Экология запретов или о том, почему трудно устанавливать правила с ребенком в семье. ЧАСТЬ 1

На своем практическом и жизненном опыте я еще не встречала такой мамы, которая бы не любила своего ребенка, которая бы не хотела быть хорошей, а иногда даже самой лучшей мамой для своего ребенка, которой не хотелось бы воспитывать своих детей так, чтобы они выросли хорошими и достойными людьми. Но я также не встречала ни одной мамы, которая ни разу не уставала, которая хоть раз не чувствовала себя бессильной перед ребенком. Когда мы «на нуле» у нас может снижаться толерантность к детских воплям, их капризам и непослушанию. И это часто приводит к тому, что мама невольно срывается на ребенка. «Я так на нее кричала, что даже себя не узнала» - плачет мама. Она чувствует себя виноватой перед ребенком, стыдится своего поступка. Но еще больше боится услышать в свой адрес «Ты плохая мать».

Думаю, в каждой семье, где есть дети, всегда наступает такой момент, когда родители сталкиваются с вопросом, почему ребенок стал непослушным. Многие мамы чувствуют себя неуверенно, когда осознают, что их наставления и просьбы являются для ребенка пустым звуком. Или может в вашей семье ребенок вам указывает, что вам делать, или не делать? Далеко не все родители правильно понимают, как вернуть авторитет в глазах ребенка, что именно нужно запрещать, в какой форме, и что делать, если ребенок все же нарушил запреты. Нужно ли его за это наказывать?

Для начала предлагаю определиться, что мы понимаем под термином "Границы" между мамой и ребенком. Я для себя сформулировала это так: границы в семье – это своего рода зона ответственности, в которой ясно, что, как и когда нужно делать и что делать нельзя как ребенку, так и всем членам семьи. Дети часто нарушают наши границы, они берут наши вещи, требуют все наше свободное время, делают все по-своему, тем самым проверяя насколько далеко он может зайти. Но и мы, будучи родителями, тоже нарушаем границы ребенка, когда пытаемся сделать что-то за него. Однако наша ответственность обозначить границы, поскольку ребенку важно знать, что мама/папа знают, что делать, когда и как поступать в той или иной ситуации, а как поступать нельзя. Границы выстраивать совершенно необходимо, поскольку это прежде всего про безопасность. Ребенку будет очень любопытно залезть на шкаф, взять в руки нож, но в силу своей неопытности, он еще не способен оценить риски. Для этого и нужен взрослый, который бы сказал: «Это делать нельзя, а это опасно» и т.д. Когда мы выстраиваем границы с ребенком, ему в будущем будет легче адаптироваться, поскольку в обществе ребенок всегда будет сталкиваться с теми или иными ограничениями. Ребенку «без границ» в обществе придется знакомиться с границами методом тыка. И последствия от этого могут быть самыми разными. А когда есть четкое понимание, что можно, а что нельзя, ребенок чувствует себя защищенным и уверенным в себе. Чтобы наши границы и границы ребенка были защищены, существуют правила. Правило это некое требование, за выполнение которого предусмотрено поощрение, а за невыполнение наказание.

Как выглядят проблемы с границами.

  1. С с ребенком становиться трудно. Вам стоит больших усилий, когда вы пытаетесь ребенка уложить спать, покормить, одеть/раздеть, заставить убрать игрушки, умыться и т.п.
  2. Вы испытываете страх перед ребенком. Вы боитесь плача, что в общественном месте он устроит вам скандал и тем самым поставит в неудобное положение. Или боитесь, что не получиться уложить/поднять, договориться и т.д.
  3. Ребенок бьет вас, грубит вам или закатывает истерику, когда вы не выполняете его просьбы.
  4. Ребенок не реагирует на установленные правила, не слушает просьбы, советы.

Все это свидетельствует о неустойчивых границах или об их отсутствии. Есть еще такое понятие как «размытые границы» - в таком случае,  не ясно где твоя территория, а где моя. О размытых границах между мамой и ребенком речь идет тогда, когда

  1. Ребенок заходит в спальню без стука;
  2. Ребенок встревает в разговор или перебивает, когда разговаривают взрослые;
  3. Родитель и ребенок спят в одной постели;
  4. Ребенок указывает родителям, что, как и когда делать, куда ходить можно, а куда нельзя;

Что может мешать в установлении правил и границ.

Часто бывает так, что ты вроде понимаешь, что правило должно быть таким, обозначаешь его, а ребенок все равно не слушает вас. Такое происходит потому, что здесь недостаточно иметь определенные инструменты как это сделать. Установление правил/границ часто связаны с глубинными установками самого родителя на  них. И эти установки не всегда осознаются.

И так, давайте же посмотрим, какие внутренние установки мешают нам вводить правила или выстраивать хорошие границы.

Вот некоторые из них:                                      

  1. Неуверенность родителя в том, каким должно быть правило.

В таких случаях родитель как бы сам внутри не верит в правильность того или иного правила.  Вот, к примеру, родитель не может определиться вмешиваться в драку детей или нет, разрешить есть снег или нет. Можно смотреть телевизор или нельзя, а если можно, то сколько? Когда родитель сам не понимает, где должна проходить граница в том или ином случае, создается ситуация неопределенности, которая и дает свои последствия в виде непослушания. Родитель может долго бездействовать, внутри колебаться, а потом начать неуверенно запрещать. Результата в таком случае тоже не будет. Родитель должен четко понимать, что можно, а что нельзя! А если, он еще не определился, тогда ему стоит прислушаться к себе, сформулировать свою внутреннюю позицию,  решить вводить правило или не вводить и только тогда транслировать это ребенку. Другими словами, у вас должно быть четкое видение как надо, а как нет. И тогда  появляется уверенность и определенность. Допустим, вы определились с правилом, у вас есть четкая позиция. Тогда следующий вопрос, как вы обозначите это ребенку? «Мне десять раз приходиться ему повторять, а он все равно не делает, то, что я прошу» Конечно, он и не будет вас слушать, потому что, повторяя ему одно и тоже вы учите его не слушать вас.  Если Вашему ребенку до трех лет, то запретное поведение нужно останавливать физическим жестом - снимите его со стола, заберите из рук опасный предмет, уберите конфеты со стола, если не ходите, чтобы ваш ребенком их ел и т.д. И подключайте эмоции - ребенок до трех лет еще плохо считывает слова, но зато ваши эмоции сообщают ему "мама не довольна, а значит это то, что не стоит делать"

Если вашему ребенку больше трех лет, он уже способен воспринимать и понимать слова, однако если этого по каким-то причинам не происходит, значит спуститесь на уровень физических жестов.

  • Негативное отношение к самой идее ограничений.

Таким родителям либо самим трудно придерживаться каких-то правил. Или, напротив, родитель всегда стремился все делать правильно. В первом случае, такие люди не выносят власти над собой. Им трудно работать под начальством.  Они не терпят ограничения вообще.  Во-втором случае, речь идет о некоторой конформности. Это люди постоянно ко всему приспосабливались в жизни. Эта их вынужденность приспосабливаться порождает в их жизни много ограничений. Такие родители внутренне противятся правилам, как бы, не желая становиться тем, кто ограничивает. Они считают, что ничего хорошего в правилах нет. Тогда такие родители пытаются отвлечь ребенка, сделать все что угодно, чтобы только не сказать нет, чтобы не говорить «на кровать лезть нельзя в обуви».

  • Страх.

 А именно, страх детских истерик, страх оказаться плохим родителем, а также страх критики или осуждения со стороны соседей, своих родителей и т. п. Давайте остановимся на каждом из них подробней. Мы можем бояться плача или истерики ребенка, когда мы не знаем причину его переживаний. Или нас может раздражать сам крик . Вообще, детский крик определяется как самый неприятный звук и на бессознательном уровне мы испытываем желание его прекратить. Здесь еще срабатывает биологическая программа - забота о потомстве. За страхом оказаться плохим родителем кроется желание делать все правильно. Если ребенок плачет, значит я что-то сделала неправильно.  Ребенок хорошо понимает предел, сколько нужно кричать, чтобы получить желаемое.И тогда цена вопроса – сила крика. 

Когда мама боится критики/враждебности со стороны окружающих (родителей, учителей, соседей, других детей), она боится показаться несостоятельной мамой. Просто стыдно оказаться невеждой в сфере материнства. Таким образом, мамы, которые бояться по тем или иным причинам истерик ребенка, как правило, пытаются ребенка отвлечь любыми способами, заигрывают с ним. А если ребенок закатил истерику в магазине на глазах у прохожих? И к вам уже подошла какая-то тетя и упрекнула, что у Вас невоспитанный ребенок или более того, подошел неравнодушный дядя и пригрозил малышу забрать его в полицию (в шутку конечно же). Что делать?  Про технические моменты, как поступать в подобных ситуациях я напишу позже. А пока хочу отметить, что отвлекать ребенка в данном случае не конструктивно, как минимум, потому что вы мешаете ему сталкиваться с жизнью. Его «Я хочу» сталкивается с реальностью, и он учиться терпеть, ждать или откладывать свои желания до необходимых для этого условий. Это важный процесс, не стоит этому мешать. А иначе вы дезориентируете ребенка.

  • С ребенком надо дружить!

Очень многие родители путают понятия «дружить» и «доверять». Любой родитель хотел бы, чтобы в трудный момент ребенок смог подойти к родителю и рассказать/поделиться переживаниями, спросить совета, а не побежать к товарищу по двору. И это естественное желание мамы, только вот это все же про доверие, а не про дружбу. Хотите, чтобы ребенок Вам доверял, будьте к нему чуткими, дарите эмоциональное тепло, проявляйте внимание к его интересам, откликайтесь, когда ребенок просит Вас о помощи,  Дружить с ребенком не конструктивно по той причине, что дружба предполагает симметричную позицию. Ты мне рассказал секрет, и я тебе расскажу. Только вот детям не все можно и нужно рассказывать про себя. К примеру, у ребенка перестало что-то получаться, он в отчаянии, он придет к Вам и поделится переживаниями. Вы поддержите его, найдете нужные слова, и ребенок успокоится. А если, вы переживаете тяжелый финансовый кризис или Вы поругались с самым близким другом, вы тоже в отчаянии, поделитесь этим с ребенком, откроете ему душу, а он, вместо того, чтобы вас поддержать, мало того, что слов нужных не сможет найти, он растеряется, в худшем случае, почувствует себя небезопасно. У ребенка просто недостаточно опыта, а у нас его уже много. Именно поэтому, грузить ребенка переживаниями, означает повесить на него непосильную ношу. К тому же подрывается Ваш авторитет. Отношения родитель – ребенок - жесткая иерархическая структура. Вы опора для него, вы знаете лучше, как быть. У Вас опыта больше. В симметричной позиции занять опекающую сторону сложнее и почти невозможно что-либо запретить. А запреты могут касаться безопасности ребенка, за которого вы несете ответственность до его совершеннолетия. 

Если отрицательная установка в отношении правил и границ – это тема власти и нашего отношение к ней, то установка, что с ребенком надо дружить - это относиться к желанию все контролировать. «Я хочу, чтобы ребенок был мне другом и все мне рассказывал».  Не надо быть ему другом, вы все равно не замените ему весь мир, лучше научите его дружить.

  • Избыточность правил

Вот, еще одна причина, затрудняющая попытку установить правила или поставить границу.  Когда правил и ограничений слишком много, ребенок растет в удушающей атмосфере. Задумывались ли вы сколько раз в день вы говорите своему ребенку «Не делай это, не делай то…». Правда, это не всегда про строгость родителя, чаще оно высвечивает родительскую тревожность. Родитель может быть обеспокоен здоровьем ребенка, и тогда все эти запреты будут крутиться вокруг его здоровья. «Не ешь конфеты/снег и т.п., не пей холодную воду, не трогай руками – микробы…». Или у родителя особый пунктик на чистоте и тогда вся его тревога будет крутиться вокруг темы чистоты «не садись туда – грязно, не ходи по лужам…», или «не гуляй – куртку испачкаешь», - К сожалению, на моем опыте родитель так и сказал своему малышу. Или нельзя испачкать скатерть, одежду, когда ешь и т.п

К чему может привести избыточность правил: во-первых, к развитию тревожности у ребенка, во-вторых, ребенок может просто, в какой-то момент, перестать вообще выполнять ваши требования. И тогда готовьте себе валерьянку!

За кучей ограничений и запретов, обрушивающихся на ребенка можно  не замечать его самого.

Если это про Вас, подумайте, оправданы ли эти ограничения, может что-то из этого списка можно облечь в виде просьб?.

На этом я, пожалуй, завершу 1 часть этой статьи, во 2 части  расскажу об экологии запретов и поделюсь некоторыми техниками эффективного установления правил. 



Просмотров: 489
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Когда Внутренний ребенок может помочь. Алгоритм работы с Внутренним ребенком.
  • Если ребенок стал объектом травли в школе: что нужно и чего нельзя делать взрослым
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • Как решить водить ребенка в кружок или нет, когда ребенок не хочет?
  • Когда ребенок не может постоять за себя
  • Как вырастить ребенка удачником, когда ты сам ребенок СССР?
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • Когда можно крестить ребенка, чтобы это не стало для него стрессом?
  • Если ребенок не может себя заставить
  • Что может помочь если папа ушел из семьи, где есть особый ребенок?
  • Мой ребенок ворует. детское воровство. Что делать ,когда ребенок ворует?
  • Если ребенок не может постоять за себя.
  • Когда местоимение МЫ может быть губительным для ребенка
  • Если мама стала подругой своему ребенку, то кто тогда стал его мамой?
  • Агрессивный ребенок: как может помочь родитель
  • Родительские установки в воспитании... (или я родитель, он ребенок... я решаю каким он должен быть)
  • Домик личности ребенка, или как быть если я родитель?
  • Запреты или как сказать «нельзя», чтобы ребенок услышал.
  • Ребенок с отцом – это хорошо! А что делать, когда его нет рядом?
  • Что делать, когда ребенок дерется?
  • Что делать, когда ребенок злится?
  • Что делать, когда ребенок не слушается?
  • Что делать, если ребенок не воспринимает родителей как авторитет?
  • Что делать, если ребенок боится делать ошибки
  • Что делать, если ребенок отказывается есть.
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • Что делать, если ваш ребенок боится темноты
  • Что делать, если ребенок боится воды?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь