Самоотношение в связи с особенностями эмоциональной сферы личности молодежи.

Современная ситуация кризисного состояния различных сфер жизни наших соотечественников делает все более востребованными такие характеристики конкурентоспособного индивида как успешность, мобильность, гибкость в принятии решений и др. Часто данные характеристики являются следствием положительного (или позитивного) самоотношения личности, которое является социально одобряемым феноменом. Возможность некоторых индивидов поддерживать и моделировать собственное позитивное самоотношение находится в определенной взаимосвязи с особенностями их эмоциональной сферы личности. Эмоционально нестабильный, тревожный человек может пересмотреть отношение к себе, потерять веру в собственные силы, что в свою очередь возможно станет причиной потери работы, разрушения семейных отношений или других нежелательных последствий.

Самоотношение является феноменом самосознания, относящимся к эмоционально – ценностному компоненту, а также феноменом «теории отношений» В.Н.Мясищева в которой используется для обозначения специфики отношения человека к собственному «Я» [4,12]. Содержанием самоотношения с точки зрения отражения объектов окружающей действительности выступает совокупность оценочных характеристик, суждений и переживаний, связанных с ними по поводу знаний о себе, отраженных в когнитивном компоненте самосознания.  В рамках системных трактовок самоотношение понимается как многомерное, многоуровневое образование, являющееся составляющей самосознания. По принципу конкретности-обобщенности в описании, самоотношение представляет собой иерархическую структуру, в которой на первом уровне находятся внутренние действия в свой адрес, обладающие предметным содержанием и эмоциональным фоном (самоукоризна, самообвинения и т.д.). Второй уровень содержит более общие характеристики, такие как самоуважение, аутосимпатию и самоинтерес, характеризующие самосознание личности, а также ожидаемое отношение от других людей, характеризующее самосознание социального индивида. Третий – высший уровень по критерию конкретности- обобщенности занимает наиболее общий компонент самосознания – глобальное чувство позитивного или негативного отношения к себе, которое складывается из негативных и позитивных компонентов предыдущих уровней [5,16]. Самоотношение или отношение личности к себе претерпевает значительные изменения в процессе онтогенеза. В детском и подростковом возрасте оно не обладает устойчивостью и зависит в большей степени от отношений других, опирающихся на их оценку поведения конкретного человека. Лишь после многократных осознаний себя происходит формирование понимания себя как личности и самоотношение становится более устойчивым, что отражает более зрелый уровень развития личности [17]. Ядром самоотношения в юности является аутосимпатия, которая по мере взросления заменяется самоуважением [13]. Устойчивое позитивное самоотношение венчает формирование структуры характера и данный процесс связан с различного рода аффективными переживаниями [1].

Эмоциональная сфера человека, ограничивая пласт психического и включая в себя различные феномены, для анализа которых используются эмоции, как класс явлений, представляет собой иерархическое строение в котором выделяют несколько уровней [8]. К первому уровню относятся элементарные физические чувствования, которые испытывает человек как биологический индивид [7,8, 15], второй уровень охватывают эмоциональную сферу социального индивида. Третий уровень эмоциональной сферы является наивысшей ступенью, отражающей эмоциональное развитие личности. В контексте представлений С.Л.Рубинштейна о строении личности и психическом облике человека на данном уровне рассматриваются: эмоциональная направленность личности, основанная на предметных эмоциях, в которых субъект испытывает потребность и которые придают ценность процессу его деятельности [6]; обобщенные (мировоззренческие) чувства; базовые эмоции, которые рассматриваются как детерминанты личностного поведения и придают смысл и значение существованию личности [7]; эмоциональные способности личности – эмоциональный интеллект [8]. Удельный вес эмоциональной сферы личности различается у разных людей и зависит от глубины эмоциональных переживаний, от того насколько эмоционально были пережиты те или иные узловые моменты в жизни личности [15].

Обобщение современных исследований самоотношения в связи с особенностями эмоциональной сферы позволили выделить следующие направления в изучении данной связи: 1. исследователи констатируют наличие функциональной связи «самоотношение – эмоциональная сфера» (М.Н.Кропачева (2010г.), Н.А.Максимова (2005г.), О.И.Леонова (2011г.), Т.В.Манянина (2010г.) [10, 11]; 2. изучается обусловленность данной связи темпераментом человека, а именно эмоциональностью (Т.Н.Кочеткова (2007) [9]; 3. преимущественно изучается самоотношение  в связи с эмоциональностью у подростков (Аль-шевеа Набила Али (2009г.), младших школьников (М.Н.Кропачева (2010г.) и дошкольниов ( Н.Ю.Зеленина (2011г.) [9,10,11].  Таким образом, связь «самоотношение – эмоциональная сфера» является недостаточно изученной.

            Нами проведено исследование, нацеленное на изучение самоотношения молодежи в связи с особенностями эмоциональной сферы личности. Интерес к изучению данного вопроса продиктован тем, что юношеский возраст является сенситивным для развития самоотношения, т.к. именно в это время наблюдается согласование эмоциональных и конгнитивных представлений о себе с окружающей реальностью, а также происходит самоопределение человека в профессиональном плане, изменение его социального статуса. С одной стороны, данные процессы связаны с аффективными переживаниями, а, с другой, эмоциональные особенности личности предположительно оказывают влияние на виды самоотношения. В исследовании приняли участие 46 старшеклассников (16-17 лет), учеников двух школ г.Ростова-на-Дону, а также 44 студента ЮФУ (19-20 лет). Анализ результатов исследования позволяет утверждать, что для эмоционально стабильного подростка характерно позитивное самоотношение, высокий уровень самоуважения, аутосимпатии и ожидания положительного отношения других. Высокий уровень самомотивации связан с позитивным общим самоотношением и внутреннем самоуважением, а ожидание положительного одобрения со стороны других характерно для старшеклассников с высоким уровнем распознавания эмоций. Беспокойного, фрустрированного, раздражительного, ранимого, ипохондричного, неуверенного в себе, склонного к предчувствиям и самобичеванию старшеклассника с высоким уровнем ситуативной и личностной тревожности характеризует негативное самоотношение, не уважение самого себя и низкая симпатия к самому себе. Эмоционально стабильного юношу характеризуют общее позитивное самоотношение, положительное самоуважение, аутосимпатия, ожидание положительного отношения других, а самоинтерес характерен для юношей с высокой эмоциональной осведомленностью. У юношей высокое положительное самоотношение и его виды зависят в основном от эмоциональных особенностей, а именно от чувства удовлетворенности собой и эмоциональной стабильности.

            Выраженность тех или иных видов самоотношения в структуре интегрального самоотношения у школьников и студентов, а также у юношей и девушек является различной. У старшеклассников и студентов аутосимпатия и самоинтерес, имеющие внутренние оценочные основания, зависят от эмоционально-личностных особенностей: у школьников от внутренней расслабленности, удовлетворенности собой; у студентов от эмоциональной стабильности, зрелости. Самоуважение и ожидание положительного отношения других, имеющие внешние оценочные основания и в группе школьников, и в группе студентов зависят как от эмоциональных особенностей, так и от уровня развития эмоционального интеллекта.

            В группе девушек аутосимпатия и самоинтерес, имеющие внутренние оценочные основания, зависят от эмоционально-личностных особенностей, а именно от эмоциональной стабильности. В группе юношей аутосимпатия зависит от удовлетворенности собой, расслабленности, а самоинтерес от эмоциональной стабильности в сочетании с эмоциональной осведомленностью. Что же касается видов самоотношения, имеющих внешние оценочные основания, то и у девушек, и у юношей ожидание положительного отношения других зависит от расслабленности, удовлетворенности собой. Высокий уровень самоуважения у девушек зависит от эмоциональной стабильности, а у юношей от расслабленности, удовлетворенности собой.

Перспектива дальнейшего исследования            заключается в анализе связей между иными феноменами самосознания и эмоциональной сферой личности.

Литература:

  1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. В 2 т. - М.: Педагогика, 1980.
  2. Бююль А., Цефель П. SPSS: искусство обработки информации.Platinum Edition :Пер.с нем./Ахим Бююль, Петер Цёфель. – СПб.: ООО «ДиаСофтЮП», 2005. – 335с.
  3. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. М.: Изд-во МГУ, 1976.- 143 с.
  4. Дарижапова М.Н. Акмеологические особенности самоотношения государственных: Автореф. дисс. … канд.психол.наук: 19.00.13-Москва, 2008. 22с. //URL:http://www.dissercat.com/content/akmeologicheskie-osobennosti-samootnosheniya-gosudarstvennykh-sluzhashchikh (Дата обращения: 03.05.2016)
  5. Джанерьян С.Т. Структура типов профессиональных Я-концепций// Российский психологический журнал. -2005. -т.2. -№3 -С.78-92.
  6. Додонов Б.И. Эмоции как ценность. М., 1978
  7. Изард. К. Эмоции человека.- М.: Изд-во МГУ, 1980. - 440 с.
  8. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. – СПб.: Питер, 2001. - 752 с.
  9. Кочеткова Т.Н. Специфика видов самоотношения личности в зависимости от выраженности эмоциональных и когнитивных компонентов: Автореф. дисс. … канд.психол.наук: 19.00.01 - Хабаровск, 2007. 22с. //URL: http://www.dissercat.com/content/spetsifika-vidov-samootnosheniya-lichnosti-v-zavisimosti-ot-vyrazhennosti-emotsionalnykh-i-k (Дата обращения: 03.05.2016)
  10. Кропачева М.Н. Психологические особенности самоотношения у младших школьников с ЗПР: Автореф. дисс. … канд.психол.наук: 19.00.10 - Нижний Новгород, 2010. 22с. //URL:http://www.dissercat.com/content/psikhologicheskie-osobennosti-samootnosheniya-u-mladshikh-shkolnikov-s-zaderzhkoi-psikhiches (Дата обращения: 03.05.2016)
  11. Манянина Т.В. Эмоциональный интеллект в структуре психологической культуры личности: Автореф. дисс. … канд.психол.наук: 19.00.01 - Барнаул, 2010. 22с. //URL:http://www.dissercat.com/content/emotsionalnyi-intellekt-v-strukture-psikhologicheskoi-kultury-lichnosti (Дата обращения: 03.05.2016)
  12. Мясищев В.Н. Психология отношений М.: МПСИ, 2005, 158с.
  13. Пантилеев С.Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система Текст. -М., 1991.


Просмотров: 444
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Влияние эмоциональной близости с отцом на личностные особенности девушек и юношей
  • Самоотношение - это разрешенное самому себе тепло к себе
  • Внутренний конфликт шизоидной личности. Отличие от других типов личности
  • Особенности ценностно-смысловой сферы личности молодых людей с разным уровнем выраженности религиозности
  • Опыт принятия. Психокоррекция детей с особенностями поведения и эмоциональной сферы.
  • Исследование особенностей нарушений эмоциональной сферы педагогов.
  • Самоотношение подростков
  • Уровень развития личности и психологические границы
  • Эмоциональная зависимость от партнера. Предпосылки формирования эмоционально зависимой личности.
  • Особенности эмоциональной сферы в подростковом и юношеском возрасте. Часть V.
  • Выраженность СЭВ в связи с психологическими хар - ми личности и ситуацией профессионального развития
  • Влияние практики телесно ориентированной терапии на эмоционально - поведенческие особенности личности
  • Особенности проживания горя у эмоционально-зависимой личности
  • Возможности арт-терапии для развития самосознания личности
  • Особенности эмоциональной сферы и самоактуализации у лиц с алекситимией
  • Как проживать ревность. Способ обращения с собственной ревностью как индикатор самоотношения. Часть 1.
  • Особенности эмоциональной сферы в среднем детстве. Часть IV.
  • Часть III. Особенности эмоциональной сферы в раннем детстве.
  • Мир эмоциональных переживаний, как топливо активности личности
  • Сказка как метод развития эмоциональной сферы детей
  • Влияние скрытых форм насилия на формирование эмоциональной сферы ребенка
  • Развитие и коррекция эмоциональной сферы подростков
  • Эмоциональная привязанность в структуре значимых отношений личности
  • «Сказка, как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста»
  • Динамическая концепция личности и эмоционально-фокусированная терапия: сравнительный анализ
  • Уважение к личности и ценность человека
  • Связь эмоциональной сферы и успешности
  • Развитие эмоциональной сферы детей
  • Развитие эмоциональной сферы дошкольников
  • Пограничный уровень организации личности. Быть или бить.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь