О межпоколенческой передаче психологической травмы

О межпоколенческой передаче психологической травмы

С. Фрайберг о психоаналитическом подходе к проблеме межпоколенческой передачи травмы

Фрайберг ввела понятие «призраки в детской» [1]. Эти призраки  происходят из фантазийного мира ребенка, появляясь в те моменты, когда психика ребенка не выдерживала фрустрации из-за переполнения невыносимыми аффектами. Но эти аффекты имеют свои корни в прошлых бессознательных аффектах родителей этого ребенка, которые неосознанно передаются в виде «семейного мандата». Если ребенку повезло с родителями, которые его любят, заботятся о нем, насыщают эмоциональным теплом, то он имеет шанс справиться со своими аффектами, расстаться с этими призраками прошлых поколений. При этом С.Фрайберг говорит о том, что не бывает абсолютно идеальных отношений между матерью и младенцем, но если мать является «достаточно хорошей», то периодические, кратковременные фрустрации «призраками прошлого» не будут наносить серьезную травму ребенку, и родителям нет необходимости обращаться к специалистам за помощью. «Такие сцены в семейном театре не часты, и ни ребенок, ни родители, ни их связь не подвергаются серьезной опасности при таком кратком вторжении. Обычно для родителей в таких ситуациях не является необходимостью обращаться к клиницистам» [1, с.1].  

Фрайберг с коллегами описали исследование и процесс терапии клинических случаев, когда матери хотели отказаться от своих детей. Женщины, которые были покинуты своими матерями, покидают своих детей. Эти женщины повторяли поведение своих матерей по отношению к ним самим.  

«В каждом из таких случаев, ребенок становился безмолвным участником семейной трагедии. В таких семьях ребенок нагружен ношей угнетающего прошлого родителей с того момента, как он приходит в этот мир. Родитель осужден повторять трагедию своего детства заново с собственным ребенком во всех ее ужасающих деталях» [1, с.2] .

Эти «призраки прошлого» не оцениваются родителями, не осознаются как то, что может очень сильно влиять на психическое развитие ребенка и всю последующую его жизнь. Родители не видят необходимости обращаться за помощью к специалистам, даже могут воспринимать мнение специалиста как нападение на их благополучие, т.е. специалист может представляться им агрессором.

История не является неизбежной судьбой, и будет ли родительство переполнено печалью и травмами, или же оно станет временем обновления, нельзя предсказать из рассказа о прошлом родителя. Должны быть другие факторы в психологическом опыте этого прошлого, предопределяющие повторение его в настоящем» [1, с.3].

Как призраки родительского прошлого вторглись в детскую? Ставя данный вопрос во главу своих исследований, Фрайберг описывает два клинических случая работы с младенцами, которые помогают описать ответ на поставленный выше вопрос. 

Из клинического исследования, в которых дети воспроизводили патологические паттерны родителей, выяснилось, что важным звеном являлась отвергающая мать, которая была далекой, отстраненной и находилась в своем собственном страхе, а ребенок получал лишь минимально необходимую заботу.

  У матери сформировалась защитная функция «идентификация с агрессором». Эта защита формируется, чтобы вытеснить аффективный опыт, связанный с переживанием. Вытеснение и изоляция болезненных чувств создает предпосылки для идентификации с агрессором.

Лишь после того как мать девочки в рассматриваемом клиническом случае, получила разрешение выражать свою печаль, проливать свои слезы по поводу невыразимой боли от того, что она была отвергнута и брошена, будучи ребенком, «призраки прошлого» стали постепенно удаляться из детской.

Результаты исследования показали, что патология родителей не всегда ведет к патологии детей. Есть множество примеров, когда в детстве родителей было отвержение и психологические травмы, родители не желая такого для своих детей делали все возможное, чтобы их дети не испытали, что они пережили в детстве.

Терапевтическая работа заключается в том, чтобы пережить вытесненные переживания в безопасном взаимоотношении с терапевтом.  Вопрос, почему некоторые дети, пережив травматический опыт, не идентифицируются с агрессором, остается открытым.

 

Список литературы:

  1. Фрайберг С., Аделсон Э., Шапиро В. «Призраки в детской: Психоаналитический подход к проблемам нарушенных взаимоотношений мать-дитя» – 47 с.

Донская Елена Юрьевна

02 апреля 2018 г.



Просмотров: 587
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Призраки прошлого. Что делать, если негатив из прошлого не отпускает?
  • Всегда ли дети понимают своих родителей, а родители детей?
  • Призраки прошлого...
  • Призраки прошлого
  • Призраки прошлого и остановившийся эмоциональный конвейер
  • Дети, которые не оправдывают ожидания своих родителей
  • Для чего родители «замораживают» своих детей? Сложности сепарации родителей.
  • "Призраки детства. Психологическая работа с детской травматизацией.» Терапевтическая группа
  • Влияние прошлого родителей на детей и пара слов о будущем.
  • Я не повторю опыт своих родителей со своими детьми!
  • Если вы дети своих родителей...
  • Рекомендации для родителей, которые хотят, чтобы дети были счастливы в браке
  • Как родители травмируют своих детей. Механизм передачи травмы привязанности. Записки_психотравматолога
  • Кинцукурой (золотой ремонт) "Призраки детства. Работа с детской травматизацией»(Часть 3)
  • Как приличная мать может уставать от своих детей?
  • Должны ли дети бояться своих родителей.
  • Ребенок как расширение своих родителей
  • Призраки в детской
  • Вопрос: Как принять своих родителей?
  • Почему дети не слышат своих родителей?
  • Почему дети похожи на своих родителей
  • Для родителей, заинтересованых в успешности своих детей
  • Как заставить ребенка уважать своих родителей.
  • Почему ребенок болеет? Ответ на вопрос родителей
  • «Как аукнется, так и откликнется» или Почему взрослые дети не уважают своих родителей
  • Дети доноры для своих родителей
  • Почему мать не любит своих детей? Недолюбленность
  • Когда ребенок в раннем детстве теряет одного из родителей
  • Дети часто копируют своих родителей
  • Все мы - проблемные дети своих проблемных родителей.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь