Держать гнев в себе, чтобы не разрушить отношения

Автор статьи: Ольга Самохвалова
"Лучше копить деньги, чем эмоции в себе", - однажды подумала я.

По интернету ходит такая картинка: 

Держать гнев в себе чтобы не разрушить отношения

Вроде шутка, а такая жизненная. Нередко люди не выпускают наружу свое чувство гнева из-за боязни потерять собеседника, привычное пространство, разрушить отношения.

Отчего рождается такая мысль?

Опыт детства

В идеале, родитель рассказывает малышу про эмоции. 

"Сейчас ты злишься, тебе не нравится это".

"Тебе грустно, от того, что игрушка потерялась".

"Ты очень рад, что встретил своего друга".

"Тебе страшно стало, когда ты увидела ту клыкастую, гавкающую собаку".

Ребенок учится у родителя, наблюдая, впитывает, как тот проявляет и предъявляет разные эмоции в общении. 

"Когда меня кусают, щиплют, плюют в меня, мне это неприятно. Не делай так больше".

"Я чувствую, что ты злишься на меня. Ощущаю какое-то напряжение. Что-то произошло?".

"Со мной так нельзя".

"Прошу не разговаривать со мной в таком тоне".

"Я сейчас не готов это обсуждать".

"Я хочу сейчас побыть один".

"Я люблю тебя!".

"Я очень огорчен произошедшим... Мне нужно время, чтобы прийти в себя".

Если родитель обладает стратегиями, нацеленными на сдерживание чувств, их подавление, вытеснение, контроль, не умеет сам конструктивно проявлять чувства, ребенок через негативное родительское предписание принимает ограничивающие его жизнь решения.

Лучше молчать, чем говорить.

Лучше сдержаться, чем потом расхлебывать.

Не злись, а то будешь один.

Злых не любят.

Если я буду злиться, меня бросят.

Потом взрослый человек держит гнев в себе, чтобы не разрушить отношения.

Как узнать, сдерживаю ли я чувства?

Есть классный тест чтобы определить, как вы обращаетесь с эмоциями. Нарисуйте человека. Любого, какого хотите.

Обратите внимание на шею. Грудь. Есть ли на рисунке воротнички, украшения на шее, ленточки.

У людей, склонных к высокому уровню контроля над эмоциями, обычно есть украшения на шее, черточки, воротнички, шарфики. Шея обычно тонкая. Зачерненная узкая грудь. Ряд пуговиц сверху вниз на рубашке. Очень широкая шея или ее отсутствие признак свободного выражения чувств, не всегда конструктивного.

В одной из сессий я использовала рисунок человека. На шее девушки были изображены увесистые бусы. Оказалось, что они символизировали предписание бабушки "Будь приличной, не говори громко, сдерживай себя".

Проработка этого ограничения позволила девушке больше не бояться своих сильных чувств и гармонично их проявлять в общении.

Что же делать с эмоциями?

Головой человек может понимать, что сдерживать себя нельзя, психосоматика потом попрет. И это зачастую выливается в разрушительное предъявление себя. С чувством вины на десерт. Или заявкой: "Пусть принимают меня такой, какая я есть!", - сказанную в пустоту в одиночестве с бокалом вина.

Почему не получается "нормально, по-человечески" это сделать? Ведь и статьи, и книжки под рукой. 

На пути к свободному выражению чувств может стоять негативное родительское предписание, глубоко зашитое в бессознательное. Ведь многого человек не осознает, как бы ни хотел думать обратное.

Техники типа "Я-сообщений", проговаривания чувств, установления границ хороши, но не убирают корень проблемы.

Работа с более глубокими структурами позволяет решить эту задачу. И в этом мне помогает эмоционально-образная терапия.

Отмена негативных предписаний позволяет чувствам выражаться свободно.

Убираются блоки, мешающие энергии (чувствам) течь по телу.

Восстанавливается способность взаимообмена чувств в общении.

На эту почву легко ложатся разные поведенческие техники типа "Я-сообщения".

P.S. Как у вас дела с рисунком человека? Кстати, на моем раньше тоже были бусы.

Разрешите себе счастье



Просмотров: 495
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • "Я хочу чтобы меня любили" или "когда я смотрю на небо"
  • Любовный треугольник. Роли "родитель","ребенок", "взрослый".
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • Метафорические карты"Персона", "Хабитат", "Роботы" в работе с эмоциями.
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • "Есть такая "помощь", которая вовсе не помогает..."
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • "Как тебе понравиться?" или "Обрати на меня внимание"
  • Откуда приходит гнев? Болезни "жара" и два типа "жарких" людей.
  • Авторская техника "Синематограф" ("Соре", "Персона","Он")
  • "Замедляться, чтобы чувствовать" или "Что у меня с лицом?"
  • Мужская манипуляция: "Ты без меня пропадешь" или "Ты больше никому не нужна"
  • Упражнения "Безусловная любовь к себе" и "Одно любимое дело для себя"
  • Чтобы ваше "потом" не превратилось в "никогда"
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • "Мой 2-х летний ребенок меня бьет". Из цикла "Агрессия ребенка"
  • Техника "Волшебная страна чувств" с МАК "Котейка"
  • Часть 2. "Ходячие гробики": почему вредно говорить детям "нельзя злиться"
  • "Работа с МАК". Расклад "Что лучше для меня".
  • Баланс "Хочу", "Могу" и "Надо": с чего начать?
  • "Время плакать - сейчас" или "Когда попадают в травму"...
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • "Штопор", "бочка" и "мертвая петля": осторожно, негативные состояния
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 2
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 1
  • "Уверенность в себе" или "Что мешает чувствовать себя уверенно?"
  • "Мы были бы отличной парой, если бы не ТЫ" или "Почему моя жена стала Ведьмой"
  • О "сильных" и "слабых" или о том, как общаться с "сильным мужчиной"?
  • "Лепи меня, как я тебя" - кратко про "феномен Микеланджело"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь