Обратились родители первоклассника с тем, что ребенок затрудняется взаимодействовать со сверстниками. В песочной терапии на первом занятии ярко видно, что присутствует завышенный контроль со стороны родителей. Володя(так назовем нашего первоклашку) старается соответствовать предъявляемым требованиям. И, если не удается достичь поставленной планки, то чувствует себя плохим. На втором занятии работаем с метафорическими картами. Г. Кац, Е. Мухаматулиной ". Из сундука прошлого". Достаёт карту с изображением мальчика, стесняющегося подойти к другим детям. Спрашиваю: "Что чувствует этот мальчик?" Отвечает: "Страх". Исходя из полученных данных в ходе наблюдения за поведением ребенка в песочной терапии ,предполагаю наличие недоверия миру(ранее из беседы с мамой мальчика выясняю, что роды были сложными).Проходим "этап рождения" через игру "Тоннель". Далее предлагаю разместить одноклассников в два нарисованных домика. Один домик изображен красным цветом ,а другой простым карандашом. Распределяет так: "дружу -солнышко(над домиком)-в красный домик, не дружу -тучка -в другой".При распределении записывает имена детей. Затем на воображаемом экране Володя представляет ситуацию, когда дети играют ,а ему трудно подойти к ним. Прошу проговорить вслух:"Я чувствую страх"и при этом следить глазами за "ленивой восьмеркой".Далее слежение глазами без проговаривания за математическими символами(элементы техники ДПДГ) После слежения глазами продолжаем беседу о том ,что изменилось на экране. Отвечает, что стало намного лучше. Далее спрашиваю: "Ты хотел бы детям, где нарисована тучка сделать подарок?" Отвечает: - "Да, подарю им радугу".Рисует радугу. Улыбается:"Они тоже хорошие". На следующем занятии предлагаю Володе на формате листа "А4" изобразить себя ,рисует свою фигурку маленькой и незначительной. Прорисовываем автопортрет несколько раз, добавляя детали.(уши ,устойчивое положение ног, руки ,не зажатые в кулак). Периодически встаёт так, как изображает себя и после удобного и устойчивого расположения проговаривает: "Я есть уверенность". В итоге рисует себя на 3/4 листа и радуется: "Это Я!" На 4-ом занятии родители отмечают, что у Володи улучшились взаимоотношения со сверстниками ,стал выражать себя более свободно. Предлагаю мальчику выбрать фигурки членов семьи и расставить их на столе, подобрав слова каждому персонажу (использую карточки-слова из "Метафоры детских переживаний") Делает выбор: брат-"восторг", мама-"радость", я-"открытие"; папа-"трудно" Фигурки в следующем порядке: мама ,брат, самВова стоят в кругу, а папа в центре. Спрашиваю о значении выбранных слов для каждого. Папа - фигурка "полицейского". Задаю вопрос:"Что значит слово трудно?" Отвечает: "У папы студенты, он устаёт, ему трудно водить машину (недавно ее купили). Он часто ругает меня". Беру чистый альбомный лист и предлагаю ребенку на этом листе изобразить себя ,когда папа стоит вот так(как мальчик расставил персонажи).Рисует себя очень маленьким внизу листа. Беседуем об ощущениях Володи, рисуем на отдельном листе страх акварельными красками(черный грустный смайлик) и разрываем его со словами"Я освобождаюсь от чувства страха". Далее переставляю фигурки мальчика и папы( с разрешения Володи). "Что ты чувствуешь, если папа будет стоять вот здесь?" - показываю место на альбомном листе "А ты здесь?"...на расстоянии от папы фигурка Володи. Отвечает, что немного лучше, но еще страшно. Предлагаю еще раз нарисовать себя. Теперь фигурка среднего размера с большими глазами и восклицательными знаками над головой. Спрашиваю: "А что можно здесь дорисовать, чтобы изменилось неприятное ощущение?" Пишет слова: "Радость" и "Успех" большими буквами и рисует маленькое солнышко (рис.1) Предлагаю проговорить фразу "Я чувствую страх"по" ленивой восьмерке". Использую технику слежения глазами по математическим символам и отсоединение ситуации(папа стоит недалеко и ругает сына) на предполагаемый экран (белая дверь). Затем беседуем о том, что изменилось. Отмечает, что стало легче. Приближаю фигурку папы к фигурке мальчика. Спрашиваю: "Что чувствуешь?" Отвечает: "Ещё немного страшно". Прошу ребёнка проговорить: "Я чувствую тяжесть". И снова движение глазами по символам и соблюдение дыхания (вдох-выдох). На воображаемом экране - папа, уставший от повседневных дел и мальчик, выслушивающий папу. Далее снова задаю вопрос: "Что изменилось?" Отвечает: "Я могу ответить папе, если он спрашивает о поведении в школе и спокойно обо всем рассказать. И мне уже намного легче. Просто папе трудно". "А мы можем заменить фигурку папы-полицейского на другую?" Отвечает: "Да". Заменяет на фигурку "спортсмена". Комментирует: "Он (папа) идёт в горы, ему тяжело". Спрашиваю: "А, что изменилось?" Отвечает: "Папа занимается спортом". Продолжаю: "Как ты чувствуешь себя рядом с ним?" - "Хорошо, спокойно". Проговариваем:"Я есть уверенность"по "ленивой восьмерке".Затем просто говорит вслух с утверждением эти же слова. Прошу изобразить себя на листе формата "А4". Рисует себя высоким в центре листа .(рис 2) На протяжении всей психокоррекционной работы с ребенком, параллельно проводилась консультативная работа с родителями по поводу завышенных требований и ожиданий. Через 2 недели родители отметили улучшение семейной ситуации и ровные отношения Володи с одноклассниками.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.