Эмоциональная нестабильность дошкольника как показатель низкой культуры общения в семье

Автор статьи: Лилия Богуцкая

УДК-159

Статья опубликована в научном журнале "Семья и личность"Эмоциональная нестабильность дошкольника как показатель низкой культуры общения в семье

#13

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ НЕСТАБИЛЬНОСТЬ РЕБЁНКА СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК ПОКАЗАТЕЛЬ НИЗКОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ В СЕМЬЕ

Аннотация:
в статье показано, что причины нестабильности поведения дошкольника в возрасте 6 лет связаны с особенностями проявления психологической культуры общения в семье, где формируются базовые ценности и предпосылки общего психического развития ребёнка, а также происходит становление ядра его личности. Проблема исследования влияния семейного воспитания на формирование личности старшего дошкольника тесно связана с принимающими и сопереживающими детско-родительскими отношениями. При этом важно понимать, что эмоциональная незрелость дошкольника и отсутствие у него сформированных волевых структур к моменту поступления в школу можно связать с эмоциональной незрелостью семьи и отсутствием правильной психологической коммуникации.

Эмоциональное развитие дошкольников – целенаправленный педагогический процесс, который тесно связан с личностным развитием личности современного человека, с процессом его социализации и творческой самореализации, а также введением в мир культуры межличностных отношений и усвоением культурных ценностей.

Проблема эмоционального развития личности является в психологии одной из самых сложных и малоизученных. В настоящее время не существует целостной концепции развития эмоциональной сферы личности. Существуют противоречивые мнения относительно данной проблемы.

Объект исследования – детско-родительские отношения.

Предмет исследования – психологические особенности эмоциональных проявлений старших дошкольников в семье.

Развитие эмоционального мира личности является частью единого процесса психического развития детей [1; 5]. Опираясь на работы П. П. Блонского и Д. Б. Эльконина, можно утверждать, что эмоциональное развитие старшего дошкольника осуществляется по следующим направлениям: 1) дифференциация эмоций (обогащение качественной палитры переживаний); 2) формирование способности контролировать и регулировать эмоции; 3) уменьшение с возрастом абсолютной частоты эмоциональных реакций (в связи с развитием мотивационно-потребностной сферы).

Таким образом при прохождении последовательно этих трёх этапов, личность старшего дошкольника приобретает зрелось и возможности справиться с обучением в школе.

Эмоциональная стабильность важна в межличностной коммуникации, а особенно при воздействии стрессовых факторов. Психологически верные ориентиры в прохождении этапов эмоциональной зрелости старшего дошкольника может обеспечить стабильный и принимающий родитель, зрелый в своих эмоциональных реакциях [4].

Как показывает психологическая практика, в современных российских семьях прослеживается низкий уровень эмоциональной регуляции (сочувствие, сопереживание, содействие). От рождения до школьного возраста ребёнок зачастую не получает информации от родителей, позволяющих дифференцировать эмоции и чувства и приобрести навыки вербализации или осознания своих чувств и чувств другого человека. При этом не происходит расширения круга объектов и субъектов, вызывающих эмоциональный отклик; не происходит и обогащения переживаний в целом, что негативно сказывается на формирование способности регулировать и контролировать чувства.

Цель исследования – изучить особенности культуры психологического общения в семьях с ребенком старшего дошкольного возраста.

Задачи исследования:
1) Проанализировать какие факторы коммуникации в семье влияют на эмоциональное благополучие и формирование стабильных эмоциональных реакции для ребенка старшего дошкольного возраста.
2) Выбрать диагностические методики, которые направлены на выявления понимания эмоции у ребёнка старшего дошкольного возраста с нестабильным эмоциональным поведением и диагностики эмоционального интеллекта у родителей.
3) Выполнить анализ причин эмоциональной нестабильности ребенка в старшем дошкольном возрасте.
С. Л Рубинштейн утверждал: «Эмоциональное развитие человека проходит путь, аналогичный пути его интеллектуального развития: чувство, как и мысль ребенка, сначала поглощено непосредственно данным; лишь на определенном уровне развития оно высвобождается от непосредственного окружения родных, близких, в котором ребенок рос, и начинает сознательно направляться за пределы этого узкого окружения. Заодно с перемещением эмоций единичных и частных объектов в область общего и абстрактного происходит другой, не менее показательный, сдвиг – чувство становиться избирательным» [7].

