|
Факторы эффективности деятельности работника типа профессии «Человек-Человек».Автор статьи: Власкина Ирина Васильевна
Согласно распространенной классификации профессий Е.А. Климова, профессиональная деятельность разделена на следующие системы: человек-природа, человек-техника, человек-человек, человек-знак и человек-художественный образ. К типу «Человек-Человек» относятся профессии, связанные с медицинским обслуживанием (врач, медсестра), обучением и воспитанием (воспитатель, няня, учитель, преподаватель, тренер), правовой защитой (юрист, следователь, участковый инспектор), а также бытовым обслуживанием (продавец, официант, парикмахер, косметолог). В настоящее время, в связи с усложнением систем коммуникаций в профессиональной деятельности и требованиями рыночной экономики, актуальным становится выявление факторов, определяющих эффективность деятельности сотрудников, чья профессия связанна с интенсивным общением с другими людьми, а также подбор методов повышения этой эффективности. Факторы, обеспечивающие эффективность деятельности работников, делятся на общие (влияющие на представителей всех типов профессий) и специальные (значимые для определенного типа). Первым общим фактором эффективности деятельности работника является его работоспособность - одно из основных социально-биологических свойств человека, отражающих его возможность выполнить конкретную работу в течение заданного времени и с требуемой эффективностью и качеством. Психологи выделяют следующие периоды работоспособности: а) «врабатывание», длительность этого периода зависит от характера работы и особенностей исполнителя; б) период оптимальной работоспособности, в течение которого наблюдается максимальная мобилизация организма; в) полная компенсация, здесь появляются признаки утомления, отвлекаемости, изменения характера движений, но продуктивность остается на том же уровне за счет волевого усилия человека; г) снижение максимальной работоспособности человека; нарастает утомление, компенсация становится неустойчивой. Происходит явное снижение работоспособности, но за счет волевого усилия возможен так называемый «конечный порыв»; д) повышение продуктивности даже на основе развивающегося утомления; е) прогрессивное снижение работоспособности организма и продуктивности труда в связи с развитием утомления. Работоспособность в целом зависит от способностей, здоровья, знаний и умений человека, а также грамотной организации менеджером предприятия режима труда и отдыха сотрудников. Особенности нервной системы человека – следующий общий фактор эффективности труда. Свойства нервной системы обусловлены биологически, не изменяются в течение жизни и обуславливают успешность работника в той или иной профессиональной области или виде деятельности. Так человек, с преобладанием в головном мозге процесса торможения будет более продуктивен в монотонной и спокойной деятельности (например, косметолог). Человеку с подвижной нервной системой лучше выбирать профессии, связанные с разнообразной деятельностью (например, менеджер). В связи с этим, руководителю предприятия необходимо учитывать знания о типе нервной системы человека при подборе и расстановке кадров. Организационная культура предприятия – это система ценностей, коммуникаций, традиций, мотивации и трудовой этики организации, а также место в ней работника, его внешний вид и процесс развития. К основным параметрам организационной культуры, определяющим эффективность деятельности сотрудников, относятся: - система управления; - отношение к деятельности; - отношение к организации; - уровень развития коллектива; - система коммуникаций; - отношения между подразделениями. Мотивационная система предприятия также является немаловажным фактором эффективности деятельности сотрудников. К методам повышения мотивации относят: - аттестация и оценка персонала; - демонстрация производственных достижений компании и сотрудников; - конкурсы профессионального мастерства; - четкие, одинаковые для всех процедуры карьерного и профессионального роста; - наставничество и руководство проектными группами, дающие возможность реализовать лидерский потенциал; - выявление факторов мотивации сотрудников и оценка их удовлетворенности; - сбор информации от сотрудников на этапе планирования нововведений; - четкое информирование кандидата на этапе подбора о системе оплаты труда, условиях работы, перспективах профессионального и карьерного роста; - гибкая система оплаты труда. Социальные группы, т.е. коллеги, способны оказывать значительное влияние на производительность персонала. Например, «излишний» (с точки зрения группы) трудовой энтузиазм человека может стать причиной формирования ярлыка «выскочки», а также давления со стороны группы. Результатом такого социального давления может быть как отказ индивида от первоначальной модели поведения, так и резко выраженный межличностный конфликт в коллективе фирмы. В связи с этим, менеджеру организации необходимо своевременное выявление и нейтрализация таких «негативных лидеров» среди сотрудников. Ограниченность материально-технических условий работы (т.е. невозможность выполнения сотрудниками своих задач на данной технологической базе) может резко сократить эффективность работы персонала и ухудшить отношения в коллективе. Взаимозависимость задач означает, что успешное выполнение поставленной задачи двумя индивидами или двумя группами каким-либо образом взаимосвязано. Вероятность возникновения проблем в этом случае достаточно велика, особенно когда стороны преследуют различные цели и (или) имеют разные приоритеты. Несовершенство должностных (функциональных) инструкций может являться причиной управленческих проблем в ситуации, когда отсутствует четкое определение прав и обязанностей, то есть в ситуациях с совпадающей (пересекающейся) ответственностью или отсутствием конкретной ответственности за определенные функции. Несоответствие между характером работы и статусной иерархией предполагает нарушение принципа справедливости в области вознаграждений и назначений на должности, условий труда, статусных символов, является одной из причин снижения мотивации, а, следовательно, и эффективности труда работников. Ограниченность общения (например, отсутствие корпоративных мероприятий) между сотрудниками может стать серьезным препятствием для взаимодействия людей, цели и взгляды которых направлены на повышении эффективности работы предприятия. С другой стороны, проблемы в организации могут возникать и в связи с излишком информации (например, о личной жизни руководителя). Профессиональные знания, умения, навыки, приобретаемые в процессе обучения, также обуславливают эффективность деятельности сотрудников. Поэтому любой грамотный руководитель должен создавать благоприятные условия для повышения квалификации своих сотрудников с целью повышения продуктивности работы предприятия в целом. В период адаптации молодых специалистов к профессиональной деятельности или к новому рабочему месту, должности работник сталкивается с рядом психологических трудностей, которые могут снижать эффективность профессиональной деятельности. Следовательно, одним из путей повышения эффективности является ускорение процесса адаптации и создание оптимальных условий для самостоятельной деятельности посредством разрешения проблем и противоречий на пути профессионального развития. Специальным фактором, влияющим на эффективность деятельности сотрудников типа «Человек-Человек», являются качества, необходимые для выполнения данной профессии (профессионально важные качества): социально-коммуникативная компетентность, толерантность, стрессоустойчивость, аналитические способности, организованность и др. При написании статьи использовались труды Ильина Е. П., Кибанова А. Я., Климова Е.А., Магура М. И., Марковой А. К., Курбатовой М. Б., Одегова Ю. Г., Щербатых Ю. В. и др. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|