|
Наблюдения психолога: как мобильный телефон помогает пожилым людямАвтор статьи: Львова Анастасия
На первый взгляд, технологические решения для поддержки пожилых сложны, сюда можно отнести и микрохирургию, и экзоскелеты, но на самом деле технологии куда ближе. Даже обычный мобильный телефон может решить множество проблем. Работая психологом в пансионате для пожилых людей, я стараюсь применять доступные им технологии. Одиночество пожилых и технологии мобильной связиОдиночество у пожилых людей входит в замкнутый круг. Когда человек начинает меньше взаимодействовать с людьми, он стремительно теряет социальные навыки, и из-за этого общение сокращается. Потеря навыков усложняет взаимодействие для обеих сторон – пожилому человеку труднее идти на контакт, а окружающие теряют интерес, когда коммуникации становятся не комфортными. Пожилой человек может разучиться обращать внимание на реакцию собеседника. Например, не заскучал ли тот от длинной истории, и если эту оплошность вовремя не исправить, появляется стереотип – со старыми людьми скучно общаться. Но дело не в преклонном возрасте, оставшийся без общения молодой человек тоже теряет коммуникативные навыки и допускает те же оплошности. Самые обычные регулярные звонки по телефону могут немного помочь не остаться одному не только во время самого разговора, но и после него. Конечно, кроме такого технологичного решения, как мобильный телефон, есть куда более эффективные для решения задачи общения способы, например, жизнь в семье, встреча с другими пожилыми людьми на прогулках. Это бывает не всегда возможно, а в ситуации необходимости зачастую вдруг оказывается, что для пожилых людей мобильный телефон достаточно сложен для освоения. И хотя на рынке есть уже множество телефонов, предназначенных специально для пожилых людей – с крупными кнопками и буквами, максимально простых, но на практике проблемы могут возникнуть с неожиданных сторон. Проще, не значит простоЕсть целые научные направления, изучающие, как человек управляет техникой – машинами, приборами, компьютером, и в первую очередь они основаны на наблюдениях. Сравните мобильные телефоны с обычными, дисковыми, к которым привык близкий вам пожилой человек: очевидно, что дисковые телефоны не надо заряжать, хотя необходимость ставить на зарядку мобильники пожилые люди обычно запоминают быстро. На мобильных телефонах есть множество функций, которые давно не рисуют, считая очевидными, – на телефонах «для пожилых» не всегда рисуют стрелки «вверх» и «вниз», на кнопках, выполняющих специальные функции, не всегда есть зеленый и красный цвет. ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ ПОЖИЛЫХ, КАК ПОЛЬЗОВАТЬСЯ МОБИЛЬНЫМ ТЕЛЕФОНОМ. ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО АВТОРОМ. В своей работе я сталкиваюсь с тем, что телефоны регулярно оказываются выключены, и наши постояльцы не могут позвонить родственникам без помощи; а все потому, что на дисковых телефонах они привыкли вешать трубку после разговора. «Красная кнопка», прерывающая разговор, зачастую при длительном нажатии является кнопкой выключения телефона, и закончив разговор, пожилые люди могут даже не заметить, что отключили свой аппарат. Они не всегда верят, что действительно нажали кнопку, если ее нужно было нажимать недолго. Пожилым людям обычно очень нравится возможность «просто нажать кнопку и позвонить» – проверьте, есть ли у телефона такая функция и уделите время настройке быстрого набора вашего номера. Очень помогают написанные или напечатанные простенькие инструкции по использованию, пример такой инструкции приведен на картинке. «1. Разблокировать телефон долгим нажатием кнопки *. 2. Чтобы позвонить Лене, недолго нажать кнопку 5.» Иногда пожилым людям оказывается удобно «нажать стрелку вверх и нажать зеленую кнопку» – то есть всегда набирать последний набранный номер. Некоторым сложно возиться с телефонной книгой самого телефона, и если пожилому человеку удобнее набирать номер из бумажной записной книжки, почему бы и нет. Технологии видеосвязи для пожилыхНо общение между людьми вещь достаточно сложная. Простенький мобильный телефон, которым легко научиться пользоваться, очень полезен, но он не позволяет увидеть собеседника, а ведь иногда очень сложно понять по голосу эмоцию, оттенок смысла. В Интернете для компенсации этого эффекта вовсю используются смайлики, но они без дополнительных пояснений обычно непонятны для пожилого человека. Лучше все же стараться видеть друг друга во время разговора. И будущее уже с нами, ведь существует множество программ, позволяющих проводить видеосвязь. Особенно хороши видеозвонки для связи с пожилыми людьми, страдающими от деменции, – в своей практике я вижу, что звонки по обычному телефону оставляют их достаточно равнодушными, а использование видеосвязи при разговоре с родными сильно повышает настроение. Видеосвязь оказывается полезнее тем, кому сложнее научиться ею пользоваться, но сложнее – вовсе не значит невозможно. Человек со средне выраженной деменцией вполне может звонить по скайпу на планшете: недолго нажать на синий значок, потом на значок-видеокамеру рядом с именем дочери. Терпение и навыкиГлавное в таком обучении – это те же инструкции, практика и обязательная моральная поддержка, ведь пожилые люди склонны отказываться от слишком сложного, этому их учит окружение, на все проблемы отвечающее «чего вы хотите – у вас возраст». Работа с планшетом или смартфоном более требовательна к ловкости пальцев, а развитие и поддержание мелкой моторики в силу устройства человеческого мозга крайне полезный навык для любого возраста. Например, короткое нажатие на значок открывает программу, а длинное заставляет перетащить иконку – и разница между «коротким» и «длинным» может быть сложной, как в примере с кратким нажатием красной кнопки телефона для окончания разговора и длинным – для выключения телефона. Зато если получается – тут и радость из-за видеовстречи с родными, и гордость за преодоление сложности, и разминка пальцев, и, если идти дальше, возможность использовать множество других функций планшета, развлекательных или познавательных. А в крайнем случае, не так уж принципиально звонить по видеосвязи самостоятельно, если есть кому помочь в этом деле. На зарубежном рынке среди решений, помогающих в старости, появляется все больше систем, по строению являющихся чем-то средним между сигнализацией и умным домом, – системы защиты от падения. После 50 лет человек теряет 1–2% мышечной массы в год, именно эта особенность приводит к переломам, долгому и сложному восстановлению после них. Зачастую, однажды столкнувшись с падением пожилого человека, семья ищет решения вроде переезда на постоянное жительство в пансионат или использования инвалидной коляски, а это, конечно, сильно влияет на жизнь самого пожилого человека. Системами, позволяющими получить своевременную помощь в случае падения дома, и, таким образом, позволяющими не менять жизнь кардинально, могут быть датчики движения или веб-камеры, настроенные на автоматический вызов служб помощи. К таким же системам относится размещение по дому тревожных кнопок. С их появлением на рынке возникла дискуссия о том, как проектировать эти системы, чтобы они не являлись вмешательством в личную жизнь. Но пока идут дискуссии и ищутся решения, ежедневные звонки по мобильному в установленное время могут значительно обезопасить живущих в одиночестве пожилых людей. Итак, суммируя сказанное
----- Статья впервые была опубликована под лицензией cc-by-sa 3.0 на сайте Теплицы Социальных Технологий Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|