Обращаясь к анализу такого сложного феномена, каким является эмоциональная сфера человека, П. М. Якобсон предлагает пути эмоционального развития личности через «воспитание чувств». По его мнению, эмоциональное развитие ребенка идет в нескольких направлениях: преодоление импульсивности поведения; возникновение вместе с чувствами, которые носят ситуативный характер, чувств, имеющих характер более стойкий; усиление регулирующих моментов в переживании и выражении чувств в эмоциональной сфере ребенка, которое занимает существенное место; социализация чувств [9].
Л. П. Стрелкова выделяет фазы эмоционального развития, как предпосылки для формирования умения адекватно эмоционально реагировать на различные явления окружающего мира: умение дифференцировать и адекватно интерпретировать экспрессивные выражения и эмоциональные состояния других; использование многообразия способов эмоционального реагирования; применение широты диапазона понимаемых и переживаемых эмоций; способность транслировать интенсивность и глубину переживания; сформированность достаточно высокого уровня передачи эмоционального состояния в речевом плане; овладение терминологической оснащенностью языка в отношении эмоции [8].

В исследовании психологических особенностей эмоциональных проявлений старших дошкольников в семье приняли участие две группы респондентов: дошкольники в возрасте 5-7 лет с эмоционально нестабильным поведением (крики, истерики) (n=10), их родители (n=15).
Исследование родителей (n=15) по методике диагностики «ЭмИн» (Люсин Д.В.) [3] показало, что низкое значение по шкалам 3 – Понимание эмоций и 4 – Управление эмоциями, составляет 68%; низкий показатель по шкале 2 –

Внутриличностый эмоциональный интеллект составляет 73%. Следовательно, эмоциональная нестабильность и неумение распознавать эмоции свои и чужие присуща данной группе родителей. Полученный результат может свидетельствовать и о неумении родителей данной исследуемой группы транслировать верные и зрелые представления об эмоциональной сфере развития личности детям, начиная с самых ранних этапов развития ребенка.

Исследование детей (n=10) по методике «Домики» задание №2 (О.А.Орехова) [6], а также при помощи карточек «Эмоции» (поиск и указывание эмоции названной психологом или называние эмоции, изображенной на карточке) показало, что у детей часто наблюдается недостаточная дифференциация социальных эмоций.

Особый интерес представляет заключение о том, что большинство (n=8) старших дошкольников назвали эмоцию «Печаль» на карточке как «Гнев», а также раскрашивали эмоции «горе», «обида», «скука» и «ссора» в одинаковый цвет.

При проведении детско-родительских консультационных сессий (n=12) были проанализированы и структурированы следующие факторы, касающиеся психологической коммуникации в семьях:
1. На ранних этапах развития ребёнка родитель не проводил достаточное время в коммуникации (прикосновения, проговаривание действий и манипуляций, повторение звуков).
2. В период кризисного развития (3 года) в практике родительского воспитания присутствовали наказания ребенка за «несоответствующее поведение» («угол», прекращение вербального общения и прочее).
3. В настоящий период детско-родительской коммуникации в семье не принято разговаривать про эмоции и называть их. Родитель стремится скрыть свой гнев и/или печаль от ребенка, но в то же время проявляя «вспышки гнева» в случае неудобного или несоответствующего внутренним нормам родителя поведения ребёнка, что оценивается родителем не как «норма», но и не требующего объяснения поведения.
4. Родитель склонен видеть в проявлении эмоций «гнев» и/или «печаль» ребенком, как способ манипулирования или «специального» поведения, требующего немедленного прекращения, а не как возрастную норму, требующую стабильного и принимающего родительского поведения. Проявление тревожности родителя в отношении эмоций ребенка «гнев» и/или «печаль», как проявлений «черты характера», которая требуется незамедлительного перевоспитания и искоренения путем наказаний и лишений как физических, так и эмоциональных.
5. Отрицательное отношение к проявлениям эмоций «Гнев» и «Печаль», нежелание принимать ребенка в таком состояние, подавление этих эмоций и переживаний подобного характера.
6. Принятие ребенка родителем только при выражении последним эмоции «Радость», но без поощрения и/или закрепления, скорее с нейтральным выражением своего отношения к такому поведению.
7. Склонность родителя к гиперопекающему и тревожному поведению.
Эмоциональное развитие ребенка является одной из базовых предпосылок общего психического развития, как ядро становления личности ребенка, как один из фундаментальных внутренних факторов, определяющих психическое здоровье ребенка и становление его исходно благополучной и зрелой психики особенно на пороге социализации, связанной с процессом изменения статуса ребенка «дошкольник-школьник».

Эмоции в процессе онтогенеза должны проходить путь прогрессивного развития [2], а эмоциональные отношения играть важную роль в регуляции деятельности личности. При этом речь идет не о рефлексии этих отношений, а о непосредственно чувственном их отражении, о сопереживании.

Представляется, что выявленные детско-родительские отношения – истерические и агрессивные – находят свое отражения в том, что ребенок в 5-7 лет отстает в развитии волевых качеств, которые являются базовыми при обучении в школе. Низкая психологическая осведомлённость о процессах, происходящих при развитии и взрослении ребенка, а также низкий уровень внутрисемейного общения родителей и детей (отсутствие сопереживания, сочувствия, транслирования и называния эмоций) приводит к психологической травматизации и психологической незрелости дошкольника.

Литература:
1. Ежкова Н. И. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста. – М.: Владос, 2010. - 128 с.
2. Запорожец А. В., Неверович Я. З., Кошелева А. Д. Эмоциональное равитие дошкольника/ Под ред. А. Д. Кошелевой. – М: Просвещение, 1985. - 176 с.
3. Люсин Д.В. Новая методика для измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭмИн // Психологическая диагностика. 2006. № 4. С. 3 – 22.
4. Мишина М.М. Особенности распределения супружеских ролей в современной Семье / М.М. Мишина // СЕМЬЯ И ЛИЧНОСТЬ: ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ Научный журнал – № 8 – 2018. – С.79 -84 ISSN 2311-2344
5. Олъишнникова А. Е. Эмоции и воспитание. – М.: Наука, 1983. - 96 с.
6. Орехова О.А. Цветовая диагностика эмоций ребенка. – СПб, 2002 – 176 с.
7. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – Спб.: Питер, 2002. - 720 с.
8. Стрелкова Л. П. Влияние художественной литературы на эмоции ребёнка – М.: Просвещение, 2000. - 96 с.
9. Якобсон П. М. Психология чувств и мотивации. – М.: Институт практической психологии, 1998. – 304 с.



Просмотров: 408
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Особенности общения детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста
  • Арт-терапия как средство развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста
  • Игра "Коробка ощущений и эмоций" для развития эмоционального интеллекта ребенка
  • «Сказка, как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста»
  • Роль и значение отношений с матерью для становления и развития личности ребенка (к постановке проблемы)
  • Развитие ребенка. Потребности ребенка. Роль родителей в формировании личности.
  • Семья и ее воспитательное значение для развития личности ребенка.
  • Развитие представлений о собственном теле у детей старшего дошкольного возраста
  • Упрямство- этап развития личности ребенка
  • Проблемы агрессивного поведения ребенка с особенностями развития.
  • Стили воспитания в семье и их влияние на формирование личности ребенка.
  • Показатели развития ребенка в период от 3-х лет до 5— 5,5-летнего возраста.
  • Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребенка
  • Саногенная рефлексия матери в структуре эмоционального благополучия ребенка дошкольного возраста
  • Особенности развития полоролевой идентификации у детей дошкольного возраста
  • Показатели развития ребенка в старшем дошкольном возрасте.
  • Ощущения. Эмоции. Чувства. Часть №5 "Трансформация эмоций и подмена чувств"
  • Секции и кружки для ребенка. Как психолог может определить направления развития ребенка
  • Как эмоции родителей влияют на психику ребенка?!
  • Развитие и становление ребенка как личности. Часть 1 - Проблемы в воспитании.
  • Развитие и становление ребенка как личности. Часть 2 - Кто такой ребенок?
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • Как предупредить развитие эмоциональной нестабильности у ребенка.
  • 8 советов для родителей, которые столкнулись с ярким проявлением негативных эмоций своего ребенка.
  • Психологическая коррекция эмоционального состояния детей дошкольного возраста
  • Изучение личностной сферы детей старшего дошкольного возраста методом наблюдения.
  • «Специфика развития личности и коррекция поведения детей и подростков, больных эпилепсией»
  • Что делать, чтобы ребенка (да и родителей) не переполняли лишние эмоции?
  • Мульттерапия. Развитие эмоциональной и нравственной сферы ребенка.
  • К вопросу о значении стиля общения с ребенком для развития его личности



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь