|
Самоотношение в связи с особенностями эмоциональной сферы личности молодежи.Автор статьи: Верещагина Елена Сергеевна
Современная ситуация кризисного состояния различных сфер жизни наших соотечественников делает все более востребованными такие характеристики конкурентоспособного индивида как успешность, мобильность, гибкость в принятии решений и др. Часто данные характеристики являются следствием положительного (или позитивного) самоотношения личности, которое является социально одобряемым феноменом. Возможность некоторых индивидов поддерживать и моделировать собственное позитивное самоотношение находится в определенной взаимосвязи с особенностями их эмоциональной сферы личности. Эмоционально нестабильный, тревожный человек может пересмотреть отношение к себе, потерять веру в собственные силы, что в свою очередь возможно станет причиной потери работы, разрушения семейных отношений или других нежелательных последствий. Самоотношение является феноменом самосознания, относящимся к эмоционально – ценностному компоненту, а также феноменом «теории отношений» В.Н.Мясищева в которой используется для обозначения специфики отношения человека к собственному «Я» [4,12]. Содержанием самоотношения с точки зрения отражения объектов окружающей действительности выступает совокупность оценочных характеристик, суждений и переживаний, связанных с ними по поводу знаний о себе, отраженных в когнитивном компоненте самосознания. В рамках системных трактовок самоотношение понимается как многомерное, многоуровневое образование, являющееся составляющей самосознания. По принципу конкретности-обобщенности в описании, самоотношение представляет собой иерархическую структуру, в которой на первом уровне находятся внутренние действия в свой адрес, обладающие предметным содержанием и эмоциональным фоном (самоукоризна, самообвинения и т.д.). Второй уровень содержит более общие характеристики, такие как самоуважение, аутосимпатию и самоинтерес, характеризующие самосознание личности, а также ожидаемое отношение от других людей, характеризующее самосознание социального индивида. Третий – высший уровень по критерию конкретности- обобщенности занимает наиболее общий компонент самосознания – глобальное чувство позитивного или негативного отношения к себе, которое складывается из негативных и позитивных компонентов предыдущих уровней [5,16]. Самоотношение или отношение личности к себе претерпевает значительные изменения в процессе онтогенеза. В детском и подростковом возрасте оно не обладает устойчивостью и зависит в большей степени от отношений других, опирающихся на их оценку поведения конкретного человека. Лишь после многократных осознаний себя происходит формирование понимания себя как личности и самоотношение становится более устойчивым, что отражает более зрелый уровень развития личности [17]. Ядром самоотношения в юности является аутосимпатия, которая по мере взросления заменяется самоуважением [13]. Устойчивое позитивное самоотношение венчает формирование структуры характера и данный процесс связан с различного рода аффективными переживаниями [1]. Эмоциональная сфера человека, ограничивая пласт психического и включая в себя различные феномены, для анализа которых используются эмоции, как класс явлений, представляет собой иерархическое строение в котором выделяют несколько уровней [8]. К первому уровню относятся элементарные физические чувствования, которые испытывает человек как биологический индивид [7,8, 15], второй уровень охватывают эмоциональную сферу социального индивида. Третий уровень эмоциональной сферы является наивысшей ступенью, отражающей эмоциональное развитие личности. В контексте представлений С.Л.Рубинштейна о строении личности и психическом облике человека на данном уровне рассматриваются: эмоциональная направленность личности, основанная на предметных эмоциях, в которых субъект испытывает потребность и которые придают ценность процессу его деятельности [6]; обобщенные (мировоззренческие) чувства; базовые эмоции, которые рассматриваются как детерминанты личностного поведения и придают смысл и значение существованию личности [7]; эмоциональные способности личности – эмоциональный интеллект [8]. Удельный вес эмоциональной сферы личности различается у разных людей и зависит от глубины эмоциональных переживаний, от того насколько эмоционально были пережиты те или иные узловые моменты в жизни личности [15]. Обобщение современных исследований самоотношения в связи с особенностями эмоциональной сферы позволили выделить следующие направления в изучении данной связи: 1. исследователи констатируют наличие функциональной связи «самоотношение – эмоциональная сфера» (М.Н.Кропачева (2010г.), Н.А.Максимова (2005г.), О.И.Леонова (2011г.), Т.В.Манянина (2010г.) [10, 11]; 2. изучается обусловленность данной связи темпераментом человека, а именно эмоциональностью (Т.Н.Кочеткова (2007) [9]; 3. преимущественно изучается самоотношение в связи с эмоциональностью у подростков (Аль-шевеа Набила Али (2009г.), младших школьников (М.Н.Кропачева (2010г.) и дошкольниов ( Н.Ю.Зеленина (2011г.) [9,10,11]. Таким образом, связь «самоотношение – эмоциональная сфера» является недостаточно изученной. Нами проведено исследование, нацеленное на изучение самоотношения молодежи в связи с особенностями эмоциональной сферы личности. Интерес к изучению данного вопроса продиктован тем, что юношеский возраст является сенситивным для развития самоотношения, т.к. именно в это время наблюдается согласование эмоциональных и конгнитивных представлений о себе с окружающей реальностью, а также происходит самоопределение человека в профессиональном плане, изменение его социального статуса. С одной стороны, данные процессы связаны с аффективными переживаниями, а, с другой, эмоциональные особенности личности предположительно оказывают влияние на виды самоотношения. В исследовании приняли участие 46 старшеклассников (16-17 лет), учеников двух школ г.Ростова-на-Дону, а также 44 студента ЮФУ (19-20 лет). Анализ результатов исследования позволяет утверждать, что для эмоционально стабильного подростка характерно позитивное самоотношение, высокий уровень самоуважения, аутосимпатии и ожидания положительного отношения других. Высокий уровень самомотивации связан с позитивным общим самоотношением и внутреннем самоуважением, а ожидание положительного одобрения со стороны других характерно для старшеклассников с высоким уровнем распознавания эмоций. Беспокойного, фрустрированного, раздражительного, ранимого, ипохондричного, неуверенного в себе, склонного к предчувствиям и самобичеванию старшеклассника с высоким уровнем ситуативной и личностной тревожности характеризует негативное самоотношение, не уважение самого себя и низкая симпатия к самому себе. Эмоционально стабильного юношу характеризуют общее позитивное самоотношение, положительное самоуважение, аутосимпатия, ожидание положительного отношения других, а самоинтерес характерен для юношей с высокой эмоциональной осведомленностью. У юношей высокое положительное самоотношение и его виды зависят в основном от эмоциональных особенностей, а именно от чувства удовлетворенности собой и эмоциональной стабильности. Выраженность тех или иных видов самоотношения в структуре интегрального самоотношения у школьников и студентов, а также у юношей и девушек является различной. У старшеклассников и студентов аутосимпатия и самоинтерес, имеющие внутренние оценочные основания, зависят от эмоционально-личностных особенностей: у школьников от внутренней расслабленности, удовлетворенности собой; у студентов от эмоциональной стабильности, зрелости. Самоуважение и ожидание положительного отношения других, имеющие внешние оценочные основания и в группе школьников, и в группе студентов зависят как от эмоциональных особенностей, так и от уровня развития эмоционального интеллекта. В группе девушек аутосимпатия и самоинтерес, имеющие внутренние оценочные основания, зависят от эмоционально-личностных особенностей, а именно от эмоциональной стабильности. В группе юношей аутосимпатия зависит от удовлетворенности собой, расслабленности, а самоинтерес от эмоциональной стабильности в сочетании с эмоциональной осведомленностью. Что же касается видов самоотношения, имеющих внешние оценочные основания, то и у девушек, и у юношей ожидание положительного отношения других зависит от расслабленности, удовлетворенности собой. Высокий уровень самоуважения у девушек зависит от эмоциональной стабильности, а у юношей от расслабленности, удовлетворенности собой. Перспектива дальнейшего исследования заключается в анализе связей между иными феноменами самосознания и эмоциональной сферой личности. Литература:
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|