Внешние причины профессиональной деформации сотрудников

Внешние причины профессиональной деформации сотрудников

Профессиональная деформация сотрудника развивается вследствие влияния трех основных факторов:

1)  недостаточной нравственно-психологической устойчивости к воздействию неблагоприятных факторов внешней социальной среды и ближайшего окружения;

2)  негативных явлений, связанных с субкультурой уголовного мира (уголовные обычаи, жаргон, жесты и т. п.), и их проявлений в процессе общения сотрудника с другими людьми;

3)  неправильной организации труда и формирования общественного мнения (неопределенность должностного положения, попустительское отношение к росту профессиональной подготовленности, терпимое отношение к правонарушениям и их сокрытие)[1].

Для своевременной нейтрализации и профилактики негативных факторов нравственной деформации, преступной деградации служебного коллектива необходимо также знать и учитывать основные причины появления этих факторов, которые, конечно, в конкретном проявлении зависят от действий отдельных членов служебного коллектива, но в своей служебной основе имеют объективно существующие причины. Анализ публикаций по данной проблеме, мнения различных специалистов (психологов, педагогов, практиков  и т. д.), наблюдение за деятельностью сотрудников разных отделов и служб ФСИН России позволяют классифицировать причины, способствующие появлению профессиональной деформации у сотрудников ИУ. Такие причины порождаются как спецификой службы (внутренние причины), так  и определенными условиями социума (внешние причины).

Внешнее окружение определяет «общие правила игры», поэтому их необходимо учитывать и использовать.

Для эффективного выполнения управленческих функций необходимо понимать действия внешних сил и принимать меры к нейтрализации их отрицательного воздействия.

В зарубежной управленческой мысли представление о значении внешнего окружения и необходимости учитывать силы, внешние по отношению к организации, появилось в конце 50-х годов ХХ в. Это понимание стало важным вкладом системного подхода в науку управления. Подчеркивалась необходимость для руководителя рассматривать свою организацию как систему, состоящую из взаимосвязанных частей, в свою очередь связанных с внешним миром. Ситуационный подход расширил это понимание. Он требует от руководителя не просто знать эти взаимосвязи с окружающей средой, но и в каждой конкретной ситуации учитывать как влияют внешние факторы: глубоко или поверхностно, прямо или косвенно, положительно или отрицательно[2].  

 

Внешние причины (факторы окружающей социальной среды и специфика деятельности сотрудников)[3]:    

1. Социальная нестабильность

Волею  Бога нам определено жить в холодной и огромной стране, в необъятном, непокорном, разбегающемся пространстве – шестая часть суши, прижатая к Северному Ледовитому океану. Так, на душу населения в России приходится 11,5 га земли, в США – 3,35 га, в Китае – 0,75 га, а в Японии – 0,29 га. Эти просторы одарили нас огромными природными богатствами, которые нужно добывать в тяжелых условиях Крайнего Севера или непроходимой тайги. Но они же раскрыли наши души и дали им широту, вольность и легкость, каких нет у других народов (см.: Тихоплав В. Ю., Тихоплав Т. С.  Начало начал. – СПб.: ИГ «ВЕСЬ», 2005. С. 12).

Известный русский мыслитель и пророк И. А. Ильин писал: «Русская Империя одарила нас огромными природными богатствами, и внешними и внутренними; они неисчерпаемы… Мы все хорошо знаем, что глубины наши – внешние и внутренние – обильны и щедры. Мы родимся в этой уверенности, мы дышим ею и живем с этим чувством, что «и нас-то много, и у нас всего много», что «на всех хватит, да еще и останется»; и часто не замечаем ни благостности этого ощущения, ни сопряженных с ним опасностей».

Вся история нашего народа есть история борьбы за выживание. И не только бесконечные набеги иноземных врагов, губительные засухи, потрясающие своими масштабами наводнения, но и непродуманные действия власть имущих, периодически доводящих страну до коллапса, не дают возможности организовать достойную жизнь российскому человеку.

Ни один народ в мире не имел такого бремени, как российский народ.

Начавшаяся в 1986 году скоропалительная перестройка государственного аппарата, основанная не на продуманной стратегии развития страны, а лишь на уверенности ее лидера, принесла России ряд положительных моментов (например, свободу, гласность), но при этом поставила российский народ на грань выживания[4].  

 

2. Кризис идейных и нравственных идеалов

За последние годы Россия переживает очередной кризис, в итоге общество превратилось в сплошное «конфликтное поле». В такой ситуации уже недостаточно констатировать те или иные проблемы и просчеты, а нужно находить причины и источники, порождающие их.

Вспомним, как выстраивал приоритеты безопасности Российского государства великий М. В. Ломоносов. Он призывал заботиться о размножении и сохранении российского народа, об исправлении нравов и устранении праздности, о просвещении народа, развитии и приумножении ремесленных дел и художеств, о лучших пользах купечества и государственной экономии и, наконец, о сохранении военного искусства во время долголетнего мира. Прошло более 200 лет, а сказано как о сегодняшнем дне. С сожалением, приходится констатировать, что многое из перечисленного сохранить и тем более приумножить не удалось. Особенно плачевно обстоят дела в интеллектуальной жизни общества, в науке, культуре, образовании. Между тем именно эта сфера имеет прямое отношение к глобальным вопросам обеспечения безопасности России и благополучия ее народа[5].

Много спорят о «национальной» или «общенациональной» идее, способной сплотить и воодушевить народ. Для сегодняшней России национальная идея заключается в том, чтобы выжить, встать с колен, вновь стать великой державой и великим народом. Для этого необходимы, прежде всего, национальные ценности, расцвет научной мысли, подъем гражданского самосознания, высокая нравственность, которые являются синонимами личной сопричастности всему, что происходит в стране.

 

3. Коррумпированность чиновничества, сотрудников управленческих аппаратов

Охарактеризовать современное состояние коррумпированности чиновничьего аппарата можно словами В. Вернадского, который в 30 гг. прошлого века так писал о руководстве страны: «Наблюдая современную жизнь развала, поражаешься одной явной аномалии. На поверхности у власти и во главе лиц, действующих, говорящих, как будто дающих тон – не лучшие, а худшие. Все воры, грабители, убийцы и преступные элементы во всех течениях выступили на поверхность. Жизнь выдвинула на поверхность испорченный, гнилой шлак, и он тянет за собой среднюю массу»[6].

 

4. Преобладающая установка в обществе на прагматические приоритеты

По данным Госкомстата, смертность в нашей стране стала устойчиво расти с конца 80-х годов прошлого века. Что произошло в то время в государстве? Перестройка, гласность, «дружба» с Западом, «600 секунд» с убийствами в картинках и с безнравственностью крупным планом на экранах телевизоров и    т. д. Именно тогда нам начали прививать другую – порочную и безнравственную идеологию. Вместо устоявшихся привычных понятий внедрялись такие, как «человек человеку волк», «каждый выживает в одиночку», «воруй, но не попадайся», «рубль украдешь – посадят, миллион украдешь – во власть придешь». То есть речь идет об изменении основ нравственности и духовности, о потере смысла жизни, об изменении отношения к своей стране и, в конечном счете, к самому человеку как к личности.

Власть в погоне за «своим счастьем» развязала всеобщую губительную смуту и «под шумок» делала все, чтобы «вынуть» нашу душу и заменить ее «американской мечтой». Самая настоящая трансплантация, причем безрассудная и скоропалительная.

На 70% смертность в стране объясняется агрессивностью и озлобленностью, на 10% – безысходностью, 15% составляют экономические параметры и 5% – другие причины. Таким образом, на 80% мы умираем от духовного дискомфорта и утраты смысла жизни. На первом месте стоит такое понятие, как – озлобленность. Не зависть (вот они наворовали, а я не успел), а именно озлобленность. И не потому, что человек беден, а потому, что несправедливо беден.

Здесь хочется на минуту отвлечься от основной темы и привести потрясающий пример Божьей справедливости на Земле. Речь пойдет об одном из «владык капиталистического мира» – Аристотеле Сократе Онасисе. Этот человек, не отличавшийся глубиной интеллекта и не интересный внешне, имел «весь мир в кармане». «Единственное, что принимается сегодня во внимание, это деньги. Те, кто обладает ими, – настоящие короли наших дней», – его любимое выражение. Но вот в авиакатастрофе разбился его единственный сын Александр, и все миллиарды «короля» оказались бессильны спасти его. Любимая женщина и, может быть, единственная, любившая Онасиса не за деньги, покончила с собой, когда ради колоссальных связей в деловых и политических кругах он женился на Жаклин Кеннеди. Сам Онасис умирал долго и мучительно, не в силах пошевелить не только «ни рукой и ногой», но даже поднять веки, чтобы открыть глаза. И, наконец, его единственная наследница, дочь Кристина, принимавшая огромное количество успокоительных и снотворных средств, чтобы избавиться от одиночества и депрессии, умирает от передозировки.  Есть над чем подумать!  

 

5. Проблемы семейного плана

Изучение супружеских взаимоотношений в семьях сотрудников правоохранительных органов показывает, что на них оказывает влияние множество разнородных факторов (например, обострение криминогенной ситуации влекущее за собой опасение за здоровье и жизнь близких; снижение уровня материального благополучия, вызываемое экономическими кризисами или неблагоприятными изменениями в служебном положении; всевозможные личные проблемы, возникающие вследствие взаимного непонимания, и т. п.). Все это находит отражение в статистике разводов, суицидов, текучести кадров и дисциплинарных нарушениях среди личного состава. Анализ материалов служебных проверок свидетельствует о том, что около 60% случаев суицидов и покушений на жизнь, совершенных сотрудниками правоохранительных органов, связаны с семейно-бытовыми конфликтами. В том числе 16% самоубийств совершаются по мотивам ревности или неудачной любви; в каждом втором случае – отношения между супругами нарушаются по причине злоупотребления спиртными напитками одним из супругов; недостаточная материальная обеспеченность семей; в 24% случаев конфликты обусловливаются отсутствием помощи супруга в воспитании детей и ведении совместного домашнего хозяйства (из-за постоянной занятости на службе).

Причинами взаимного непонимания супругов нередко становятся так называемые ролевые конфликты. Они возникают на почве разного понимания отцом и матерью своих ролей в семье. Взаимное непонимание обостряется в случае, если сотрудник увлечен карьерой и семейная жизнь ему кажется стабильной (следует иметь в виду, что отношения в семье – особая область человеческих взаимоотношений, так, например, великий русский писатель и философ Ф. М. Достоевский считал, что счастье человека на три четверти зависит от того, как складываются отношения в семье). Часто семейные конфликты являются причиной не только нарушения психического здоровья, но и преступления.

Семейные взаимоотношения должны приносить человеку радость, а не доставлять ему душевную боль, делать психически неуравновешенным и толкать на преступление, в том числе и на преступление против самого себя. Следует знать, что на свете существует очень много людей, способных сделать Вашу жизнь счастливой. Самое главное – уметь их найти, распознать.

Совместную жизнь могут сделать счастливой непреходящий интерес к делам и забота друг о друге, взаимопонимание, предусмотрительность, умение идти на встречу желаниям своего спутника[7].

  6. Повышенная ответственность в принятии решений (наличие властных полномочий у сотрудников)

Обладая определенными властными полномочиями (использование и применения оружия, специальных средств, дисциплинарное воздействие на спецконтингент) сотрудники исправительных учреждений могут использовать свои полномочия, но могут ограничиться и пассивным поведением. В том и другом случае возникает противоречие между служебным долгом и нормами морали. Выбирая одно, сотрудник зачастую пренебрегает другим. Например, часовой имеет право применять оружие на поражение по осужденному, преодолевшему линию охраны учреждения, но моральная ответственность после использования такого права достаточно серьезный груз для человека. Обратная ситуация: сотрудник не применяет оружие по сбежавшему, результат – совесть чиста, но долг? Конечно, здесь приведен довольно редкий пример выбора, так как наиболее часто встречаются ситуации с применением специальных средств и способов дисциплинарного воздействия. Используя полномочия, получаем один результат, в случае отказа от них – другой. Последствия для сотрудника в таких ситуациях, как правило, разнесены во времени. И он, постоянно находясь в «знакопеременных» психических нагрузках, накапливает определенный запас стрессовых ситуаций, и где он найдет выход – неизвестно. Коллектив, семья, спецконтингент и сам человек – вот на кого могут быть направлены негативные эмоции[8]. 

 

7.  Специфический график работы (длительное лишение сна, резкие колебания активности в течение рабочего времени, дежурства)                                                                                                                                    

Работоспособность человека проявляется в поддержании заданного уровня деятельности в течение определенного времени и обусловливается двумя основными группами факторов – внешними и внутренними.

Внешние – характеристика рабочей среды (удобство рабочего места, освещенность, температура и т. п.); взаимоотношения в коллективе.

Внутренние – уровень подготовки, тренированность; эмоциональная устойчивость.

Предел работоспособности – величина переменная; изменение ее во времени называют динамикой работоспособности. 

 

На кривой работоспособности, записанной в течение суток, выделяются три интервала, отражающие колебания работоспособности:

С 6 до 15 – первый интервал, во время которого работоспособность постепенно повышается. Она достигает своего максимума к 10-12 ч, а затем постепенно начинает понижаться.

Во втором интервале (15-22 ч) она повышается, достигая максимума к 18 ч, а затем начинает уменьшаться до 22 ч.

Третий интервал (22-6 ч) характеризуется тем, что работоспособность существенно снижается и достигает минимума около 3 ч утра, затем начинает возрастать, оставаясь при этом, однако, ниже среднего уровня[9].   

  

8.   Экстремальность служебной деятельности (например, риск, постоянное ожидание опасности, высокая эмоциональная насыщенность на фоне дефицита позитивных впечатлений)

В настоящее время в исправительных колониях по России содержится около 750 тыс. осужденных, каждый пятый из них осужден за убийство или умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, каждый четвертый – за разбой, грабеж или изнасилование. Около 60% судимы неоднократно.

 Отметим и то обстоятельство, что у недавно вступивших в должность сотрудников обнаруживаются значительные расхождения между имеющимися у них представлениями о характере работы и существующей реальностью, в результате чего могут возникать стрессовые состояния и даже функциональные отклонения в состоянии здоровья.

 

9.   Отрицательное влияние уголовной среды (криминальной субкультуры).

Рассмотрим несколько базовых определений, необходимых для более качественного усвоения понятия «криминальная среда» и ее сущности. 

Культура – совокупность духовных и материальных ценностей, созданных большой социальной группой – народом, нацией общностью.

В фундаменте культуры лежат ценности. Разные культуры характеризуются в первую очередь определенным набором ценностей. В этом наборе выделяются базисные ценности, которые определяют содержание культуры и образ жизни ее носителей. Функция базовых ценностей – защита и сохранение целостности социальной группы  (носителя данной культуры).

Поскольку общество распадается на множество социальных групп – национальных, демографических, социальных, профессиональных, – постепенно  у каждой из них формируется собственная культура, т. е. система ценностей и правил поведения. Малые культурные миры называют субкультурами.

Субкультура – часть общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев, присущих большой социальной группе.

При всех культурных различиях базовые ценности субкультуры и общей культуры остаются едиными.

Говорят о молодежной субкультуре, субкультуре пожилых людей, субкультуре национальных меньшинств, профессиональной субкультуре. Субкультура может отличаться от доминирующей культуры языком, взглядами на жизнь, манерами поведения, обычаями и т. д. Различия могут быть очень сильными, но субкультура не противостоит доминирующей культуре.

Контркультура – обозначает такую субкультуру, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но и противостоит ей, находится в конфликте с господствующими ценностями.

Субкультура преступников является по своему содержанию контркультурой. В литературе обычно употребляется термин не преступная контркультура, а делинквентная, или асоциальная субкультура.

Для мест лишения свободы асоциальная субкультура – явление закономерное и объективное. Ее не следует считать продуктом «злой воли» преступников, объяснять социально-нравственной запущенностью осужденных. Специфичность субкультуры определяется уникальностью взаимосвязанных факторов, присущих в полной мере только наказанию в виде лишения свободы, а именно: принудительной изоляцией индивидов от общества; включением индивидов в однополые группы на уравнительных началах; жесткой регламентацией поведения во всех сферах жизнедеятельности.

Действие этих факторов постоянно и принципиально неустранимо, поскольку они являются необходимыми элементами лишения свободы. Все это нарушает привычные способы жизнедеятельности, лишает или резко ограничивает человека в удовлетворении целого ряда элементарных потребностей, снижает возможность получения новых впечатлений, делает жизнь монотонной. Осужденные пытаются найти новые способы выполнения ведущих социальных функций или же найти такие заменители, которые давали бы возможность реализоваться потребностям в общении, самоутверждении, самоуважении и т. д.

Таким образом, источником возникновения асоциальной субкультуры является существенное отличие условий жизни на свободе от условий исправительного учреждения и стремление осужденных приспособиться к этим новым условиям, восстановить, насколько возможно, привычные формы жизнедеятельности (хотя это приспособление может осуществляться в необычных, на наш взгляд, формах). Указанные выше социальные факторы  являются объективными, внешними по отношению к социальной среде мест лишения свободы.

Но существуют и внутренние социально-психологические факторы. Общество осудило и изолировало осужденных, и тем самым противопоставило их основной массе законопослушных граждан. Общность социального положения, наличие общих ценностей (свобода, справедливость) способствуют тому, что осужденные начинают себя осознавать членами единого сообщества («Мы»), имеющего общие интересы и противопоставленного людям, живущим на свободе («Они»). А сообщество, имеющее особые интересы и ценности, вырабатывает и специальные нормы, направленные на защиту этих интересов и ценностей и сплочение самого сообщества[10].   

Фактически во многих своих чертах субкультура стала у нас частью народной культуры. В России, как ни в одной стране мира, огромная масса населения прошла через горнило тюрем и лагерей – десятки и десятки миллионов людей (и столько же их охраняло). Эта массированная и регулярная трансляция субкультуры в  толщу народной жизни не могла не сказаться на социальном укладе и духовном складе нации.

Таким образом, мы видим, что субкультура, вырабатываемая осужденными, имеет такие же элементы и структуру, как и любая культура. По своим основным чертам субкультура очень сходна с архаичными, дописьменными культурами – широкое использование табу, проклятий, татуировок, кличек. При всей своей консервативности и обособленности субкультура изменяется и взаимодействует с доминирующей культурой и оказывает негативное влияние на «нормальных» людей. Противостоя этому, сотрудники учреждений исполняющих наказания ежедневно «впитывают» нормы и ценности криминала, а затем, возможно, транслируют эти «ценности» в общество (родственников, друзей, знакомых).

 


[1] Организация личной безопасности сотрудников органов внутренних дел: Учебное пособие/ Авт.-сост. А. И. Чернов – Домодедово: ВИПК МВД России, 2001. С. 31.



[2] Плюснин А. М. Воздействие внешней среды на мотивацию сотрудников учреждений и органов УИС. Прозоровские чтения: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Московский ун-т гос. управления, московский фин.-юр. университет (Киров. филиал). – Киров, 2012. С. 134.



[3] Кожевников Т. С. Профессиональная деформация сотрудников ИУ и меры ее профилактики. Киров: Кировский филиал Академии ФСИН России, 2005. С. 11.



[4] Тихоплав В. Ю., Тихоплав Т. С. Начало начал. – СПб.: ИГ «ВЕСЬ», 2005. С.13.



[5] Колесникова Т. И. Психологический мир личности и его безопасность. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001.  С. 23.



[6] Тихоплав В. Ю., Тихоплав Т. С. Указ. соч. С. 18.



[7] Микрюков В. Ю. Обеспечение безопасности жизнедеятельности. Кн. 1. Личная безопасность: Учеб. пособие. – М.: Высш. шк., 2004. С. 129-130.



[8] Актуальные проблемы современной науки и образования. Выпуск 4. – Киров: МФЮА и РУИ, 2005. С. 50.



[9] Безопасность жизнедеятельности. П. П. Кукин, В. Л. Лапин, Н. Л. Пономарев. Учеб. пособие для студентов средних спец. учеб. заведений. – М.: Высш. шк., 2001. С. 77.



[10] Курганов С. И., Кравченко А. И. Социология для юристов: Учеб. пособие для вузов. – М.: Закон и право, ЮНИТИ, 2000. С. 53 – 64.





Просмотров: 475
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Как понять, для чего нам послан этот человек - только для опыта или все же для счастья и любви
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Что значит следствие для причины, или роль женщины в жизни мужчины.
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Субкультура в местах лишения свободы. Часть 3.
  • Субкультура в местах лишения свободы. 2 часть.
  • Деньги для жизни или жизнь для денег? Или почему семейные психологи решили сделать тренинг про деньги.
  • Работа или жизнь? О том, что если целиком уйти во что-то одно, можно остаться ни с чем.
  • Все вокруг не так, все вокруг виноваты. Что в такой ситуации может сделать один обычный человек?
  • Как понять кто я для него: мама, дочка или любимая женщина? Что делать чтобы быть любимой женщиной?
  • Субкультура в местах лишения свободы
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Что для русского хорошо, то немцу - смерть. Или что подходит именно вам.
  • Про цели, или Визуализируй - и забудь о том, что это может быть в твоей жизни.
  • Дезадаптационные нарушения у сотрудников МЧС как факторы риска в кризисной ситуации.
  • Как заработать на том, что просто для вас (но сложно для других)
  • Как эффективно демотивировать сотрудников. Вредные советы для руководителя.
  • Что необходимо учитывать при устройстве или принятии на работу
  • И все же, для кого актуальна самореализация, или как получить более сложное удовольствие от жизни
  • Возможности применения психологического тренинга для профилактики и коррекции профессиональной деформации личности психологов-практиков
  • Статья для тех, кто чувствует что его жизнь - серая и скучная, и очень хочет новизны
  • Как именно деньги могут испортить отношения:«Куда у нас деваются все деньги?»
  • Стратегии выбора спутника жизни, или о том, с кем следует, а с кем не следует связывать свою жизнь
  • Пассивная агрессия, часть 1. Что это такое и как она портит нам жизнь
  • Жизнь-это.... А что для вас жизнь? (Спиральная динамика Грейвза)
  • Знаем ли мы своих детей? Знаем ли мы, что они ждут от нас всю жизнь?
  • Как найти свое предназначение или на что тратить время жизни?
  • Как именно деньги могут испортить отношения: «Может быть, тебе поискать более высокую зарплату?»
  • Мой любимый страх. Или для чего полезно знать, что мы хотим в жизни.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь