Если у ребёнка погиб друг...

По моему мнению, лучшее, что может сделать школьный психолог в такой ситуации - это оказать экстренную помощь и порекомендовать родителям обратиться к специалисту, имеющему подготовку в области работы с горем и ПТСР.

Я не обучалась работе с утратой дополнительно, поэтому подбирала упражнения для тренинга очень аккуратно, по принципу "не навреди". Здесь указала те, которые по мнению участников, помогли им в наибольшей степени. 

Прежде чем перейти к описанию упражнений, замечу, что очень важно дать детям выговориться. Что они знают о том, что случилось. Что они чувствуют в связи с произошедшим. Кому-то из взрослых покажется страшным, что дети говорят о смерти. В то же время очень важно, чтобы дети поняли, что страх, горе, мысли о том, что они всё могли исправить, - абсолютно нормальны. Важно, чтобы они выразили свои чувства вовне, а не соматизировали их.

Участники тренинга отметили упражнение "Исчеляющие письма" из книги И.Г. Малкиной-Пых "Психологическая помощь близким". Нужно написать 3 и более писем погибшему другу. В первом письме подробно описываются произошедшие события и как они отразились на жизни ребёнка, мыслях и переживаниях. Можно задать вопросы умершему. Во втором письме нужно сочинить ответ от лица того человека, причем такой, какой ребёнок боится услышать. В третьем и последующих письмах нужно представить, что ребёнок и тот человек одинаково раскаиваются. Рассказать погибшему о своей доброжелательной позиции и сочинить ответ, где этот человек так же пишет с самими лучшими намерениями. Поддерживать диалог, пока скорбящий и погибший не договорятся. "Вы прощаете друг друга и прощаетесь на этом". 

Эффективной оказалась работа с изображениями по мотивам метафорических карт. Я подобрала спокойные, ресурсные картинки. Распечатала каждую в нескольких экземплярах. Попросила детей выбрать для себя те, на которых, по их мнению, есть что-то, что поможет им пережить горе и продолжить счастливую жизнь. Когда они это сделали, попросила описать, что они видят на картинках и как это им поможет. Следует разрешить забрать карты с собой (как правило, даже на обычном тренинге дети хотят это сделать, в рамках тренинга утраты это особенно важно).

Поскольку утрата близкого всегда связана со страхом собственной смерти, закончить такой тренинг лучше медитацией "Безопасное место". 

  1. Закройте глаза и сосредоточьтесь на своем дыхании.
  2. Сконцентрируйтесь на выдохе, все больше и больше расслабляясь с каждым выдохом.
  3. Когда вы почувствуете себя готовым, представьте безопасное место – это может быть какое-либо знакомое вам место, где вы уже бывали или где хотели бы побывать. Вы можете представить себе реальное место или вообразить что-то по собственному усмотрению.
  4. Безопасное место может быть таким, каким вы захотите, в нем может быть всё, что угодно. Это может быть комната, пляж, поляна, дом. Вы можете находиться в нем один, а можете окружить себя людьми. Единственное обязательное требование – вы должны чувствовать себя в полной безопасности и быть в этом абсолютно уверены.
  5. Переместитесь в безопасное место, насладитесь ощущением пребывания в полной безопасности. Вы можете сохранить это ощущение, а можете проанализировать какие-то аспекты своей жизни с точки зрения безопасности, которую вам обеспечивает выбранное вами место.
  6. Во время пребывания в безопасном месте вы должны сконцентрироваться на следующих ощущениях: безопасность, комфорт, уверенность и контроль.
  7. Оставайтесь в безопасном месте так долго, как захотите. Помните, что вы всегда можете воссоздать это место, когда вам этого захочется.
  8. Когда вы почувствуете себя готовым, покиньте безопасное место и вернитесь в реальный мир.


Конечно, работа с детьми не останавливается на этом. И всё-таки, на мой взгляд, если Вы не уверены в своих силах, лучше порекомендовать родителям таких детей обратиться к другому специалисту. 

Я не претендую на уровень эксперта в работе с детьми, переживающими горе. Долго сомневалась, стоит ли вообще писать об этом. И публикую данный материал по той причине, что когда мне пришлось очень срочно (буквально за вечер) готовить тренинг - сложный тренинг - я нашла не так много информации по этой теме. 
И всё-таки я очень надеюсь, что Вам никогда не придётся работать в данной области. 



Просмотров: 580
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Что такое "семь смертных грехов", и какое место они занимают в нашей жизни.
  • Встать на свое место, потерять свое место или "выйти из себя". Как это бывает в жизни.
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Хотеть, чтобы что-то случилось в нашей жизни и быть готовым это принять - очень разные вещи!
  • Когда кажется, что любовь нужно заслужить? А когда тебя любят, то это так хорошо, "аж плохо"
  • Всё, что Вам нужно - это полюбить себя.
  • "Мы любим дом, где любят нас" ( Безопасное место)
  • Я всё больше понимаю, что нужно людям и при это я всё больше не готов им это дать!
  • Что делать, когда на работе возникают мысли: "Не хочу/не буду/неинтересно/мое ли это?"
  • Лучшее, что Вы можете сделать для своих денег в этом году
  • "Со мной что-то не так", или что делать с чувствами, которых быть не должно?
  • Про цели, или Визуализируй - и забудь о том, что это может быть в твоей жизни.
  • Еще один вариант методики "Безопасное место"
  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"
  • "Что значит проживать эмоции,и как это влияет на пресловутое качество жизни?" -ответ на вопрос
  • "Я для себя" - что это?
  • "Где в теле Вы чувствуете это?" Что делать, если ощущений нет?
  • Техника самопомоши "Мое безопасное место"
  • Семейное. Кто "виноват" в том, что Вы не можете построить отношения? Часть 3
  • Семейное. Кто "виноват" в том, что Вы не можете построить отношения? Часть 1
  • Семейное. Кто "виноват" в том, что Вы не можете построить отношения? Часть 2
  • Быть "живой". Что это значит?
  • Иногда то, чего вы так сильно хотите - может быть совсем не тем, что вам действительно нужно
  • "Анализ сновидений" в группе - что это и как это работает?
  • "С мамой все в порядке. Это со мной что-то не так"
  • Что за "зверь" это такой - аутоагрессивное (аутодеструктивное) поведение?
  • «ЛУЧШЕЕ, что мы можем сделать ДЛЯ СЕБЯ — это ПОЗНАКОМИТЬСЯ с собой! Какой Я?»
  • Техника "Безопасное место"
  • Когда вам надоест думать, что вы сделали не так и вести себя, как хотят другие, тогда вы и начнете жить



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь