Ребёнок после травмы и заботящийся взрослый: от утраты к полноценной защите

Семинар для специалистов помогающих профессий, создающих у себя на местах службы сопровождения замещающих семей, проходил в Красноярске. Я была приглашена провести этот семинар как психотерапевт по теме обращения с травмированными детьми, перемещенными в замещающие семьи. Безусловно, взрослые, заботящиеся о ребенке в социально-реабилитационном центре или детском доме, в той или иной степени наслышаны о травматическом влиянии на ребенка домашней жестокости, о случаях физического или сексуального насилия, уличного насилия и других катастрофических событиях в жизни этих детей. Эмоциональные реакции многих детей несут след пережитой травмы – от замкнутости до ярости, чрезвычайную психологическую боль, включающую тревогу, агрессию и отчаяние, беспомощность, страх, одиночество, угнетенность, ранимость.

В фокусе нашего внимания оказались такие вопросы:

  • Как меняется отношение заботящихся лиц к ребенку, когда последний демонстрирует широкий спектр негативных эмоций (связанных с последствиями перенесенной травмы), в ответ на попытку установления контакта с ним?
  • Что важно учитывать и предпринимать заботящемуся взрослому, сопровождая травмированного ребенка на его жизненном пути – от момента утраты семьи до момента ее обретения?

Сегодня сотрудники СРЦ, детских домов, школ-интернатов испытывают острую потребность в понимании особенностей детей, переживших в своей жизни череду травматических событий. Эта задача особенно актуализировалась в связи с перспективой их дальнейшего семейного устройства. Как будут в замещающей семье строиться отношения с детьми, претерпевшими травмы? Какими должны быть особенности построения взаимодействия с этими детьми? Как помочь им восстановить позитивное отношение к себе и другим людям, к жизни в целом, укрепить собственное Я, выйти из позиции «жертвы» или «агрессора», обрести чувство доверия, собственной ценности и надежды на будущее?

Все эти вопросы обсуждались на семинаре.

Вместе с тем был исследован уровень подготовки специалистов, работающих с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. Участникам семинара в первый день работы было предложено заполнить «Анкету экспертного опроса специалистов, работающих с травмированными детьми». Анкета состояла из ряда вопросов, касающихся непосредственно темы сопровождения травмированных детей. Мне представляется важным привести некоторые выводы на основе результатов анкетирования.

Краткая характеристика группы опрашиваемых специалистов

Продолжительность профессионального стажа в работе с детьми составляла от двух месяцев до 30 лет. Группа неоднородная по профессиональной принадлежности: среди участников были воспитатели, непосредственно работающие с детьми, юрист, социальные педагоги, педагог-психолог, представители администрации учреждений (социально-реабилитационного центра, детского дома, социальной гостиницы).

Одной из первых стоит задача диагностирования травмы. На вопрос анкеты «Как часто вы встречаетесь в своей работе со случаями травматизации детей?» 100 % респондентов ответили «часто». При этом «по официально зарегистрированным данным» (информация о факте травматизации содержится в личном деле ребенка или иных официальных документах), ответ «часто» дали только 15 % специалистов (юрист и представители администрации), большинство участников отметили, что «редко» (70 %), или вообще «никогда» (15 %) не встречают в официальных бумагах данных, указывающих на травматизацию ребенка.

Ответы респондентов могут свидетельствовать как о недостаточно разработанных формах сопроводительной документации, так и об отсутствии преемственности или возможной недоступности информации для рядовых сотрудников учреждения. При этом в перечень документов, получаемых приемными родителями и опекунами, входит лишь формальная выписка из истории развития ребенка о состоянии его здоровья.

Вывод. Очевидной является необходимость отражения фактов психической травматизации и ее последствий для ребенка в официальных сопровождающих документах (психолого-психотерапевтическое заключение), ознакомление и консультация значимых фигур в окружении ребенка и членов замещающей семьи с данной информацией.

Может ли информация о травматическом опыте быть получена непосредственно от ребенка? Лишь 50 % опрошенных сообщили, что «часто» получали информацию о пережитой травме при непосредственном контакте с детьми. «Редко» получали такую информацию от детей и в контакте с ними 40 % респондентов (в основном воспитатели), «никогда» – 1 участник (социальный педагог, стаж работы 2 месяца). Ответы, как и дальнейший ход семинара, высветили сложность построения доверительного контакта с травмированными детьми. Важно отметить, что психика ребенка имеет защитные механизмы, позволяющие вытеснить воспоминание о травме. Это защищает ребенка от постоянного проживания болезненных чувств, сопровождавших травмирующую ситуацию. При этом ребенок может не помнить самого травматического события, он только испытывает сильные чувства, «вдруг» нахлынувшие на него. Эти чувства могут быть чрезмерно сильными и вызвать паническую атаку (приступ паники), сильное беспокойство, иррациональный страх (страх не имеющий причины), депрессию и другие реакции. Чем более разрушительной была травма, тем сильнее психика ребенка вытесняет воспоминание о ней. Механизм вытеснения воспоминания о травме заключается в том, что само воспоминание отделяется от чувств, сопровождавших травму. Неприятные чувства, сопровождавшие травмирующую ситуацию, чаще всего проникают в сознание во сне, в виде кошмаров. Иногда чувства о травмирующем событии сами прорываются в сознание. Этому может способствовать что-то, напомнившее об этом событии: чей-то голос, похожий на голос человека, причастного к травмирующему событию, или ребенок уловил запах или увидел пейзаж, обстановку, которые напомнили ему о болезненных чувствах.

Вывод. Необходима просветительская работа с персоналом учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по теме психологической травмы и ее последствий для развития ребенка.

Данная работа может быть построена как в направлении развития профессиональных навыков – активного слушания, резонанса, позитивного внимания, эмпатии и толерантности (именно эти необходимые навыки обеспечивают возможность получения информации о травме в непосредственном контакте с ребенком), так и в формировании базового уровня знаний о самой травме, ее последствиях и влиянии на ребенка.

Как практикующий детский психотерапевт, я имею опыт работы с травмированными детьми, усыновленными или переданными под опеку в замещающие семьи. Поводом для беспокойства родителей и заботящихся взрослых становятся особенности эмоциональных реакций самих детей – «непонятные», неожиданные, чрезмерные вспышки гнева, агрессии в ответ на «обычные» стимулы, «парадоксальные» страхи и поступки, в которых «нет логики» и т.п., а также собственные чувства беспомощности и страдания в связи с поступками ребенка. Приведу несколько примеров.

 

Мальчик 5,5 лет усыновлен полтора года назад. Мать, злоупотреблявшая алкоголем, отказалась от него и была лишена родительских прав. Со слов приемной мамы, ребенок демонстрировал панические реакции во время купания, при любом контакте его лица с водой терял контроль, вырывался, «захлебывался криком», боялся открытых водных пространств и водоемов. В процессе психотерапевтической работы выяснилось, что ребенок, предоставленный самому себе, однажды чуть не утонул на дамбе, находившейся рядом с тем местом, где он жил до момента помещения в детский дом. Не зная о травме, приемная мать пыталась уговорами, поощрениями, наказаниями справиться с проблемой, но ситуация паники во время купания повторялась снова.

 

Мальчик 12 лет живет в опекунской семье около четырех лет после потери родителей и младшей сестры в автомобильной катастрофе. Он прекрасно учится и не доставляет особых хлопот. Опекунов беспокоит то, что при внешне обычной сдержанности ребенка в чувствах, у него эпизодически повторяются вспышки неконтролируемой и чрезмерной ярости. В ситуации угрозы (драка с ровесниками в школе) он не контролировал свои чувства гнева и агрессии – чуть не удушил одноклассника. После сделанного ему резким тоном замечания разбил о стену свой мобильный телефон. Опекуны подозревали наличие у мальчика какого-то серьезного психического расстройства.

Выяснилось, что родной отец мальчика – наркоман – неоднократно демонстрировал в отношении ребенка неконтролируемую ярость, душил мальчика. Кроме того, мальчик до сих пор ни с кем не обсуждал тему смерти родителей, переживает по поводу утраты сильные чувства, которые сдерживает внутри себя. О том, что отец мальчика страдал наркоманией, и о том, что происходило в его родной семье, опекуны узнали только после просьбы психотерапевта встретиться с родственниками мальчика.

 

Девочка 9 лет, принятая в семью в раннем возрасте, не знает о том, что она удочерена. Периодически она уходит из семьи, где по-настоящему окружена любовью, бродяжничает, живет в заброшенных домах. Крайне негативно относится к маленькой сестренке, часто обижает ее и жестоко физически наказывает при непослушании. В сценарии ее травматической игры на сеансе психотерапии «мать» так же поступает со своей непослушной «дочерью». Родители девочки не располагали какими-либо сведениями о жизни семьи девочки до удочерения. Я обнаружила, что в данных медицинской амбулаторной карты девочки участковым врачом при посещении неблагополучной семьи на дому сделаны записи о наличии у ребенка следов побоев – гематом и ссадин. Можно предположить, что девочка до усыновления подвергалась избиениям, была в раннем возрасте травмирована жестоким обращением.

 

Сопровождающим травмированного ребенка взрослым, важно понимать, что ребенок пережил утрату значимого контактного лица, его слишком рано или слишком долго оставляли одного, что он, скорее всего, подвергался насилию, нападкам, существовала угроза его выживанию. В последующем своем развитии вследствие подобных травм, возможно, он будет демонстрировать зависимость, недоверие к самому себе, неадекватное социальное поведение. Такой ребенок может лишь в небольшой степени уметь сочувствовать другим. У него могут быть ограничены, редуцированы способности к обучению.

В ответах на следующий вопрос анкеты, «По каким признакам Вы определяете у ребенка последствия травматизации?» выяснилось, что специалисты учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеют единых представлений о признаках, на основании которых можно выявить психологическую травму. Их суждения строились в основном на отдельных наблюдаемых особенностях поведения (качество контакта, отношений), либо на оценке состояния ребенка (депрессия, беспокойство, напряженность, психосоматические реакции и т.д.) или на основе внешнего вида ребенка (следы побоев).

Очень важно было разобраться с терминологической путаницей в феноменологии травмы, которая имела место у участников. Часто между такими понятиями, как «травма», «травматизация», «травматическая ситуация», «посттравматическое стрессовое расстройство» для членов замещающей семьи, социальных работников, педагогов, в отличие от психологов и психотерапевтов, нет значительной разницы. Если же обратиться к жизненному опыту детей, попадающих в реабилитационные центры, детские дома и школы-интернаты, то мы увидим, что все эти дети в той или иной степени имеют травматический опыт. Но важно выделить собственно понятие травмы, и критерии, по которым возможно отличить это событие. В рамках данной статьи мы хотели привести некоторые определения, которые были разобраны в ходе образовательных семинаров и которые, на наш взгляд, составляют необходимый минимум информации по данной теме для специалистов детских домов и приютов для несовершеннолетних.

Травма – это опыт переживания угрозы, который оказывается тяжелее всего, что было до этого в жизни ребенка. Психологическая травма, имеющая отношение обычно к неожиданному, в высшей степени стрессовому внешнему событию или происшествию, как правило, не типичному для детского опыта, приводит ребенка в отчаяние, переполняя его до такой степени, что он не способен с ним справиться. Травма предполагает «безутешное состояние полностью потрясенного ребенка». Психологической травмой принято считать такое состояние, когда ребенок, пережив тяжелое потрясение, чувствует себя беспомощным перед лицом неминуемой опасности, испытывает страх и возбуждение.

50–60 % людей однажды в жизни пережили травму. Вероятность того, что после этой травматизации возникнет посттравматический стресс, составляет у лиц женского пола – 20,4 %, у лиц мужского пола – 8,2 %.

Самая частая посттравматическая реакция возникает у детей после сексуального насилия. Установлено, что у 30 % людей, переживших травму, наступает естественное исцеление, симптомы исчезают. Факторами, способствующими возникновению у ребенка психической травмы, являются:

– отсутствие безопасности – внешнее (со стороны окружения нет защиты) и внутреннее (дефицит ресурсов совладания, недостаточный реальный опыт);

– восприятие ребенком окружающей среды как враждебной или ограничивающей его возможности и потребности;

– ощущение собственной беспомощности и тревоги перед страхом полного уничтожения;

– путаница в разграничении реальности и фантазии по поводу происходящего

Травматизация всегда связана с угрозой для жизни, когда ребенок чувствует себя беспомощным, отданным на произвол тяжелой жизненной ситуации. При этом все известные ребенку способы совладания не срабатывают, и все его модели толкования о мире, о человеческих отношениях оказываются недостаточными.

Травматические ситуации – это экстремальные критические события, которые несут угрозу жизни или здоровью (как самого ребенка, так и его значимых близких) и требуют экстраординарных усилий по совладанию с последствиями их воздействия. Эти ситуации могут быть непродолжительными (от нескольких минут до нескольких часов), но чрезвычайно мощными по силе воздействия, либо длительными или повторяющимися. Важнейшей отличительной особенностью травматических ситуаций является яркая негативная окраска и возможность нарушить адаптацию любого(!) человека. В травматической ситуации есть две составляющие: влияние травмирующего фактора извне и внутренняя реакция ребенка. У людей, как и у большинства представителей животного мира, существуют два главных типа ответной реакции на угрозу. Первая ответная реакция – защита. Если это не удается, есть возможность побега. Защита и побег – естественные формы совладания с травматическим воздействием. Травматизация наступает, когда защита и побег невозможны, когда ребенок-жертва ощущает собственное бессилие повлиять на ситуацию. В связи с тем, что ребенок является, по сути, зависимым от заботящегося взрослого существом, его возможность защищаться, убегать обеспечивается в большей степени качеством окружения и уровнем его собственного психомоторного развития. Чаще всего, когда речь идет о детях, оказавшихся вне родительской поддержки и опеки, имеет место недостаточная, ненадежная, неадекватная потребностям ребенка защита.

В жизненном опыте детей, оказавшихся без опеки родителей, часто возможно найти указания на продолжительность травматической ситуации. По продолжительности травмирующего действия выделяют:

  • краткосрочные травматические ситуации (конфронтация с травматическим событием с переживанием беспомощности и невозможности повлиять на обстоятельства травмы ограничена во времени), в которых ребенок сам или значимые для него другие находились под угрозой смерти или были утрачены; в которых телесная невредимость ребенка или значимых других стояла под угрозой;
  • длительные или повторяющиеся травматизации – сексуальное злоупотребление, жестокое обращение или пытки, пренебрежение, частая смена доверенного лица.

Потеря также является центральной проблемой в травме любого типа и может быть связана с отсутствием жизненно важного общения с родителем или значимым другим вследствие разлуки, тюремного заключения, психической или соматической болезни или смерти родителя. Отрыв от семьи, потеря родителя – временная или постоянная (в случае смерти родителей или, что происходит гораздо чаще, лишении их родительских прав) вызывает или может вызвать у ребенка чувство утраты, кризис, переживание горя.

Выделяются травмы, причиненные каким-либо стихийным бедствием, и травмы, причиненные людьми: все виды насилия, жестокое обращение, сексуальное злоупотребление, война, теракты.

Детей, переживших травму, характеризуют, как правило, четыре особенности:

1. Повторяющиеся, навязчивые, угнетающие визуальные воспоминания о событии, повторное переживание травматического события в ночных кошмарах.

2. Повторяющееся поведение (многократное разыгрывание трагического эпизода в игре, воссоздание существенных деталей в игре или поведенческие идиосинкразии).

3. Специфические страхи, связанные с травмой, избегание стимулов или ситуаций, ассоциирующихся с событием или напоминающих о травме.

4. Изменение отношения к людям, к различным аспектам жизни и к будущему.

Дети снова и снова переживают произошедшее во сне, в игре, в драматизации и повторяющихся визуализациях. На первых этапах реакция детей на психологическую травму обычно вызывает заторможенность познавательных процессов, аффектов, межличностных отношений, контроля импульсов и поведения, а также вегетативных функций.

Вопрос анкеты, уточняющий представления специалистов о специфике поведенческих расстройств у травмированных детей, звучал следующим образом: «Каковы, по Вашему мнению, отличительные черты поведения детей, подвергшихся травматизации?». Ответы выявили путанность, нечеткость, недостаточные знания слушателей в этом вопросе. Многие ответы носили общий оценочный характер, например, «зависит от ребенка», или «недоверие», «закрытость» и т.п.

Вследствие этого мы полагаем важным указать на основные виды непосредственных или отсроченных реакций, демонстрируемых детьми в результате переживания травматической ситуации:

  • Экспрессивные реакции, когда ребенок проявляет сильные эмоции, может плакать, кричать, рыдать, смеяться, раскачиваться, но главное – он не может контролировать свои эмоции.
  • Контролирующие реакции, когда ребенок пытается сдерживать себя, внешне может выглядеть чрезмерно спокойным.
  • Шоковые реакции, когда ребенок, переживший острую травматическую ситуацию, как бы оглушен, подавлен, ему трудно понять, что с ним произошло.

Такие виды реакций могут сменять друг друга, проявляясь в определенном типе поведения. Травма не проходит сама по себе. Она уходит все глубже и глубже – ребенок стремится справиться с ситуацией с помощью защит. Наиболее типичные механизмы психологической защиты у детей и подростков следующие.

  • Регресс к более раннему детскому поведению. В кризисной ситуации этот защитный механизм проявляется в возвращении ребенка/подростка к более примитивным способам реагирования – он становится плаксивым, капризным, раздражительным, несамостоятельным и т.п. У некоторых детей и подростков может наблюдаться энурез (ночное недержание мочи), кусание ногтей, сосание пальцев и т.п. Некоторые травмированные дети получают успокоение от обильной еды и питья, курения. Преобладание регрессии как психологической защиты часто наблюдается у инфантильных подростков, а также у подростков с задержкой психического развития. В возрасте 5–11 лет регрессия проявляется в повышенной зависимости от ближайшего окружения и более слабом контроле над импульсами и влечениями. Регресс также проявляется в навязчивости, развитии садомазохистских черт по отношению к другим (ребенок может выступать и в роли обиженного, и в роли обидчика), агрессивности и т.п. В ситуации насилия регрессия является, скорее, признаком психического истощения из-за продолжительности стресса. С возраста 12–13 лет тенденция к регрессу проявляется сама по себе как норма возрастного подросткового кризиса. Обычными являются перепады между высокой энергичностью и активностью в один момент и усталостью и пассивностью в следующий, когда внутренние конфликты истощают энергетические ресурсы организма. Регрессивные виды защиты у подростков в кризисе – это мечтание и перефантазирование, т.е. замещение действия ожиданием магического разрешения реальности, когда все трудности разрешились бы сами собой.
  • Идентификация с агрессором. В поведении ребенок демонстрирует те чувства и качества, которые присущи человеку, проявившему в отношении ребенка агрессию или злоупотребление. Этот вид психологической защиты часто наблюдается у инфантильных подростков с неустойчивой самооценкой.
  • Подавление Я – еще один распространенный у 5–11-летних детей способ защиты, часто объединенный с пассивностью. Ребенок избегает нового жизненного опыта, который может нести с собой риск и вызов, выбирает узкую, но безопасную сферу активности с минимальным количеством интересов, он заранее пессимистически настроен в отношении результата своих действий. Часто из-за этого страдает способность к обучению. В этом возрасте самоуважение еще очень хрупко, и хотя амбиции ребенка высоки, его способность защищаться с помощью юмора и иронии еще не сформирована. В связи с этим ирония взрослых и фактическая или предполагаемая критика товарищей часто становятся невыносимыми.
  • Отрицание – защита от неприятной действительности за счет отказа ребенком от ее реалистического и адекватного восприятия, от осознания собственных проблем. Отрицание является кардинальной психологической защитой при всех внешних травмах, в том числе и сексуального характера. Подростки с данным видом психологической защиты не принимают источник тревоги как реальное событие. В структуре личности у них, как правило, отмечается неадекватно завышенная самооценка, они не терпят критики, самолюбивы, активно отрицают наличие трудностей, сложностей в своей жизни.
  • Проецирование – приписывание другим своих собственных, часто отрицаемых для себя желаний и намерений. У детей, переживших насилие, проекции можно наблюдать в созданных ими рисунках, играх, сказках, историях. Часто под воздействием этого вида защиты дети обвиняют других в том, что ощущают сами, но не хотят себе в этом признаваться. Например, подросток нетерпим к самоуверенным, самовлюбленным людям, поскольку сам не чужд этих качеств. Для таких подростков характерно скрытое желание обязательно иметь противников для самоутверждения. Они склонны к зависти, поиску негативных причин успеха у окружающих
  • Изоляция чувств – невозможность осознавать свои чувства и в полной мере проживать их. Ребенок фактически не позволяет себе ощутить всю полноту своего гнева или грусти. Этот механизм защиты ведет к «замораживанию» чувств, развивается так называемая эмоциональная тупость.
  • Диссоциативные защиты проявляются в виде кратковременных или длительных состояний измененного сознания с отрицанием действительности, уходом в фантазии, безучастностью. Ребенок может считать, что травмирующее его событие случилось не с ним, что он сам в нем не участвовал (деперсонализация и дереализация).

Первичная диссоциации (фрагментация травматического опыта). Ребенок (подросток) не в силах воспринять целостную картину происходящего, часть сенсорных и эмоциональных элементов травматического события изолируются от обыденного сознания.

Вторичная (перитравматическая) диссоциация – ограниченная возможность когнитивной переработки травматического опыта. Ребенок вытесняет некоторые аспекты психотравмирующей ситуации или ее в целом. Вторичная диссоциация проявляется в ситуации, выходящей за рамки обыденного опыта ребенка.

Третичная диссоциации – проявление «множественности личности». Поведение ребенка выглядит как действия двух и более людей, каждый из которых не знает о существовании другого. Этот вид диссоциации встречается редко и обычно связан с длительным по времени сексуальным насилием и одновременной физической травматизацией ребенка.

Таким образом, травма продолжает оказывать влияние на характер ребенка, на его сны и чувства даже тогда, когда в сознании не удерживается память о ней. Важно также отметить, что любое новое трагическое событие может снова возродить к жизни неизжитые прежде травмы. Независимо от того, похоже ли это событие на событие, случившееся раньше, оно может неожиданно вызвать сильный эмоциональный отклик. Дети, как и взрослые, реагируют на травматические обстоятельства по-разному. Подверженность травмам и их последствиям зависит от того, в какой жизненный период и на каком этапе развития ребенка это событие произошло. Многие дети могут не воспринимать болезненно ситуацию или быстро восстанавливаться, имея естественную адаптированность и устойчивость при столкновении с обстоятельствами, которые серьезно истощают других. Нередко дети, пребывая в угнетенном состоянии или страхе, демонстрируют выдержку и черты личности, которые свидетельствуют об их способности улучшаться и восстанавливаться. Способность справляться с депрессией, несчастьем, болезнью или другими негативными ситуациями называется стрессоустойчивостью. Для детей стрессоустойчивость определяется как «способность тех, кто подвергался установленным факторам риска, преодолевать этот риск и избегать негативные последствия, такие, как делинквентность и поведенческие проблемы, психологическую неприспособленность, учебные трудности и соматические осложнения» (Рак и Паттерсон, 1996, с. 368). Стрессоустойчивые дети обладают способностью поддерживать позитивный и осознанный взгляд на жизнь, они способны активно решать проблемы, имеют чувство оптимизма, активную жизненную позицию и ищут новые впечатления (Вернер, 1992).

Существуют два типа поведения травмированного ребенка: интернализированное и экстернализированное.

Интернализированное поведение

У детей с этим типом поведения можно обнаружить следующие характерные поведенческие черты:

– закрытость и избегание контактов с другими («присутствуют, но не включаются»);

– проявление признаков сниженного настроения вплоть до депрессии;

– недостаток спонтанности и игрового поведения;

– послушность и легкую податливость;

– чрезмерную бдительность и пугливость;

– проявление фобических реакций на нетипичные раздражители;

– проблемы со сном и ночные страхи;

– частые головные боли или боли в животе;

– нарушения пищевого цикла;

– склонность к аддиктивному поведению;

– возможные угрозы самоубийством;

– склонность к диссоциативным расстройствам

– нанесение себе порезов, прижигание себя сигаретой.

Одной из причин нанесения себе резаных ран или прижиганий является попытка обретения контакта с реальностью (выход из состояния депрессии и диссоциации). Возникающая при этом боль является своеобразной копинговой реакцией (способом совладания). Дети, в опыте которых есть избиения, делают это для привлечения заботы, ради последующего утешения, поскольку в социальном учреждении они лишены родительской заботы. Некоторые дети делают это, чтобы убедиться, что в них течет кровь, что они – живые. Такое поведение демонстрируют подростки, но оно может быть обнаружено и у детей более младшего возраста, если они участвуют в этом совместно, особенно, если действия носят ритуализированный, таинственный характер. Если такое поведение не прекратить, то оно закрепляется как копинговая реакция и может сохраниться во взрослом возрасте.

Экстернализированное поведение – поведение, направленное на других. Дети с экстернализированным поведением направляют свои эмоции и чувства вовне, на других детей, на взрослых, на предметы. При этом:

– они могут быть агрессивны, враждебны и деструктивны;

– они могут вести себя вызывающе, сами провоцировать избиения или сексуальные посягательства (нападения), нападать на других;

– они могут издеваться над животными (вплоть до их убийства); такие действия могут объясняться тем, что ребенок осуществляет поведение, жертвой или свидетелем которого он стал сам, а также тем, что он внутренне занят темой самоубийства;

– они склонны к деструктивным формам поведения (в том числе, например, к поджогам);

– их поведение может быть сексуально окрашено или сексуально направлено.

Такие дети представляют проблемы для окружающих и поэтому указанные нарушения поведения легко распознаются.

Практика показывает, что дети с интернализированным поведением во время установления отношений привязанности могут проявлять и развивать экстернализированное поведение. Это можно объяснить тем, что когда дети начинают доверять взрослому и становятся смелее, то они начинают выражать подавленные чувства, такие, как злость и враждебность.

Для детей, переживших злоупотребление, присущи особые нарушения, проявляющиеся в сексуализированном поведении и диссоциации личности. Часто такое поведение остается непонятым, и в результате ребенок не получает необходимой помощи.

Сексуализированное поведение возникает как следствие сексуального злоупотребления ребенком, если:

– ребенка поощряют за сексуальное поведение, не соответствующее возрастным нормам развития;

– взрослые проявляют к ребенку тепло, вниманию, симпатию в обмен на секс;

– взрослые передают ребенку неправильные представления о морали и сексуальном поведении.

Проявления в поведении:

– чрезмерная озабоченность темами секса и навязчивое сексуально окрашенное поведение;

– ранняя зрелая сексуальная активность;

– агрессивные сексуальные действия;

– промискуитет (неизбирательные и случайные сексуальные связи);

– сексуальные отклонения;

– проституция.

Дети, пережившие травматическую ситуацию, связанную с сексуальным злоупотреблением, развивают обостренный, ненормальный интерес к темам сексуальности, часто ведущий к ранней сексуальной активности.

Сексуализированным поведением является продолжение мастурбации в присутствии других, отсутствие барьеров при мастурбировании.

Последствиями кризисов, связанных с применением психологического насилия, является нарушение развития детей и их социальной адаптации, а также построение такой системы ценностей у развивающейся личности ребенка, которая формирует особые жизненные сценарии. Часто поведение таких детей характеризуется гиперагрессивностью, вспыльчивостью, мстительностью, повышенным вниманием к мелочам, эмоциональной черствостью, даже тупостью, что в последующей жизни часто приводит к риску вовлечения ребенка в преступную деятельность. В то же время у детей может сформироваться позиция «жертвы» – ощущение того, что они не такие, как все, что они нуждаются в особом внимании, помощи, поддержке, причем внимание и поддержку они требуют от любого человека независимо от того, хочет ли он этого или нет, способен ли на это или нет. Став взрослым, «человек-жертва» не прилагает никаких усилий для достижения сложных целей, решения проблем, обычных для любого другого человека, соответственно, он не способен добиться успеха в профессиональной карьере, стать полноценным членом общества.

Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) возникает у детей как отставленная и/или затяжная реакция на стрессовое событие или критическую ситуацию (кратковременную или продолжительную) исключительно угрожающего или катастрофического характера. Следствием таких ситуаций могут быть различные нарушения. Обычно их разделяют на группы: острые ПТСР (продолжительностью менее трех месяцев), хронические (продолжительностью три месяца и более) и отсроченные (проявляющиеся по крайней мере через шесть месяцев после пережитого стресса). ПТСР характеризуется развитием у ребенка трех основных симптомов:

1) повторное переживание травмы (навязчивые образы, мысли, ощущения, ночные кошмары);

2) избегание стимулов, связанных с травмой (попытки избежать мыслей, ощущений, действий, связанных с травмой, частичная или полная амнезия важных аспектов травмы, эмоциональное онемение, отчужденность от окружающих);

3) устойчивые проявления повышенного возбуждения (нарушение сна, трудности концентрации внимания, раздражительность, сверхнастороженность, усиленные реакции испуга).

Специфически детских особенностей ПТСР нет, однако существует возрастная специфика, проявляющаяся в том, что на разных возрастных этапах на первый план выходят те или иные симптомы ПТСР. Посттравматическое стрессовое расстройство протекает по-разному в разных возрастах. Детям, пережившим психологическую травму, достаточно трудно понять, что с ними произошло. Это, прежде всего, связано с их возрастными особенностями, им не хватает социальной и психологической зрелости.

 

Основные симптомы ПТСР у детей разного возраста

 

 

Изменения

Дошкольный
и младший школьный возраст (4–7 лет)

Младший школьный и ранний подростковый возраст (8–11 лет)

Подростковый возраст и ранний юношеский возраст (12–17 лет)

Физиологические

Нарушения сна: частые просыпания, кошмары и т.д. Энурез, энкопрез. Боли в животе.

Нарушения сна. Боли в животе. Тошнота. Рвота. Расстройство стула. Частое мочеиспускание.

Нарушение сна. Головные боли. Тремор. Тики.

Эмоциональные

Генирализованный страх. Нарушения речи – отказ от речи, «немые вопросы» и др. Тревоги, связанные с непониманием смерти, фантазии о «лечении от смерти», ожидания, что умершие могут вернуться, напасть. Агрессивность.

Озабоченность своей ответственностью и/или виной. Специфические страхи, запускаемые воспоминаниями или пребыванием в одиночестве. Страх быть подавленным собственным переживанием. Страх и чувство измененности, вызванное собственными реакциями горя, страх призраков, приведений и т.п.

Стыд и чувство вины. Страх оказаться ненормальным. Жажда мстить и построение планов мести. Острое чувство одиночества.

Когнитивные

Познавательные трудности. Приписывание воспоминаниям о травме мистических свойств. Трудности осознавания причин своего беспокойства.

Нарушения концентрации внимания, памяти. Трудности при обучении.

Нарушения концентрации внимания, рассеянность. Нарушения памяти. Осмысление своих страхов, чувства уязвимости и других эмоциональных реакций.

Поведенческие
Беспомощность и пассивность в привычной деятельности. Повторяющиеся проигрывания травмы. Тревожная привязанность (цепляние за взрослых, нежелание быть без родителей). Регрессивные симптомы (сосание пальца, лепетная речь). Различные нарушения общения. Трудности адаптации к детским учреждениям, семье
Пересказы и проигрывание событий (травматические игры), искажение их картины и навязчивая детализация. Забота о безопасности своей и других людей. Нарушенное или нестабильное поведение (например, агрессивное или безрассудное, негативизм). Забота о других жертвах травмы.
«Срывы» в алкоголизацию, наркотизацию, секс, противоправное поведение. Опасный стиль жизни. Саморазрушающее или рискованное поведение. Резкие изменения в межличностных отношениях. Преждевременное вхождение во взрослую жизнь (прогулы школы, побеги).

Реб нок после травмы и заботящийся взрослый от утраты к полноценной защите

Важная составляющая работы с травмированными детьми состоит в том, чтобы научить взрослых помогать им. Ошибкой было бы предположить, что родители, учителя и опекуны знают, как помочь детям, пережившим травму. Иногда, если даже взрослый и располагает знаниями о том, как помочь ребенку, собственное эмоциональное состояние может мешать ему удовлетворять детские потребности, особенно, если происходящее травмировало и взрослого. У взрослого в процессе общения с травмированными детьми, переживающими утрату, кризис, может развиться «вторичное травматическое стрессовое расстройство», или «сострадательное истощение» – сочувственное осознание страдания, дистресса ребенка в сочетании со стремлением облегчить его. Симптомы, сопровождающие это явление, на самом деле сходны с теми эмоциональными, физиологическими и когнитивными реакциями, которые наблюдаются у жертв травматизации. Иными словами, специалисты сами начинают страдать той же симптоматикой, что и жертвы трагедии. Работа с жертвами травмы предполагает столкновение с самой травмой, и, соответственно, уязвимость взрослого по отношению к ней. Уязвимость объясняется рядом причин:

  • Эмпатия служит центральным «инструментом» сопровождения травмированного ребенка. Именно эмпатия выступает в качестве ключевого фактора, обусловливающего «проникающее» воздействие травматического события на консультантов.
  • Большинство из тех, кто участвует в сопровождении, сталкивались в своей жизни с травматическими событиями. Некоторые из проблем, с которыми они помогают справиться ребенку, могут быть похожи на те, что пришлось пережить им самим.
  • Помогающие могут сами страдать от собственных неразрешенных травм.
  • Работа с детьми, пережившими трагическое событие, может оказывать особенно сильное влияние на человека.

Вопрос анкеты «Необходима ли Вам группа супервизии и личная терапия для собственной профессиональной поддержки?» у большинства участников вызвал позитивный ответ. Все участники отметили, что они «нуждаются в методическом руководстве для работы с детьми, пережившими травму».

Психологи выделяют несколько ключевых ролей, которые необходимо выполнять заботящемуся взрослому в посттравматическом периоде по отношению к ребенку:

  • обеспечение жизненных базовых потребностей, безопасности, защищенности, стабильности, возможности влияния (создание стабильного внешнего защищенного пространства);
  • проявление любви, эмпатии и принятия со стороны заботящихся взрослых (формирование надежной привязанности, укрепление ресурсов защиты);
  • принятие и/или разделение, дополнение чувств ребенка, вызванных травмой (качество контакта).

Главные функции помогающего взрослого как фигуры привязанности – обеспечивать защиту ребенку и модулировать его тревогу. Нужда в обеспечивающих защиту фигурах привязанности сохраняется у человека всю жизнь. Если предположить, что при травматизации опровергается в первую очередь рабочая модель надежной привязанности, согласно которой индивид воспринимает самого себя как ценного и компетентного, а своих близких – как эмоционально доступных и оказывающих поддержку, то это означает, что именно эта модель должна быть восстановлена с учетом полученного опыта. Вселяет надежду то, что современные теоретические исследования психологической науки доказывают: после пережитой травмы возможно восстановление надежной привязанности и отношений доверия при условиях внешней защищенности.

Специальные нейробиологические исследования протективных факторов и факторов, создающих угрозу для развития, показали, что позитивный опыт привязанности может быть приобретен на протяжении всей жизни, и этот опыт представлен и запечатлен нейропсихологически. Как указывает известный нейропсихолог и психотерапевт Г. Хюттер, самый важный фактор в системе привязанности – это любовь, встреча с людьми, достойными любви и дающими ее. Качество отношений с травмированным ребенком зависит от способности и чувствительности заботящегося взрослого к установлению симпатического контакта с чувствами и сущностью травмированного ребенка, способности к так называемому «резонансу». В этом случае травмированные дети чувствуют себя понятыми, «увиденными» и «прочувствованными» взрослым. Сам по себе факт, что взрослый безопасно доступен в течение значительного времени и эмпатически концентрируется на внутреннем и внешнем мире ребенка, предполагает возможность для позитивного корректирующего опыта посттравматических реакций. Сложность состоит в том, что у заботящихся о ребенке в государственном учреждении взрослых и у членов замещающей семьи зачастую нет достаточных знаний для понимания глубинных процессов развития ребенка, пережившего травму, а иногда не хватает достаточного времени для установления надежной уверенной привязанности. В этом случае необходима специальная подготовка и информирование заботящихся взрослых об особенностях поведения ребенка, пережившего травматический опыт. По результатам опроса, для повышения эффективности работы с детьми – жертвами травматизации специалисты более всего нуждаются в контакте с другими специалистами (психологом, психотерапевтом), в профессиональном сообществе, в централизованном обучении.

 



Просмотров: 646
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Как мама может избавить своего ребенка от психологической травмы?
  • Секции и кружки для ребенка. Как психолог может определить направления развития ребенка
  • Психологические трудности после рождения ребенка и с чем они могут быть связаны.
  • Когда местоимение МЫ может быть губительным для ребенка
  • Может ли развод родителей привести к психологической травме детей?
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • Взрослым языком о детских эмоциях. Как быть когда реакции ребенка ставят нас в тупик.
  • Развитие ребенка. Потребности ребенка. Роль родителей в формировании личности.
  • Важное событие в жизни семьи - как подготовить ребенка?
  • Об особенностях семьи расскажет…поведение ребенка!
  • Влияние воспитания на возникновение психологической травмы у ребенка
  • Программа подготовки детей и родителей к возвращению ребенка в кровную семью «Преобразование»
  • Что для ребенка является психологической травмой?
  • Проблемы молодой семьи после рождения ребенка или "Он+Она=Ребенок"
  • Страх смерти своего ребенка - это про ребенка?
  • Рождение второго ребенка: особенности воспитания детей разного возраста
  • Научите ребенка защищаться! Правила для ребенка по предупреждению секс.насилия
  • Как лучше понять ребенка? Определяем темперамент и ведущий анализатор у себя и своего ребенка.
  • Как проблему в поведении ребенка превратить в навык? Или ОРКТ для детей.
  • Как агрессивное поведение ребенка влияет на родителей?
  • Этого нам не сказали. Утверждения, которые могут изменить вашу жизнь после психологической травмы
  • Почему ребенок ругается с учителями? Причины плохого поведения ребенка в школе
  • Памятка родителям и педагогам "Как отучить ребенка бить других детей?"
  • Особенности развития и адаптации ребенка претерпевшего травму.
  • Как решить водить ребенка в кружок или нет, когда ребенок не хочет?
  • Пора прекратить винить родителей за поведение ребенка.
  • Мышление ребенка и поведение родителей
  • Что делать, если поведение ребенка из ряда вон?
  • Слезьте с ребенка! или еще раз о развитии детей
  • Поведение родителей, разрушающее благополучие собственного ребенка.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь