|
Родитель-нарцисс. Феномен нарциссического расширения и его влияние на формирование SELF ребенка.Автор статьи: Лядова Анна Васильевна
В настоящее время, в мире прогресса и технологий, пожалуй, только ленивый не слышал терминов: «нарцисс», «нарциссический»… В более узких профессиональных кругах прочно вошли в обиход красивые, на первый взгляд, словосочетания -«нарциссическое расщепление», «нарциссическая травма», нарциссический тип личности» и «нарциссическое расширение». Вот на этом, последнем феномене с говорящим названием, мне и хотелось бы остановиться подробнее. Раскрыть его суть, продемонстрировать проявления данного феномена в межличностном пространстве и показать разрушительные последствия его влияния на формирующуюся SELF. И я, возможно, не стала бы заострять на нем внимание, если бы не один клиентский случай из недавней моей консультативной практики…Скажу сразу, случай заставил содрогнуться и переоценить масштаб бедствия скрывающегося под «чудесным, говорящим» названием. Итак… На прием пришла семья: мама, папа и девочка 6 лет. Внешне очень положительные родители. Их основная жалоба заключалась в том, что девочка стала капризной, плаксивой, хочет перестать посещать кружок пения. Кроме того, появились ночные страхи, тяжело расстается перед детским садом и вечерними занятиями с родителями. Плачет, отказывается идти. Мотивирует странными страхами. Страх нового учебника, например. И так перед каждым из кружков (а их, к слову, 4 и каждый по 2 раза в неделю!!!). Особенно мама настаивает на посещении танцевального кружка. Ведь она всегда мечтала танцевать, но у нее не сложилось, поэтому, пусть хоть дочка танцует. Девочка, хоть и идет с большим нежеланием, но на занятиях выполняет все, ее хвалят. «Не поймем» - говорят они мне, – «в чем причина»… Клиентский запрос – верните все, как было раньше. «Везде ходила, все успевала, все педагоги хвалили, хотим так снова» - говорят наперебой родители. И вроде бы пожалеть их, бедные, так много сил тратят, столько вкладывают в развитие ребенка. А она делать ничего не хочет, нервы родителям мотает. Хулиганка - иным словом. Но жалеть почему-то их не хочется, консультация продолжается, и я ловлю себя на мысли, что фигуры родителей становятся в моих глазах такими крупными, давящими, весомыми, а я начинаю прямо-таки на стуле отползать к девочке усиливая и себя и ее… Появляются, навеянные контрпереносом, мысли о собственной не профессиональности, беспомощности, стыдности… Между тем, добираюсь до своего любимого вопроса: «А не чувствуете ли вы, что подменяете волю ребенка своей волей?» - парирую я и немного выдыхаю. И, как оказалось, рано... Ответ мамы, мягко говоря, меня шокировал, хотя думала, что мало чему уже могу удивляться. - «Ой, а расскажите об этом поподробнее, это так здорово! Мне бы научиться» - выдает она на одном дыхании. «Кто-то из нас двоих определенно сумасшедший» - думаю я, судорожно выуживая из памяти все подходящие файлы под названием «гуманистическая психология» и понимаю, что я в порядке! Что же такое с ними, с этими родителями? Самое время перейти к сути, сердцевине заявленного феномена под названием «нарциссическое расширение». Нужно отметить, что на месте ребенка в аналогичной ситуации может оказаться взрослый, сообщество, животное, предмет – обладание или причастность к которым, помогает усилить чувство собственной значимости и превосходства. В данной ситуации ребенок, успешно занимающийся по 8 часов в неделю помимо времени проведенного в детском саду, прекрасная подпитка для зыбкой самооценки родителей, которые сами не смогли стать успешными. Успех ребенка компенсирует чувство стыда от собственной несостоятельности. И как только ребенок начинает сдаваться, капризничает, заявляет о собственном нежелании быть марионеткой, родителей захлестывает тревога. Они начинают искать и применять все известные им способы, чтобы вернуть все на свои места. В такой же тревоге они приходят на прием к психологу. Итак, для нарциссического расширения характерно:
Итак, какие же изменения претерпевает функция SELF в любви с условием. Функция Id ребенка – подменяется родительской. «Я знаю, что тебе, на самом деле, холодно» - один из вариантов подмены. Собственные чувства ребенка всячески обесцениваются и караются нелюбовью. Со временем они начинают восприниматься как ложные, не вызывающие доверия, мешающие, а после и вовсе словно исчезают. Отсюда рождается более безопасное стремление жить головой. И тогда, в результате подавления функции Id, часто приходится слышать от клиентов: «Я думаю, что я чувствую». Функция выбора Egо в процессе роста так же старательно подменяется родительской. Это четко видно из вышеприведенного примера. Родитель точно знает, что нужно ребенку, чтобы стать тем, кем, по мнению родителей, он должен стать. Иными словами, везде, где стоит хоть какой-то существенный и часто, даже несущественный выбор, родитель единолично принимает решение. Функция Personality в анамнезе выстраивается на полноценно функционирующих функциях Id и Ego. Что можно знать о себе настоящем, если за всю жизнь повзрослевший индивид не сделал ни одного более или менее существенного выбора. Его учили что чувствовать, чего хотеть, что выбирать, кого выбирать. И ради недосигаемой любви родителя, он отказался от всего настоящего в себе, спрятал поглубже с пометкой – «токсический стыд, приближаться опасно». Примерное выстраивание работы с ребенком нарциссических родителей. Успех в психотерапевтической работе с детьми сильно зависит от слаженной командной работы родителей и психолога. В работе с данной проблематикой такой слаженный терапевтический альянс с родителями установить удается далеко не всегда. Важно помнить, что работа может прекратиться в любой момент и самым неприятным для психолога образом. И тогда, помочь конкретно этому ребенку психолог уже не сможет ничем. Поэтому, работать с данной категорией родителей лучше медленнее, с уважением к их тревоге и их собственной детской травмации.
Важно помнить, что как бы не хотелось «подлечить» родителя, клиент в данном случае ребенок. Поэтому, в принятии решений о поднимаемых темах на совместных встречах, о фрустрации негативного родительского поведения, важно исходить из предполагаемой максимальной пользы для ребенка. И постараться сделать все возможное для него в тех условиях, которые предоставлены. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|