Архетип Матери в сказкотерапии

Автор статьи: Наталья Косякова

Продолжая тему архетипов я сказкотерапии, я сегодня хочу рассказать о самом важном, с моей точки зрения, и самом сложно организованном женском  архетипе – архетипе Матери. Напомню, что базовых женских архетипов в сказкотерапии выделяется три: Возлюбленная (я про нее писала здесь) https://www.psyoffice.ru/blog/118023/ ,Мать и Хранительница.

Какой образ рисуется перед нами, когда мы произносим слово «мать»? У кого-то Мадонна с младенцем на руках, у кого-то военного времени плакат с изображением суровой женщины,  и призывом «Родина-мать зовет», у кого-то образ старушки, прижимающей к груди вернувшегося с войны сына, а кто-то представляет свою маму, такую, как сейчас, или ту, молодую маму со старой фотографии детской поры, где она ведет вас в школу.

Сколько сказок, стихов, песен посвящено матери, сколько книг написано и фильмов снято – сосчитать невозможно. И, мало у кого не замирает сердце и не наворачивается слеза, когда мы слышим песню мамонтенка из известного мультфильма.

Но для чего же нам важно изучать такой, казалось бы, всем понятный и всенародно социально одобряемый  архетип?

И, второй, не менее важный, на мой взгляд, вопрос – ну ладно, если у женщины есть дети и она реализовала себя в материнстве, а если нет, если она не может, или не хочет иметь потомство?  И для чего изучать этот архетип мужчинам?

Дело тут в том, что знание законов, по которым развивается данный архетип, позволяет реализовать совершенно любой проект, который имеет место быть в вашей жизни, начиная от воспитания  детей,  до поиска работы, изучения иностранного языка, создания и развития любого бизнеса, реализации любого плана, начинания. И это в одинаковой мере полезно как мужчинам, так и женщинам, как имеющим детей, так и бездетным, как живущим в паре, так и одиноким. В общем, для всех подходит.

Я, кстати, уже не первый год успешно прорабатываю с моими клиентами в алгоритме данного архетипа программу снижения веса, и, надо сказать, эффективно получается.

В общем, если я вас убедила, читайте дальше, а, если нет, переключайтесь на что-либо более важное для вас.

Архетип Матери, как его выделяют в сказкотерапии, включает в себя 7 циклов, они названы в соответствии со стадиями развития ребенка до и после рождения.

Стадия1 Символическая фильтрация.

 Это стадия выбора. Если в буквальном смысле, то выбора лучшего партнера, отца будущему ребенку, лучшего семени для оплодотворения, если в переносном, то это про любой выбор – идеи, мысли, проекта, сферы деятельности. Задача – выбрать лучшее из возможного.

На этой стадии нас подстерегают две ловушки. Первая – впускать в себя все подряд, не фильтруя информацию, не иметь четких критериев выбора. Вторая – иметь настолько жесткие или нереальные критерии выбора, что сам выбор становится невозможен.

Урок данного архетипа на этой стадии – научиться выбирать, иметь четкое представление, понимание и цель для того, чтобы сделать правильный выбор.

Стадия 2. Оплодотворение.

Это стадия первых действий. В буквальном смысле, когда партнер выбран, важно  донести до него эту информацию, получить его согласие, организовать процесс интимной близости, выбрать место и время, совершить необходимые действия и  убедиться в эффективности своих действий. И при этом нести ответственность за происходящее. Если в переносном смысле, то все то же самое – выбрать проект и начать в него «вкладываться», оценивая эффективность своих действий.

Вызов данной стадии – оплодотвориться, зажечься, заразиться достойной, цельной и жизнеспособной идеей, мыслью, целью и принять на себя ответственность за это.

Также на этой стадии нас подстерегают две ловушки. Первая –испугаться ответственности, будущих перемен настолько, что отказаться от задуманного, так и не попробовав  впустить  изменения в свою жизнь.

Вторая – пытаться быть оплодотворенной всем одновременно, не рассчитывая свои силы и возможности.

Урок данного архетипа в этой стадии – оплодотворение должно происходить по взаимному согласию, с любовью и уважением к себе и партнеру, с ответственностью и определенностью в целях.

Стадия 3. Удержание

Задача этой стадии – удержать и продолжать развивать лучшее из того, чем мы оплодотворились, жизнеспособное, здоровое.

Опять же, если в буквальном смысле, оплодотворенная яйцеклетка еще очень мала и хрупка, при малейших неблагоприятных условиях есть большой риск ее потерять, поэтому от будущей мамы на этом этапе требуется максимально бережное отношение к себе и будущему ребенку и проявление максимальной самоорганизации, самодисциплины и терпения.

На этой стадии часто происходят сбои, вмешиваются непредвиденные обстоятельства, все идет не так, как представлялось вначале, ведь проект еще очень «сырой», предстоит еще огромная работа впереди. Поэтому от человека требуется большая сила воли, мужество, дисциплина и умение организовывать свою работу, чтобы продолжать двигаться к цели, развивать проект дальше, не отказываться от него.

Также нас поджидают на этой стадии две ловушки. Первая – не выдержать испытаний, отказаться от своего «детища» еще до его появления на свет, испугавшись  первых трудностей. Вторая –удерживать все подряд, давая «зеленую улицу» тревоге, опасениям, страхам, мысля негативно и обесценивая таким образом будущее произведение.

Урок  данного архетипа на этой стадии  - научиться верить в себя, получать поддержку от других людей и давать ее себе самому, удерживать внутри себя положительные образы, способствуя  формированию позитивного жизнеспособного сценария будущего.

Стадия 4. Вынашивание.

На этой стадии требуется время (в случае ребенка – это пресловутые девять месяцев), чтобы дать плоду созреть, оформиться и стать жизнеспособным. И этого времени должно быть ровно столько, сколько отведено природой (или бизнес-планом). На этой стадии идет грандиозная подготовка к тому, чтобы творение могло проявиться в мире, чтобы показать его людям. Каждый день приносит что-то новое, важно научиться принимать это новое с заботой и любовью, всячески оберегать будущее дитя (не надо «сливать» информацию конкурентам на этой стадии), постоянно «держать руку на пульсе», создавая атмосферу покоя  и любви.

На этой стадии нас также подстерегают две ловушки. Первая – пустить процесс на самотек «Пусть будет, как будет». Вторая – устроить тотальный контроль, не давать инициативы никому, не делегировать полномочия, не распределять обязанности. Держать всех в постоянном стрессе, устраивать «разборки» даже по незначительным поводам.

Основной урок архетипа на этой стадии – научиться работать с информацией, развивая в себе чувство меры. Научиться соблюдать баланс контроль/доверие.

Стадия 5. Роды.

Ну, любая мама знает, насколько долгожданной является эта стадия. Хотя, по факту, с нее еще все только начинается.

Настало время предъявить свое творение миру. Принять свое произведение с благодарностью и без критики (ждали мальчика, а родилась девочка, хотела, чтобы на мою родню была похожа, а родилась вылитый супруг, фу-фу-фу). Позволить себе насладиться плодами своего труда в атмосфере любви и благодарности.

И здесь тоже есть две ловушки. Первая – разочароваться в своем творении, обесценить его, или вообще передать в чужие руки. Вторая – чрезмерно и неадекватно привязаться к своему творению, не выпускать его из рук, присвоить себе целиком, и жить в постоянном страхе потери.

Урок  архетипа при прохождении данной стадии – научиться ценить свое творение, радоваться ему, заботиться ,и, в то же время, давать ему возможность развиваться самостоятельно, не удерживать насильно.

Стадия 6. Сопровождение.

Все мы знаем поговорку, что мало родить ребенка, нужно еще воспитать. И правда, новорожденный ребенок  очень сильно нуждается в уходе и заботе с нашей стороны, без нее ему не выжить в мире. Чем старше становится ребенок, тем большую территорию осваивает, приобретает новые навыки, познает мир. Ну, про стадии развития ребенка лучше Э. Эриксона, по моему мнению, никто не написал (но это уже другая тема). Задача родителя – сопровождать ребенка по мере его взросления, обучать его, опекать и защищать, постепенно  предоставляя ему все больше самостоятельности. Главная задача – научить его жить в этом мире, справляться с трудностями, и быть полноценной, здоровой личностью.  

То же самое и с проектом – согласитесь, недавно открытый бизнес, подобно новорожденному ребенку, требует вашего круглосуточного внимания, но, по мере того, как он развивается и крепнет, а ваши управленческие навыки   совершенствуются,  многие процессы  автоматизируются, вы научаетесь делегировать полномочия, и от вас требуется уже гораздо меньше времени и участия.

На этой стадии нас также подстерегают две ловушки. Первая – выпустить творение в мир, и сразу пустить на самотек, не заниматься и не уделять ему внимание (в случае с ребенком, например, «подкинуть» бабушке на пмж). Вторая – не отпускать вообще, не давать никому другому возможность участвовать, все делать  и все контролировать самому, ни на минуту не расслабляясь (в случае с ребенком – гиперопека и полное лишение самостоятельности).

Урок данного архетипа  на этой стадии состоит в том, чтобы научиться распределять  категории  свободы/ответственности, достичь баланса контроля и доверия,  помогая развиваться и обретать самостоятельность своему творению.

Стадия 7. Символическое отпускание.

Ох уж эта сепарация…. Те родители, у кого детки выросли, знают, о чем речь. Еще вчера сын был маленьким мальчиком, носил короткие штанишки, а сегодня у него растут усы, говорит басом, и привел домой девушку. И , кажется, мама же лучше знает, что сыночке надо, и так хочется верить, что он без нее пропадет в этом страшном мире, и так хочется посоветовать, подсказать, проконтролировать… Болезненное это дело, отпустить ребенка во взрослую жизнь, думаю, многие мамы и папы со мной согласятся. Но, если этого вовремя не сделать, в сухом остатке мы можем получить ни к чему не приспособленного 40-летнего холостяка, который живет с мамой и во всем ей подчиняется.

Так и с проектом. Приходит время, когда нужно ставить точку. Написан роман, опущен занавес, завершилась поездка, освоен навык. Приходит время расставаться, переходить к новым проектам, подниматься на следующую вершину. Наступает новый этап в жизни, когда, набравшись опыта, обновленными, мы переходим опять к 1 стадии.

Что важно на этом этапе. Важно насладиться результатами своего труда (мой сын уже взрослый мужчина, мой роман издан  таким-то тиражом, я свободно говорю по-английски, я-профессионал и др.), дать себе на это время, почувствовать гордость за свое творение. И - отпустить. Ваше творение уже не принадлежит вам, оно принадлежит миру, людям, человечеству. Вы были ему хорошим родителем (и остаетесь, но уже в другом качестве), но пришло время  расставания. Дайте себе возможность погрустить, и - …жизнь продолжается.

Какие же ловушки подстерегают нас на этом этапе. Как вы уже, наверное, догадались, их тоже две. Первая – отпустить слишком рано, не снарядив необходимыми навыками, не дав материнского напутствия и благословения, не подготовив, не доработав. Вторая – долго не отпускать, удерживать  при себе,  прибегая к манипуляциям, шантажу.

Урок данного архетипа на этом этапе – принять факт, что цель достигнута, миссия выполнена, проект завершен.

Надеюсь, что эта информация была для вас полезной. Наталья Косякова

Подробнее об этом и других женских архетипах вы можете прочитать в книге Т.Д. Зинкевич –Евстигнеевой  «Тайный шифр женских сказок».



Просмотров: 485
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Четыре стадии сепарации сына от матери + пронзительное социальное видео по этой теме
  • Как жить если на все 100% знаешь, что не добьешься абсолютно ничего в этой жизни
  • Горе. Фаза первая – ШОК. Что делать, если ваш близкий находится в стадии шока?
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Стадии развития психики ребёнка. Депрессивная стадия.
  • Стадии развития психики ребёнка. Шизоидная стадия.
  • Стадии развития психики ребёнка. Нарциссическая стадия.
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Стадии развития любви, или первая любовь
  • Не нужно притворяться, что у вас в порядке и вас все устраивает, если это далеко не так
  • Стадии развития супружеских отношений, ведущих к разрушению брака в случае деструкций и его сохранению
  • Если у вас нету тети. Стадии близости
  • Чтобы научиться жить в этом мире, нужно всего лишь позволить себе иногда злиться
  • Что в этой жизни зависит исключительно от нас, когда вокруг хаос?
  • Как выбрать своего психолога, несмотря на то, что вы не владеете информацией об этой профессии
  • Что происходит, если терапевт отказывается от клиента на стадии формирования негативного переноса?
  • Стадии женственности, а на какой стадии ты?
  • Что делать, если все идет не так, как хочется?
  • Что нас «цепляет» в этой жизни?
  • Кому ты что должна в этой жизни и почему так вышло?
  • Что нужно знать супругам о динамике отношений? Стадии развития взаимоотношений в паре
  • Как сделать так чтобы у нас все было и нам ничего за это не было.
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Ошибки женщин на стадии выбора мужчины для создания семьи.
  • Важно научиться терять время, чтобы потом его приобрести...
  • Место для шага вперед: стадии развития предприимчивости
  • Дочки-матери. Три стадии развития отношений с мамой.
  • Переживание кризиса и его стадии.
  • Все еще ищете свое предназначения? Тогда это упражнение для вас



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь