Изучение личностной сферы детей старшего дошкольного возраста методом наблюдения.

Возраст пяти лет – период, когда в психике ребенка появляются принципиально новые образования: это произвольность психических процессов, способность управлять своим поведением, а также изменения в самосознании, самооценке, представлениях о себе. Существенно меняется его образ Я. Развитие и усложнение этих образований создает к шести годам благоприятные условия для развития рефлексии – способности осознавать и отдавать себе отчет в своих целях, полученных результатах, способах их достижения, переживаниях, чувствах и побуждениях. У ребенка появляются представления не только о том, какой он есть, но и том, каким он хотел бы быть и каким не хотел бы стать. Этот процесс находится еще в зародыше и имеет специфические формы. 

Исследовать личностную сферу дошкольника можно методом наблюдения. Это целенаправленное, организованное, фиксируемое определенным образом в протоколе наблюдения восприятие исследуемого объекта.

Цель данного наблюдения: изучение уровня развития личностных качеств детей старшего дошкольного возраста. Наблюдение за ребенком проводится в разных видах деятельности в течение месяца. В таблице ниже отражены параметры наблюдения и рекомендуемый вид деятельности на момент наблюдения.

Особенности организации заключаются в следующем: наблюдение должно проходить в естественных условиях, ребёнок не должен знать, что за ним наблюдают; допускается короткая беседа в случае, когда  ребёнок заинтересован наблюдателем, как личностью (не зная, что второй является наблюдателем). Если ребёнок всё-таки понял, что за ним ведётся наблюдение, процедуру следует прекратить и продолжить её через 2-3 дня. Как показывает практика, в период наблюдения не рекомендуется использовать видеосъёмку, так как это отвлекает детей и возможны ошибочные результаты наблюдения. Наблюдение желательно вести каждый день от 15 до 30 минут в течение месяца.

 

 

 

 

 

Таблица №1

 

Параметры наблюдения

 

Параметры наблюдения

(качества личностной сферы)

Содержание показателей

Рекомендуемый вид деятельности на период наблюдения

Уровень сформированности

1

Коммуникабельность,

степень влияния

в детском коллективе

Явный лидер– легко контактирует с окружающими, умеет создавать и поддерживать благоприятные, положительные отношения в коллективе, пользуется уважением среди воспитанников и взрослых

• Игровая деятельность:

– сюжетно-ролевые игры,

– совместные игры с детьми,

– игры в парах;

• общение со сверстниками;

• общение со взрослыми;

• самостоятельная деятельность

2

Ситуативный лидер – ребёнок становится лидером не в силу его черт, а в силу ситуации, при этом личность, являясь лидером в одной ситуации, может и не быть им в другой; поддерживает доброжелательные отношения в коллективе, но сам редко выступает инициатором их создания

1

Скрытый лидер – при наличии в коллективе нескольких лидеров уходит в тень, может стать источником межличностных конфликтов, пользуется уважением среди небольшого количества воспитанников.

 

0

2

Целеустремленность

 

Умеет ставить перед собой цель и добивается ее осуществления, осознает, кем и каким хочет стать, стремится к знаниям в сфере выбранного жизненного становления

·          

• Игровая деятельность:

– игры с правилами;

• самостоятельная деятельность;

• художественно-изобразительная деятельность:

– лепка,

– аппликация,

– рисование;

• конструирование

2

Может поставить перед собой цель, но не всегда добивается ее осуществления, осознает, кем и каким хочет стать, но упорства в обогащении знаниями не проявляет

1

Не считает нужным ставить перед собой конкретные цели, четко не представляет, кем и каким хочет стать, полагается на рекомендации взрослых, сверстников и воспринимает как данность.

0

3

Интересы и увлечения

 

Проявляет постоянный и живой интерес к музыке, живописи, спорту, детской литературе и ее значению, охотно делится своими знаниями со сверстниками, привлекает их и знакомит с собственными интересами

• Тематические беседы;

• ознакомление и чтение детской литературы;

• музыкальная деятельность;

• спортивная деятельность;

• праздники и развлечения в детском саду

 

2

Не всегда проявляет интерес к музыке, детской литературе, живописи, спорту, посещает центры дополнительного образования по рекомендации взрослых, недостаточно понимает значение их посещения

1

Не проявляет интереса к чтению, культурные центры посещает редко и неохотно, не проявляет желания к культурному росту и совершенствованию

0

4

Степень проявления эмоционального состояния

 

Высокая – эмоции выражены сильно, очень яркое и громкое эмоциональное реагирование, выплеск эмоций незамедлителен

• Игровая деятельность:

– сюжетно-ролевые игры,

– совместные игры с детьми,

– игры в парах;

• самостоятельная деятельность;

• художественно-изобразительная деятельность:

– лепка,

– аппликация,

– рисование;

• конструирование;

• общение со сверстниками;

• общение со взрослыми

2

Средняя – эмоциональные проявления выражены средне, сдерживание некоторых эмоциональных реакций

1

Низкая – равнодушен, внешние проявления эмоций отсутствуют или выражены незначительно

0

5

Самооценка

 

Адекватная – реальное оценивание своего поведения, своих действий и поступков

• Беседы с детьми;

• самостоятельная деятельность;

• художественно-изобразительная деятельность:

– лепка,

– аппликация,

– рисование;

• конструирование;

• общение со сверстниками;

• общение со взрослыми

 

2

Завышенная – переоценивание своих реальных возможностей, действий и поступков  

·          

1

Заниженная – недооценивание своих реальных возможностей, действий и поступков

0

6

Степень конфликтности

 

Конфликтность выражена слабо – умение сглаживать конфликты и избегать критических ситуаций, но при необходимости готовность решительно отстаивать свои интересы

• Игровая деятельность:

– сюжетно-ролевые игры,

– совместные игры с детьми,

– игры в парах;

• общение со сверстниками

2

Выраженная конфликтность – настойчивое отстаивание своего мнения, даже если это может отрицательно отразиться на взаимоотношениях с окружающими. За это не всегда, но зато уважают

1

Высокая степень конфликтности – человек всегда сам ищет повод для спор, любитель поскандалить. Может быть скрыто глубинное чувство неполноценности

0

 

На основе представленной таблицы на каждого ребенка заполняется протокол наблюдения: таблица №2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица №2

Протокол наблюдения личностной сферы ребенка

 

Период наблюдения   ____________________________­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­______________________________________________________________

Ф. И. ребенка или код ребёнка*__________________________________________________________________________________

Возраст ребенка ______________________________________________________________________________________________

 

Параметры наблюдения

(качества личностной сферы)

Выявленный показатель в ходе наблюдения

Вид деятельности на период наблюдения

Уровень сформированности

Примечания **

1

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Общий уровень сформированности личностных качеств

 

 

 

 

* Код ребёнка – зашифрованные определёнными знаками (буквами или цифрами – на усмотрение наблюдателя) его имя и фамилия. Код нужен для того, чтобы соблюсти права ребёнка на конфиденциальность информации.

** В столбце «Примечание» указывается номер наблюдения, временной промежуток наблюдения и краткое описание поведенческих особенностей ребёнка в этот период. Например: Наблюдение №1 – 25 минут; ребёнок спокоен, малоактивен.

 

 

 

Уровни сформированности личностных качеств у детей старшего дошкольного возраста включают в себя соответствующие характеристики:

 

  • высокий уровень сформированности (12–9 баллов):

– понимание и принятие себя таким, какой есть;

– своевременная ориентация в ситуации взаимодействия со сверстниками и взрослыми;

– уважительное  и доброжелательное отношение к партнеру, учет его состояния и возможностей;

– уверенность в себе, раскованность, адекватная включенность в ситуацию;

– владение ситуацией, гибкость, готовность проявить инициативу в общении и оказании помощи;

– высокий статус и популярность в детском коллективе;

– социальная наблюдательность и самоконтроль;

  • средний уровень сформированности (8–6 баллов):

– понимание себя при неполном принятии образа «Я», критичное отношение к себе;

– не всегда своевременно ориентируется в ситуации взаимодействия со сверстниками и взрослыми;

– доброжелательное отношение к партнеру, без учета его состояния и возможностей;

– адекватная включенность в ситуацию взаимодействия только со взрослыми;

– готовность проявить инициативу в общении, но часто мешает недостаточная уверенность в себе;

– популярность и авторитет в детском коллективе возникает только при поддержке взрослого;

– социальная наблюдательность;

– наличие ситуативного самоконтроля;

  • низкий уровень сформированности (5–0 баллов):

– ребенок не осознает себя и собственное «Я»;

– плохая ориентация в ситуациях взаимодействия как со взрослыми, так и со сверстниками;

– агрессивное или равнодушное отношение к партнеру в совместной деятельности;

– низкая включенность в ситуацию взаимодействия со сверстниками и взрослыми;

– неуверенность в себе, замкнутость или агрессивность;

– рассеянность, низкая концентрация внимания, неадекватность в поведении;

– отсутствие социальной наблюдательности и самоконтроля.

Данная диагностика помогает выявить личностные качества ребёнка с целью дальнейшего их развития  либо последующей коррекции. В отношении детей диагностика может повторяться, если ребёнок выпал из процесса наблюдения (заболел, уехал и т.д.). Результаты диагностики отслеживаются, редко возникают трудности и разногласия, в таких случаях я применяю дополнительные диагностические методики. В моей программе также разработаны предполагаемые результаты, которые представлены ниже.

 

 

Предполагаемые результаты

  • Понимание и принятие себя, своего внутреннего «Я».
  • Своевременная и точная ориентировка в ситуации взаимодействия и в партнёрах.
  • Стремление понять другого человека в контексте требований конкретной ситуации.
  • Установка в контакте не только на дело, но и на партнёра; уважительное, доброжелательное отношение к нему, учёт его состояния и возможностей.
  • Уверенность в себе, раскованность, адекватная включённость в ситуацию.
  • Владение ситуацией, гибкость, готовность проявить инициативу в общении или передать её партнёру.
  • Высокий статус и популярность в том или ином коллективе.
  • Способность создавать благоприятный климат в коллективе.
  • Гибкость ролевых позиций в общении, способность динамично менять их в соответствии с поведением собеседников и с контекстом ситуации общения.
  • Социальная наблюдательность.
  • Самоконтроль.

 

 

К  концу 1-го  года обучения

Обучающиеся должны знать:

  • Основные навыки взаимодействия.
  • Навыки одобрения и вознаграждения, которые существенны для всех социальных ситуаций (т.е. умение давать положительную обратную связь партнёрам по общению).
  • Виды и средства общения.
  • Свои индивидуальные качества и особенности.
  • Виды эмоций.
  • Причины возникновения конфликтов и пути их решения.

Должны уметь:

  • Эффективно общаться в разных статусно - ролевых позициях.
  • Организовать дружную совместную работу, добиваться высокого результата деятельности.
  • Говорить точно, кратко, по существу.
  • Адекватно фиксировать нюансы переживаний, выражающиеся в речи, мимике, позах.
  • Проявлять свои чувства и эмоции.
  • Слышать себя и видеть других.
  • Общаться без слов.
  • Оценивать свои действия и поступки.

К  концу 2-го года обучения

Обучающиеся должны знать:

  • Значение понятия «Толерантная личность».
  • Понятия «кинестеты», «визуалы», «аудиалы», «дигиталы».
  • Виды чувств.
  • Себя, как личность и своё поведение в различных ситуациях.
  • Стили поведения человека в конфликте и способы его разрешения.

           Должны уметь:

  • Видеть себя и свою картину мира.
  • Уметь слушать других людей.
  • Планировать своё будущее: ставить цели и анализировать полученный результат.


Просмотров: 560
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Детский сад в вопросах и ответах. Общение детей в детском саду со взрослыми и сверстниками.
  • Вполне себе человеческие наблюдения
  • Психоаналитические наблюдения при работе с детьми аутического спектра
  • Самооценка ребенка и общение со сверстниками.
  • Короткая зарисовка про ревность... или Наблюдения психолога...
  • Принципы практики наблюдения (тренировка рефлексии)
  • Совместная деятельность детей и взрослых это залог воспитания достойного человека
  • Новые наблюдения о Панических атаках.
  • Мои наблюдения, коллеги поделитесь своими?
  • Наблюдения семейного терапевта: конфликты.
  • Изобразительная деятельность, как способ общения с подростками
  • Связь ипохондрии и нарциссизма: анализ, наблюдения
  • Пару слов о пользе наблюдения за вниманием
  • Наблюдения за жизнью
  • Первоклашка: мои наблюдения
  • Наблюдения психотерапевта
  • Первоклашка: мои наблюдения ч. 2
  • Баланс «брать – давать» или наблюдения за практикой публичных выступлений
  • Наблюдения психолога: как мобильный телефон помогает пожилым людям
  • Наблюдения на семейном моделировании
  • Астма. Психосоматика. Мои наблюдения
  • Совместная деятельность родителей и детей раннего возраста.
  • Про чудеса психологии, гарантии помощи и ошибки психологов (личные наблюдения)
  • Наблюдения семейного терапевта: про любовь.
  • О ценностях и ответственностях. Наблюдения с тропы.
  • Тревога - некоторые общие наблюдения
  • Наблюдения за…. Или «о причинно-следственных связях»
  • Весенние разборы. Наблюдения стилиста.
  • ОКР и панические атаки: наблюдения и выводы
  • Ощущение счастья и созависимость. Личные наблюдения



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь