|
Быть причиной, а не следствием! Или значение чувства ответственности в процессе формирования личностиАвтор статьи: Кузёма Юлия Владимировна
Уже ни одно тысячелетие человечество задается вопросом- так в чем же, собственно, смысл жизни? Можно всю свою жизнь посвятить поискам ответа, изучать труды философов древности, вникать в исследования квантовых физиков, рваться за ответом в космос или удариться в религию, но так и не найти. А можно остановиться на мгновение и задуматься: а так ли важно, на самом деле, его искать, и есть ли смысл жизни вообще? Гораздо важнее, на мой взгляд, уделять внимание жизни здесь и сейчас. Прикладывать максимум усилий и времени, чтобы стать луше самому и изменить к лушему мир вокруг. И здесь главное понимать, что мы несем ответственность не за тот результат, к которому пришли в итоге, но за усилия, которые приложили на пути к нему. Важно, чтобы в последние мгновения, оставшись наедине с самим собой и оглядываясь на прожитую жизнь, сказать честно самому себе- я сделал все, что смог. Пусть добился не всего, но по крайней мере пытался. Осознание того, что только ты ответственен за свою жизнь, есть признак цельной, гармоничной и - самое главное- взрослой личности. Очень часто встречаю людей глубоко несчастных и озлобленных на весь белый свет. "Мне не нравится моя работа, потому что я всю жизнь мечтал стать пианистом, а мама меня засунула в престижный вуз на факультет экономики"; "Я мечтаю пойти в школу танцев, но мой муж против, поэтому я проживаю скучную, унылую жизнь"; "Я бы, может, и смог путешествовать по миру, но мои друзья никогда меня не поддержат"; "Я никогда не добьюсь высот в бизнесе, потому что наше государство душит предпринимательство...". Причин и виноватых может быть бесконечное множество. Гораздо проще раствориться в толпе, слиться с серой массой, не высовываться, плыть по течению, обвиняя всех и вся в своих неудачах, чем признать, что ты и только ты виноват во всем, что с тобой происходит. Приняв этот факт, становится понятным, что ты способен влиять на этот мир и изменять его, стоит лишь научиться жить здесь и сейчас, без оглядки на родителей, коллег, жену, детей и соседей, выстраивать САМ свою жизнь, по своим потребностям и желаниям. Очевидно, что корни у этой проблемы- перекладывание ответственности за свою жизнь на кого угодно, кроме себя самого- тянутся из раннего детства. Родители, в свое время настрадавшиеся от тягот взрослой жизни, решают: "вот моё- то солнышко никогда не узнает, что такое отсутствие карманных денег, грубые учителя, проблемы с поступлением в вуз и уж тем более-трудоустройством". Или другой вариант- "да ты же ни на что не способен, всё ломаешь, портишь, сиди уже, я сам все за тебя решу, чтобы как у людей всё было". И взваливают на свои могучие родительские плечи все- все обязанности своих детей, лишая их возможности понять, что же это за зверь такой- СА-МО-СТО-Я-ТЕЛЬ-НОСТЬ, устраняя все преграды на пути несчастных малюток, ограждая их от всех тягот взрослой жизни и, соответственно, не давая этому самому взрослению произойти. Помогая таким образом, родители даже не догадываются, насколько губительную услугу оказывают своим детям. Ведь, беря на себя ответственность за жизнь своих детей, родители тем самым подчеркивают их неполноценность, неспособность жить и развиваться нормально, полноценно. Практически сами прививают подрастающему поколению моральную и социальную инвалидность. Давайте порассуждаем, что же нужно для того, тобы выросла Взрослая, независимая личность. Конечно, это уделять ребенку свое внимание. Не откупаться дорогими подарками, игрушками и развлечениями, а проводить совместно время. Дарить свою любовь и заботу. Забыть, убрать из головы фразу "инициатива наказуема") Всячески поддерживать проявление оной у ребенка, проявлять заинтересованность, а в идеале- принимать активное участие(если, конечо, этого хочет ребенок) во всех его увлечениях и начинаниях. Постараться выстроить диалог. Не отмахиваться от многочисленных вопросов ребенка, а развернуто на них отвечать. Давать обратную связь всем его поступкам и действиям, ведь как иначе маленький человечек сможет выстроить для себя структуру окружающего мира?! Говоря про обратную связь, я ни в коем случае не имею в виду наказания и насилие. Важно не вбить физически в голову ребенку свои мысли и представления о том, как устроен мир вокруг, а помочь сформировать собственное видение. Научить, что все явления и поступки взаимосвязаны. На примерах показать и обьяснить, к каким последствиям могут привести те или иные действия ребенка. Ни при каких обстоятельствах не сможет вырасти и стать взрослой, автономной, полноценной личностью тот, кто ни разу не столкнулся с трудностями. На мой взгяд, важнейшей задачей родителей является выстраивание быта и процесса взросления ребенка таким образом, чтобы он периодически сталкивался и преодолевал определенные препятствия, трудности. Ведь имено через осознание причинно- следственных связей, через принятие того, что ты сам несешь ответственность за свою жизнь, происходит процесс взросления.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|