|
Родители и дети: аспекты воспитания (Часть II)Автор статьи: Ирина Владимировна Цилинченко
Авторитетные родители – это удача и счастье для ребенка. Воспитание и взаимоотношения в такой семье строятся по модели сотрудничества. Мама и папа являются не только людьми, давшими ребенку жизнь, но и учителями, наставниками, которые учат ответственности, умению продумывать поступки, поддерживают в трудные моменты, радуются успехам и достижениям детей. Авторитетные родители не боятся проявлять свои чувства, свою любовь, которая согревает всех: и ребенка, и их самих. Они принимают свое дитя таким, какой он есть, помогают ему взрослеть, уделяя время, внимание, тепло и любовь. В такой семье с взрослением детей происходит и взросление родителей, если можно так назвать: по мере надобности (часто на семейном совете) пересматриваются иерархические отношения, правила и запреты. Иерархия предусматривает перераспределение ролей, и каждый несет ответственность за закрепленное за ним дело (включая ребенка), пусть даже, на первый взгляд, незначительное, но важное для него (зависит от возраста ребёнка). Что касается правил, то они для всех, ведь запреты – для кого-то. Правила соблюдаются и выполняются всеми членами семьи. Например, не кричать и не «обзываться», т.е. это должно выполняться не только ребенком, но и самими родителями. Так же правила носят объясняющий характер, т.е. ребенку разъясняется причина запрета. Например: «С ножом играть нельзя. Он предназначен для резки и разделки продуктов». Запреты, как фактор безопасности, вводятся в ситуациях, касающихся угрозе жизни, здоровью или безопасности ребенка и окружающих людей: здесь нельзя брать (это делать), а здесь можно. И замечательно, если взрослый не только разъясняет причину запрета, но и показывает на практике использование данного предмета (действия) или разрешит апробировать, учитывая «зону ближайшего развития» дитя. В своих действиях и взаимоотношениях авторитетные родители с ребенком последовательны и терпеливы. В подобных семьях ребенку объясняется, какое может быть наказание, если будут нарушены правила или запреты. Если родители спокойны, последовательны и предсказуемы, дети наказание воспринимают как неприятное, но справедливое. При этом отношения с родителями не портятся, и не страдает самооценка. Ребенок в такой семье чувствует участие родителей, ведь они на самом деле слушают и слышат его, помогают мыслить самостоятельно. Если сравнивают, то не с мальчишкой или девчонкой из соседнего подъезда, а достижения ребенка, т.е. «каким (какой) был вчера и какой (какая) сегодня». И чаще хвалят, тем более, за дело, чем ругают. В результате ребенок вырастает свободным, самостоятельным, независимым человеком, осознающим свою уникальность, знающим свои права, ценности и, уважающим права и ценности другого. Мы рассмотрели четыре стиля воспитания, они основываются на моделях воспитания, которые родители получили в своем детстве или компенсировали то, что недополучили. Чаще всего, по статистическим данным, до 90% взрослых в детстве недополучили любви, тепла, внимания, понимания, воспитания, необходимых для формирования здоровых отношений и положительного восприятия себя, своих действий, поступков и восприятия окружающего мира. Действительно, это правда, что во многих семьях существуют такие сложности и проблемы. Все мы живем бессознательными рефлексами, связанными нашим прошлым. Но в какой бы семье, проблемной или идеальной, вы не выросли, вы можете самостоятельно развиваться как индивидуальность, личность и как родитель. Это очень важный момент в жизни каждого человека. Для изменения себя и жизни семьи, нужно сделать три шага. Первый шаг – проанализировать и понять, в какой семье выросли сами. Ведь именно в родительской семье человек приобрел модель взаимоотношений и взаимодействия с окружающими. Научился проявлять или скрывать свои эмоции, чувства, дарить и принимать любовь, симпатию, и, конечно, научились быть родителем. Пройдя этот этап, родитель сможет осознать свои конфликты, проблемы, заложенные в детском возрасте. Это могут быть конфликты, проблемы, связанные с заниженной самооценкой и страхом «быть первым», или доверием и непринятием, самопожертвованием и самоотвержением в ущерб собственным желаниям и потребностям. Это огромный эмоциональный груз, который человек несет на своих плечах. Сбросив его, он быстро начнет развиваться как личность, стремительно меняться сам и помогать меняться, расти тем, кто рядом. Второй шаг – развитие и обучение. Это необходимые составляющие успеха и достижений в любой деятельности. Происходит расширение мировоззрения и, естественно, открываются новые «горизонты», помогающие справиться с любыми задачами, включая и гармоничное воспитание детей. Ведь, как родителю, взрослому необходимо наблюдать, познавать поведение и развитие ребенка. Здесь потребуются не только теоретические знания, но и практика – не только в рамках воспитания, но и в общении с детьми, и, конечно, в контроле и управлении своими чувствами и эмоциям. Если родителя модель воспитания и взаимоотношение с ребенком не устраивает, у него есть желание избавиться от старых привычек, установок и неэффективных способов взаимодействия, он начнет заменять их другими. Для этого необходим самоанализ, обучение, выработка новых привычек. которые станут трамплином к изменению взаимоотношений с ребенком и улучшению жизни в целом. Важно заметить, что для закрепления какого-либо навыка, необходимо ежедневно повторять выполнение упражнения в течение двадцати одного дня. Это касается и привычек. Третий шаг – «заручиться поддержкой и не свернуть назад». Для этого нужно набраться терпения, а так же довериться тому, кто может поддержать в трудную минуту. Чаще всего для этой цели используются группы поддержки, родительские школы или клубы, терапевтические группы и т.п. И, конечно, договоренность и поддержка в семье имеет огромное значение. Не важно, как будет называться сообщество, которому доверяете, но, главное, что вы всегда сможете поделиться успехами и наболевшим, получить поддержку, тем самым не свернете с пути развития. Эти три шага помогут родителям измениться самим и изменить отношение к собственным детям. Мы помним, что детство является основополагающим будущей жизни человека. При этом нужно учитывать, что каждый ребенок проходит через возрастные кризисы. Они возникают во время кардинальных психологических изменений и смены ведущего типа деятельности. Это сложные периоды жизни не только для ребенка, но и для всей семьи в целом. Взрослым необходимо набраться терпения и их выдерживать, тем самым, давая возможность взрослеть своему ребенку. Для этого родителям нужно и важно придерживаться рекомендаций, которые помогут всем членам семьи: - принимать и любить ребенка таким, какой он есть; - определить для себя: что можно, а что нельзя ребенку, что для них самое важное в его поведении (правил и ограничений не должно быть много); - наметить шаги взаимодействия с ребенком и быть последовательными; - важно, чтоб у взрослых в семье были единые требования к ребенку; - не делать за ребенка то, что умеет делать он самостоятельно; - не делать вместо, а делать вместе с ребенком; - выбирать альтернативу: сказать «да» или «нет»; - чаще хвалить, а не наказывать; - не манипулировать ребенком; - на семейном совете, включая ребенка, выводить правила и определять санкции, если правила будут нарушаться; (санкции могут касаться развлечений, но не жизненно важных занятий и не прогулок); - важно, чтобы правила и фактор ограничения были разумными. - изложить правила на бумаге и поместить на видное место, чтоб ребенок их обязательно заметил; - периодически всей семьей обсуждать, пересматривать правила и всегда оставлять за ребенком право на ошибку; - не давать повода ребенку на посягательство их прав и самим не принуждать его делать что-либо против его воли. Ко всему хочется добавить: если в семье со стороны взрослых в воспитании ребенка используются разные позиции, и отсутствует договоренность, то ребенок выбирает, что ему удобней. Тем самым быстро привыкает к манипулированию взрослыми и окружающими его людьми. Чтобы стать авторитетом для своих детей, нам, взрослым, необходимо понять, на каких жизненных позициях стоим, когда взаимодействуем и общаемся со своими детьми. Размышляя об этом, каждый взрослый сможет понять причины своих неудач, потерь и, конечно, достижений в роли воспитателей. Дети растут и вырастают, как цветы или деревья, и от родителей зависит их взросление в полном смысле слова. Мы – дети своих родителей, и родители своим детям. Мы не выбирали своих мам и пап, так же как и наши дети не выбирали нас. Но каждый из нас хочет, чтоб его ребенок был самым счастливым, также как и наши родители мечтали видеть нас счастливыми. Давайте помнить о том, что счастливые, гармонично развитые дети вырастают в семьях, в которых любят. Я думаю, что это про вас!
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|