|
Психоаналитические наблюдения при работе с детьми аутического спектраАвтор статьи: Згама Елена Евгеньевна
Психоаналитические наблюдения при работе с детьми аутического спектра. Данная статья это мои личные наработки в помощь специалистам, которые работают в данной сфере. Возможно, полезным будет родителям и педагогам. (Часть доклада на психоаналитической конференции Евпатория июнь 2017 «Нарушение границ в диаде мать-ребенок и невозможность перехода в Эдип») Мои исследования касаются детей с расстройством аутического спектра. Однако, для того, что бы выделить основную проблему, часто приходиться снимать с ребенка одно нарушение за другим, пока аутическая симптоматика не станет очевидной, проходит большое количество работы. Согласно исследованиям М. Кляйн и М. Маллер, развитие ребенка проходит ряд этапов, на которых мы останавливаться не будем, однако следует их обозначить. Наши размышления касаются первых двух лет жизни, которые знаменуются прохождением параноидно-шизоидной позиции и переходом в депрессивную, как динамический процесс. Однако, в каждом из этих периодов есть ряд субфаз, особенности которых имеют особое значение для данной работы.
Начало сепарации индивидуации Первая субфаза: Дифференциация и формирование образа тела (4-5 месяцев пик симбиоза). Вторая субфаза: Период раннего практикования (способность ребенка удаляться от матери). Третья субфаза: Воссоединение (обретается способность свободного передвижения). Кризис воссоединения 18-20 месяцев и страх потери любви. Исследований детей с атипичным аутизмом, а именно с тем который является массовым и появляется спонтанно в возрасте полутора лет, показывают, что проблема не появляется случайно, и не является резким нарушением в развитии. Зачатки такового можно наблюдать в течение жизни ребенка предшествующие резкой остановке развития. Таким образом, является важным, изучение в рамках нарушений от рождения до яркого формирования симптома. Интересным, является тот факт, что нормальный аутизм, который характерен для детей до трех месяцев, и отличается периодом не катектирования во внешние объекты, резко не похож на вторичный аутизм, который уже является расстройством. Так как катектирование во внешние объекты не прекращается, более того, дети с РДА способны к выстраиванию объектных отношений, они являются не типичными, но достаточно инвестированы со стороны ребенка. Однако, такое инвестирование не является постоянно действующим фактором, это ВКЛЮЧАЮЩАЯСЯ опция. И только при определенном стимулировании, а так же взаимном инвестировании возможен переход к нормальным объектным отношениям аутичного ребенка и взрослого. Разница еще в том, что ребенок продолжает инвестировать в расщепленные и частичные объекты. Мои наблюдения показывают, что дети с РДА находятся в крайнем пределе пограничного состояния, при не сформированной структуре Сверх-Я, но при сохранном рудиментарном Я, которое постоянно подвергается опасности. Кроме того, существует невидимая и не очевидная энергетическая стимуляция агрессивного импульса самого ребенка и синхронно существующему агрессивному импульсу в реальном мире, при неспособности (невозможности в определенный период времени) матери к контейнированию чувств, как своих так и чувств ребенка. Параллельно существующий симптом «истерика», наблюдается у детей с РДА в раннем возрасте, от двух лет до пяти-шести. Далее он трансформируется в состояние, которое можно было бы назвать «упертый», он переходит в силу магического управления, и настойчивого удерживания гомеостаза окружающего мира, что соответствует фазе первичного симбиоза. Вообще, состояние гомеостаза это нормальное состояние организма, однако у аутичных детей, из-за определенных процессов, такое состояние достигается за счет удерживания внешних стимулов, и объектов окружающего мира. Что касается постоянно существующего агрессивного импульса в общей системе, то совершенно не имеет значение агрессия эта между либидинозными объектами или это аутоагрессивный импульс внутри материнского психического аппарата. При развитии аутического спектра ребенок находиться в разгаре либидинозного инвестирования, а так же агрессивных и садистических процессов. В процессе работы с аутичным ребенком, первая степень важности это снятие тревоги, для уменьшения работы расщепления. В данном контексте размышлений, я хотела бы отметить существование симптома, который в возрасте от двух лет и до шести очевиден, но часто исчезает в более старшем возрасте. Это синдром гипперактивности и дефицита внимания. Симптом демонстрирует нам, каким образом критический уровень тревоги может влиять на все поведение ребенка в целом. Данный симптом, связан с невозможностью управлять, не только собственным агрессивным импульсом, но и другими собственными чувствами. Ребенок, по сути, находится в хаосе чувств и мире расщепленных объектов, при этом делает все возможное, что бы первичная Я структуре уцелела, даже будучи поврежденной. Как мы знаем, расщепление может использовать энергию как агрессивного импульса, так и либидинозную, вопрос в том, чего больше, что доминирует в этом процессе. Интересен сам процесс расщепления, так как он не представляется статистически исследуемым и может касаться совершенно разных объектов, которые являются субъективно избираемыми в психике ребенка. А так же могут спонтанно менять полюс. Для примера случай одного мальчика. Определенный промежуток времени смотрел мультфильм, испытывая восторг и удовольствие. Пока в мультфильме не произошло негативно окрашенное субъективное событие. После чего мультфильм, очень резко начал вызывать сильнейшие признаки агрессии, ребенок нападал на плохой объект, желая уничтожить его, в данном случае «планшет». Когда же ему это не удавалось, он начинал громко кричать и закрывать уши, что бы в него не мог проникнуть плохой объект. Со стороны, данный процесс выглядит как сверчувствительность к определенным звукам. Реакция сильнейшим агрессивным импульсом. Однако, в процессе расщепления, «хороший мультфильм» был удален в зону «плохого мультфильма», так как вызывал у ребенка чувства, с которыми ни он, ни его мать справиться не могли. Я не могу, так же, обойти проективную идентификацию в данной ситуации. Собственно произошло перемещение частей себя в плохой уже внешний объект, как попытка управлять этим процессом с помощью физической силы. Таким образом, ребенок избавился от нежелательных отщепленных аспектов, что бы активно их контролировать снаружи. При этом опустошая собственное Я. Разрешите привести цитаты: Гротштейн «Активное и пассивное расщепление указывает на слабый объект поддержки окружения». Бион «С развитием веры в постоянство объекта, ребенок получает возможность использовать объект как контейнер, для, на время, отложенных чувств». Имея дело с аутичным ребенком, мы выстраиваем отношения с пограничным пациентом, в самом крайнем его проявлении, с рудиментарным Я и без созревания Сверх-Я. При постоянно функционирующем расщеплении, которое использует агрессивную энергию. Возраст от года до трех, это период трансформации с преобладанием расщепления. И при большом количестве агрессии расщепление сохраняется, приобретая новые формы, важно об этом не забывать. Мы в состоянии помочь матери справиться с агрессивной составляющей ее ребенка, с помощью контейнирования, однако от нас скрыто большое количество других агрессивных моментов. Мы можем уменьшить интенсивность расщепления, и работать с проективной идентификацией, однако не все факторы нами учтены и нам видны. И в заключении я хочу рассказать про распределение энергий у детей с аутизмом. В норме либидинозная энергия развивается паралельно с агрессивной (По Фрейду: оральная, анальная, фалическая фазы, латентный период и генитальная). У детей с РДА либидо полностью катектировано в теле, отсюда такая гиперчувствительность, высокая возбудимость. А за счет агрессивной энергии, грубо говоря, ребенок живет. Так вот, в процессе психологической работы, помощь в управлении агрессивными импульсами и овладение ими, позволяет перераспределять либидинозный поток. И как следствие выравнивать развитие ребенка. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|