|
Эмоциональная нестабильность дошкольника как показатель низкой культуры общения в семьеАвтор статьи: Лилия Богуцкая
УДК-159 Статья опубликована в научном журнале "Семья и личность" ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ НЕСТАБИЛЬНОСТЬ РЕБЁНКА СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК ПОКАЗАТЕЛЬ НИЗКОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ В СЕМЬЕ Аннотация: Эмоциональное развитие дошкольников – целенаправленный педагогический процесс, который тесно связан с личностным развитием личности современного человека, с процессом его социализации и творческой самореализации, а также введением в мир культуры межличностных отношений и усвоением культурных ценностей. Проблема эмоционального развития личности является в психологии одной из самых сложных и малоизученных. В настоящее время не существует целостной концепции развития эмоциональной сферы личности. Существуют противоречивые мнения относительно данной проблемы. Объект исследования – детско-родительские отношения. Предмет исследования – психологические особенности эмоциональных проявлений старших дошкольников в семье. Развитие эмоционального мира личности является частью единого процесса психического развития детей [1; 5]. Опираясь на работы П. П. Блонского и Д. Б. Эльконина, можно утверждать, что эмоциональное развитие старшего дошкольника осуществляется по следующим направлениям: 1) дифференциация эмоций (обогащение качественной палитры переживаний); 2) формирование способности контролировать и регулировать эмоции; 3) уменьшение с возрастом абсолютной частоты эмоциональных реакций (в связи с развитием мотивационно-потребностной сферы). Таким образом при прохождении последовательно этих трёх этапов, личность старшего дошкольника приобретает зрелось и возможности справиться с обучением в школе. Эмоциональная стабильность важна в межличностной коммуникации, а особенно при воздействии стрессовых факторов. Психологически верные ориентиры в прохождении этапов эмоциональной зрелости старшего дошкольника может обеспечить стабильный и принимающий родитель, зрелый в своих эмоциональных реакциях [4]. Как показывает психологическая практика, в современных российских семьях прослеживается низкий уровень эмоциональной регуляции (сочувствие, сопереживание, содействие). От рождения до школьного возраста ребёнок зачастую не получает информации от родителей, позволяющих дифференцировать эмоции и чувства и приобрести навыки вербализации или осознания своих чувств и чувств другого человека. При этом не происходит расширения круга объектов и субъектов, вызывающих эмоциональный отклик; не происходит и обогащения переживаний в целом, что негативно сказывается на формирование способности регулировать и контролировать чувства. Цель исследования – изучить особенности культуры психологического общения в семьях с ребенком старшего дошкольного возраста. Задачи исследования: Обращаясь к анализу такого сложного феномена, каким является эмоциональная сфера человека, П. М. Якобсон предлагает пути эмоционального развития личности через «воспитание чувств». По его мнению, эмоциональное развитие ребенка идет в нескольких направлениях: преодоление импульсивности поведения; возникновение вместе с чувствами, которые носят ситуативный характер, чувств, имеющих характер более стойкий; усиление регулирующих моментов в переживании и выражении чувств в эмоциональной сфере ребенка, которое занимает существенное место; социализация чувств [9]. В исследовании психологических особенностей эмоциональных проявлений старших дошкольников в семье приняли участие две группы респондентов: дошкольники в возрасте 5-7 лет с эмоционально нестабильным поведением (крики, истерики) (n=10), их родители (n=15). Внутриличностый эмоциональный интеллект составляет 73%. Следовательно, эмоциональная нестабильность и неумение распознавать эмоции свои и чужие присуща данной группе родителей. Полученный результат может свидетельствовать и о неумении родителей данной исследуемой группы транслировать верные и зрелые представления об эмоциональной сфере развития личности детям, начиная с самых ранних этапов развития ребенка. Исследование детей (n=10) по методике «Домики» задание №2 (О.А.Орехова) [6], а также при помощи карточек «Эмоции» (поиск и указывание эмоции названной психологом или называние эмоции, изображенной на карточке) показало, что у детей часто наблюдается недостаточная дифференциация социальных эмоций. Особый интерес представляет заключение о том, что большинство (n=8) старших дошкольников назвали эмоцию «Печаль» на карточке как «Гнев», а также раскрашивали эмоции «горе», «обида», «скука» и «ссора» в одинаковый цвет. При проведении детско-родительских консультационных сессий (n=12) были проанализированы и структурированы следующие факторы, касающиеся психологической коммуникации в семьях: Эмоции в процессе онтогенеза должны проходить путь прогрессивного развития [2], а эмоциональные отношения играть важную роль в регуляции деятельности личности. При этом речь идет не о рефлексии этих отношений, а о непосредственно чувственном их отражении, о сопереживании. Представляется, что выявленные детско-родительские отношения – истерические и агрессивные – находят свое отражения в том, что ребенок в 5-7 лет отстает в развитии волевых качеств, которые являются базовыми при обучении в школе. Низкая психологическая осведомлённость о процессах, происходящих при развитии и взрослении ребенка, а также низкий уровень внутрисемейного общения родителей и детей (отсутствие сопереживания, сочувствия, транслирования и называния эмоций) приводит к психологической травматизации и психологической незрелости дошкольника. Литература: Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|