|
Выраженность СЭВ в связи с психологическими хар - ми личности и ситуацией профессионального развитияАвтор статьи: Антипова Лилия Викторовна
Л. В. АНТИПОВА, М. Д. ПЕТРАШ Выраженность синдрома эмоционального выгорания в связи с психологическими характеристиками личности и ситуацией профессионального развития В статье рассматривается выраженность синдрома эмоционального выгорания в связи с психологическими характеристиками личности и ситуацией профессионального развития у работников, занятых в разных профессиональных средах. Выделены 3 группы, отличающиеся уровневыми характеристиками выраженности синдрома эмоционального выгорания: низкий уровень эмоционального выгорания (первая группа 11 человек), средний (вторая группа 23 человека) и высокий (третья группа 11 человек). Дается описание профессиональной ситуации развития и индивидуально-психологических особенностей испытуемых в выделенных группах. Приводятся результаты исследования, демонстрирующие личностные и профессиональные особенности в группах с разной выраженностью синдрома эмоционального выгорания. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ Современное развитие российского общества проходит в условиях социально-экономической нестабильности, выраженной конкуренции на рынке труда, социальных стрессов, соответственно, растут требования, предъявляемые к профессионализму личности. Однако далеко не каждый может адаптироваться, эффективно осуществлять свою профессиональную деятельность и социальную роль, а потому возрастает вероятность развития неблагоприятных психических состояний. В связи с этим, одной из приоритетных задач психологии сегодня является исследование таких специфических социально-психологических явлений, как «эмоциональное выгорание» (burnout) среди профессионалов разных областей труда, а также разработка профилактико-коррекционных программ. М.М. Скугаревская подчеркивает, что актуальность проблемы усиливается за счет того, что молодые специалисты и люди наиболее продуктивного возраста (до 30-40 лет) подвержены выгоранию в наибольшей мере (Скугаревская М.М., 2002). Синдром эмоционального выгорания становится новой «чумой» нашего времени. Жертвой синдрома эмоционального выгорания может стать любой человек. "Выгорание" проявляется в том числе, как ответная реакция на продолжительные стрессы в сфере межличностного общения. Организационные и профессиональные стрессы и многие другие факторы оказывают влияние на развитие данного синдрома. И тогда наступает состояние эмоционального, психического и физического истощения в результате сильного стресса на рабочем месте. Как следствие, люди не могут эффективно работать. Выгорание представляет собой процесс, развивающийся во времени. Как правило, толчком для начала является сильный и продолжительный стресс на работе. В том случае, когда требования к человеку (внутренние и внешние) постоянно превышают имеющиеся у него ресурсы, нарушается состояние психофизиологического равновесия. Непрерывный или прогрессирующий дисбаланс неизбежно ведет к выгоранию, которое возникает не просто в результате стресса, но как следствие стресса неуправляемого. В настоящее время получило распространение в литературе обсуждение вопроса профессионального выгорания работников, в первую очередь, "коммуникативных" и "социальных" профессий, специфика работы которых заключается в постоянном взаимодействии и общении с другими людьми, как положительно, так и отрицательно окрашенном. Но синдром эмоционального выгорания присущ не только людям, занятым в «коммуникативных» профессиях. Во многом он обусловлен и индивидуально-психологическими особенностями личности. В зоне риска находится каждый. Эмоциональное выгорание очень сильно влияет на человека, подрывая его здоровье и желание работать, и более опасно в начале своего развития, т.к. "страдающий" от "выгорания" профессионал не осознает его симптомов. В условиях мировой экономической нестабильности, потери традиционных ценностей, продолжающейся индивидуализации людей проблема эмоционального выгорания является как никогда актуальной, востребованной и требует дальнейших исследований. Несмотря на то, что выгорание является достаточно устойчивым состоянием, с ним можно справиться. Во многих исследованиях в качестве факторов, способствующих снижению выраженности данного феномена, выделяют индивидуально-психологические характеристики личности. Е.В. Громыхалова (Сборник статей под ред. В.В. Лукьянова, 2008) отмечает роль таких личностных особенностей, как самооценка и локус контроля. Людям с низким уровнем самооценки и экстернальным локусом контроля больше угрожает напряжение, поэтому они более уязвимы и подвержены «выгоранию». В. В. Бойко (Бойко В.В.,1999) указывает следующие личностные факторы, способствующие развитию синдрома эмоционального выгорания: склонность к эмоциональной холодности, склонность к интенсивному переживанию негативных обстоятельств в процессе осуществления профессиональной деятельности, слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности. В.В. Бойко считает, что синдром эмоционального выгорания является формой профессиональной деформации личности и могут возникать его дисфункциональные следствия, когда синдром эмоционального выгорания отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнерами. Он рассматривает эмоциональное выгорание как выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия. Н.Е. Водопьянова (Водопьянова Н.Е.,2001) видит синдром эмоционального выгорания как совокупность симптомов, проявляющихся в негативных эмоциональных переживаниях и установках относительно как своей работы (профессии), так и относительно личных достижений; как нарушение субъект-субъектных отношений. А.И. Куликов (Куликов А. И.,2007) считает синдром эмоционального выгорания следствием контрпереноса, рационализации бессознательного конфликта. В этой связи нам представляется интересным изучение феномена «эмоционального выгорания» у взрослых людей, задействованных в разных сферах профессиональных средах. Мы решили комплексно подойти к изучению взаимосвязи индивидуально-психологических характеристик и ситуации профессионального развития с выраженностью синдрома эмоционального выгорания. Цель исследования изучить взаимосвязь параметров синдрома эмоционального выгорания с индивидуально-психологическими особенностями личности в контексте профессионального развития. Задачи: 1) Изучить степень выраженности параметров эмоционального выгорания и выделить группы с разными уровневыми характеристиками синдрома; 2) Исследовать ситуацию профессионального развития в выделенных группах; 3) Проанализировать индивидуально-психологические особенности в группах с разным уровнем выраженности синдрома «эмоционального выгорания»; 4) Рассмотреть взаимосвязь параметров синдрома эмоционального выгорания с индивидуально-психологическими особенностями личности и ситуацией профессионального развития. В качестве гипотезы были приняты следующие предположения:
Объект исследования: синдром эмоционального выгорания и характеристики личности. Предмет исследования: связь синдрома эмоционального выгорания с индивидуально-психологическими особенностями личности. Математическая обработка данных проводилась с помощью пакета программ SPSS 17,0. Применялись: метод описательных статистик, корреляционный, однофакторный дисперсионный (ANOVA) анализы, квартильный метод.
Выборка участников исследования
В рамках данной работы были исследованы взрослые мужчины и женщины различных профессий в возрасте 24-53 лет, всего 45 человек (36 женщин, 9 мужчин). Исследуемые имеют стаж работы от 3 до 32 лет. Все испытуемые добровольно принимали участие в исследовании и были информированы о целях и задачах исследования. Общая выборка составляет 45 человек, из них в первой группе (с низким уровнем синдрома эмоционального выгорания) - 11 респондентов, во второй (со средним уровнем синдрома эмоционального выгорания) - 23 респондента и в третьей (с высоким уровнем синдрома эмоционального выгорания) - 11 человек. Из общего числа респондентов 22 человека (49%) заняты в сфере деятельности, подразумевающей минимальное количество коммуникаций, 23 (51%) респондента по роду деятельности находятся в постоянном коммуникативном погружении.
Методы эмпирического исследования
Из общего числа участников исследования нами были выделены 3 группы, отличающиеся уровневыми характеристиками выраженности синдрома эмоционального выгорания: низкий уровень эмоционального выгорания (респонденты, включенные в первую группу (11 человек)), средний (респонденты, включенные во вторую группу (23 человека)) и высокий (респонденты третьей группы (11 человек)). Применен интернет-опосредствованный способ сбора данных. Для определения выраженности уровня эмоционального выгорания был применен квартильный метод определения высоких и низких значений. В качестве показателя вариативности полученных баллов брался межквартальный размах. Поскольку 1-я и 3-я группы являются полярными группами, а вторую группу составили испытуемые со «средним» уровнем выраженности «эмоционального выгорания», анализ результатов описан по данным общей выборки, I группы (с низкими значениями) и III группы (с высокими значениями). В соответствии с целью исследования и достижения поставленных задач нами были выбраны следующие методы исследования. Исследование профессионального развития:
Индивидуально-психологические особенности:
части определения индивидуально-психологических особенностей
в части определения социальных характеристик
Результаты эмпирического исследования
Для сравнительного анализа полученных данных наша общая выборка была разделена на 3 группы, отличающиеся уровневыми характеристиками выраженности синдрома эмоционального выгорания: низкий уровень эмоционального выгорания, средний и высокий (табл.1). Таблица 1 . Распределение симптомов синдрома эмоционального выгорания
При анализе данных по показателям пола, возраста, семейного положения, наличия детей, стажа статистически значимых различий по синдрому эмоционального выгорания выявлено не было. Использовалась описательная статистика для определения соотношения представителей профессий «человек-человек» и «человек – художественный образ» в группах с различными уровнями синдрома эмоционального выгорания с представителями, занятыми в сфере деятельности «человек – знаковая система» и «человек-техника» в этих же группах. Распределение степени выраженности синдрома эмоционального выгорания у представителей профессий «человек-человек» и «человек – художественный образ» сопоставимо с выраженностью этого показателя у занятых в сфере деятельности «человек – знаковая система» и «человек-техника». Проведенный сравнительный анализ данных психологических особенностей испытуемых выборки в целом, и в группах, выделенных с учетом высоких и низких показателей синдрома эмоционального выгорания 1-й группы (с низкими показателями синдрома эмоционального выгорания) и 3-й группы (с высокими показателями синдрома эмоционального выгорания), показал следующие результаты: Таблица 2. Выраженность личностных и профессиональных особенностей в группах с разной выраженностью синдрома эмоционального выгорания
При анализе структуры межфункциональных связей параметров синдрома эмоционального выгорания с параметрами профессионального развития и личностными характеристиками, в группах с разной выраженностью синдрома эмоционального выгорания, были выявлены следующие особенности. В 1-й группе испытуемых (с низкой выраженностью синдрома эмоционального выгорания) общее количество взаимосвязей почти в два раза меньше, чем у испытуемых 3-й группы. В 1-й группе с низкой выраженностью синдрома эмоционального выгорания структура не интегрирована. Все параметры образуют множественные связи и с профессиональными ресурсами, и с личностными. В группе 3 с высокими показателями синдрома эмоционального выгорания также мы наблюдаем разрозненные связи, нет единой интегральной характеристики.
Обсуждение результатов эмпирического исследования
По результатам анализа индивидуально-психологических особенностей в группах с разным уровнем выраженности синдрома «эмоционального выгорания» и в выборке в целом и исследования профессионального развития в выделенных группах получены следующие предварительные выводы:
психотравмирующих обстоятельств, неудовлетворенность собой, загнанность в клетку, тревога и депрессия. У респондентов из группы 2 со средним уровнем эмоционального выгорания эта фаза и ее симптомы выражены уже существенно больше. Разница между значениями для испытуемых в группе 1 и в группе 3 достигает 10 раз.
Изучение психологических и социальных характеристик выявило (табл. 2), что у испытуемых 3-й группы с высоким уровнем эмоционального выгорания отмечаются неудовлетворительные взаимоотношения с родителями, в целом неадекватное отношение семьи к окружающему миру или недостаточное воздействие со стороны семьи в детстве и юности. У испытуемых 3-й группы часто возникают трудности в социальной адаптации, они более напряжены в межличностном и социальном взаимодействии, чем опрошенные 1-й группы с низким уровнем выраженности «выгорания». Как видно из таблицы 2 статистически значимые различия выявлены по показателям сила "Я" (ICHST) – 0,000, нейротизм (N) – 0,012. В результате анализа показателя сила «Я» было выявлено, что его значение в группе 3 (испытуемые с выраженным синдромом эмоционального выгорания) в разы превышает этот показатель в группе 1 (« не выгоревшие»). Большинство испытуемых 1-й группы («не выгоревшие») позитивно относятся к себе и своему прошлому, осознают и принимают свои положительные и отрицательные качества, обладают чувством мастерства и компетентности в овладении средой. Они имеют цели в жизни и чувство направленности, им присуще чувство осмысленности своего прошлого и настоящего. Изучение особенностей саморегуляции в группах с разной степенью выраженности синдрома выявило специфические особенности. У испытуемых с высоким уровнем выраженности синдрома (3-я группа), показан низкий уровень общей саморегуляции, что свидетельствует о несформированности потребности в планировании и программировании своего поведения. Для испытуемых 1-й группы, с невыраженным синдромом эмоционального выгорания, характерна осознанность и взаимосвязанность в общей структуре индивидуальной регуляции регуляторных звеньев, их характеризует более выраженная самостоятельность, гибкость. Они адекватно реагируют на изменение условий, выдвижение и достижение цели у них в большей степени осознанно, при высокой мотивации достижения они способны формировать такой стиль саморегуляции, который позволяет компенсировать влияние личностных, характерологических особенностей, препятствующих достижению цели. Особенности совладающего поведения проявляются в том, что испытуемые 1-й группы проявляют меньше враждебности во взаимодействии, не стремятся агрессивно изменять ситуацию, менее склонны к риску, чем представители 3-й группы («выгоревшие»). Повышенное принятие на себя ответственности, признание своей роли в проблеме способствует усилению предрасположенности к эмоциональному синдрому выгорания у опрошенных в группе 3. Сопоставление психологических характеристик у респондентов с разным уровнем выраженности эмоционального выгорания позволяет нам выделить некоторые специфические особенности в выделенных группах (табл. 3). Таблица 3. Личностные и профессиональные особенности в группах с разной выраженностью синдрома эмоционального выгорания
Анализ взаимосвязи параметров синдрома эмоционального выгорания с индивидуально-психологическими особенностями личности и ситуацией профессионального развития позволил выделить следующие особенности распределения связей:
Выводы
При изучении взаимосвязи параметров эмоционального выгорания с индивидуально-психологическими особенностями личности в контексте профессионального развития нами были получены следующие результаты:
Проведенное исследование подтвердило выдвинутые гипотезы.
Литература
10.Шкала психологического благополучия К. Рифф / Л. В. Жуковская ; Е. Г. Трошихина // Психологический журнал . – 2011 . – Т. 32, № 2 . – С. 82-93
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|