|
Какой Ваш стиль воспитания и как он повлияет на характер ребёнка?Автор статьи: Поддубная Ольга Анатольевна
Оказывается, что стиль воспитания значительно влияет на то, каким вырастет ребёнок. Как он или она будет строить свои отношения с другими людьми? Будет ли уверенным в себе, активным и творческим, смелым или осторожным и опасливым, искренним или скрытным? Многое зависит от того, в каких детско-родительских отношениях воспитывался ребёнок. Конечно, влияет не только это, рождаясь, ребёнок уже обладает некоторыми предпосылками развития характера, однако по-настоящему человек становится человеком именно в мире людей. Есть много разнообразных оценок внутрисемейных взаимодействий, но наиболее известна классификация, состоящая из трёх основных стилей: авторитарного, демократического и попустительского. При авторитарном стиле родители требуют от ребенка беспрекословного подчинения и не считают, что должны ему объяснять причины своих указаний и запретов, полагают, что они лучше знают, что нужно ребёнку и как он должен себя вести. Они жестко контролируют все сферы жизни, причем могут это делать и не вполне корректно. Дети в таких семьях обычно замыкаются, и их общение с родителями нарушается. Они редко относятся к людям с доверием, испытывают трудности в общении, часто сами жестоки, хотя имеют сильную потребность в любви. Разновидностью авторитарности многие считают гиперопеку. Это такие отношения, при которых родители, или чаще один из родителей, очень сильно заботятся о ребёнке. Заботятся так сильно, что у ребёнка пропадают инициативность и самостоятельность, и возникает сильный протест против родителей приблизительно в младшем или среднем подростковом возрасте. В таких семьях часто растут дети с тревожным типом личности. Они вспыльчивы, подозрительны и осторожны во взаимоотношениях с людьми, нетерпеливы, но добросовестны, обладают заниженной самооценкой, но стремятся оказать помощь товарищам. Дети, воспитанные авторитарно, сосредоточены на личной защите и требовательны к другим, не уверены в себе и отрицательно относятся к критике. Инициативность у них чаще подавлена. Иногда такие дети растут инфантильными. При демократическом стиле родители ценят в поведении ребёнка и самостоятельность, и дисциплинированность. Они сами предоставляют ему право быть самостоятельным в каких-то областях своей жизни, не ущемляя его прав, одновременно требуют выполнения обязанностей. Контроль, основанный на теплых чувствах и разумной заботе, обычно не слишком раздражает и подростка. Он часто прислушивается к объяснениям: почему не стоит делать одного и стоит сделать другое. Подростковое формирование взрослости при таких отношениях проходит без особых переживаний и конфликтов. У ребёнка в такой семье, как правило, формируется характер близкий к характеру одного из родителей. Дети растут часто чувствительными, добросовестными, общительными, умеющими уважать чужие границы и защищать свои. Им свойственен самоконтроль и уверенность в себе. У таких детей мало потребности соревноваться за лидерство и добиваться трудных целей. Эти дети внимательны, чутки и правдивы, уравновешены и простодушны. При попустительском стиле ребенок предоставляется сам себе и родители сочетают безразличное отношение с отсутствием контроля, что считается неблагоприятным вариантом семейных отношений. Подросткам позволяется делать все, что им вздумается, их делами никто не интересуется. Их поведение становится неконтролируемым. А дети, как бы они иногда не бунтовали, нуждаются в родителях, как в опоре, они должны видеть образец взрослого, ответственного поведения, на который можно было бы ориентироваться. Как правило, такие родители считают, что дети могут всё решать сами и сами являются авторами своей судьбы, часто такие родители полагают даже, что не имеют права активно влиять на жизнь ребёнка, на его выбор. Дети в таких семьях обычно растут конформистами. Они часто нечестны, хитры, изворотливы, у них отсутствует чуткость к людям, и они стараются из всего извлечь личную выгоду. Они скупы, жадны и требовательны только к другим. Становятся ябедами, обманывают, сплетничают, бывают равнодушны, властолюбивы, безразличны к безнравственным поступкам других, недобросовестны. Однако такие дети умеют, как никто другой, безоценочно воспринимать других, не судить других людей. Конечно, какой-либо тип воспитания редко встречается в чистом виде, и в различных ситуациях мы отдаём предпочтение разным стилям обращения с ребёнком. Следовать одному стилю не всегда разумно. Например, в младшем возрасте ребёнку значительно меньше нужна свобода собственного выбора и мнения, маленькие дети больше нуждаются в заботе, и за них необходимо принимать решения, так как они ещё не компетентны делать это самостоятельно. Демократический стиль более уместен в предподростковом и подростковом возрасте, когда ребёнок должен обрести большую уверенность в собственных силах и начинать «пробовать жить сам» рядом с заботливыми родителями. Такое отношение также должно присутствовать в тот период, когда ребёнок проходит кризис 3х лет, потому что в этом возрасте ребёнку тоже важно обрести большую самостоятельность и уверенность в своих силах. Можно проанализировать свой стиль отношений с детьми с помощью специального теста, или просто наблюдая за своим общением с ребёнком. Можно сосчитать, как часто в течение дня вы обратились к ребёнку с требованием, упрёком в директивном или авторитарном стиле, сколько раз предоставили возможность принять участие в выборе, приняли решение совместно, а сколько раз решили просто не вмешиваться и никак не влиять на поведение и решения ребёнка. Сосчитайте, каких влияний оказалось больше? Если вы сомневаетесь в том, что ваш стиль эффективен и полезен ребёнку, то можно попробовать понемногу его менять, добавляя в ваше повседневное общение с ребёнком больше других, более полезных влияний. Сделать это бывает не просто. Надо помнить о том, что родители выбирают тот или иной стиль воспитания чаще неосознанно, опираясь на свой детский опыт и пример, который им подали родители, на свои личностные особенности, свой характер и потребности, тревоги и стремления. Если же вы в корне не довольны ситуацией, то можно обратиться за помощью к психологу. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|