Какой Ваш стиль воспитания и как он повлияет на характер ребёнка?

Оказывается, что стиль воспитания значительно влияет на то, каким вырастет ребёнок. Как он или она будет строить свои отношения с другими людьми? Будет ли уверенным в себе, активным и творческим, смелым или осторожным и опасливым, искренним или скрытным? Многое зависит от того, в каких детско-родительских отношениях воспитывался ребёнок. Конечно, влияет не только это, рождаясь, ребёнок уже обладает некоторыми предпосылками развития характера, однако по-настоящему человек становится человеком именно в мире людей.

Есть много разнообразных оценок внутрисемейных взаимодействий, но наиболее известна классификация, состоящая из трёх основных стилей:  авторитарного, демократического и попустительского.    

При авторитарном стиле родители требуют от ребенка беспрекословного подчинения и не считают, что должны ему объяснять причины своих указаний и запретов, полагают, что они лучше знают, что нужно ребёнку и как он должен себя вести. Они жестко контролируют все сферы жизни, причем могут это делать и не вполне корректно. Дети в таких семьях обычно замыкаются, и их общение с родителями нарушается. Они редко относятся к людям с доверием, испытывают трудности в общении, часто сами жестоки, хотя имеют сильную потребность в любви. Разновидностью авторитарности многие считают гиперопеку. Это такие отношения, при которых родители, или чаще один из родителей, очень сильно заботятся о ребёнке. Заботятся так сильно, что у ребёнка пропадают инициативность и самостоятельность, и возникает сильный протест против родителей приблизительно в младшем или среднем подростковом возрасте.  В таких семьях часто растут дети с тревожным типом личности. Они вспыльчивы, подозрительны и осторожны во взаимоотношениях с людьми, нетерпеливы, но добросовестны, обладают заниженной самооценкой, но стремятся оказать помощь товарищам. Дети, воспитанные авторитарно, сосредоточены на личной защите и требовательны к другим, не уверены в себе и отрицательно относятся к критике. Инициативность у них чаще подавлена. Иногда такие дети растут инфантильными.

При демократическом стиле родители ценят в поведении ребёнка и самостоятельность, и дисциплинированность. Они сами предоставляют ему право быть самостоятельным в каких-то областях своей жизни, не ущемляя его прав, одновременно требуют выполнения обязанностей. Контроль, основанный на теплых чувствах и разумной заботе, обычно не слишком раздражает и подростка. Он часто прислушивается к объяснениям: почему не стоит делать одного и стоит сделать другое. Подростковое формирование взрослости при таких отношениях проходит без особых переживаний и конфликтов.  У ребёнка в такой семье, как правило,  формируется характер близкий к характеру одного из родителей. Дети растут часто чувствительными, добросовестными, общительными, умеющими уважать чужие границы и защищать свои. Им свойственен самоконтроль и уверенность в себе. У таких детей мало потребности соревноваться за лидерство и добиваться трудных целей. Эти дети внимательны, чутки и правдивы, уравновешены и простодушны.

При попустительском стиле ребенок предоставляется сам себе и родители сочетают безразличное отношение с отсутствием контроля, что считается неблагоприятным вариантом семейных отношений. Подросткам позволяется делать все, что им вздумается, их делами никто не интересуется. Их поведение становится неконтролируемым. А дети, как бы они иногда не бунтовали, нуждаются в родителях, как в опоре, они должны видеть образец взрослого, ответственного поведения, на который можно было бы ориентироваться. Как правило, такие родители считают, что дети могут всё решать сами и сами являются авторами своей судьбы, часто такие родители полагают даже, что не имеют права активно влиять на жизнь ребёнка, на его выбор. Дети в таких семьях обычно растут конформистами. Они часто нечестны, хитры, изворотливы, у них отсутствует чуткость к людям, и они стараются из всего извлечь личную выгоду. Они скупы, жадны и требовательны только к другим. Становятся ябедами, обманывают, сплетничают, бывают равнодушны, властолюбивы, безразличны к безнравственным поступкам других, недобросовестны. Однако такие дети умеют, как никто другой, безоценочно воспринимать других, не судить других людей.

Конечно, какой-либо тип воспитания редко встречается в чистом виде, и в различных ситуациях мы отдаём предпочтение разным стилям обращения с ребёнком. Следовать одному стилю не всегда разумно. Например, в младшем возрасте ребёнку значительно меньше нужна свобода собственного выбора и мнения, маленькие дети больше нуждаются в заботе, и за них необходимо принимать решения, так как они ещё не компетентны делать это самостоятельно.  Демократический стиль более уместен в предподростковом и подростковом возрасте, когда ребёнок должен обрести большую уверенность в собственных силах и начинать «пробовать жить сам» рядом с заботливыми родителями.  Такое отношение также должно присутствовать в тот период, когда ребёнок проходит кризис 3х лет, потому что в этом возрасте ребёнку тоже важно обрести большую самостоятельность и уверенность в своих силах.

Можно проанализировать свой стиль отношений с детьми с помощью специального теста, или просто наблюдая за своим общением с ребёнком.  Можно сосчитать, как часто в течение дня вы обратились к ребёнку с требованием, упрёком в директивном или авторитарном стиле, сколько раз предоставили возможность принять участие в выборе, приняли решение совместно, а сколько раз решили просто не вмешиваться и никак не влиять на поведение и решения ребёнка. Сосчитайте, каких влияний оказалось больше?

Если вы сомневаетесь в том, что ваш стиль эффективен и полезен ребёнку, то можно попробовать понемногу его менять, добавляя в ваше повседневное общение с ребёнком больше других, более полезных влияний. Сделать это бывает не просто. Надо помнить о том, что родители выбирают тот или иной стиль воспитания чаще неосознанно, опираясь на свой детский опыт и пример, который им подали родители, на свои личностные особенности, свой характер и потребности, тревоги и стремления. Если же вы в корне не довольны ситуацией, то можно обратиться за помощью к психологу.



Просмотров: 645
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Дети и родители. Почему сломанные судьбы и тех, и других?
  • Всегда ли дети понимают своих родителей, а родители детей?
  • Дети часто копируют своих родителей
  • Детский сад какой-то! Если родители ведут себя как дети...
  • В каких семьях дети болеют чаще…
  • Родители и дети. Ошибки воспитания
  • Родители и дети: аспекты воспитания (Часть I)
  • Родители и дети: аспекты воспитания (Часть II)
  • Родители и их дети. Почему так важно жить СВОЕЙ жизнью.
  • Дети сами выбирают себе родителей
  • Когда учеба в радость, или что можно сделать уже сегодня, чтобы завтра дети сами захотели пойти в школу
  • Первый класс. Кто боится больше дети или родители?
  • Потворствующий стиль воспитания, что ожидаем в подростковом возрасте?
  • Взрослые дети и родители. Отношения. Нужно ли жить вместе?
  • Родители и дети. Один из аспектов отношений.
  • Дети и родители: учимся строить отношения
  • Дети – родители, кто кому должен?
  • Взрослые дети, ухаживая за больными родителями, часто оказываются в социальной изоляции
  • Почему некоторые дети часто болеют. Психологические причины болезней детей.
  • Дети быстро растут – правила отпускания своих малышей для родителей
  • Когда дети «растут» быстрее родителей…
  • Дети и спорт: что должны знать родители. Рекомендации спортивного психолога.
  • Повзрослевшие дети и их родители. Свобода и границы, и где их место?
  • Когда Родители - дети .
  • Родители и дети. Кто кому родители?
  • "Солнечные дети - счастье в доме" или трудности воспитания ребёнка с ОВЗ
  • Как часто мы хотим от других того, что не можем дать им сами
  • Границы: дети и родители
  • Мы живем разные жизни. Родители и дети.
  • Дети и родители. Гармоничные отношения. Здоровая привязанность.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь