Запрещать – не самое приятное занятие. Иногда, кажется, что ребенок намеренно не слышит родительских запретов. Из раза в раз он повторяет то, что ему делать запрещено.
Наверное, любой родитель после десятого за день «нельзя» чувствует себя беспомощным и не может без отвращения произнести слова запрета. Время от времени, не выдержав, мама или папа «взрывается» - «Сколько можно повторять?! Ты слышишь меня только когда я кричу?!» Но эффективность родительских криков не очень высока – через некоторое время ребенок снова шлепает по лужам или пытается залезть на самую высокую горку. Громкий крик – это возможность для родителя выплеснуть эмоции, способ снять напряжение. Ребенок крик не «слышит» - он просто пугается и впадает в оцепенение.
Как выстроить систему правил, чтобы ребенок не нарушал запреты? В первую очередь нужно помнить о том, что запретов не должно быть слишком много. Если все вокруг «нельзя», как ребенок будет познавать мир и получать свой собственный, уникальный опыт? Большое количество запретов сбивает с толку и гасит инициативу ребенка. Проще вообще ничего не делать, чем постоянно натыкаться на запрет. Еще один вариант развития событий – ребенок перестает реагировать на запреты вообще, игнорирует их и ведет себя по-прежнему. Здесь хорошо действует правило – «лучше меньше, да лучше». Пусть запретов будет не очень много, но они будут соблюдаться.
Запрет должен быть сформулирован как можно яснее. Чем меньше всевозможных дополнительных условий, чем короче запрет, тем быстрее его запомнит ребенок.
Помните о том, что вашим словам ребенок должен доверять. Для этого у всех членов семьи должна быть примерно одинаковая точка зрения на запреты. Если это не так, то превратите запрет в семейное правило. Например, мама боится, если сын забирается на самую высокую горку, а папа не считает это опасным. В этом случае запрет «нельзя забираться на горку» можно трансформировать в правило «забираться на горку можно, но только если гуляем вместе с папой». И конечно нужно объяснить, почему это так – потому что папа сможет помочь забраться повыше и подстраховать.
Запрещая что-то ребенку, важно помнить о том, не стоит слишком часто отменять или изменять условия запретов. Ребенок будет в растерянности: сегодня можно есть конфеты до обеда, завтра нельзя, а послезавтра снова можно, но только две штуки. Последовательность и логичность в ваших решениях поможет ребенку быстрее запомнить, что можно делать, а чего нельзя.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.