Что делать, когда ребенок злится?

Что делать когда ребенок злится

Что обычно нам, родителям, хочется сделать, когда ребенок сердится, злится, гневается?

С одной стороны, хочется разозлиться в ответ ( это рефлекторная естественная  реакция): «Ах ты злишься? Еще чего?! Сейчас я тебе покажу! Сейчас ты у меня разозлишься по-настоящему!»

С другой стороны, хочется подавить , остановить  словами: «Прекрати!», «Так нельзя!», «Молчи!», «Не ругайся!», «Не злись!», «Веди себя прилично!», «Тихо!»  Потому что гневные чувства ребенка неприятны и трудновыносимы…Особенно тому  родителю, который в себе не принимает злость…

Что же делать?  Как  поступить правильно?  Как  реагировать на гневного, бунтующего ребенка, чтобы эта родительская реакция помогала ребенку личностно развиваться, а не дополнительно травмироваться?  Ведь дети, которых родители воспитывают, подавляя их гнев, впоследствии во взрослом состоянии начинают испытывать определенные психологические сложности:  не понимают своих чувств и потребностей, нечувствительны к себе, не способны замечать и отстаивать свои границы, зависимы от мнений других людей, испытывают трудности в построении близких отношений, имеют неустойчивую самооценку и т.д.

Чтобы этого не происходило,  важно  признавать, что гнев – это нормальная, здоровая, базовая эмоция , не плохая и не хорошая, появление которой свидетельствует о неудобстве, возможном нарушении границ, о необходимости защиты себя, своих идей, ценностей, убеждений, своих близких.  Поэтому важно   у ребенка      не подавлять гнев, а учить выражать его зрелым, социально приемлемым способом, то есть не причинять вреда ни себе, ни людям, ни животным, ни предметам, для этого не предназначенным.

Чтобы научить ребенка выражать гнев социально приемлемо, родителю надо самому уметь это делать. Когда ребенок злится,  важно не гневаться в ответ!   То есть не обрушивать свой гнев на рассерженного ребенка . Для этого  надо  смотреть на самого себя  внимательнее и выражать свой гнев , как подобает зрелому человеку       ( вежливо, без уклонений в сторону, стремясь найти решение), показывая собственным примером, как это делать. Для этого выражать свой гнев хорошо бы на уровне недовольства, раздражения, то есть фактически пока он не стал гневом. Тогда он подконтролен. Важно родителю уметь понимать свое эмоциональное  состояние, контролировать и справляться с самим собой, чтобы не транслировать ребенку свои слабо контролируемые образцы гневного поведения в виде эмоционального и физического насилия. Росс Кэмпбелл рекомендует  помнить, что дети не  имеют защиты от разрушительной силы нашего гнева. Важно принимать  ребенка таким, какой он есть, чтобы он не направил свой гнев внутрь себя. Взрослому важно самому не уподобляться  ребенку,  не копировать детское  поведение, а демонстрировать  зрелое взрослое.

Чтобы ребенок учился распознавать недовольство,  раздражение, злость, гнев, нужна помощь со стороны. Кто-то должен сказать ребенку: "Похоже, ты сейчас раздражаешься, злишься…», объяснить причину злости: «Я вижу, ты злишься, потому что тебе хочется посмотреть мультик…» Хорошо бы посочувствовать ребенку: «Да, грустно, я понимаю тебя, я бы тоже злилась на твоем месте…»    И постепенно, шаг за шагом  ребенок сам будет замечать гневные проявления у себя и говорить об этом, а не вопить, кидаться с кулаками на близких и швыряться вещами.

Также важно давать обратную связь ребенку после вспышки гнева (как только устанавливается атмосфера стабильности). Здесь следует отметить следующее (по Россу Кэмпбеллу):

  • Похвалить ребенка за то, что он не промолчал, а высказал недовольство (чем больше его выплеснется в словах, тем меньше его останется, чтобы проявиться потом через ложь, воровство, психосоматические заболевания, саморазрушительное поведение и др.)
  • Похвалить за то, что он сделал правильно ( например, “Ты показал мне, что рассержен, и это хорошо. Ты не выместил свой гнев на братике или кошке. Ты ничем не швырялся и не бился головой об стену. Ты просто сказал мне, что сердит”)
  • Попросить (не приказывать) его не делать в следующий раз чего-то (например, «Когда будешь злиться в следующий раз, говори, что тебе не нравится, но не обзывайся и не называй меня плохими словами).

Изменение в поведении ребенка может произойти на следующий день, а может через несколько месяцев.

В заключение хотелось бы отметить, что гнев хорошо бы преобразовывать таким образом,  чтобы он служил  не для затыкания, унижения, оскорбления другого, а для построения коммуникации с ним. А целью гнева было бы  не пугать человека, а информировать и привлекать его внимание!

Будьте здоровы! Любите себя и других!



Просмотров: 442
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Как и для чего распознавать чувства? Что скрывает за собой гнев?
  • Что делать, когда хочется наорать на ребенка, но понимаешь, что это плохо?
  • Ребенок с отцом – это хорошо! А что делать, когда его нет рядом?
  • Когда ребенок раздражает или что скрывает родительский гнев?
  • Учим ребенка выражать гнев - конструктивно.
  • Гнев. Часть 1: Что такое гнев?
  • Что делать, чтобы ребенок читал книги? Самый банальный ответ для родителей.
  • Гнев ребёнка-что делать?
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Я хочу чтобы муж меня обнимал, не потому что я этого хочу, а потому что он этого хочет...
  • Плохое поведение ребенка. Что это такое и что делать?
  • Что такое гнев и насколько вредно сдерживать его? (Мост Перемен, Вып.3 от 16.04.2019)
  • Усмирение вулкана: что делать, если вами овладел гнев
  • Как правильно выражать гнев и негатив.
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Плохие чувства: что делать когда ребенок злится
  • Держать гнев в себе, чтобы не разрушить отношения
  • Когда хочется, чтобы кто-то сказал, что я чувствую
  • Что делать, чтобы ребенка (да и родителей) не переполняли лишние эмоции?
  • Что делать при депрессии, и что делать для того, чтобы её избежать
  • Рефракторная зона: что делать, чтобы поменять то, что есть
  • Вредные советы. Что делать, чтобы у Вашего ребенка сформировалось ПРЛ?
  • Хочу ребенка! Что важно осознать. Упражнение для будущих мам.
  • Родители, для меня это важно!Советы глазами ребенка.
  • Если вас что-то бесит. Гнев и раздражение - маски злости.
  • Как помочь ребенку делать то, что не хочется.
  • Что может быть важно ребенку
  • Как контролировать свой гнев?
  • Как контролировать свой гнев



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь