Психоаналитические наблюдения при работе с детьми аутического спектра

Психоаналитические наблюдения при работе с детьми аутического спектра.

            Данная статья это мои личные наработки в помощь специалистам, которые работают в данной сфере. Возможно, полезным будет родителям и педагогам.

(Часть доклада на психоаналитической конференции Евпатория июнь 2017 «Нарушение границ в диаде мать-ребенок и невозможность перехода в Эдип»)

Мои исследования касаются детей с расстройством аутического спектра. Однако, для того, что бы выделить основную проблему, часто приходиться снимать с ребенка одно нарушение за другим, пока аутическая симптоматика не станет очевидной, проходит большое количество работы.

Согласно исследованиям М. Кляйн и М. Маллер, развитие ребенка проходит ряд этапов, на которых мы останавливаться не будем, однако следует их обозначить. Наши размышления касаются первых двух лет жизни, которые знаменуются прохождением параноидно-шизоидной позиции и переходом в депрессивную, как динамический процесс. Однако, в каждом из этих периодов есть ряд субфаз, особенности которых имеют особое значение для данной работы.

  1. Фаза нормального детского аутизма (относительное отсутствие катектирования внешних стимулов)
  2. Начало симбиотической фазы (начинается со второго-третьего месяца жизни, состояние бодрствования это попытки достичь гомеостаза)
  3. Фаза нормального симбиоза (катектирование либидо во внешний мир, особенно в мать)

Начало сепарации индивидуации

Первая субфаза: Дифференциация и формирование образа тела (4-5 месяцев пик симбиоза).

Вторая субфаза: Период раннего практикования (способность ребенка удаляться от матери).

Третья субфаза: Воссоединение (обретается способность свободного передвижения).

Кризис воссоединения 18-20 месяцев и страх потери любви.

Исследований детей с атипичным аутизмом, а именно с тем который является массовым и появляется спонтанно в возрасте полутора лет, показывают, что проблема не появляется случайно, и не является резким нарушением в развитии. Зачатки такового можно наблюдать в течение жизни ребенка предшествующие резкой остановке развития. Таким образом, является важным, изучение в рамках нарушений от рождения до яркого формирования симптома.

Интересным, является тот факт, что нормальный аутизм, который характерен для детей до трех месяцев, и отличается периодом не катектирования во внешние объекты, резко не похож на вторичный аутизм, который уже является расстройством. Так как катектирование во внешние объекты не прекращается, более того, дети с РДА способны к выстраиванию объектных отношений, они являются не типичными, но достаточно инвестированы со стороны ребенка. Однако, такое инвестирование не является постоянно действующим фактором, это ВКЛЮЧАЮЩАЯСЯ опция. И только при определенном стимулировании, а так же взаимном инвестировании возможен переход к нормальным объектным отношениям аутичного ребенка и взрослого. Разница еще в том, что ребенок продолжает инвестировать в расщепленные и частичные объекты.

Мои наблюдения показывают, что дети с РДА находятся в крайнем пределе пограничного состояния, при не сформированной структуре Сверх-Я, но при сохранном рудиментарном Я, которое постоянно подвергается опасности.

Кроме того, существует невидимая и не очевидная энергетическая стимуляция агрессивного импульса самого ребенка и синхронно существующему агрессивному импульсу в реальном мире, при неспособности (невозможности в определенный период времени) матери к контейнированию чувств, как своих так и чувств ребенка.

Параллельно существующий симптом «истерика», наблюдается у детей с РДА в раннем возрасте, от двух лет до пяти-шести. Далее он трансформируется в состояние, которое можно было бы назвать «упертый», он переходит в силу магического управления, и настойчивого удерживания гомеостаза окружающего мира, что соответствует фазе первичного симбиоза.  Вообще, состояние гомеостаза это нормальное состояние организма, однако у аутичных детей, из-за определенных процессов, такое состояние достигается за счет удерживания внешних стимулов, и объектов окружающего мира.

Что касается постоянно существующего агрессивного импульса в общей системе, то совершенно не имеет значение агрессия эта между либидинозными объектами или это аутоагрессивный импульс внутри материнского психического аппарата. При развитии аутического спектра ребенок находиться в разгаре либидинозного инвестирования, а так же агрессивных и садистических процессов.

В процессе работы с аутичным ребенком, первая степень важности это снятие тревоги, для уменьшения работы расщепления.

В данном контексте размышлений, я хотела бы отметить существование симптома, который в возрасте от двух лет и до шести очевиден, но часто исчезает в более старшем возрасте. Это синдром гипперактивности  и дефицита внимания. Симптом демонстрирует нам, каким образом критический уровень тревоги может влиять на все поведение ребенка в целом. Данный симптом, связан с невозможностью управлять, не только собственным агрессивным импульсом, но и другими собственными чувствами. Ребенок, по сути, находится в хаосе чувств и мире расщепленных объектов, при этом делает все возможное, что бы первичная Я структуре уцелела, даже будучи поврежденной.

            Как мы знаем, расщепление может использовать энергию как агрессивного импульса, так и либидинозную, вопрос в том, чего больше, что доминирует в этом процессе.

Интересен сам процесс расщепления, так как он не представляется статистически исследуемым и может касаться совершенно разных объектов, которые являются субъективно избираемыми в психике ребенка. А так же могут спонтанно менять полюс.

Для примера случай одного мальчика. Определенный промежуток времени смотрел мультфильм, испытывая восторг и удовольствие. Пока в мультфильме не произошло негативно окрашенное субъективное событие. После чего мультфильм, очень резко начал вызывать сильнейшие признаки агрессии, ребенок нападал на плохой объект, желая уничтожить его, в данном случае «планшет». Когда же ему это не удавалось, он начинал громко кричать и закрывать уши, что бы в него не мог проникнуть плохой объект.  Со стороны, данный процесс выглядит как сверчувствительность к определенным звукам. Реакция сильнейшим агрессивным импульсом.

Однако, в процессе расщепления, «хороший мультфильм» был удален в зону «плохого мультфильма», так как вызывал у ребенка чувства, с которыми ни он, ни его мать справиться не могли. Я не могу, так же, обойти проективную идентификацию в данной ситуации. Собственно произошло перемещение частей себя в плохой уже внешний объект, как попытка управлять этим процессом с помощью физической силы. Таким образом, ребенок избавился от нежелательных отщепленных аспектов, что бы активно их контролировать снаружи. При этом опустошая собственное Я.

Разрешите привести цитаты:

Гротштейн  «Активное и пассивное расщепление указывает на слабый объект поддержки окружения».

Бион «С развитием веры в постоянство объекта, ребенок получает возможность использовать объект как контейнер, для, на время, отложенных чувств».

Имея дело с аутичным ребенком, мы выстраиваем отношения с пограничным пациентом, в самом крайнем его проявлении, с рудиментарным Я и без созревания Сверх-Я.  При постоянно функционирующем расщеплении, которое использует агрессивную энергию.

Возраст от года до трех, это период трансформации с преобладанием расщепления. И при большом количестве агрессии расщепление сохраняется, приобретая новые формы, важно об этом не забывать. Мы в состоянии помочь матери справиться с агрессивной составляющей ее ребенка, с помощью контейнирования, однако от нас скрыто большое количество других агрессивных моментов. Мы можем уменьшить интенсивность расщепления, и работать с проективной идентификацией, однако не все факторы нами учтены и нам видны.

И в заключении я хочу рассказать про распределение энергий у детей с аутизмом. В норме либидинозная энергия развивается паралельно с агрессивной (По Фрейду: оральная, анальная, фалическая фазы, латентный период и генитальная). У детей с РДА либидо полностью катектировано в теле, отсюда такая гиперчувствительность, высокая возбудимость. А за счет агрессивной энергии, грубо говоря, ребенок живет. Так вот, в процессе психологической работы, помощь в управлении агрессивными импульсами и овладение ими, позволяет перераспределять либидинозный поток. И как следствие выравнивать развитие ребенка.



Просмотров: 426
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Психологическое развитие маленького ребенка:субфаза воссоединения (17-24 месяцев)
  • Ребенок для матери или мать для ребенка?
  • Психологическое развитие маленького ребенка: субфаза консолидации индивидуальности (22-36 месяцев)
  • Психологическое развитие младенца: фазы нормального аутизма и симбиоза (0- 4 месяцев)
  • Что для ребенка является психологической травмой?
  • Развитие и становление ребенка как личности. Часть 2 - Кто такой ребенок?
  • Взаимодействие матери и ребенка в период беременности.
  • Секции и кружки для ребенка. Как психолог может определить направления развития ребенка
  • Слезьте с ребенка! или еще раз о развитии детей
  • Хочу ребенка. Или что влияет на способность женщины к зачатию и вынашиванию ребенка.
  • Предречевой период в развитии ребенка.
  • Показатели развития ребенка в старшем дошкольном возрасте.
  • 9 месяцев до рождения второго ребенка
  • Ребенок избирательно питается. Психоаналитическая трактовка нарушений питания у ребенка.
  • Рождение второго ребенка: особенности воспитания детей разного возраста
  • Почему ребенок ругается с учителями? Причины плохого поведения ребенка в школе
  • Памятка родителям и педагогам "Как отучить ребенка бить других детей?"
  • Как вырастить ребенка удачником, когда ты сам ребенок СССР?
  • Когда Внутренний ребенок может помочь. Алгоритм работы с Внутренним ребенком.
  • Эмоциональное благополучие ребенка в семье (размышления над опытом работы с детьми)
  • Развитие ребенка от 3 - х до 6 -ти месяцев
  • Нарушение границ у ребенка: как правильно реагировать матери
  • Ребенок отличается от других детей: инакий ребенок
  • Как решить водить ребенка в кружок или нет, когда ребенок не хочет?
  • Психологическое развитие ребенка в возрасте от 2х до 3х лет
  • Развитие ребенка от полутора до трех лет
  • Развитие ребенка. Потребности ребенка. Роль родителей в формировании личности.
  • Проблемы молодой семьи после рождения ребенка или "Он+Она=Ребенок"
  • Мой ребенок непоседа! Воспитание гиперактивного ребенка.
  • Ребенок упал, стоит ли жалеть ребенка ?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь