • Этого нам не сказали. Утверждения, которые могут изменить вашу жизнь после психологической травмы
  • Ловушка психологической травмы, часть вторая
  • Терапия травмы: о процессе исцеления души
  • Найти себя настоящего. «Раненый внутренний ребенок» или психологические травмы детства.
  • Преодолеем последствия психологической травмы вместе.
  • Психотерапия травмы | Целостность и любовь к себе, самореализация, принятие себя и других
  • Исцеление унаследованной травмы, трансгенерационная передача травмы
  • Влияние воспитания на возникновение психологической травмы у ребенка
  • 3 слагаемых психологической травмы. Об этом должен знать каждый родитель!
  • Влияние физической травмы на психическое развитие детей
  • Влияние детской травмы на возникновение и развитие зависимостей.
  • Как мама может избавить своего ребенка от психологической травмы?
  • Психологические травмы детства и влияние их на жизнь
  • Ребёнок после травмы и заботящийся взрослый: от утраты к полноценной защите
  • Ловушка психологической травмы
  • Про динамику психологической травмы
  • Нейрофизиология психологической травмы.
  • Внутренний мир психологической травмы
  • Последствия психологической травмы
  • Моя мама умерла, когда мне было 4 года... История одной травмы
  • Увольнение - как продуктивно для себя пройти этот период
  • О межпоколенческой передаче психологической травмы
  • Гиперактивность как последствие психологической травмы
  • Последствия психологической травмы, как их распознать.
  • Как преодолеть последствия психологической травмы
  • Залечиваем детские травмы. Обзор книги Сьюзен Форвард «Токсичные родители». Часть 2
  • Залечиваем детские травмы. Обзор книги Сьюзен Форвард «Токсичные родители». Часть 1
  • Быть причиной, а не следствием! Или значение чувства ответственности в процессе формирования личности
  • Перинатальные травмы и их влияние на жизнь человека (пример из практики)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь