Влияние практики телесно ориентированной терапии на эмоционально - поведенческие особенности личности

ВЛИЯНИЕ ПРАКТИКИ ТЕЛЕСНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ ТЕРАПИИ НА ЭМОЦИОНАЛЬНО- ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ЛИЧНОСТИ

 

                Телесно ориентированное направление в психотерапии интересно тем, что  оно влияет на психику через тело. Многие психологи сейчас работают в этом направлении, но характеру этого влияния повещено не так много исследований. Мы провели исследование и попытались проследить какое влияние оказывает данный вид терапии на эмоционально- поведенческих характеристики личности


Amosov A.V.

THE RELATIONSHI BODY- ORIENTED THERAPY AND PERSONAL 
FEATURES

 

                The bodily direction in psychotherapy is interesting because it influences on a psyche through a body. Many psychologists working in this direction, but what influence body oriented therapy has on personality characteristics doesn’t explore. We conducted a study and tried to find the answer to this question.
Keywords: psychocorrection, Reich, bodily-oriented therapy, anxiety, leadership

            За базовую концепцию была взята концепция В. Райха. Вот как описывает характер по Райху отечественный специалист по телесно ориентированной терапии В. Ю. Баскаков «Характер состоит из привычных положении и отношении человека, постоянного паттерна его реакций на различные ситуации. Он включает сознательное отношение и ценности, стиль повеления (застенчивость, агрессивность и т. п.), физические позы, привычки держатся и двигаться и пр. Каждое характерное отношение имеет соответствующую ему физическую позу, поэтому характер человека выражаете я в его теле в виде мышечной ригидности, мышечного панциря. Этот панцирь первоначально возникает в результате конфликта между инстинктивными потребностями и внешним миром. Fro дальнейшее укрепление и причина существования обусловлены продолжающими конфликтами тех же сил» [1, с. 2]. Райх был одним из первых аналитиков, начавших разбираться в в феномене сопротивления. Он первым сумел разработать карту защитных систем, создаваемых невротиками: таким образом невротики прячутся от окружающего мира, избегая столкновения с собственными чувствами. Райх основал теорию биоэнергетики и с 1935 г. начал исследовать мышечное напряжение у своих пациентов.

   Добавлю, по мнению Райха, любое характерное для человека отношение имеет соответствую­щую ему физическую позу. В соответствии с теорией Райха, характер индивидуума выражается в его теле в виде мышечной ригидности или, так назывемого, мускульного панциря. В своей деятельности, Райх начал совмещать прямую работу с расслаблением мускульного панциря и аналитическую работу. И уже в работе он обнаружил, что расслабле­ние мышечного панциря освобождает значительную либидинозную энергию, помогая процессу психоанализа.

            Отечественный специалист по телесно –ориентированной терапии, В. Ю. Баскаков  пишет, что в своей работе над мышечным пан­цирем Райх обнаружил, что хронические мышечные зажимы блокируют три основные биологические возбужде­ния: тревожность, гнев и сексуальное возбуждение. Он пришел к выводу, что физический (мышечный) психологический панцирь - одно и то же. «Пан­цирь характера оказывается функционально тождественным с перенапряже­нием мышц, мышечным панцирем. Эта функциональная тождественность означает ни что иное, как тот факт, что мышечные паттерны и характерные черты служат одной и той же функции в психическом аппарате; они могут влиять друг на друга и заменять друг друга. По существу они не могут быть разделены; по функции они тождественны» [1, с. 2].

            В. Ю. Баскаков  описывает в своей работе 2 типа характера человека, по Райху, генитальный и невротический .

«Генитальный характер означал у Фрейда конечный уровень психосексуального развития. В трактовке Райха это специфически означает достижение оргастической потенции. «Оргастическая потенция - это способ­ность отдаться потоку биологической энергии без всякого подавления, спо­собность полной разрядки накоплен­ного сексуального возбуждения в не­произвольных, приносящих удовольствия движениях тела». Райх находил, что по мере того, как его па­циенты распускают свой панцирь и раз­вивают оргастическую потенцию, мно­гие стороны личности спонтанно изменяются.»

«Вместо жесткого, ригидного невротического контроля индивидуумы развивают способность саморегуляции. Райх противопоставлял естественную саморегуляцию индивидуумов прину­дительной морали. Естественный индивидуум поступает в соответствии со своими внутренними склонностями и чувствами, а не следует внешнему набо­ру требований, установленных другими. После райхианской терапии пациенты, которые ранее были склонны к невротическому промискуитету (сексуальной неразборчивости), обретали большую чувствительность, способ­ность к привязанности и спонтанно на­чинали стремиться к более продолжи­тельным и полноценным отношениям. Те же, кто состояли в бесплодных, ли­шенных любви браках, обнаруживали, что не могут вступать в половые отно­шения из одного только чувства долга» [1, с. 2].

            Описывая понимание генитального характера Райхом, В. Ю, Баскаков пишет, «генитальный характер не заклю­чен в тюрьму своего панциря и психо­логических защит. Он способен защи­тить себя, если это необходимо во враждебном окружении. Но эта защита осуществляется более или менее сознательно и может быть снята, когда она перестает быть необходимой. Райх считал, генитальный характер формируется вследствие победы человеком своего Эдипова комплекса. Это происходит потому что после этого человек начинает действовать в соответствии со своим супер эго. «Генитальный характер способен свобод­но и полно переживать сексуальный оргазм, полностью разряжая имеющееся либидо. Кульминация сексуальной активности характеризуется способно­стью отдаться сексуальному опыту, непроизвольным движениям, которые не блокируются, в отличие от принужденных, даже насильственных движений индивидуума, защищенного панцирем» [1, с. 3].

            В. Ю. Баскаков пишет, по Райху, которые можно использовать для расписания панципя, этих средств три:

1 ) накопление в теле энергии при помощи глубокого ды­хания;

2) непосредственное воздействие на мышечные зажимы, которые стали хроническими: это происходит при помощи посредством давления, защипывания и т.п., которое приводи к расслаблению их;

3) в сотрудничестве с пациентом, которое приводит к доверию и открытому рассмотрению сопротивлений вместе эмоциональными ограничениями, которые при этом выявляются.

            В. Ю. Баскаков описал уровни, на которых, по Райху, происходит основная телесная                                      работа:

1. Глаза. «Защитный панцирь в области глаз проявляется в неподвижности лба и «пустом» выражении глаз, которые как бы смотрят из-за неподвижной маски. Распускание осуществляется посредством раскрывания пациентами глаз так широко, как только возможно (как при страхе), чтобы мобилизовать веки и лоб в принудительном эмоциональном выражении, а также свободны­ми движениями глаз, вращениями и смотрением из стороны в сторону» [1, с. 4].

2. Рот. «Оральный сегмент включает мышцы подбородка, горла и затылка. Челюсть может быть как слишком сжатой, так и неестественно расслаблен­ной. Этот сегмент удерживает эмоциональное выражение плача, крика, гнева, кусания, сосания, гримасничания. Защитный панцирь может быть расслаблен пациентом путем имитации плача, произнесения звуков, мобилизующих губы, кусания, рвотных движений и посредством прямой работы над соответствую­щими мышцами» [1, с. 4].

3 Шея. «Этот сегмент включает глубокие мышцы шеи и язык. Защитный панцирь удерживает в основном гнев, крик и плач. Прямое воздействие на мышцы в глубине шеи невозможно, поэтому важным средством распускания панциря являются крики, вопли, рвотные движения и т.п.» [1, с. 4].

4. Грудь. «Грудной сегмент включает широкие мышцы груди, мышцы плеч, лопаток, всю грудную клетку и руки с кистями. Этот сегмент сдерживает смех, гнев, печаль, страстность. Сдерживание дыхания, являющееся важным сред­ством подавления любой эмоции, осуществляется в значительной степени в груди. Панцирь может быть распущен посредством работы над дыханием, в особенности осуществлением полного выдоха. Руки и кисти используются для меткого удара, чтобы рвать, душить, бить, чтобы страстно достигать чего-то» [1, с. 4].

5. Диафрагма. «Этот сегмент включает диафрагму, солнечное сплетение, различные Внутренние органы, мышцы нижних позвонков» [1, с. 4].

Защитный панцирь выражается в выгнутости позвоночника вперед, так что, когда пациент лежит, между нижней частью спины и кушеткой остается значительный промежуток. Выдох оказывается труднее вдоха. Панцирь здесь удерживает в основном сильный гнев. Нужно в значительной степени распу­стить первые четыре сегмента, прежде чем перейти к распусканию этого посредством работы с дыханием и рвотным рефлексом (люди с сильными блоками на этом сегменте практически не способны к рвоте).

6. Живот. «Сегмент живота включает широкие мышцы живота и мышцы спины. Напряжение поясничных мышц связано со страхом нападения. Защит­ный панцирь на боках создает боязнь щекотки и связан с подавлением злости, неприязни. Распускание панциря в этом сегменте сравнительно нетрудно, если верхние сегменты уже открыты» [1, с. 4].

7. Таз. «Последний сегмент включает все мышцы таза и нижних конечно­стей. Чем сильнее защитный панцирь, тем более таз вытянут назад, торчит сзади. Ягодичные мышцы напряжены и болезненны. Таз ригиден, он «мертвый» и бессексуальный. Тазовый панцирь служит подавлению возбуждения, гнева, удовольствия. Возбуждение (тревожность) возникает из подавления ощущений сексуального удовольствия, и невозможно полностью переживать удовольствие в этом районе, пока не разрядится гнев в тазовых мышцах. Пан­цирь может быть распущен посредст­вом мобилизации таза, а затем лягания ногами, и ударения кушетки тазом» [1, с. 4].

Райх обнаружил, что. по мере того как пациенты обретают способность полкой «генитальной отдачи», фунда­ментально меняется все их бытие и стиль жизни. «Когда посредством тера­пии восстанавливается единство оргастического рефлекса, вместе с ним возвращается и чувство глубины и искренности, ранее утерянное.

            В проведенном под руководством заместителя декана факультета психологии и философии человека - кандидата психологических наук, доцента, И. А. Вахрушевой  исследовании мы изучили влияние техник телесно ориентированной терапии на эмоционально- поведенческие характеристики  личности. Целью нашего исследования было отследить изменения, происходящие вследствие выполнения практик телесно-ориентированной терапии. 

            Исследование было проведено на группе молодых людей: 59 человек (возраст 18-25 лет). Военнослужащие срочного призыва. Все исследование было проведено в несколько этапов.

            На первом этапе исследования респонденты были обследованы на предмет

нервно психической устойчивости, трудности идентификации и описания чувств, внешне-ориентированное мышление, социально желательное поведение, атипичное поведение, экстраверсия, спонтанность, стеничность, ригидность, интроверсия, сензитивность, тревожность, лабильность, дезадаптация, агрессия, депрессия, лидерство, социабельность, компромиссность, внутренний конфликт, дисбаланс р/н тенденций,поведения в конфликте: соперничество сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление, активность, конформизм, адаптированность, личностная тревожность,ценностей: профессиональные, финансовые, семейные, социальные, общественные, духовные, физические, интеллектуальные,трудности идентификации чувств, трудности описания чувств, внешне ориентированное мышление, общий уровень аликситемии.Тенденции давать социально желательные ответы.Для определения этих характеристик нами были отобраны следующие методики: «Прогноз 2», «Торонтская алекситимическая шкала TAS-20-R», «ИТО+-2», «Спилбергер ЛТ», «Экспресс – диагностика социальных ценностей личности».

            После того, как было проведено первичное обследование, с респондентами стали проводиться занятия: всего с каждым респондентов было проведено от 1 до 10.

Для проведения работы мы подобрали упражнения, которые, предположительно воздействуют на каждый уровень тела, описанный В. Райхом. Сам по себе комплекс упражнений является компеляцией из различных направлений телесных практик: работа с глазами использовались такие системы упражнений, как Йога [4, 7]: элементы полного йоговского дыхания, десенсибилизация и переработка движением глаз и т.д. 

1. Глаза. Распускание осуществляется посредством раскрывания пациентами глаз так широко, как только возможно (как при страхе), чтобы мобилизовать веки и лоб в принудительном эмоциональном выражении, а также свободны­ми движениями глаз: мы предлагали закрыть глаза направлять взгляд не открывая глаз в каждую сторону, удерживая по 30 секунд в каждом направлении. Подобные техники описывались в книге «Эффективная терапия посттравматического стрессового расстройства», Эдны Фоа, Теренса М. Кини, М. Фридмана.

2. Рот. Общая продолжительность 1 мин.. Вращение челюстью по 30 секунд в каждую стороны с чередованием расслабление челюсти и языка.

3. Шея. Вращение головы в каждую сторону по 1 мин.

4. Грудь. (При работе с грудью диафрагмой и животом будет использоваться техника полного йоговского дыхания), которые описаны например в книге В. С. Бойко «Йога: искусство коммуникации»,

4.1 Откидывание головы,  рук и плеч назад, ключичное дыхание; общая продолжительность 2 мин,

4.2.дыхание ребрами 2 минуты: предлагалось выпрямиться и стараться некоторое время дышать так, чтобы при дыхании двигались только ребра(реберное дыхание)

4.3. постукивание пальцами по грудной клетке: стоя, в расслабленном состоянии, респондентам предлагалось набрать полную грудь воздуха, после чего напрячь пальца и простукать грудную клетку напряжениями кистями.

5. Диафрагма. Голова опускается вниз, плечи вперед, происходит сжатие грудной клетки за счет опускания плеч: ( поза кучера стоя; в инструкции предлагалось отпустить дыхание на выдохе: по теории Райха, как её описывал В. Ю. Баскаков, мышечный зажим в этом месте делает выдох труднее вдоха. Продолжительность выполнения 2 мин. ( Поза кучера).

6. Живот. Здесь также будет использоваться дыхание животом и расслабление: 2 мин. стоя респонденты дышат так, чтобы при дыхании работал только живот: это также является одним из элементов полного йоговского дыхания.

7. Таз. Здесь респондентам предлагалось несколько раз напрячь и расслабить область таза, после чего, визуализируя сброс напряжения, топать ногами по полу.

8. Небольшая релаксация: концентрация внимания на дыхании или на области воле ноздрей; общая продолжительность 2 минуты.

            После этапа проведения  занятий было проведено повторное исследование. Подсчет результатов велся при помощи подсчёта корреляционного коэффициента Стьюдента, результаты по каждой методике прошли качественную и количественную обработку.

Количественный и качественный анализ показал после проведения занятий статистически значимое  положительное увеличение параметров:

  1. «лабильность - (от лат. labilis — скользящий, неустойчивый)»[6 с. 228].«Максимальная частота импульсов возбуждения, которую данная ткань способна воспроизвести в единицу времени в точном соответствии с ритмом стимуляции» [6, с. 228].
  2. « дифференциальной психофизиологии термин «Л.» обозначает свойство нервной системы, которое характеризуется скоростью возникновения и прекращения нервного процесса». [6, с. 228]
  3. «Гибкость, подвижность, изменчивость, податливость воздействиям».[8, с. 193].
  4. общественные ценности.

            Снижение:

  1. алекситимия — «сниженная способность или затрудненность в вербализации эмоциональных состояний: трудность идентификации чувств, трудность описания чувств, общий уровень аликсетимии» [5, с. 54].
  2. личностная тревожность - это склонность воспринимать, практически, все ситуации, как угрожающие, и реагировать на эти ситуации состоянием сильной. 

Только качественный анализ показал статистически значимые данные по параметрам:

            Повышение:

  1. лидерские черты: «лидерство — явление, факт выхода человека в лидеры какой-либо группы людей; социально-психологические явления, касающиеся поведения лидера в группе, его взаимоотношений с другими членами группы. См. интерактивный подход к лидерству, лидер, лидерства стиль, лидерства теория» [8, с. 196].
  2. социабельные: как пишет С. К. Багадирова, чем социабельнее человек, тем более он склонен стремиться к  общению и завязыванию социальных контактов с людьми, завязыванию социальных связей.

Снижение:

  1. конформизм.

            Таким образом можно сделать следующий вывод, что после занятий с психологом у респондентов усилилась, лабильность, респонденты стали отдавать предпочтение общественным ценностям, респонденты стали менее  тревожными, и стали меньше испытывать трудности с описанием своих чувств. Также можно сказать что у респондентов усилились: лидерские черты, социабельные, в межличностном общении появилась дипломатичность, снизился уровень конформизма.

ЛИТЕРАТУРА

 

  1. Багадирова С.К., Юрина А.А. Материалы к курсу психология личности. В 2 ч., 2014 г.
  2. Баскаков В. Ю., Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии// Институт общегуманитарных исследований, 2006 г., 192 с.
  3. Батаршев А. В., Диагностика пограничных психических расстройств личности. М.: ИИП, 2004
  4. Бойко В.С. Йога: искусство коммуникации.-M.:2006.-446 с.
  5. Клиническая психолгия: Учебник для вузов. 4-е изд./ Под ред. Б.Г. Карвасарского - СПБ.:Питер, 2011/-864 с.
  6. Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь / Сост. И общ. Ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко–– СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. – 672 с.
  7. Норбу Ч.Н. Янтра Йога.Тибетская йога движения.-Пер. с анг.-СПБ.:Издательство Шанг-Шунг-Уддияна,2010.-424с.
  8. Психологический словарь / Немов Р.С.. — М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. — 560 с.
  9. Психологический словарь.. Социальная желательность: [Электронный ресурс]: URL: http://www.psylive.ru/?mod=dictionaries&id=3810 ( дата обращения 26.01.2018)
  10. Собчик Л.Н. Психодиагностика в медицине. Практическое руководство. — Боргес, 2007. — 416 с.
  11. Старостина Е. Г. и др. Торонтская шкала алекситимии (20 пунктов): валидизация русскоязычной версии на выборке терапевтических больных // Социальная и клиническая психиатрия, 2010. № 4. Том 20
  12. Столяренко Л. Д. Психология: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2010. — 592 с.
  13. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М.  Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. — М.: Институт Психотерапии. 2002 — 490 с.
  14. Эффективная терапия посттравматического стрессового расстройства / Под ред. Эдны Фоа, Теренса М. Кини, Мэтью Фридмана.- М.: «Когито -Центр»,-2005-467 с.

Ссылка на публикацию https://rhga.ru/science/conferences/pp/files/pp2018.pdf



Просмотров: 2004
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Сегменты мышечного панциря или о чем могут рассказать зажатые мышцы
  • Мышечный панцирь по Вильгельму Райху
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Как сделать так чтобы у нас все было и нам ничего за это не было.
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • О Розен-методе - как об одном из направлений телесно-ориентированной терапии.
  • Основные направления работы и принципы телесно-ориентированной терапии
  • Как понять, для чего нам послан этот человек - только для опыта или все же для счастья и любви
  • Соматическое вытеснение в телесно-ориентированной методике диагностики личности SIS Вилфреда Касселя
  • Ухудшения состояния после терапии. Что это такое и с чем оно связано?
  • Что делать, если вам стало плохо во время или после телесно-энергетической практики?
  • Занятия вокалом как средство телесно-ориентированной психотерапии.
  • Четыре базовые проблемы в телесно-ориентированной терапии
  • Как забыть человека и перестать вспоминать все хорошее, что было между нами?
  • О йоге глазами западной телесно-ориентированной терапии
  • Как почувствовать свое тело.Телесно-ориентированные практики: что это?
  • «Мне нужно, чтобы кто-то поверил в меня….» или что включает позитивные изменения
  • Так что же это такое, телесно-ориентированная психотерапия?
  • Комплекс телесно – ориентированной терапии в психологическом сопровождении военнослужащих.
  • Спина к спине, или практика телесно-ориентированной терапии в семейном консультировании.
  • Иногда то, чего вы так сильно хотите - может быть совсем не тем, что вам действительно нужно
  • Идеи и люди, стоявшие у истоков телесно-ориентированной терапии
  • Эффект телесно-ориентированной терапии
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Ешь, что дают! Или как удовлетворение потребностей в детстве влияет на характер и судьбу человека
  • Гравировка личности или что такое характер
  • Что происходит с нами после того, как мы подавили свои чувства?
  • Что качать лучше: мышцы или психику?
  • О телесно-ориентированной гештальт-терапии. Часть 2
  • О телесно-ориентированной гештальт-терапии. Часть 1



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь