|
Недовольство, раздражение и гнев - откуда все это беретсяАвтор статьи: Корягин Владимир Николаевич
Иногда человек раздражается на каждые мелочи, на всех подряд, даже на самого себя, и отсутствует четкое понимание, в чем причина его раздражения, ведь люди, которые оказываются рядом, в общем - то не виноваты. Причинами частых недовольств могут быть: 1) наследственность (например: темперамент-меланхолик, холерик), есть гипотеза, что психологические травмы, передаваемые от предков на уровне генетической памяти, влияют на ребенка; 2) приобретенная модель поведения (реагирование на внешние факторы), чаще всего от родителей, например: не разобравшись в чем дело, накричать на человека или наоборот неумения защищать свои границы; 3) вследствие психологических травм, как в детстве, так и во взрослой жизни. Также все перечисленные причины могут встречаться в комплексе. Одной из самых важных причин частых недовольств, раздражения и гнева является неуверенность. Если смотреть глубже, то это страх. Человек чего - то или кого - то боится. Страх и гнев запускает в организме человека сложные физиологические процессы, в кровь выбрасываются адреналин и норадреналин, тело моментально реагирует, мышцы в тонусе, повышается давление, учащается сердцебиение и т.п. Психические процессы человека как эмоции страха, гнева и раздражения - это естественные биологические реакции, они нам даны природой для каких-то действий, ведущих к безопасности, а именно выживания, как индивида, например, бежать, защищаться или нападать, т.е. устранение препятствий, на пути к определенной цели. Не всегда агрессивный человек бывает уверенным и с адекватной самооценкой. И не всегда эта агрессия бывает уместной и эффективной. Неуверенным может быть как застенчивый человек, который сдерживает в себе много эмоций, так и агрессивный, гневающийся из-за страхов. Например: начальник орет на подчиненных, потому что боится, что они сделают ошибку и не выполнится план предприятия. Агрессора может раздражать застенчивый человек, у которого отсутствует умение защищать свои границы. Агрессивный человек начинает возвышаться над ним, а это уже гордыня, которая способствует раздражению и может привести к оскорблениям, унижению и даже к физическим побоям, т.е. происходит самоутверждение за счет слабого человека, компенсируются свои же слабые качества личности. Например: в школе двоечник-хулиган обижает застенчивого отличника, т.е. происходит компенсация плохой успеваемости за счет возвышения над слабым отличником из-за зависти.
Нас раздражает в людях наши же теневые качества личности, которые мы не видим и отказываемся их проявлять из-за разных убеждений, установок и т. п., а у оппонента эти же качества сразу замечаем, тут же возвышаемся над ним, возникает гордыня и, как правило, чувство недовольства, раздражения. Часто забываем, что действовали, когда-то так же. «В своем глазу бревна не видит, а в чужом соринку разглядит». Иногда мы чувствуем себя противоположными оппоненту, а это значит, что он другой, не такой как мы и эта противоположность может вызвать у кого-то чувство недовольства.
Когда вам не нравится, что кто-то делает не так как хотелось бы, попробуйте с ним договорится сразу, не копить эти недовольства. Кто-то сразу начнет раздражаться, а кто-то сдержится, наденет на себя маску, что он доволен, а внутри копит это недовольство, которое рано или поздно может выйти наружу в агрессивной форме. Поэтому мелкие недовольства нужно отслеживать сразу и учиться их выражать спокойно и уверенно, не унижая человека. Иногда полезно просто сказать о том, что ты сейчас чувствуешь, какие эмоции у тебя в данный момент, тревожность, недовольство и т.п. Вследствие комплекса неуверенности, психологических травм, установок, убеждений и т.п. могут не реализоваться потребности, желания, то есть стоят блоки на пути к целям, которые не всегда осознаются, они могут «сидеть» далеко в подсознании. Без специалиста не всегда их можно «вытащить» на поверхность сознания, понять причину этого самого гнева, раздражения и справиться с этим состоянием. Специалист поможет понять причину и устранить ее вместе с клиентом. Клиенту необходимо взять на себя ответственность, для того чтобы он был готов принять причины гнева внутри себя, а не искать их в окружении внешних факторов. Не всегда каждый клиент может взять ответственность на себя, бывает, что сделать это не просто, так как нужно переделывать себя в первую очередь, а не других, порой себя бывает сложно изменить, а что уж говорить о других. Иногда нужно переосмыслить какую - то ситуацию, собрать больше информации. Ведь именно отсутствие понимания, мало информации о чем-то или о ком-то и поспешные выводы дают реакцию раздражения. Когда отсутствует объективная информация, человек автоматически возвышается над оппонентом и считает себя правым, лучшим. Поэтому не торопитесь делать поспешных выводов, судить и оценивать раньше времени, необходимо больше разговаривать и договариваться с людьми. Ведь раздражение и гнев это энергия и она вам дается для того чтобы вы что-то сделали, изменили ситуацию и направили ее в нужное русло. Иногда среда обитания требует проявить смелости и решительности на пути к своей цели, иногда легче и мудрее уйти от ситуации, но если остались недовольства, необходимо выпустить эту энергию в спорт и переосмыслить ситуацию. Далеко не всегда агрессия дает положительный результат, лучше обойтись без нее, смело, спокойно и уверенно решить проблему. Ведь на агрессию можно встретить агрессию, и от этого проблема только усугубиться.
Поэтому нужно учиться вырабатывать новую модель ассертивного поведения, без возвышения и принижения перед партнером, уважать его, принять его таким, какой он есть, тогда раздражение и гнев, которые приносят много неприятностей, будут редкими спутниками на вашем жизненном пути.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|