Учиться плавать - это удовольствие. И привилегия взрослого открыть эту радость для ребека. Ребенок должен захотеть в воду сам. Как это сделать?
Большие дела делаются медленно
Первое - набраться терпения. В воспитании любви к водным процедуром важно не переусердствовать и не передавить. Оцените, сколько времени вы готовы плавно подводить ребенка к купанию в бассейне или реке. Если раньше в режиме жизни ребенка не было бассейна или постоянного купания, вводите его медленно. Выделите один (!!!!) день в неделю, когда вы занимаетесь этим процессом. И держите такой темп месяц. При этом, каждую неделю, оценивайте не прогресс, а нет ли регресса.
Важно на медленной скорости помочь ребенку почувствовать доверие к воде, безопасность, затем интерес и понимание правил поведения на воде и желание научиться плавать.
Если через месяц ситуация меняется в лучшую сторону, спросите у ребенка - хочет ли он добавить еще воды в свою жизнь? Прислушайтесь к ответу, и держите темп подстраиваясь под ребенка.
Важно - не передавить!
Если ребенка не услышать, а пытаться заставить его преодолеть страх насильно, ничего хорошего не будет - ребенок вслух может не противиться, но начнет болеть - например ЛОР-заболевания, или энурез, или тревожный сон ночью. И от воды все равно придется отказаться. Поэтому постарайтесь относиться к своему ребенку бережно, помогая адаптироваться в воде медленно, постепенно. Здесь каждый медленный шаг вперед помогает приблизиться к цели.
Пример взрослого.
Итак, работаем "издалека". Больше всего ребенок доверяет родителям и логично, если в воде или около нее ребенок безопаснее всего чувствует себя с родителем. Если ребенок будет знать, что мама или папа или другие близкие ходят в бассейн два раза в неделю, у него перед глазами будет пример человека который воды не боится. Тогда в семье можно говорить про то, что "сегодня вторник и мама пойдет в бассейн потому что любит плавать" и вообще, для нашей семьи "плескаться в воде нормально". Важно чтобы ребенок просто слышал и видел пример. Не надо говорить " ты тоже научишься, ты тоже полюбишь". Остановитесь, а то получится передавливание.
Взять ребенка с собой в бассейн.
В один из дней, можно спросить " А не хочет ли кто-нибудь сходить со мной в бассейн? Там так здорово, можно плавать на спасательном круге и после бассейна пить молочный коктейль." Вместо молочного коктейля можно вставить любой другой устраивающий вас бонус для ребенка, ради которого он захочет пойти. Пока речь идет о "заманивании" на территорию с водой. В Москве детей можно взять с собой в обычный бассейн с 5 лет (Битца).
Если ребенок боится воды - лучше если с ним будут заниматься индивидуально. Или родители, или тренер. Подождите с групповыми занятиями - дайте ребенку время на адаптацию и накопление навыков, которые помогут быть ему успешным в группе.
Стыд, Страх и Адаптация
То есть если ребенок достаточно взрослый чтобы уметь испытывать стыд о том что боится воды - в группе меньше шансов, что он все-таки в воду пойдет.
Дети начинают испытывать стыд уже в более старшем возрасте, когда сами начинают понимать что такое хорошо и плохо - после 5-7 лет. До этого возраста что такое хорошо и плохо рассказывают родители.
Но если ребенок маленький, и бассейн в детском саду, куда ходит вся группа - это правило не работает. В детском саду бассейн теплый и мелкий - детям по колено, и обычно чередуется с сухим бассейном из шариков, поэтому детям проще чувствовать безопасность.
Не акцентировать внимание на страхе воды. Есть воронка травмы и воронка выздоровления. Так вот, если специально муссировать тему страха, то воронка травмы - воронка страха увеличится. Поэтому задача родителей поддерживать воронку выздоровления и преподнести купание ребенку с такой стороны, чтобы малыш сам захотел плавать и просил родителей об этом.
При этом, про страх воды помнит мама, но вслух говорит о том что здорово купить в ванну резиновый коврик (тема около воды), вслух говорит про красоту коврика, смещая акцент на его яркость и привлекательность, тем самым простраивая комфорт и безопасность. Как только ребенок заинтересуется ковриком, важно рассказать что коврик еще нужен для того, чтобы не скользить.
Будьте начеку. Если вы знаете что ребенок боится или боялся воды, держите его в поле внимания. Даже если все в порядке, и ребенок начал тянуться к водоему, будьте готовы его подстраховать и незаметно контролируйте время, которое он проводит в воде или около нее. Дозируйте - 15 минут у воды, затем отдых рядом с вами. При помощи такого распределения, вы сможете контролировать процесс создания интереса к воде - ведь создается ощущение "дефицита" времени, которое можно быть около воды. Со временем, ребенок начнет упрашивать "мама, можно я поиграю подольше". Здесь можно немного подыграть ребенку - и разрешить еще минуточку, а потом отдохнуть и попозже еще подойти к воде.
Позитивный образ воды.
Время лета - время песочных замков, рвов с водой и храбрых рыцарей, которые отправляются в дальнее плавание чтобы завоевать руку принцессы - используйте сказкотерапию, для того чтобы создать хороший настрой по отношению к плаванию. Придумайте рассказ как рыцарь боялся воды - у него была причина - он боялся что доспехи намокнут и заржавеют.
Произойдет процесс перенесения - страх всегда конкретен и если бояться стыдно, то тревога не позволяет понять - чего ребенок боится. Мы легализуем объяснение причины страха у рыцаря и тогда ребенку будет проще локализовать чего именно он боится в воде - например беспомощности, не умеет плавать и боится что не удержится на дне и упадет. Или холодной воды - от холода немеют руки и ноги. Или стыда перед сверстниками - "Такой большой", а плавать не умеет. Переберите с ребенком возможные причины - почему рыцарь боится воды, пусть ребенок сам предложит чего рыцарь боится.
После этого помогите придумать ему как справиться со страхом. Если боится холодной воды - предложите долить в озеро воды из чайника, если стыдно перед другими рыцарями, что не умеет плавать - предложите вариант "волшебного помощника" , который ночью при свете луны учит рыцаря плавать и волшебным образом помогает ему попасть к принцессе. При этом процесс "переплывания" озера может длиться от 2 секунд - главное чтобы рыцарь преодолел препятствие и ребенок получил опыт преодоления страха на примере выдуманного персонажа, но вместе с вами.
Помните, что в бассейне температура воды холоднее - холоднее чем дома или в аквапарке. Ребенка нужно об этом предупредить. И провести позитивную аналогию - вода такая же как на речке у бабушки.
Используйте технику сброса психоэмоционального напряжения у ребенка.
Это упражнение поможет снять скованность и тревогу в любом возрасте, поможет скинуть лишнее раздражение и у взрослых и у детей. Инструкция ребенку: Мы сейчас с тобой будем делать упражнение. Я буду рассказывать тебе сказку и показывать задания. А ты повторяй за мной. И если захочешь, можешь помогать мне придумывать. Я тебе скажу когда можно, хорошо?
Упражнение выполняется на полу. Разложите коврик или одело, чтобы было удобно. Сядьте на колени, ребенок напротив вас - он повторяет за вами движения. А вы рассказываете ему присказку, например "принц поскакал на коне к замку принцессы и увидел озеро. Поднять руки над головой и протянуть УУУУУУУУУУУ, какое большое озеро - подумал принц. Затем руки в расставить в стороны - ААААААААААА, какое же широкое, как же его перейти, подумал принц. УУУУУУУУУ, что же мне делать, как помочь? Затем поднять правую руку над головой, с силой бахнуть ею по коврику рядом с собой, сопровождая громким словом: БАХ!!!! Затем поднять левую руку и бахнуть ей по коврику.
Упражение повторить несколько раз, и затем спросить у ребенка: что же ему делать? Пусть придумывает. Наберитесь терпения и выслушайте самую фантастичную версию развития событий. Если ребенок не может придумать сам, придумайте вместе несколько удачных вариантов решения проблемы.
Попозже вместо коврика можно БАХать по воде, например играя в ванной.
Предупрежден, значит вооружен или возможные ньюансы:
Кстати, у детей 5-6 лет обостряется страх смерти, и поэтому не пугайтесь если принц случайно "утонет" или с ним произойдет еще какая-то неприятность - некоторые дети таким образом провоцируют родителей на разговор "что же будет после смерти". У каждой медали две стороны. Обостряется страх смерти, а с другой стороны обостряется ценность жизни. И мы, как родители, поддерживаем именно этот полюс - ценность жизни и ценность сохранения ее.
Дельфинчик поможет
Возьмите разноцветный симпатичный носок или лучше гольф и оденьте себе на руку - это дельфинчик. Дельфинчик очень добрый, он живет в воде и очень любит дружить и смеяться. И приглашает ребенка поиграть в воде.
Дельфинчик приплывает в ванной, в тазике - и смешит ребенка, одновременно поддерживая буквально - физически помогая опираться на вашу руку - дельфинчика, когда ребенок плещется в ванной - например, когда вы его катаете, дельфинчик бережет голову и помогает затормозить.
Дельфинчик - это защитник, который всегда приплывет на помощь. Он может иметь какие угодно возможности и волшебные средства дшля того, чтобы помочь ребенку. С ним можно советоваться и спорить, он сможет помочь, объяснить, утешить.
Устроить игры с водой дома. Можно поставить тазик с водой, и позволить ребенку играть в нем с игрушками. Попробуйте организовать пространство так, чтобы ребенок мог плескаться и веселиться от души. А вы не переживали за мебель и ламинат. Идеально сделать это в той комнате, где есть гидроизоляция или можно поставить надувной бассейн, а во внутрь тазик с водой - тогда ваш пол останется сухим. Можно использовать тазик с водой как волебольное кольцо - бросать в воду колобки из пластилина, или комочки бумаги. Так кроме сброса психоэмоционального напряжения и воспитания интереса к играм с водой, вы поможете ребенку развить умение наблюдать и исследовать разные свойства воды - что тонет, что не тонет.
Осторожно: в процессе организации детских игр постарайтесь не переутомиться. Играйте так, как вам хочется самой, опираясь на свой детский опыт и то, что вам нравилось в детстве и интересно сейчас. Попробуйте играть спонтанно и получая удовольствие от процесса. Ребенок это почувствует.
Такие игры организационно, временно и энергозатратны. Поэтому хорошо ввести правило - играть так 1 раз в неделю. Лучше завести "волшебный чемоданчик", в который можно заглядывать только 1 раз в неделю, а всю остальную неделю трогать нельзя. Тогда ребенок будет ждать целую неделю, чтобы поиграть с водой. Идеально, со временем, ребенок сам будет напоминать "Мама, а ты помнишь, что у нас игры с водой в субботу утром пока папа спит".
Ютьюб в помощь
Не секрет, что наши дети на планшетах и мобильных смотрят ютьюб каналы о том как играют другие дети. Предложите ребенку завести свой канал. Но договоритесь заранее, на берегу, что этот канал будет про игры с водой. Повторюсь, акцентируем внимание не на играх, на создании ролика, про страх упоминаем только косвенно.
Название каналу, придумайте вместе. Мои дети, например назвали бы "TV SHOW WATER" или какие-нибудь "БИТВЫ МОНСТРОВ НА ВОДЕ". Самое интересное, дети начинают сами интересоваться темой - и искать похожие ютьюб каналы у других людей. Так появляется знакомство с опытом других людей, и это тоже ценно.
Вода и цель родителей
Часто желание родителей быстро приучить ребенка к воде связано с желанием отдать ребенка в спорт и удовлетворить свои амбиции в плане воспитания ребенка. Спорт, это безусловно хорошо. Но взвешивая свои силы и затраты по преодолению страха сейчас, подумайте - оправдается ли это в будущем?
Кажется, что работа родителей по воспитанию любви к спорту - проста и понятна - выбрать кружок с хорошим тренером, отвести, привезти, следить за графиком и за здоровьем ребенка. Но есть еще такая вещь как долгосрочное планирование - как долго ваш ребенок будет в вашем спорте и как этот спорт будет приблизительно вписываться в жизнь дальше. Это понимание важно чтобы знать - ради чего нужно быстро преодолевать страх воды. Ради года в бассейне? Ради карьеры в спорте? Ради здоровья? Каждая из этих целей звучит по разному и пути движения к каждой из них - разные. Важно, чтобы родители понимали как звучит их цель - "Ради чего нужно преодолеть страх" и двигались именно к ней, не решая попутно тысячи других проблем.
Если цель - карьера, то давайте попробуем оценить какие вложения нужны - временные, денежные, образовательные, по здоровью.
Так, на водном поло мальчишкам хорошо до школы - занятия 3 раза в неделю, с тренером, соревнования, награды - все как надо. Но с возраста 7-8 лет тренировки становятся чаще и начинаются до школы - в 7 утра. Попробуйте оценить свои силы - готовы ли вы будете возить ребенка к 7 утра в бассейн, а потом везти в школу и нагонять пропущенное в школе? Такой график был в нашей секции, пожалуйста проясните четкий график - как будет в вашей секции, сможете ли вы совмещать это со школой?
Стоит ли это того, что вы пытаетесь быстро заставить ребенка зайти в воду? На сколько лет эта история? Если спорт важен, рассмариваете ли вы варианты - сначала занятия с тренером индивидуально, а потом ввод ребенка в группу.
У синхронных гимнасток нагрузок и тренировок больше чем у вотерполистов, их мамы "живут" в бассейне.
Цель "Ради здоровья" позволяет почувствовать себя свободнее и помогает родителям действовать так как им удобно - брать ребенка с собой в бассейн, организовывать пикники на речке, играть возле мелкого бассейна, переодически поливая ребека водой от жары, и действовать так, как вы сами видите внешне - ребенку хорошо и в удовольствие. Рано или поздно, ребенок сам зайдет в воду и почувствует радость от купания.