|
Психологическая помощь и синдром эмоционального выгоранияАвтор статьи: Юрий Анатольевич Ионов
Вспоминаю переживания, которыми делились коллеги по телефонному консультированию – ведь отличие очной работы от телефонной в том, в частности, и состоит, что обратиться по телефону может каждый – так служба «Телефон Доверия» позиционирует себя – «Здесь Вы можете рассчитывать на уважительное отношение, расположение и конструктивный диалог вне зависимости от Вашего возраста, пола, социальной принадлежности, отношений с религией и законом» Где-нибудь ещё встречается столь широкий диапазон?! Так вот, служба-то позиционирует, а отвечает на конкретный звонок, обращение конкретный консультант, живой человек. Как думаете, как действует на него эта установка? Следующий фактор, обратиться этот самый каждый, может прямо тут же, стоит только положить трубку, едва завершив трудный, сложный, тягостный, иной раз двухчасовой разговор с человеком с суицидальным состоянием, например. И это очередное обращение может начаться с розыгрыша. Хотя и за ним может стоять психологическое страдание, прикрытое этой напускной бравадой. Или с «наездом»: «А чего это у вас там всё время «занято»?! ВЫ там что, спите что-ли, сняв трубку, а?!» … Ну, и как Вам такое? Такая степень переключаемости у консультанта вырабатывается с годами практики, но и то, каждый раз подобное действует довольно чувствительно. … Можно ещё многое описать, каждый консультант непременно вспомнит, опишет что-то своё… Очная работа в сравнении с буднями на «Телефоне Доверия» представляется почти курортом, хотя, разумеется, и в ней часто хватает своих сложностей – особенно, когда клиентов много, когда они идут один за другим, хотя это и можно здесь регулировать, всё же очно принимающий психотерапевт, особенно работающий частным образом, устанавливает свои правила приёма. Но и у него могут быть сложности, когда вдруг образуется аврал – наплыв клиентов, прежде распределённых во времени, у них вдруг разом происходит кризис, рецидив, и надо здесь и теперь, это архи важно, это безотлагательно, срочно! Наибольшие сложности всё же возникают в работе с людими, с так называемым «трудным характером». Сама работа с ними над проблемой(ми) сложна и трудна, тяжела, так ещё хлопот доставляют известные переносы! Краткосрочное позитивное консультирование выручает во многих случаях, позволяя консультанту довольно быстро, в, действительно, сжатые сроки формировать располагающее отношение к клиенту, устанавливать доверительные взаимоотношения, выстраивать конструктивный диалог, закладывать основы для ведения продуктивной работы над проблематикой, вызывая у клиента переживание, сознание улучшения своей жизни. Это ли не лучшая профилактика выгорания?! Сейчас, оглядываясь назад в 90-е, вспоминая, что основным методом работы с клиентом в службах ТЭПП было избрано роджерианское интервью, как такое взаимодействие, которое не доведёт до беды (в соответствии с 1 Принципом этического Кодекса практического психолога – «Не навреди»), теперь становится досадно, что был упущен такой замечательный метод, как КПК/SFBT. Почему? Эмпатическое, активное слушание, принятое в ТЭПП, создавало теплое, располагающее пространство для выражения клиентом своего затруднения, действительно, в таком принимающем слушании, клиент выговаривается, переживает эмоциональное облегчение. Очень многие клиенты благодарили, говорили – «Поговорили с Вами, как ни с кем… Сердечное Вам Спасибо за Вашу такую тяжёлую работу…» Очень часто клиенты становились своего рода друзьями службы – звонили, спрашивали – «Как работается, как сегодня дежурство идёт?...» Люди вступали со службой, с её консультантами в особые взаимоотношения, наполяняя тем самым, и свою жизнь чем-то особенным, делая её чуточку легче, со знанием о том, что рядом есть такие хорошие люди… Метод роджерианского интерью, техника эмпатического слушания, несомненно, хороши, ими можно творить чудеса… Особенность его в том, что он требует довольно продолжительного времени. А когда само время в дефиците? Когда в дефиците материальные ресурсы клиента? Когда человек впервые прибегает к психологической помощи, ещё не особо представляя себе, что она есть такое, и с чем её едят… Когда человек пока, по крайней мере, не готов, не настроен идти вглубь, но разрешение возникшей проблемной ситуации требуется быстро, что тогда? И всё же, когда речь идёт о разрешении проблем и достижения этого результата в краткие сроки в некоторых обстоятельствах, я выбираю КПК/ОРКТ/SFBT. Впрочем, всему своё время, и как знать, был ли бы он так оценён, если бы не было пройдено этого пути?! Поэтому теперь, коллеги, я предлагая Вашему вниманию метод КПК, вполне спокоен и полагаюсь на Ваше решение, продиктованное Вашими интересами, склонностями, текущими обстоятельствами, мнением Ваших коллег… 29 и 30 октября 2016 года в Москве пройдет мой семинар по Краткосрочной Позитивной психотерапии. На нём мы разберём подробнее этот метод работы, сделаем шаг в освоении конкретных техник и приемов работы. Сухорученков Марк подготовил форму записи на семинар. Ссылка на страничку записи на семинар: http://psychomar.ru/seminar-kpk/ Признателен коллегам за поддержку в организации семинара - Сухорученков Марк и Маше Преображенской https://www.facebook.com/profile.php?id=100001408157781 Маша ищёт нам удобное помещение в Москве. Уверен, всё будет хорошо. Приходите! Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|