|
Использование коучинга для повышения нефинансовой мотивации сотрудниковАвтор статьи: Пантелеев Дмитрий Маратович
Для эффективного и результативного управления персоналом в современных условиях необходимо осуществлять управленческое воздействие одновременно в трех областях, а именно:
Одной из важнейших задач управления персоналом является обеспечение эффективной мотивации к трудовой деятельности сотрудников организации, на которую оказывают влияние личные цели, личностные ценности и уровень личностного развития сотрудников, их мотивированность содержанием работы, а также различные аспекты корпоративной культуры организации. В этом руководству организации может помочь использование новых более эффективных технологий управления персоналом, к которым смело можно отнести коучинг. Коучинг является прекрасно зарекомендовавшей себя бизнес-технологией, которая позволяет сотрудникам за короткий срок (от 3 до 6 месяцев) максимально повысить личную и профессиональную эффективность, научиться достигать как свои личные цели, так и цели корпоративные легко и с удовольствием [1]. Коучинг - это совокупность современных технологий персонального или бизнес-консультирования, ориентированных на личностное, профессиональное или корпоративное развитие. Коучинг - это своего рода «зонтичный» бренд, объединяющий под своим куполом бизнес-консультирование, психотерапию, имидж-мейкерство, бизнес-тренинг, бизнес-консалтинг и собственно коучинг. Коучинг — это искусство содействовать повышению результативности, обучению и развитию человека. Коучинг – это сфокусированный на решении, ориентированный на результат и систематический процесс сотрудничества, в ходе которого коуч содействует улучшению выполнения деятельности, увеличению жизненного опыта, самостоятельному учению и личностному развитию людей [2]. Решить задачу повышения нефинансовой мотивации сотрудников можно используя как групповой, так и индивидуальный коучинг, разработав программу из нескольких коуч-сессий. Кроме того, по нашему мнению (и из нашего опыта) очень важно предварительное исследование личностных характеристик сотрудников на основании известных методик, а именно, тип по классификации Майерс-Бриггс, система личностных ценностей по К. Грейвзу, предпочитаемая роль в команде по М. Белбину, степень открытости в коммуникациях на основе окна Джохари и т.п.. Данные исследования помогают сотрудникам, определив свои индивидуальные характеристики и опираясь на свои сильные стороны, обрести больше уверенности в своих силах для решения задач производственного и личного характера. А также более четко сформулировать запрос на коуч-сессии. Эффективно, если группа предварительно ознакомится с личностными характеристиками друг друга. Кроме того, важно до программы исследовать мотивацию сотрудников при помощи методов, разработанных на основе «мотивационно–гигиенической теории» Ф. Герцберга, а также определить мотивированность содержанием работы, где необходимо учитывать все показатели характеристик работы и их совместное влияние на мотивацию сотрудника. В программу коуч-сессий, направленную на повышение нефинансовой мотивации сотрудников, необходимо включить коуч-сессию (одну или несколько) для прояснения личных целей сотрудников. При этом каждый сотрудник составляет последовательно «колесо своего жизненного баланса» и «колесо успеха в профессиональной деятельности» [3] и формулирует свои цели в следующем формате [4]:
На завершающем этапе эффективна 20 минутная коуч-сессия «Прогулка в будущее», на которой каждому сотруднику предлагается представить свое будущее через 1, 3, 5 лет. После этого проходит групповое обсуждение, смысл которого - сформировать связи между личными целями сотрудников и корпоративными целями компании. В рамках мотивационного коучинга (одна или несколько коуч-сессий) важно проработать среднесрочную (горизонт планирования от трех месяцев до года) цель сотрудника в производственной сфере. При этом в начале сессии сотрудник определяет мотивированность достижением цели по десятибалльной шкале, а вопросы задаются последовательно в соответствии с логическими уровнями: среда – действия – способности – ценности – идентификация [5]. Регулярное применение методов коуч-менеджмента в компаниях [6] позволяет не только достичь осознанности сотрудником своих действий, но и сформировать чувство ответственности сотрудника за результат этих действий. Таким образом, использование коучинга в компаниях может повысить эффективность работы сотрудников за счет самостоятельного решения ими производственных задач и увеличения их мотивированности на достижение результата. Литература 1 - Пантелеев Д.М. Коучинг в бизнесе// Журнал «Торговля и производство», 2009, №18, с.4.; 2 - О’Коннор Дж., Лейджес А. Коучинг с помощью НЛП: Практическое руководство по достижению поставленных целей/ Пер. с англ. – М.: «Издательство ФАИР», 2008 С. 288.; 3 - Коучинг. Эффективное управление (электронная энциклопедия)/ рук. проекта Смолянский О. – DominiSoft 2008; 4 - Астахова. Т.А. и др. Организационные изменения в компании: персонал, руководители, процессы и управления.- М.: Бератор – Паблишинг, 2008. –.192 с.; 5 - Самарина О.Г. Коучинг как метод эффективного управления. – М.: MBS, 2008. – с.25. 6 - Дмитриенко А. Иванова А. Коуч-менеджмент в компании. С чего начать?//-http://www.iteam.ru/publications/human/section_67/article_727/ Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|