|
Что делать, когда ребенок злится?Автор статьи: Купцова Татьяна Викторовна
Что обычно нам, родителям, хочется сделать, когда ребенок сердится, злится, гневается? С одной стороны, хочется разозлиться в ответ ( это рефлекторная естественная реакция): «Ах ты злишься? Еще чего?! Сейчас я тебе покажу! Сейчас ты у меня разозлишься по-настоящему!» С другой стороны, хочется подавить , остановить словами: «Прекрати!», «Так нельзя!», «Молчи!», «Не ругайся!», «Не злись!», «Веди себя прилично!», «Тихо!» Потому что гневные чувства ребенка неприятны и трудновыносимы…Особенно тому родителю, который в себе не принимает злость… Что же делать? Как поступить правильно? Как реагировать на гневного, бунтующего ребенка, чтобы эта родительская реакция помогала ребенку личностно развиваться, а не дополнительно травмироваться? Ведь дети, которых родители воспитывают, подавляя их гнев, впоследствии во взрослом состоянии начинают испытывать определенные психологические сложности: не понимают своих чувств и потребностей, нечувствительны к себе, не способны замечать и отстаивать свои границы, зависимы от мнений других людей, испытывают трудности в построении близких отношений, имеют неустойчивую самооценку и т.д. Чтобы этого не происходило, важно признавать, что гнев – это нормальная, здоровая, базовая эмоция , не плохая и не хорошая, появление которой свидетельствует о неудобстве, возможном нарушении границ, о необходимости защиты себя, своих идей, ценностей, убеждений, своих близких. Поэтому важно у ребенка не подавлять гнев, а учить выражать его зрелым, социально приемлемым способом, то есть не причинять вреда ни себе, ни людям, ни животным, ни предметам, для этого не предназначенным. Чтобы научить ребенка выражать гнев социально приемлемо, родителю надо самому уметь это делать. Когда ребенок злится, важно не гневаться в ответ! То есть не обрушивать свой гнев на рассерженного ребенка . Для этого надо смотреть на самого себя внимательнее и выражать свой гнев , как подобает зрелому человеку ( вежливо, без уклонений в сторону, стремясь найти решение), показывая собственным примером, как это делать. Для этого выражать свой гнев хорошо бы на уровне недовольства, раздражения, то есть фактически пока он не стал гневом. Тогда он подконтролен. Важно родителю уметь понимать свое эмоциональное состояние, контролировать и справляться с самим собой, чтобы не транслировать ребенку свои слабо контролируемые образцы гневного поведения в виде эмоционального и физического насилия. Росс Кэмпбелл рекомендует помнить, что дети не имеют защиты от разрушительной силы нашего гнева. Важно принимать ребенка таким, какой он есть, чтобы он не направил свой гнев внутрь себя. Взрослому важно самому не уподобляться ребенку, не копировать детское поведение, а демонстрировать зрелое взрослое. Чтобы ребенок учился распознавать недовольство, раздражение, злость, гнев, нужна помощь со стороны. Кто-то должен сказать ребенку: "Похоже, ты сейчас раздражаешься, злишься…», объяснить причину злости: «Я вижу, ты злишься, потому что тебе хочется посмотреть мультик…» Хорошо бы посочувствовать ребенку: «Да, грустно, я понимаю тебя, я бы тоже злилась на твоем месте…» И постепенно, шаг за шагом ребенок сам будет замечать гневные проявления у себя и говорить об этом, а не вопить, кидаться с кулаками на близких и швыряться вещами. Также важно давать обратную связь ребенку после вспышки гнева (как только устанавливается атмосфера стабильности). Здесь следует отметить следующее (по Россу Кэмпбеллу):
Изменение в поведении ребенка может произойти на следующий день, а может через несколько месяцев. В заключение хотелось бы отметить, что гнев хорошо бы преобразовывать таким образом, чтобы он служил не для затыкания, унижения, оскорбления другого, а для построения коммуникации с ним. А целью гнева было бы не пугать человека, а информировать и привлекать его внимание! Будьте здоровы! Любите себя и других! Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|