|
К вопросу о значении стиля общения с ребенком для развития его личностиАвтор статьи: Борисова (Мизинова) Яна Геннадьевна
В последние десятилетия психологи сделали ряд замечательных открытий. Одно из них — о значении стиля общения с ребенком для развития его личности. Теперь уже стало бесспорной истиной, что общение так же необходимо ребенку, как и пища. Малыш, который получает полноценное питание и хороший медицинский уход, но лишен постоянных контактов со взрослым, плохо развивается не только психически, но и физически: он не растет, худеет, теряет интерес к жизни. Анализ многочисленных случаев смерти младенцев в домах ребенка, проведенный в Америке и Европе после первой мировой войны — случаев, необъяснимых с одной лишь медицинской точки зрения, — привел ученых к выводу: причина — неудовлетворенная потребность детей в психологическом контакте, то есть в уходе, внимании, заботе со стороны близкого взрослого. Этот вывод произвел огромное впечатление на специалистов всего мира: врачей, педагогов, психологов. Проблемы общения стали еще больше привлекать внимание ученых. Если продолжить сравнение с пищей, то можно сказать, что общение может быть не только здоровым, но и вредоносным. Плохая пища отравляет организм; неправильное общение «отравляет» психику ребенка, ставит под удар его психологическое здоровье, эмоциональное благополучие, а впоследствии, конечно, и его судьбу. «Проблемные», «трудные», «непослушные» и «невозможные» дети, так же, как дети «с комплексами», «забитые» или «несчастные» — всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье. Мировая практика психологической помощи детям и их родителям показала, что даже очень трудные проблемы воспитания вполне разрешимы, если удается восстановить благоприятный стиль общения в семье. Вопросы, касающиеся специфики воспитательного воздействия отца и матери, давно привлекают внимание отечественных и зарубежных специалистов. Семья – это чаще всего скрытый от внешнего наблюдения мир сложных взаимоотношений, традиций и правил, которые в той или иной степени сказываются на особенностях личности ее членов, и в первую очередь детей. Тем не менее, существует и ряд объективных социальных факторов, которые, так или иначе, сказываются на всех без исключения семьях. Среди таковых можно отметить утрату родственных или дружеских связей, всё большая включенность женщины в трудовую деятельность и ее двойная нагрузка – на работе и в семье, дефицит времени на воспитание и внутрисемейное общение, жилищные и материальные затруднения. Однако при всей значимости перечисленных факторов не они играют решающую роль в возникновении сложностей в развитии личности ребенка, отчуждения родителей и детей. Наибольшую опасность представляют те ошибки, которые вольно или невольно допускаются родителями в построении взаимоотношений с детьми, забывая о том, что эти взаимоотношения всегда имеют развивающий характер. При анализе родительского отношения к детям многими психологами были выделены три группы причин ошибок взаимодействия родителей с детьми:
В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка. Существует огромное множество классификаций типов семейных взаимоотношений. Одной из самой распространенной является следующая: опека, диктат, "невмешательство" и сотрудничество. Самой распространенной ситуацией в семьях, нуждающихся в психологическом сопровождении, является неумение, а иногда и нежелание родителей строить свои взаимоотношения с детьми на основе разумной любви. Учитывая свой собственный опыт детско-родительских отношений и рассматривая порой своего ребенка как личную и частную собственность, родители могут либо чрезмерно опекать его, стремясь немедленно удовлетворять любую потребность, либо постоянно наказывать, испытывая на нем самые жестокие средства воздействия, либо всяческими способами уклоняться от воспитания, предоставляя ребенку полную свободу. При это они могут искренне верить в то, что делают это исключительно для его же блага, помогают ему в жизненном становлении. Осознание ошибок может прийти очень поздно, когда семья для того, чтобы справиться с трудностями, будет нуждаться в дополнительных ресурсах в виде психологической помощи. Наиболее часто встречающийся тип семейного воспитания – гиперопека («потворствующая гиперпротекция», или воспитание по типу кумир семьи). Гиперопека выражается в стремлении родителей окружить ребенка повышенным вниманием, всегда защищать его, следить за каждым его шагом, охранять отпредполагаемых опасностей, беспокоиться о нем по любому поводу и без повода, удерживать детей около себя, «привязывать» к своему настроению и чувствам, обязывать поступать определенным образом. Ограждая от любых трудностей, потворствуя прихотям и капризам, родители, по сути, не воспитывают, а наполняют свою жизнь событиями жизни своих детей. Всё это, как правило, сопровождается преувеличением способностей и возможностей детей, и они растут в атмосфере безудержного восхищения, принятия и поощрения. В результате длительной гиперопеки ребенок теряет способность к мобилизации своих ресурсов в трудных ситуациях, ждет помощи от окружающих, и прежде всего от родителей. У ребенка развивается так называемая выученная беспомощность — условнорефлекторная реакция воспринимать любые препятствия как непреодолимые. К негативному результату в развитии личности ребенка приведет и другой стиль взаимодействия с ребенком – строгая до жестокости власть над детьми. Диктат в семье проявляется в систематическом поведении одними членами семьи (преимущественно взрослыми) инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов. Родители, разумеется, могут и должны предъявлять требования к своему ребенку, исходя из целей воспитания, норм морали, конкретных ситуаций, в которых необходимо принимать оправданные решения. Однако те из них, которые предпочитают всем видам взаимодействия приказ и насилие, сталкиваются с сопротивлением ребенка, который отвечает на нажим, принуждение, угрозы своими контрмерами: капризами, обманом, агрессивностью, плаксивостью. Но даже если сопротивление оказывается сломленным, вместе с ним оказываются сломленными и многие ценные качества личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и в свои возможности. Безоглядная авторитарность родителей, игнорирование интересов и мнений ребенка, систематическое лишение его выбора при решении вопросов, к нему относящихся, - все это гарантия серьезных неудач формирования его личности. Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает опосредованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, способности разделять ответственность за происходящее внутри этих отношений, возможности доверять всем членам семьи. Именно в этой ситуации есть возможность формирования адекватной самооценки и веры ребенка в собственные ресурсы и способности. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, обретает особое качество – возможность формирования чувства «мы». Важную роль во всех типах детско-родительского взаимодействия играют факторы, связанные с детством самих родителей. Нередко в основе части из них лежит следующее заблуждение: в сознании родителей ребенок превращается в мерило престижа и возможность реализации собственных детских надежд. Важным фактором также являются партнерскими отношения родителей. Они неудовлетворенные или разочарованные своими отношениями могут искать какую-то компенсацию того, что не дает им брак, в подчеркнуто близкой связи или заостренной холодностью с ребенком, чрезмерной заботе и необходимости в нем или пренебрежение его нуждами. Эмоциональная насыщенность и эмоционально-позитивный характер семейных отношений, принятие, доверие и стабильность партнерских отношений, совместная с ребенком деятельность и его сотрудничество со взрослым как образцом компетентности, социальная поддержка и инициирование к самостоятельной деятельности делают семью уникальной структурой, обеспечивающей наиболее благоприятные условия для личностного, психологического и интеллектуального развития ребенка. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|