|
Рефлексия эмоционального состояния как способ предупреждения эффекта профессионального выгорания педагогов и психологовАвтор статьи: Есипова Надежда Дмитриевна
Основным «орудием труда» и педагога, и психолога является их собственная личность. Для того чтобы оказывать эффективную помощь другим людям, необходимо хорошо осознавать не только уровень собственной личностной и профессиональной зрелости, но и собственное психо-эмоциональное состояние. Как установлено многочисленными исследованиями отечественных и зарубежных ученых, работа психолога, педагога, специалистов различных социальных служб связана с большими нервно-психическими нагрузками. Предоставляя свою личность клиенту, ученику как точку опоры, психолог (педагог) часто незаметно для себя начинает «профессионально выгорать». Дело в том, что в процессе выполнения любой работы человек испытывает физические и нервно-психические нагрузки. При небольших, либо при значительных разовых нагрузках бессознательно включаются естественные механизмы регуляции, благодаря чему организм справляется с последствиями нагрузок сам, без сознательного участия человека. Например, после тяжелой физической (реже – умственной) работы человек может проспать больше обычного и встать отдохнувшим. Если нагрузки значительны и действуют длительное время, для сохранения психосоматического здоровья необходимо бывает сознательно использовать различные приемы и способы, помогающие организму восстановить силы. Самым первым шагом в профилактике синдрома профессионального выгорания должно быть осознание, отслеживание, мониторинг собственного психо-эмоционального состояния. Осознание предполагает учет тех профессиональных факторов, которые способствуют появлению симптомов «профессионального сгорания»: Физиологические факторы, связанные с условиями труда: гиподинамия, повышенная нагрузка на зрительный, слуховой, голосовой аппараты; Психологические трудности: контакт, как правило, с клиентами, находящимися в негативном эмоциональном состоянии, имеющими различные нарушения в интеллектуальном и психическом развитии, необходимость быть все время в «форме», отсутствие эмоциональной разрядки, большое количество контактов в течение дня и т.д. Специалист должен осознавать, что при таких особенностях профессиональной деятельности уровень психо-эмоционального напряжения постепенно накапливается. Выражается это в повышенной раздражительности, беспокойстве, повышенной утомляемости и т.п. При достижении определенного уровня напряженности организм пытается защитить себя. Это проявляется в осознаваемом или неосознаваемом желании уменьшить нагрузку, например, уменьшить или формализовать время взаимодействия с клиентами, учащимися. Специалисты выделяют 3 основных стадии синдрома профессионального сгорания. Первая стадия – функциональный уровень: забывание каких-то моментов, сбои в выполнении каких-либо двигательных действий и т.д. Обычно на эти первоначальные симптомы мало кто обращает внимание. В зависимости от характера деятельности, величины нервно-психических нагрузок и личностных особенностей специалиста первая стадия может формироваться в течение трех – пяти лет работы. На второй стадии наблюдается снижение интереса к работе, потребности в общении, нарастание апатии, появление устойчивых соматических симптомов (нет сил, головные боли, нарушения сна); повышенная раздражительность, которая становится более заметной, чем на первом этапе, и самому человеку, и окружающим. Время формирования данной стадии – 5 – 15 лет. Третья стадия – собственно личностное выгорание. Характерна полная потеря интереса к работе и к жизни вообще, эмоциональное безразличие, ощущение постоянного отсутствия сил. Человек стремится к уединению. Стадия может формироваться от десяти до двадцати лет. В работе по профилактике синдрома «профессионального сгорания» вслед за осознанием механизма его возникновения идет мониторинг собственного психо-эмоционального состояния. Положительное действие этого мониторинга основано на том, что человек не может одновременно «прокручивать» отрицательные эмоции и логически оценивать ситуацию: либо одно, либо другое. То есть, начав логический анализ ситуации, человек «выключает» непродуктивные отрицательные эмоции. Мониторинг необходим также для того, чтобы выявить ранние признаки психо-эмоциональной перегрузки. Некоторые изменения в эмоциональном состоянии являются достоверными признаками этой перегрузки или начинающейся манипуляции. К числу таких признаков относятся: Дисбаланс эмоций – противоречивость, амбивалентность, например, сочетание гордости и обиды, радости и недоверия, «когда одновременно смешно и неприятно»; «странность» эмоций, например вспышка ярости в момент обсуждения несущественных подробностей плана действий, и т.п.; резкий всплеск эмоций, который не кажется оправданным объективными характеристиками ситуации. Это самый важный индикатор, который должен быть проанализирован в первую очередь. Однако парадокс состоит в том, что при возникновении интенсивной реакции мы забываем о мониторинге. Поэтому тот индикатор, который легче всего заметить, оказывается самым трудным для практического применения. Вместо того, чтобы использовать собственную эмоцию как важный информационный сигнал, мы отдаемся во власть этой эмоции. Альберт Эллис высказывал идею о том, что преувеличенные эмоции являются признаком того, что активизирована иррациональная идея. Если задеты наши (зачастую неосознаваемые) представления о том, какими должны быть мы сами, окружающие и мир в целом, то возникают неприятные чувства, по интенсивности превосходящие значение произошедшего события. Вместо легкой озабоченности, человек почему-то испытывает панику, вместо сожаления – отчаяние, вместо небольшого раздражения – бешенство. Существует несколько типов иррациональных идей:
Это — общая установка, и она может быть конкретизирована в виде следующих вариантов: а) все должны уважать меня, потому что я — хороший специалист (хороший человек, начальник); б) если я делаю что-то, значит, я должен быть уверен, что все это одобрят (если нет, значит, я делаю что-то не то или не так). Эта установка сознания абсолютно неразумна: ожидать любви и одобрения - значит, подвергаться беспокойству, огорчениям, потому что кто-то не одобряет наши действия. Невозможно удовлетворять вкусам одновременно всех людей. То, что нравится одним, раздражает других. Кроме того, если человек целиком ориентирован на одобрение других людей, он вольно или невольно попадает в зависимость от них. Из всех видов зависимости этот — наихудший, ведь чувства и эмоции переменчивы. Нет лучшего пути к потере самостоятельности, уверенности в себе, целостности и глубины, чем постоянное желание заслужить любовь окружающих. Лучше оставаться верным самому себе, стремясь к творчеству, продуктивной деятельности, раскрытию своих способностей. Если человек таков, то любовь или нелюбовь со стороны окружающих вряд ли будет его заботить. Но если, в силу индивидуальных особенностей, вы зависите от мнения окружающих, то лучшим выходом для вас будет поиск людей, с которыми вас объединяли бы общие взгляды, убеждения, идеи. Лучше тратить время на общение с друзьями и единомышленниками, чем на бесплодные попытки угодить всем и каждому. 2. Человек должен быть прекрасным (идеальным), безупречным во всех отношениях и добиваться успеха в любой области. Распространенный вариант этого ложного убеждения может выглядеть так: если человек не добивается успеха — это нестоящий человек. Очевидно, что быть совершенным, безупречным во всем сразу невозможно. Если это становится целью, то человек обречен на постоянные терзания по поводу своих неудач, настоящих, прошлых и будущих. Он загоняет себя в психологический тупик, и даже тогда, когда ему удается добиться успеха и окружающие признают его талантливым (даже самым талантливым!) в какой-то области, такой человек постоянно беспокоится из-за того, что завтра, возможно, утратит положение лидера. Конечно, стремление к совершенству необходимо, но история показывает, что многие люди, попавшие в плен завышенных требований к себе, не добились того, чего хотели. Мало кому удается достичь чего-то сверхъестественного, зато неудачи и промахи постигают каждого. Важно хорошо делать дело, усваивать уроки, которые дает нам жизнь, а остальное — приложится. 3. Ужасно, когда у меня получается не так, как хочется. Вариант этого убеждения: «Вечно у меня все не так!» или «Другим все дается легко, а мне ...». Такого рода взгляды можно охарактеризовать как инфантилизм, то есть сохранение во взрослом возрасте некоторых детских представлений о мире. Это иллюзия, что мир и все, что в нем происходит, должен быть таким, каким он нам нравится. Взрослый человек принимает как должное то, что окружающее никогда точно не соответствует его желаниям. Что же касается успехов других, убеждения, что им все легко дается, нужно иметь в виду следующее обстоятельство: когда мы видим чьи-либо успехи, мы прежде всего обращаем внимание на результат. Усилия, направленные на его достижение, остаются скрытыми от нас. Отсюда иллюзия, что результат достигнут легко. Без усилий можно выиграть в лотерею, но победить нельзя. Вместо того чтобы мучиться и переживать по поводу успехов других, лучше направить усилия на достижение собственного успеха. Важно помнить, что в нашем мире больше сдавшихся, чем побежденных. 4. Человек расстраивается из-за внешних событий и обстоятельств, на которые не может повлиять. Отсюда вытекает убеждение, что причины наших волнений, переживаний, негативных эмоций лежат вне нас, в объективном мире, который от данного человека не зависит. В действительности же в абсолютном большинстве случаев люди расстраиваются не из-за обстоятельств, а из-за того, как они интерпретируют их для себя. Строго говоря, нет никакого смысла переживать из-за какого-то события, которое уже произошло. Переживания не только не исправят дело, но и заблокируют выход из создавшегося положения. А во-вторых, событие может оказаться не таким страшным, как это представляется. Поясню на простом примере, что я имею в виду. Представьте, что вы потеряли кошелек. Конечно, в большинстве случаев это заставит вас нервничать. Но сколько бы вы ни расстраивались, кошелек не вернется, а нервы будут покачены зря. Слишком сильно переживая по поводу потери, человек преувеличивает ее последствия и тем наносит вред самому себе. Как мы реагируем, когда кошелек теряет один из наших друзей? «Мне бы твои проблемы» или «Пусть это будет самой большой твоей потерей». Эти истины не следует забывать, когда неприятности случаются с вашими друзьями, а с вами. 5. Возможная неприятность порождает беспокойство. Пока опасность не пройдет, надо все время ее ожидать и готовиться к ней. Беспокойство по поводу возможной неприятности — это не лучший способ борьбы с ней. Во-первых, нет никакого смысла беспокоиться и нервничать без повода. Делая это, ям вы не избавите себя от неприятности. Более того, беспокойство и волнение не только не предотвратят неприятность, но могут и способствовать ей, сделать из возможной реальной. Во-вторых, часто бывает, что когда ожидаемая неприятность все-таки происходит, человек уже неспособен с ней справиться, ведь все его внутренние силы ушли на переживание во время ее ожидания. Может случиться и так, что ожидаемая неприятность вообще не произойдет или произойдет, но не с такими последствиями, которые ожидались. А это означает, что силы и нервы потрачены зря. 6. Избегать трудностей и ответственности легче (удобнее), чем брать их на себя и справляться с ними. Устранение от ответственности приводит к тому, что в будущем нерешенные проблемы становятся неразрешимыми. Счастливая жизнь — это не отсутствие проблем, а успешное их решение. 7. В жизни всегда нужен кто-то, кто сильнее, могущественнее, на кого можно положиться. Покровитель, каким бы сильным и могущественным он ни был, не возьмет на себя решение ваших проблем, не примет ответственность за ваши ошибки. Покровительство имеет свои плюсы. Но есть и минусы. Главный из них — зависимость. 8. Поведение человека в настоящем определяется тем, что влияло на него в прошлом. Влияние прошлого невозможно преодолеть. 9. То, что делают другие, для нас очень важно. Поэтому необходимо приложить все усилия, чтобы они изменилисьв нужном направлении. Мы не можем влиять на других людей и изменять их сколько-нибудь существенно. А если это и происходит, то требует колоссального количества времени и сил. 10. Каждая проблема имеет единственно правильное решение. Его необходимо найти — в этом главная задача. На самом деле абсолютное большинство проблем имеет много решений (больше двух), так что редко существует одно, абсолютно правильное решение. Каждому из возможных решений присущи как достоинства, так и недостатки. Одно имеет стратегические достоинства и тактические недостатки, другое — наоборот. Нам остается только выбрать наиболее приемлемый вариант и действовать. Чтобы отследить и осознать действие какой-либо иррациональной идеи или эмоции, не оправданные объективными характеристиками ситуации, необходимо уметь «выходить» из этой ситуации, то есть становиться над ней. Для этого нужно как бы остановиться и посмотреть на себя, на ситуацию со стороны. Основным препятствием для этого шага является нежелание терять время. «Мы все находимся во власти времени, но время здесь ни при чем. То, что время течет, и то, что мы куда-то спешим – несколько разные вещи. Спешить – это внутреннее состояние, действовать быстро – внешнее. Например, в отпуске, в деревне идет человек по полю быстро, живо – и никуда не спешит. Иногда несет человек 2 чемодана, сильно спешит, а движется как улитка»[1, стр 180]. Поспешность, как отмечает А. Сурожский, состоит в том, что человек хочет быть на полвершка перед собой: не там, где он находится, а все время чуть впереди. На это затрачивается очень много сил: в это время человек не живет: «…человек, которого здесь нет, жить здесь не может, а человек, который здесь – не живет, он спешит. В настоящем мы не живем практически никогда. Чтобы полностью прожить какой-то момент в жизни, необходимо уметь останавливать время» [1, стр. 181]. Чтобы почувствовать, что значит быть над ситуацией, можно попытаться вспомнить экстремальные события в жизни, когда ни будущее, ни прошлое не имеют значения, когда человек осознает огромную ценность настоящего мгновения. Или другой пример: человек едет в машине и любуется природой. Машина сама едет, а человек живет, осознает, что находится перед его взором. Так и в жизни можно ходить, разговаривать, работать - и одновременно осознавать себя. Эта способность осознания настоящего – основа мониторинга эмоционального состояния. Рефлексируя собственное психо-эмоциональное состояние специалист получает возможность вовремя и эффективно использовать различные способы и методы саморегуляции: связанные с управлением дыханием, тонусом мышц, движением, с воздействием слова и образа и т.п. Безусловно, существуют серьезные объективные трудности, но, как известно, не события оказывают большее влияние на наше психосоматическое здоровье, а то, как мы их воспринимаем и интерпретируем. Ясное осознание происходящего – начало мудрого отношения к жизни, которое состоит в том, что человек стремится иметь силы изменить, то, что можно изменить; терпение, чтобы принять то, что нельзя изменить и ум, чтобы отличить одно от другого. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|