|
Человек МобильныйАвтор статьи: Третьяк Леонид Леонидович
В нашей стране мобильность, к сожалению, — недостаточно распространенное явление. Это связано со сосредоточением производственных мощностей в рамках мегаполисов, с последствиями индустриализации тридцатых годов прошлого века, которая сформировала культуру конгломератов-моногородов, привязанных к источникам сырья территориально, а также с обилием административных барьеров для перемещения трудовых ресурсов, оставшихся в наследство от сталинской эпохи (непрозрачность финансовой сферы, институт прописки, трудовые книжки, бюрократизация отчетности). Еще глубже в коллективном бессознательном лежит особый страх перед переменами в сфере занятости, уходящий корнями во времена засилья крепостного права. Каждое революционное изменение, происходившее в нашем обществе, оставляло травматический рубец в коллективном бессознательном. Продразверстка прочно закрепила животный страх перед отчуждением собственности. Многочисленные манипуляции в финансовой сфере с банковским капиталом, сбережениями, валютой со стороны государства привели к господству убеждения, что главной гарантией безопасности является трудно отчуждаемый капитал в форме, например, жилого имущества. Поэтому в нашем обществе мобильность подсознательно неизменно связана с утратой. Ассоциации высылки, депортации, мобилизации подспудно сопровождают любой переезд. На наших вокзалах играет марш «Прощание славянки», который слушали люди, в последний раз видевшие своих родных. И в другой классической вокзальной песне про сиреневый туман зловещие строки «...А может, навсегда ты друга потеряешь...» маскируются обычно лирическим мажором исполнителя.
Очень часто отделение от привычных мест обитания происходило у нас насильственно. Поэтому процессы сепарации, психологического отделения от родительских семей, прежнего образа жизни сопровождаются у нас не ассоциациями свободы и достижения лучшей жизни, которые были свойственны казакам — покорителям Сибири или американским мигрантам, а, напротив, ассоциациями страха лишений и утраты. Интересно, что слишком частые переезды и отделение от мест привязанности рассматриваются психоаналитиками в качестве одного из внешних факторов стойкого повышения настроения (гипоманиакальности). Человек, имеющий опыт переездов в детстве, воспринимает мир полным различных горизонтов и возможностей. Противоположностью ему является то, что я называю «синдромом Пикалево» — по имени печально известного индустриального моногорода. Когда в моногороде закрывается градообразующее предприятие, работники, происходящие из трудовых династий, оказываются в большой растерянности и опустошенности, так как на протяжении поколений преданность конкретному предприятию была основой личной стабильности и самоуважения. А в тоталитарном обществе, поощряющем зависимость личности от государств, переезд в другую страну, да и в целом миграционное поведение, крайне осуждалось. Определенный имперский стереотип мышления концентрировал финансовые потоки вокруг столичных центров, периферия оказывалась плохо управляемой и менее развитой. Поэтому жителям было проще пассивно следовать социальной деградации, чем проактивно искать работу в других регионах.
Сепарационная тревога характерна и для некоторых семей, переживших в своей исторической памяти массивные утраты. Патологический семейный миф «мы дружная семья» запрещает членам такой семьи разлучаться друг с другом, даже в случае острой внешней необходимости. В таких семьях, несмотря на наличие острой конкуренции между братьями и сестрами, принято игнорировать противоречия, почти насильно удерживая совместность, а любое психологическое или физическое отделение также переживается как предательство рода. Поэтому отъезд или переезд сопровождается интенсивной тревогой отделения, с чувствами тоски и вины, или маскируется психосоматическими реакциями, которые уменьшают чувство вины. Такие семьи затрудняют процесс личностного становления (индивидуации), что приводит к саморазрушительным формам психологического отделения. Молодой человек или девушка чувствуют себя в такой семье как в клетке, но попытка выхода из нее сопровождается труднопереносимыми чувствами тревоги, тоски и вины. На этом этапе могут возникать депрессии, суицидальное и парасуицидальное поведение, злоупотребление алкоголем и психоактивными веществами. Сепарационная вина иногда переживается символически в форме привязанности к вещам, которые воплощают тот или иной аспект «духа времени». Она же объясняет огромную популярность ретромузыки и советской эстетики. В этом случае люди избегают расставаться со старой одеждой, мебелью, детскими игрушками. Неуловимо встроенное в переживание сепарационной вины пессимистическое мышление настраивает восприятие переезда как подготовку к очередной утрате, а не как появление новых возможностей.
В мировой культуре в последнее время стало очень заметно влияние американской культуры, ставшей провозвестницей глобализма. Общество, созданное мигрантами, авантюристическими «иванами, не помнящими родства», распространяет модель экономического развития глобального свойства во всем мире. В таком обществе скорость коммуникации ценится гораздо выше, чем глубина. Помимо некоторых неприятных последствий в форме кризиса фундаментальных наук и растущей гаджетомании, нарастает всеобщая тенденция к мобильности трудовых ресурсов. Поэтому условия жизни, комфортные для человека, могут быть воспроизведены в самых разных частях земного шара. Развивающаяся сфера услуг все больше виртуализируется и «открепляет» человека от рабской привязанности к средствам производства. Как бы мы ни относились к этому цивилизационному тренду, нам придется к нему приспосабливаться. Поэтому в возрасте наибольшей мобильности имеет смысл постепенно приучать себя к частым переездам, путешествиям в разные страны, овладению разными языками и знакомствам с различными культурными традициями. Поколение современных детей уже в гораздо большей степени подготовлено к восприятию мобильности, и приоритет скорости обработки информации над глубиной переработки в ближайшие годы сильно изменит наше представление о мире. Однако что мы можем сделать прямо сейчас, чтобы повысить свою мобильность — и при этом сберечь нервы?
Вот несколько простых советов, которые позволят облегчить переезд:
Важно: мобильность — это не сам переезд, а готовность к нему. Необязательно жить на чемоданах, но как минимум стоит позаботиться о том, чтобы в случае чего они были не слишком тяжелыми. Взвесьте все еще раз при желании купить что-то домой. Не помешает также критично взглянуть на уже имеющиеся вещи. Если же переезд грядет, то попробуйте потренировать свою мобильность однодневными поездками за город, небольшими путешествиями на выходные. Москвичам и петербуржцам, например, сам бог велел почаще бывать в гостях друг у друга. Пусть интересный мастер-класс или выставка станут для вас уважительным поводом сесть в поезд. Помните, всегда нужно смотреть вперед. Ностальгия — не помощник и верный путь к депрессии. Поэтому, уехав куда-то, всегда начинайте новую жизнь! Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|