Как часто можно услышать слово "Нельзя", сказанное в адрес ребенка! Но что скрывается за этим "Нельзя"? Страх за ребенка, желание контроля или просто родительская усталость? Но это наши, родительские, мотивы. А что же слово "Нельзя" дает ребенку? Когда это слово несет в себе благо, а когда вред?
Нельзя - это запрет, причем запрет полный. Не стоит использовать это слово часто, иначе оно теряет свои силу, свои смысл. Так когда же его использовать? Например, когда ребенок бежит к проезжей части и останавливантся от родительского отклика. Или стремится прищемить ручку закрывающейся дверью. Или играет с проводами. Конечно, потенциально опасные ситуации для ребенка можно описывать очень долго. Но главное, что вот тут и должно быть родительское "Нельзя", чтобы предотвратить беду.
Вы можете заметить, что ребенок всегда и везде может найти себе опасные, на наш взгляд, занятия. Конечно, да! Но наша с вами родительская задача сделать дом настолько безопасным, чтобы дать ребенку его исследовать без постоянных окликов. К счастью, сейчас для этого придумано очень много устройств, предотвращающих удары током, доступ к плите, поареждение пальчиков дверьми и т.д.
Слово нельзя наряду со своей "спасительной" функцией, обладает и разрушительной силой. Чрезмерное его употребление делает ребенка безынициативным, а сочетание его с полным отсутсвием объяснение о причинах запрета, еще и лишает его возможности выстраивать свои причинно-следственные связи, лишает возможности думать и заботится о себе. Все мы знаем родительское "нельзя и все".
Если коротко суммировать все написанное выше, можно выделить несколько пунктов:
Старайтесь как можно реже говорить слово "Нельзя", замените его на более "мягкие" синонимы (не надо, например)
Сделайте свой дом безопасным, чтобы необходимость запрета была сведена к минимуму
Всегда объясняйте почему нельзя, даже если вам кажется, что ребенок еще ничего не понимает, объясняйте все равно. Столько раз, сколько нужно
Не "дергайте" ребенка по мелочам. Что я имею ввиду. Например, маленький ребенок кинул игрушку и тут звучит "Нельзя". У меня в такой ситуации только один вопрос "а почему это нельзя". Ведь для ребенка кидать, ронять, ломать - это тоже часть познавания мира. И, как минимум, неразумно его этого лишать.
"Нельзя" должно стать экстренным словом, неким "Стоп-краном", когда нужно быстро остановить ребенка.
Спасибо за внимание! Будьте счастливыми родителями!
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.