|
Как вернуть части личности, когда – то потерянные «Внутренннм ребенком».Автор статьи: Милашина Ольга Георгиевна
«Внутренней Ребенок» – это детская часть человеческой психики. Он существует в структуре нашей личности в любом возрасте и отвечает за наши желания, эмоциональную, чувственную часть жизни. Девиз «Внутреннего Ребенка» - «Хочу!» Для любого ребенка самым важным является чувство безопасности, которое обеспечивают родители, прежде всего мама. Уже с первых дней жизни, когда мама кормит ребенка, прижимает его к себе, разговаривает с ним, у малыша возникает ощущение: «Я хороший, со мной все в порядке, меня любят». Если мама постоянно находится в раздраженном состоянии, это состояние передается ребенку, он решает: «Раз мама злится, со мной что – то не так. Может быть, мама злится потому, что я слишком быстрый или медленный, много говорю или молчу и т.д.». Со временем проявляются и откровенные запреты: «не бегай», «не кричи», «не играй» и т.д. Ребенок отказывается от каких - либо своих проявлений, фактически, от части себя, чтобы угодить родителям. Как правило, именно от мамы мы получаем запреты и разрешения, на основании маминого опыта формируется наш индивидуальный сценарий, который определяет всю последующую жизнь. Мы вырастаем, а некоторые части нашей личности, например, такие, как желание смеяться, потребность обращать на себя внимание, непосредственность и многие другие, так и остаются в далеком детстве. Но, их можно вернуть в процессе терапии. Выздоровление «Внутреннего ребенка» происходит постепенно, личность наполняется новым содержанием. Появляется разрешение на чувства и желания, на жизнь, наполненную радостью. Пример из практики. Дана – очень серьезная, правильная, критически настроенная молодая женщина. У нее полная семья – муж и двое детей. Запрос Даны звучит так: - Меня раздражает детский смех, бег, крики, в общем, все, что связано с проявлением детской непосредственности. Я бы хотела не только принимать такое поведение в детях, но и, иногда разрешать себе самой вести себя так. Дана уже знакома с понятием - «Внутренней ребенок». И я предлагаю ей: - Вылепи своего «Внутреннего ребенка». - Эта девочка, она сидит на коленях, поджав ноги, сверху над ней как будто стеклянный купол, все близкие находятся за ним. - Когда появился купол? - С самого рождения, как будто я не захотела родиться до конца и осталась в родовом пузыре. (Рисует круг, который обозначает купол). - Зачем он тебе? - Купол защищает от мамы, которая может убить. (Во время беременности мама обдумывала вариант аборта). Хочу вылепить маму. - Мама оранжевая, она хочет добраться до меня и больно пощипать. Она всегда так делала. Купол не дает ей этого сделать. - Что мама чувствует к дочери? - Злость. Она видит во мне то, что не принимает в себе. - Что видит мама? - Общительность, непосредственность, любовь отца ко мне, открытость, мою любовь к отцу. (Далее мы постепенно добавляем Дане части ее личности, которые, боясь агрессивных проявлений матери, она запретила проявлять своему «Внутреннему ребенку». У каждого человека свои запрещенные в детстве «потерянные» части личности). - На что похожа общительность? - Это цветок. - Когда появился цветок, появилось желание добавить девочке ручки с пальчиками того же цвета, что и общительность. Страх ушел, потому что сместился фокус внимания. - На что похожа непосредственность? - Непосредственность похожа на футбольный мяч. - Глядя на мяч, появляется желание добавить девочке ноги. Захотелось изменить туловище, надеть юбку. Голову хочется вылепить сиреневую, для меня этот цвет означает что –то новое. Волосы девичьи, челка, чтобы воображать, шея, чтобы выбирать, куда смотреть. - На что похожа любовь отца? - Любовь отца – это, прежде всего, разрешение на проявление чувств. При нем я могу плакать, а он меня пожалеет. Появляется образ воды. Вот этот синий пластилин. - Хочется добавить девочке глазки. - Какой образ появляется на слово «открытость»? - Трава, лес. Это зеленый прямоугольник, хочется радоваться, бегать. - Добавлю девочке рот и нос. - На что похожа любовь к отцу? - Это солнце. Добавляет квадрат из желтого пластилина. - Купол исчез, границы остались. Вместо купола хочется добавить на плечи девочки шаль как защиту от возможного холода. - Я поняла, что боялась признавать в себе качества, которые раздражают мать. - Что чувствует вылепленная мама, когда ты проявляешь «запрещенные» качества? - Удивительно, но, у нее возникает тепло и спокойствие. Когда что – то видишь, это легче принять. И она понимает, что все эти качества появились у меня от нее, благодаря тому, что она подарила мне жизнь. - Как чувствует себя девочка? - Девочка чувствует каждую часть своего тела, ей хочется бегать, прыгать и смеяться. Купол исчез, но, мне хочется оставить границу, отделяющую меня от других. Я могу сама управлять этой границей, приближать ее к себе или отдалять. Пластилиновая фигура мамы осталась без изменения. Изменилось отношение самой Даны к своему детскому состоянию, своему Внутреннему Ребенку. Вместо бесформенной фигурки, сидящей на коленях, появилась разноцветная девочка со всеми элементами человеческого тела. Находясь под защитным куполом, созданным ею самой, Дана смогла постепенно вернуть себе свои отвергнутые «ради спокойствия мамы» части. Когда личность стала целостной, защитный купол оказался ненужным. И образ мамы перестал восприниматься как угрожающий. Сейчас новый образ Даны постепенно входит в ее жизнь. Она снова и снова говорит своему Внутреннему Ребенку слово "можно". А значит, чаще радуется, улыбается и смеется, проявляет и другие чувства, активнее двигается, играет вместе с мужем и детьми и т.д. Ее новое поведение радует членов ее семьи, а главное, приносит удовольствие ей самой. Другие статьи о работе с пластилином: :Автопортрет из пластилина. Я леплю из пластилина… «Неведома зверюшка». Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|