Возраст пяти лет – период, когда в психике ребенка появляются принципиально новые образования: это произвольность психических процессов, способность управлять своим поведением, а также изменения в самосознании, самооценке, представлениях о себе. Существенно меняется его образ Я. Развитие и усложнение этих образований создает к шести годам благоприятные условия для развития рефлексии – способности осознавать и отдавать себе отчет в своих целях, полученных результатах, способах их достижения, переживаниях, чувствах и побуждениях. У ребенка появляются представления не только о том, какой он есть, но и том, каким он хотел бы быть и каким не хотел бы стать. Этот процесс находится еще в зародыше и имеет специфические формы.
Исследовать личностную сферу дошкольника можно методом наблюдения. Это целенаправленное, организованное, фиксируемое определенным образом в протоколе наблюдения восприятие исследуемого объекта.
Цель данного наблюдения: изучение уровня развития личностных качеств детей старшего дошкольного возраста. Наблюдение за ребенком проводится в разных видах деятельности в течение месяца. В таблице ниже отражены параметры наблюдения и рекомендуемый вид деятельности на момент наблюдения.
Особенности организации заключаются в следующем: наблюдение должно проходить в естественных условиях, ребёнок не должен знать, что за ним наблюдают; допускается короткая беседа в случае, когда ребёнок заинтересован наблюдателем, как личностью (не зная, что второй является наблюдателем). Если ребёнок всё-таки понял, что за ним ведётся наблюдение, процедуру следует прекратить и продолжить её через 2-3 дня. Как показывает практика, в период наблюдения не рекомендуется использовать видеосъёмку, так как это отвлекает детей и возможны ошибочные результаты наблюдения. Наблюдение желательно вести каждый день от 15 до 30 минут в течение месяца.
Таблица №1
Параметры наблюдения
№ | Параметры наблюдения (качества личностной сферы) | Содержание показателей | Рекомендуемый вид деятельности на период наблюдения | Уровень сформированности |
1 | Коммуникабельность, степень влияния в детском коллективе | Явный лидер– легко контактирует с окружающими, умеет создавать и поддерживать благоприятные, положительные отношения в коллективе, пользуется уважением среди воспитанников и взрослых | • Игровая деятельность: – сюжетно-ролевые игры, – совместные игры с детьми, – игры в парах; • общение со сверстниками; • общение со взрослыми; • самостоятельная деятельность | 2 |
Ситуативный лидер – ребёнок становится лидером не в силу его черт, а в силу ситуации, при этом личность, являясь лидером в одной ситуации, может и не быть им в другой; поддерживает доброжелательные отношения в коллективе, но сам редко выступает инициатором их создания | 1 |
Скрытый лидер – при наличии в коллективе нескольких лидеров уходит в тень, может стать источником межличностных конфликтов, пользуется уважением среди небольшого количества воспитанников. | 0 |
2 | Целеустремленность | Умеет ставить перед собой цель и добивается ее осуществления, осознает, кем и каким хочет стать, стремится к знаниям в сфере выбранного жизненного становления · | • Игровая деятельность: – игры с правилами; • самостоятельная деятельность; • художественно-изобразительная деятельность: – лепка, – аппликация, – рисование; • конструирование | 2 |
Может поставить перед собой цель, но не всегда добивается ее осуществления, осознает, кем и каким хочет стать, но упорства в обогащении знаниями не проявляет | 1 |
Не считает нужным ставить перед собой конкретные цели, четко не представляет, кем и каким хочет стать, полагается на рекомендации взрослых, сверстников и воспринимает как данность. | 0 |
3 | Интересы и увлечения | Проявляет постоянный и живой интерес к музыке, живописи, спорту, детской литературе и ее значению, охотно делится своими знаниями со сверстниками, привлекает их и знакомит с собственными интересами | • Тематические беседы; • ознакомление и чтение детской литературы; • музыкальная деятельность; • спортивная деятельность; • праздники и развлечения в детском саду | 2 |
Не всегда проявляет интерес к музыке, детской литературе, живописи, спорту, посещает центры дополнительного образования по рекомендации взрослых, недостаточно понимает значение их посещения | 1 |
Не проявляет интереса к чтению, культурные центры посещает редко и неохотно, не проявляет желания к культурному росту и совершенствованию | 0 |
4 | Степень проявления эмоционального состояния | Высокая – эмоции выражены сильно, очень яркое и громкое эмоциональное реагирование, выплеск эмоций незамедлителен | • Игровая деятельность: – сюжетно-ролевые игры, – совместные игры с детьми, – игры в парах; • самостоятельная деятельность; • художественно-изобразительная деятельность: – лепка, – аппликация, – рисование; • конструирование; • общение со сверстниками; • общение со взрослыми | 2 |
Средняя – эмоциональные проявления выражены средне, сдерживание некоторых эмоциональных реакций | 1 |
Низкая – равнодушен, внешние проявления эмоций отсутствуют или выражены незначительно | 0 |
5 | Самооценка | Адекватная – реальное оценивание своего поведения, своих действий и поступков | • Беседы с детьми; • самостоятельная деятельность; • художественно-изобразительная деятельность: – лепка, – аппликация, – рисование; • конструирование; • общение со сверстниками; • общение со взрослыми | 2 |
Завышенная – переоценивание своих реальных возможностей, действий и поступков · | 1 |
Заниженная – недооценивание своих реальных возможностей, действий и поступков | 0 |
6 | Степень конфликтности | Конфликтность выражена слабо – умение сглаживать конфликты и избегать критических ситуаций, но при необходимости готовность решительно отстаивать свои интересы | • Игровая деятельность: – сюжетно-ролевые игры, – совместные игры с детьми, – игры в парах; • общение со сверстниками | 2 |
Выраженная конфликтность – настойчивое отстаивание своего мнения, даже если это может отрицательно отразиться на взаимоотношениях с окружающими. За это не всегда, но зато уважают | 1 |
Высокая степень конфликтности – человек всегда сам ищет повод для спор, любитель поскандалить. Может быть скрыто глубинное чувство неполноценности | 0 |
На основе представленной таблицы на каждого ребенка заполняется протокол наблюдения: таблица №2.
Таблица №2
Протокол наблюдения личностной сферы ребенка
Период наблюдения __________________________________________________________________________________________
Ф. И. ребенка или код ребёнка*__________________________________________________________________________________
Возраст ребенка ______________________________________________________________________________________________
№ | Параметры наблюдения (качества личностной сферы) | Выявленный показатель в ходе наблюдения | Вид деятельности на период наблюдения | Уровень сформированности | Примечания ** |
1 | | | | | |
2 | | | | | |
… | | | | | |
Общий уровень сформированности личностных качеств | | | |
* Код ребёнка – зашифрованные определёнными знаками (буквами или цифрами – на усмотрение наблюдателя) его имя и фамилия. Код нужен для того, чтобы соблюсти права ребёнка на конфиденциальность информации.
** В столбце «Примечание» указывается номер наблюдения, временной промежуток наблюдения и краткое описание поведенческих особенностей ребёнка в этот период. Например: Наблюдение №1 – 25 минут; ребёнок спокоен, малоактивен.
Уровни сформированности личностных качеств у детей старшего дошкольного возраста включают в себя соответствующие характеристики:
- высокий уровень сформированности (12–9 баллов):
– понимание и принятие себя таким, какой есть;
– своевременная ориентация в ситуации взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
– уважительное и доброжелательное отношение к партнеру, учет его состояния и возможностей;
– уверенность в себе, раскованность, адекватная включенность в ситуацию;
– владение ситуацией, гибкость, готовность проявить инициативу в общении и оказании помощи;
– высокий статус и популярность в детском коллективе;
– социальная наблюдательность и самоконтроль;
- средний уровень сформированности (8–6 баллов):
– понимание себя при неполном принятии образа «Я», критичное отношение к себе;
– не всегда своевременно ориентируется в ситуации взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
– доброжелательное отношение к партнеру, без учета его состояния и возможностей;
– адекватная включенность в ситуацию взаимодействия только со взрослыми;
– готовность проявить инициативу в общении, но часто мешает недостаточная уверенность в себе;
– популярность и авторитет в детском коллективе возникает только при поддержке взрослого;
– социальная наблюдательность;
– наличие ситуативного самоконтроля;
- низкий уровень сформированности (5–0 баллов):
– ребенок не осознает себя и собственное «Я»;
– плохая ориентация в ситуациях взаимодействия как со взрослыми, так и со сверстниками;
– агрессивное или равнодушное отношение к партнеру в совместной деятельности;
– низкая включенность в ситуацию взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
– неуверенность в себе, замкнутость или агрессивность;
– рассеянность, низкая концентрация внимания, неадекватность в поведении;
– отсутствие социальной наблюдательности и самоконтроля.
Данная диагностика помогает выявить личностные качества ребёнка с целью дальнейшего их развития либо последующей коррекции. В отношении детей диагностика может повторяться, если ребёнок выпал из процесса наблюдения (заболел, уехал и т.д.). Результаты диагностики отслеживаются, редко возникают трудности и разногласия, в таких случаях я применяю дополнительные диагностические методики. В моей программе также разработаны предполагаемые результаты, которые представлены ниже.
Предполагаемые результаты
- Понимание и принятие себя, своего внутреннего «Я».
- Своевременная и точная ориентировка в ситуации взаимодействия и в партнёрах.
- Стремление понять другого человека в контексте требований конкретной ситуации.
- Установка в контакте не только на дело, но и на партнёра; уважительное, доброжелательное отношение к нему, учёт его состояния и возможностей.
- Уверенность в себе, раскованность, адекватная включённость в ситуацию.
- Владение ситуацией, гибкость, готовность проявить инициативу в общении или передать её партнёру.
- Высокий статус и популярность в том или ином коллективе.
- Способность создавать благоприятный климат в коллективе.
- Гибкость ролевых позиций в общении, способность динамично менять их в соответствии с поведением собеседников и с контекстом ситуации общения.
- Социальная наблюдательность.
- Самоконтроль.
К концу 1-го года обучения
Обучающиеся должны знать:
- Основные навыки взаимодействия.
- Навыки одобрения и вознаграждения, которые существенны для всех социальных ситуаций (т.е. умение давать положительную обратную связь партнёрам по общению).
- Виды и средства общения.
- Свои индивидуальные качества и особенности.
- Виды эмоций.
- Причины возникновения конфликтов и пути их решения.
Должны уметь:
- Эффективно общаться в разных статусно - ролевых позициях.
- Организовать дружную совместную работу, добиваться высокого результата деятельности.
- Говорить точно, кратко, по существу.
- Адекватно фиксировать нюансы переживаний, выражающиеся в речи, мимике, позах.
- Проявлять свои чувства и эмоции.
- Слышать себя и видеть других.
- Общаться без слов.
- Оценивать свои действия и поступки.
К концу 2-го года обучения
Обучающиеся должны знать:
- Значение понятия «Толерантная личность».
- Понятия «кинестеты», «визуалы», «аудиалы», «дигиталы».
- Виды чувств.
- Себя, как личность и своё поведение в различных ситуациях.
- Стили поведения человека в конфликте и способы его разрешения.
Должны уметь:
- Видеть себя и свою картину мира.
- Уметь слушать других людей.
- Планировать своё будущее: ставить цели и анализировать полученный результат.