|
О межпоколенческой передаче психологической травмыАвтор статьи: Донская Елена Юрьевна
Фрайберг ввела понятие «призраки в детской» [1]. Эти призраки происходят из фантазийного мира ребенка, появляясь в те моменты, когда психика ребенка не выдерживала фрустрации из-за переполнения невыносимыми аффектами. Но эти аффекты имеют свои корни в прошлых бессознательных аффектах родителей этого ребенка, которые неосознанно передаются в виде «семейного мандата». Если ребенку повезло с родителями, которые его любят, заботятся о нем, насыщают эмоциональным теплом, то он имеет шанс справиться со своими аффектами, расстаться с этими призраками прошлых поколений. При этом С.Фрайберг говорит о том, что не бывает абсолютно идеальных отношений между матерью и младенцем, но если мать является «достаточно хорошей», то периодические, кратковременные фрустрации «призраками прошлого» не будут наносить серьезную травму ребенку, и родителям нет необходимости обращаться к специалистам за помощью. «Такие сцены в семейном театре не часты, и ни ребенок, ни родители, ни их связь не подвергаются серьезной опасности при таком кратком вторжении. Обычно для родителей в таких ситуациях не является необходимостью обращаться к клиницистам» [1, с.1]. Фрайберг с коллегами описали исследование и процесс терапии клинических случаев, когда матери хотели отказаться от своих детей. Женщины, которые были покинуты своими матерями, покидают своих детей. Эти женщины повторяли поведение своих матерей по отношению к ним самим. «В каждом из таких случаев, ребенок становился безмолвным участником семейной трагедии. В таких семьях ребенок нагружен ношей угнетающего прошлого родителей с того момента, как он приходит в этот мир. Родитель осужден повторять трагедию своего детства заново с собственным ребенком во всех ее ужасающих деталях» [1, с.2] . Эти «призраки прошлого» не оцениваются родителями, не осознаются как то, что может очень сильно влиять на психическое развитие ребенка и всю последующую его жизнь. Родители не видят необходимости обращаться за помощью к специалистам, даже могут воспринимать мнение специалиста как нападение на их благополучие, т.е. специалист может представляться им агрессором. История не является неизбежной судьбой, и будет ли родительство переполнено печалью и травмами, или же оно станет временем обновления, нельзя предсказать из рассказа о прошлом родителя. Должны быть другие факторы в психологическом опыте этого прошлого, предопределяющие повторение его в настоящем» [1, с.3]. Как призраки родительского прошлого вторглись в детскую? Ставя данный вопрос во главу своих исследований, Фрайберг описывает два клинических случая работы с младенцами, которые помогают описать ответ на поставленный выше вопрос. Из клинического исследования, в которых дети воспроизводили патологические паттерны родителей, выяснилось, что важным звеном являлась отвергающая мать, которая была далекой, отстраненной и находилась в своем собственном страхе, а ребенок получал лишь минимально необходимую заботу. У матери сформировалась защитная функция «идентификация с агрессором». Эта защита формируется, чтобы вытеснить аффективный опыт, связанный с переживанием. Вытеснение и изоляция болезненных чувств создает предпосылки для идентификации с агрессором. Лишь после того как мать девочки в рассматриваемом клиническом случае, получила разрешение выражать свою печаль, проливать свои слезы по поводу невыразимой боли от того, что она была отвергнута и брошена, будучи ребенком, «призраки прошлого» стали постепенно удаляться из детской. Результаты исследования показали, что патология родителей не всегда ведет к патологии детей. Есть множество примеров, когда в детстве родителей было отвержение и психологические травмы, родители не желая такого для своих детей делали все возможное, чтобы их дети не испытали, что они пережили в детстве. Терапевтическая работа заключается в том, чтобы пережить вытесненные переживания в безопасном взаимоотношении с терапевтом. Вопрос, почему некоторые дети, пережив травматический опыт, не идентифицируются с агрессором, остается открытым.
Список литературы:
Донская Елена Юрьевна 02 апреля 2018 г. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|