Влияние воспитания на возникновение психологической травмы у ребенка

Воспитание рядом с его безоговорочным положительным эффектом может иметь и негативный (деструктивный) характер, что  выражается в методах "черной педагогики". Влияние такой педагогики способно травмировать психику ребенка в частности обусловить пассивность, равнодушие, страх жизни, невозможность принимать самостоятельные решения, чувство незащищенности, одиночества, обуславливая инфантилизм человека.

Воспитание рядом с его безоговорочным положительным эффектом может иметь и деструктивный характер, что находит выражение в методах "черной педагогики". Влияние такой педагогики способно вызвать деструкции психики ребенка в частности: пассивность, равнодушие, страх жизни, невозможность принимать самостоятельные решения, чувство незащищенности, одиночества, порождая инфантилизм. Деструктивный аспект воспитательного воздействия на психику человека раскрыто в исследованиях: И.А. Смирновой, B.C. Собкиной, А.И. Захаровой. Исследователи указывают, что воспитательное воздействие направлено на продвижение ребенка к социальному идеалу путем создания ограничений. Такая педагогика, деструктивно влияет на личность ребенка и очерчивается как "черная педагогика". Общим во взглядах исследователей является то, что методы "черной педагогики" уничтожают личность ребенка, обуславливая формирование дисфункций психики.

Согласно исследованиям И.А. Смирновой, B.C. Собкин наиболее распространенным стилем воспитания в неполных семьях является неустойчивый стиль: гипопротекция, потерянные, эмоциональное отторжение ребенка. Исследователи отмечают, что неустойчивый тип воспитания способен порождать ригидность мышления ребенка, неспособность к анализу собственных поступков и переживаний. Е.О. Смирнова и B.C. Собкина так описывают воспитания по типу гипопротекции и эмоциональной холодности: "жестокие отношения могут проявляться открыто, когда на ребенке "срывают зло", применяют насилие, когда между ребенком и родителями стоит стена эмоциональной холодности и враждебности". Следствием таких отношений является формирование у ребенка ощущения ненужности, отверженности, брошености, обусловливающих комплекс неполноценности.  Развивается чувство неполноценности, бесперспективности жизни и одновременно агрессия и ненависть, которая проявляется в антисоциальному поведению. Все это обостряет внутреннее противоречие, порождая деструктивные тенденции. Подобной позиции, придерживается О.М. Ломако обозначая, что воспитание порождает внутреннее противоречие, ведь ребенка с детства готовят к враждебности со стороны окружающего мира. Такое отношение к жизни, заставляет субъекта "стать разведчиком нового агрессивного мира, решить, что ему делать - смириться или присвоить этот мир.

Поэтому страх внешнего мира который культивируется с детства в родительской семье, может порождать инфантилизм: боязливость, пассивность, страх ответственности, пассивность, неумение радоваться жизни, что свидетельствует о формировании психологической импотенции. Воспитание обусловливает желание ребенка угодить родителям, это предполагает подавление его потребностей и выполнения воли другого человека. Происходит обострение внутреннего противоречия: с одной стороны "я хочу быть собой" и с другой не хочу потерять любовь родителей. Впитывание ребенком родительской позиции по отношению к себе формирует определенное отношение к себе, а именно: я люблю себя, я ненавижу, не принимаю себя и тому подобное. Ребенок обречен "заслужить" любовь родителей, а значит, и хорошее отношение к себе. При таких условиях неудача поглощает активность (энергию), которая уходит на самокритику, самоедство, чувство обиды на родителей. Формируется амбивалентное отношение к требованиям родителей, а значит и к себе, что препятствует продвижению к желаемому идеалу.

Субъект психологически импотируется, ведь он тратит энергию не на достижения желаемой цели, а на переживания собственной неполноценности  Он "воплощает в себе карающих родителей" и переживания любой неудачи актуализирует тенденцию к самонаказанию, что находит выражение в самоедство, самоограничение и тому подобное. Происходит фиксация на травмирующих детских переживаниях, что и объясняет "обращенность субъекта в прошлое". Требования, предъявляемые родителями перед ребенком детерминируя условность любви: "Я тебя буду любить, если ты будешь хорошо учиться", - порождают ощущение брошенности, недоверия к искренней любви родителей. Так, "любовь" взрослых полученная ребенком путем послушания, оказывается предназначенной вовсе не  ему (ребенку), кем он был на самом деле.

Депрессии и душевная опустошенность является расплатой за самоконтроль, когда настоящее "Я" субъекта не проявляется, оно остается в неразвитом состоянии, во «внутренней тюрьме». Последнее находит выражение в инфантилизме, агрессии, презрении окружающих. Так, пережив влияние черной педагогики, индивид остается маленьким беззащитным созданием, «чертиком» существующим в подсознании многих взрослых. До тех пор пока эта маленькая личности внутри нас, не в состоянии понять, что с ней произошло - до тех пор, его внутренний мир остается в полном подчинении травмированному ребенку.  Таким образом, то, что заложено в детстве обусловливает действия субъекта во взрослой жизни.

Инфантилизм может быть обусловлен "изнеженным" воспитанием. Для таких субъектов является характерным нарциссизм, капризность, раздражительность, неспособность самореализации, гипертрофированность представления о своем социальном "Я". Таким людям может быть присуща неуклюжесть, медлительность, наряду с эрудицией, интеллектом. Им свойственна  безответственность в использовании своих знаний, ведь такие люди бывают невнимательными, застенчивыми.  Они болезненно переживают собственные неудачи, уязвимы и имеют трудности в общении со сверстниками.

Подведем итоги, «черная педагогика» может приводить к капсуляции ребенка в семье, закрепляющий инфантилизм и психологическую импотенцию ведь развивается страх окружающего мира, жизни, пассивность, боязнь брать на себя ответственность. Субъект может видеть силу в гордости, упрямства, стойкости собственных взглядов, бескомпромиссности, что попадает в его условные ценности и обуславливает инфантильную позицию. Вышеуказанные условные ценности могут создавать иллюзию защиты от окружающего мира, который выдается субъекту мрачным, враждебным, и опасным. Воспитательное воздействие направлено на продвижение ребенка к социального идеала через запреты и ограничения. Происходит, обострение внутреннего противоречия ведь ребенок с одной стороны стремится быть собой, а с другой не хочет потерять любовь родителей и следует их запретам, ожиданиям. Такое противоречие блокирует развитие личности во взрослом возрасте и теперь любая неудача порождает самоедство, чувство обиды, униженности, предвзятости к окружающим . Все это препятствует продвижению личности к желаемой цели.

Доктор философии PHD, кандидат психологических наук, доцент,  Черкасский национальный университет им. Б. Хмельницкого

Лайф-коуч, арт-терапевт, ведущая психотерапевтических групп. Член ОО "Ukraine and Ukrainians Abroad" США, в редакции научного журнала "American Journal of Fundamental, Applied & Experimental Research", консультант Positum Systems.



Просмотров: 445
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"
  • "Угловое" воспитание: что делать, когда "угол" не по размерам?
  • "Что за зверь такой, "мотивация"? Как его есть?"
  • "Уверенность в себе" или "Что мешает чувствовать себя уверенно?"
  • Когда "отпускать" ребенка или как не сделать из него "мамсика".
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • "Мой 2-х летний ребенок меня бьет". Из цикла "Агрессия ребенка"
  • "Полюби моего Внутреннего Ребёнка!" или "Сделайте то, что не хочу делать я"
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 2
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 1
  • Родить ребенка "для себя", - что за этим стоит?
  • Ребенок не хочет учиться! "Кто виноват?" и "Что делать?"
  • Что такое "быть дома"? Или "Я в домике"
  • "Зрелая личность" и "зрелая любовь", что это такое?
  • Мне то "хорошо", то "плохо" с ним. Что делать с обидами и негативом в семье.
  • Мне то "хорошо", то "плохо" с ним. Что делать с обидами и негативом в семье.
  • "Возрастные кризисы" или "Как наладить контакт родителя и ребенка"?
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • Что происходит, когда на "спасибо" мы отвечаем "не за что"
  • "Сколько раз тебе повторять" или "как мне повезло, что ты такой сообразительный"
  • Существует ли "внутренний" мир? И отделим ли он от мира "внешнего"?
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • Что такое "ИНТУИЦИЯ"? (из теории "социального интеллекта" И.В. Герасимова)
  • Когда кажется, что любовь нужно заслужить? А когда тебя любят, то это так хорошо, "аж плохо"
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • "Я тебя люблю..." Что люди "прячут" за этой фразой!?
  • Упражнения "Безусловная любовь к себе" и "Одно любимое дело для себя"
  • Что делать, если поведение ребенка "ни в какие рамки", а наказание не работает?
  • Как научить ребенка различать "лево" и "право"
  • Сказка о жизни "Дар и Любовь". История первая "Зарождение любви".



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь