Перинатальные травмы и их влияние на жизнь человека (пример из практики)

   Ощущения, которые испытывает ребенок во внутриутробном периоде развития, отражаются на всей его дальнейшей жизни в виде особых форм поведения или реагирования на те или иные ситуации, хотя сам человек может не понимать и не осознавать, отчего он чувствует или ведет себя именно так, а не иначе. Перинатальный период развития ребенка - это очень сложная, загадочная и интересная тема для исследований в психологии.

   В своей практике несколько раз я столкнулась с этим, можно сказать, неожиданно. Первоначальный запрос клиентов был иным, и, конечно же, не касался исследования их перинатального периода. Но в процессе работы их бессознательное четко и практически сразу привело нас к причине, которая брала начало во внутриутробном периоде развития. 

Опишу пример из практики.

   На консультации клиентка описала проблему,  которая волновала ее на протяжении всей жизни (возраст клиентки - около 40 лет). Проблема заключалась в следующем: когда клиентка находилась в обществе людей, она ощущала сильный страх и панику, терялась, нервничала и не знала,  как себя вести. И при этом она "знала", что ей нужно во что бы то ни стало понравиться людям, получить их расположение и одобрение.  Поэтому, в присутствии людей, она всегда находилась в режиме "боевой готовности", ее поведение становилось напряженным и "искусственным": она начинала неестественно смеяться, старалась понравиться всем и каждому, и подстроиться под этих людей (вне зависимости от того, нравятся они ей или нет). И по ее ощущениям - это было жизненно необходимо сделать. Такое поведение существенно ухудшало качество жизни клиентки и она хотела разобраться с этим.

Перинатальные травмы и их влияние на жизнь человека пример из практики

   В процессе работы образы бессознательного клиентки привели нас к родителям, при виде которых, как призналась клиентка, она каждый раз испытывала похожие ощущения: страх и желание понравиться.

  Да, можно было бы подумать, что данное поведение клиентки обусловлено отношением к ней в детстве родителей. Это так и было, т к мама ее обесценивала, отдавая все внимание и любовь младшей сестре клиентки,  а отец выпивал, а также уезжал надолго в рейсы и она его мало видела.  К тому же, даже когда отец находился дома, все его общение с дочерью ограничивалось критикой и строгим обращением с ней. 

   Но образы "повели" нас дальше, и мы последовали за ними. Клиентка увидела образ себя - маленькой девочки,  которую навязчиво засасывало в какую-то космическую черную дыру, она проходила через "тоннель" (родовые пути) и попадала в "космос". После этого она превращалась в образ креветки, или маленького дракончика с большой головой  (оба эти образа в эмоционально-образной терапии имеют однозначное толкование - это образ зародыша человека ). 

  После того, как стало понятно, что подсознание "вынесло" в виде образа травму перинатального периода, мы начали работать с образом маленького дракончика, очень похожего на зародыш даже внешне (по описанию клиентки это был китайский бутафорский дракончик,  у которого была большая голова и маленькое тельце с хвостиком ). Но дракончик оказался почти неживой,  он был серый и как будто бы даже не дышал. Я предложила клиентке позволить дракончику выразить весь свой гнев на родителей (а также мы произвели другие нужные манипуляции с образом), после чего он ожил и смог почувствовать любовь к родителям.

  После завершения работы я уточнила у клиентки, что происходило в жизни ее родителей,  когда мама была ею беременна. Клиентка рассказала, что это была случайная беременность отец не хотел ребенка, да и мама тоже думала об аборте. Но, так как дело происходило в советское время, делать аборт, а также рожать без замужества было не принято. Поэтому несмотря на то, что между родителями не было особой любви и происходили постоянные ссоры, им пришлось оставить ребенка и пожениться.

   И ребенок, будучи в животе, слыша и чувствуя ссоры родителей, испытывал страх оттого, что его жизнь может в любой момент оборваться (т.к. родители не хотели, чтоб он остался жить). А также он чувствовал общий негативный эмоциональный фон и ему было страшно выходить на свет и жить в таком агрессивно настроенном мире. Поэтому у ребенка уже тогда накопилось много гнева на родителей и страха перед ними и миром, а гнев для него был единственной доступной защитной реакцией для выражения протеста против действий родителей. 

  Именно эти негативные чувства "закрепились" в психике ребенка и уже после, во взрослом состоянии, выразились в таких реакциях как страх перед родителями и желание им понравиться (чтоб сохранить свою жизнь). А также данные реакции перенеслись на окружающий мир и людей в целом, т.к. ребенок еще в животе ощущал агрессивность мира (из-за ссор родителей) и у него сформировался такой стиль поведения - ожидание агрессии от окружающих и ощущение своей беспомощности. А также желание понравиться как защита для того, чтоб его "оставили в живых".

   После того, как ребенок  выразил все свои негативные эмоции (гнев, страх, панику) и мы их проработали, он смог успокоиться и почувствовать себя в безопасности. Однако, прежде чем такое состояние у клиентки наступило, была проведена еще довольно длительная работа (некоторые подробности опущены).

 

 

 



Просмотров: 633
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Как быть, если в жизни ребенка не было отца или было "мало"
  • Вопрос от "худеющей" клиентки: «…вообще не могу себя заставить тренироваться!!! Что делать???»
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • "Почему он изменился после свадьбы?" или Как модели поведения влияют на жизнь людей.
  • Когда "отпускать" ребенка или как не сделать из него "мамсика".
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • Проблемы молодой семьи после рождения ребенка или "Он+Она=Ребенок"
  • Вопрос от "худеющей" клиентки: «…жалко выкидывать еду... Что делать???»
  • Поведение людей в критической ситуации: почему не "сама хотела" и "сама виновата"
  • Вот так любовь!! Или "Если б не было несчастья, то и счастья тоже не было бы"
  • "Подводные камни" школьной жизни: как вести себя родителям, если у ребенка проблемы в школе?
  • Ребенок "связывает", но и "разъединяет" родителей.
  • Откуда приходит гнев? Болезни "жара" и два типа "жарких" людей.
  • "Как тебе понравиться?" или "Обрати на меня внимание"
  • "Долюби меня маленькую, пожалуйста", письмо клиентки к терапевту
  • Панические атаки, вегето-сосудистая дистония или жизнь на "до" и " после".
  • Эссе клиентки на тему "То, что я в себе ценю"
  • Позиция "даже если", возвращающая желание жить и бороться за себя
  • "Никогда такого не было, и вот опять!" Когда родовые флешбеки встают на пути?
  • Бесплодие. История клиентки про "колдовство"
  • Я его слепила из того, что было. Теория "пинка".
  • "Мой 2-х летний ребенок меня бьет". Из цикла "Агрессия ребенка"
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • Почему не хочется становиться "нормальным" после периода "ненормальности»?
  • "Работа с МАК". Расклад "Страх перед публичным выступлением".
  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"
  • "Мама хочет жить" сказкотерапия для родителей особенных детей.
  • "Скорая Помощь для Родителей или несколько шагов к близости": НЕДОСТАТОЧНЫЙ РЕБЕНОК
  • "Я ошибка!", или "Меня не должно было быть!"
  • Функции привязанности, общее между ГТР и депрессией, а также "Не могу его бросить"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь